УДК 796.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.С. Мерабян, В.А. Косьян, Б.И. Бондарь
THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZING BASKETBALL LESSONS WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN
V.S. Merabyan, V.A. Kosyan, B.I. Bondar
Аннотация. В статье представлены теоретические основы и результаты внедрения рекомендаций по проведению занятий баскетболом с детьми 5-7 лет. Показана эффективность использования мячей разного размера при обучении двигательных навыков в баскетболе. Установлено, что ребенок на занятии большую часть времени (70-85 %) должен находиться в контакте с мячом. Это обеспечивает формирование чувства мяча.
Abstract. The article presents theoretical basis and results of the implementation of recommendations for conducting basketball lessons with the children of 5-7 years old. The effectiveness of using balls of different sizes in the training of motor skills in basketball is shown. It was found out that a child should be in contact with the ball in the classroom most of the time (70-85 %). This provides a sense of the ball.
Ключевые слова: дети 5-7 лет, баскетбол, игровые действия, устройства.
Keywords: 5-7 years old children, basketball, game activities, devices.
Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим систему образования, в том числе физкультурно-спортивную деятельность в нашей стране, дети старшего дошкольного возраста, при переходе из детского сада в школу должны: владеть культурными способами деятельности; уметь проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; адаптироваться к условиям жизни на основе высокого уровня здоровья, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств [9; 14].
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержание образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы (ООП) говорится о необходимости применения средств, форм, методов, направленных на приобретение детьми двигательного опыта, необходимого для дальнейшей жизнедеятельности. Рекомендовано в систему физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками включать различные группы упражнений, направленные на: развитие координации, в том числе движений крупной и мелкой моторики обеих рук, гибкости, равновесия; способствующие, правильному формированию опорно-двигательной системы и не наносящие
вреда организму; развитие локомоций (ходьбы, бега, мягких прыжков, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами [4; 7; 14].
В этом плане, уникальным средством решения этих задач выступают занятия игровыми видами спорта. В исследованиях ряда авторов показано, что у детей можно, и нужно формировать основные компоненты школы мяча. Для этого рекомендовано использовать баскетбол, футбол и волейбол [1-6; 11]. Доказано, например, что занятия, организованные на основе элементов игры в футбол способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников, эффективности в обучении двигательным действиям, возможно добиться занятиями, построенными на основе применения средств волейбола, и гандбола [13]. Однако, как отмечается в исследованиях М.А. Правдова и Л.Н. Волошиной, обучение элементам спортивных игр с дошкольниками в детских садах носит фрагментарный характер и, как следствие, уровень овладения элементами спортивных игр не соответствует должной норме, программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста [4; 10].
В настоящее время накоплен определенный научно-исследовательский опыт организации занятий баскетболом с детьми старшего дошкольного возраста. Показано, что баскетбол в полной мере является средством физического и социального воспитания детей. Командный характер этой игры обладает большим воспитательным потенциалом. Занятия баскетболом приучают детей преодолевать трудности, воспитывают выдержку, характер.
Действия детей с мячом в системе физического воспитания дошкольников занимают существенное место. При этом анализ содержания программ позволяет констатировать, что сложность упражнений, начиная со второй младшей группы, постоянно повышается. В частности в возрастной группе 6-7 лет дети наряду с такими действиями как подбрасывание мяча разными способами, броски на дальность и в цель, включаются упражнения для формирования навыков отбивания, ведения на месте и в движении, передач и ловля мяча, а также бросков мяча в корзину [2-6; 12].
Данные научных исследований показывают, что упражнения с мячом из арсенала баскетбола способствуют развитию координационных способностей, равновесия, точности, согласованности движений и дифференци-ровке мышечных усилий [7; 8; 11; 12].
Наряду с этим у детей формируются навыки пространственной ориентировки и глазомера. Применение элементов игры в баскетбол в форме как отдельно взятых упражнений, так и игровых ситуаций в значительной мере способствуют развитию быстроты движений, гибкости, силы и скоростно-силовых способностей.
Применение на занятиях упражнений с мячами разного веса и размеров направленно воздействуют на развитие не только крупных мышечных групп, но и что особенно важно, на мелкие мышцы кисти рук.
Упражнения с мячом в баскетболе позволяют симметрично воздействовать на все звенья опорно-двигательного аппарата детей [2; 4-6]. Баскетбол обладает значительным потенциалом не только для гармоничного физического развития, физической подготовленности, но и способствует воспитанию у детей дисциплинированности, соблюдению правил, сотрудничеству в командных действиях, самостоятельности, инициативности, развивает творческие способности [2-10; 17]. Несмотря на множество позитивных характеристик, свойственной баскетболу, а также рекомендаций к ее внедрению в практику физического воспитания детей дошкольного возраста данная игра не получила широкого распространения в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных организаций.
В системе учреждений дополнительного физкультурно-спортивного образования, а также в спортивных школах, педагоги и тренеры активно привлекают к занятиям детей дошкольного возраста, в том числе и к занятиям баскетболом. Однако возникает противоречие между высоким развивающим потенциалом командной спортивной игры баскетбол и недостаточной научной разработанностью методики занятий в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявление теоретических основ и разработка методических рекомендаций организации занятий баскетболом с детьми 5-7 лет в системе учреждений дополнительного физкультурно-спортивного образования.
С целью выявления фактического состояния занятий баскетболом с детьми дошкольного возраста было проведено анкетирование 17 тренеров по баскетболу Новокубанского района Краснодарского края.
Анализ первичных данных позволил установить, что большинство опрошенных тренеров не знакомы с содержанием программы по физическому воспитанию в детских садах. Установлено, что тренерские предпочтения лежат в плоскости тренировочной работы.
Определено, что 45,7 % опрошенных тренеров ранее не занимались с дошкольниками, и не знают особенностей их психофизического развития.
Мнения тренеров о необходимости более широкого привлечения детей к систематическим занятиям баскетболом оказались различными. Больше половины (54,9 %) согласны с этим, 33,8 % - затруднились ответить на данный вопрос, а 11,3 % считают, что занятия с детьми спортивными играми являются травмоопасными. Несмотря на то, что большинство педагогов согласны с тем, что баскетболом могут заниматься дошкольники 5-7 лет, только 40 % считают, что готовы к этой деятельности. При этом 60 % считают, что для этого нужно пройти курсы повышения квалификации и, естественно, разработать специальную методику занятий. При этом установлено, что тренеры испытывают трудности в работе с детьми по формированию умений и навыков владения мячом в баскетболе. Связано это прежде всего
с тем, что размеры и вес мяча не всегда соответствуют антропометрическим параметрам детей.
Опираясь на данные ранее проведенных исследований, рекомендации специалистов по баскетболу были разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий баскетболом с детьми 5-7 лет, которые были внедрены в практику работы МАУ спортивной школы «Крепыш» им. К.Х. Тамазова г. Новокубанска.
В качестве основных рекомендаций для организации и проведения занятий с дошкольниками баскетболом было предложено проводить их на начальном этапе в индивидуальной и индивидуально-групповой форме, а по мере освоения детьми действий с мячом в малых командах от 2-3-х человек до 3-4-х. Время проведения 35-40 минут. При этом занятия должны носить игровой характер. Использовать мячи разных размеров -от малых теннисных до мячей соответствующих антропометрическим размерам кисти детей.
Распределение времени на виды подготовки на занятиях представлены в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение видов подготовки на занятиях баскетболом с детьми 5-7 лет в году
Разделы подготовки программы Общее количество часов
по баскетболу 1-й год 2-й год
5-6 лет 6-7 лет
Теоретическая 1 2
ОФП 39 44
СФП 26 24
Техническая 7 20
Тактическая - 20
Контрольные испытания 3 4
Всего 76 114
На каждом занятии у ребенка должен быть свой игровой мяч. В среднем объем времени, когда ребенок выполняет действия с мячом на занятии, составляет 70-85 % от общего времени выполнения упражнений. Это является одним из ключевых условий организации занятий. Этот подход обеспечивает условия для формирования у детей чувства мяча или так называемой, своеобразной «схемы тела с мячом» и осознание ребенком мяча как части руки («схема звена с мячом).
Специальные подводящие упражнения с мячом выполнялись на устройствах изготовленных аспирантами и магистрами АГПУ на базе спортивной школы Крепыш.
Рис. 1 - Тренажер для прыжков вверх:
1 - кронштейн; 2 - поворотная втулка с фиксатором; 3 - фиксатор; 4 - стержень; 5 - шайбы; 6 - спицы разной длины; 7 - разноцветные шарики; 8 - мягкий коврик
О
Рис. 2 - Игровое устройство для тренировки бросков мяча
Данное устройство располагается на высоте от 80 до 170 см от земли. Цель игры - попасть мячом в верхнее отверстие и набрать наибольшее количество очков, написанных на трубе, из которой выкатится мяч.
Рис. 3 - Стойка с подвешенным мячом:
1 - стойка (шест) высотой до двух метров; 2 - пружина; 3 - капроновый шнур
Снаряд используется для игры с мячом.
Рис. 4 - Шест-стойка для игры с мячом:
1 - шест (высота -170 см); 2 - веревка (длина -155 см); 3 - мяч
В игре могут принимать участие 2 или 4 человека. Задача игроков -закрутить мяч при помощи бросков или ударов на шесте в сторону противоположную ударам партнера.
Положительные, достоверно значимые изменения в уровне сформиро-ванности двигательных навыков у детей ЭГ по сравнению с дошкольниками
КГ подтвердили эффективность предложенных методических рекомендаций, апробированных в ходе педагогического эксперимента.
В таблице 2 приведены экспертные оценки, характеризующие изменения в показателях техники двигательных действий детей при выполнении действий с мячом в баскетболе у детей ЭГ и КГ.
Таблица 2
Экспертная оценка сформированности двигательных действий в баскетболе у детей в ходе педагогического эксперимента (в баллах)
Двигательные задания Сроки Возраст, группы
5-5,9 лет 6-6,8 лет
ЭГ (7 чел.) КГ (7 чел.) ЭГ (8 чел.) КГ (8 чел.)
Ведение мяча одной рукой (5 м) До 1,1±0,2 1,3±0,2 2,3±0,2 2,3±0,2
После 3,5±0,3 2,9±0,3 4,65±0,3 3,2±0,3
Подбрасывание мяча вверх и его ловля (10 раз) До 1,5±0,2 1,2±0,2 2,4±0,2 2,3±0,2
После 3,2±0,3 2,2+0,3 4,7±0,3 3,1+0,3
Броски мяча двумя руками от груди в цель (5 раз) До 1,1±0,2 1,1±0,2 2,4±0,2 2,4±0,2
После 3,7±0,3 1,7±0,2 4,8±0,3 3,1±0,2
В экспериментальной группе итоговые оценки превышают показатели детей контрольной группы. Анализ экспертных оценок, полученных в ходе видеоанализа движений, показывает, что за время занятий баскетболом у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в качестве выполнения упражнений. Объяснение данному факту кроется в систематичности применения данных упражнений на тренировочных занятиях и в целенаправленном развитии координационных способностей с помощью применения специальных подводящих упражнений с мячом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашкявичене, Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 160 с. - Текст : непосредственный.
2. Батанцев, Н. И. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания детей 6-7 лет на основе использования элементов спортивных игр / Н. И. Батанцев. - Текст : непосредственный // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1-2. С. 9-14.
3. Дремуха, Н. В. Использование элементов игры в баскетбол как средство развития действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дремуха. -Текст : непосредственный // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сфера : материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и учёных / Институт экономики, управления и права. - М., 2013. - С. 333-335.
4. Волошина, Л. Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников : монография / Л. Н. Волошина. - Екатеринбург, 2004. - 160 с. -Текст : непосредственный.
5. Гаськов, А. В. Овладение элементами игры в баскетбол детьми дошкольного возраста / А. В. Гаськов, Э. Э. Мендот, И. Э. Мендот - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. - 2012. -№ 4 (15). - С. 96-99.
6. Ермакова, Ю. Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ермакова Юлия Николаевна. - Шуя, 2010. - 182 с. - Текст : непосредственный.
7. Змановская, Е. А. Особенности обучения старших дошкольников игре баскетбол / Е. А. Змановская. - Текст : непосредственный // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск, 2015. - С. 100-103.
8. Учет индивидуальных особенностей паспортного и биологического возраста при организации занятий с юными баскетболистками / Ю. Б. Никифоров, Е. Ю. Никифорова, С. В. Михель, М. А. Правдов. - Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России : материалы научной (национальной) конференции / отв. ред. М. А. Правдов. - Шуя, 2018. - С. 116-118.
9. Покладов, А. А. Структура и содержание занятий баскетбольным фристайлом / А. А. Покладов, М. А. Правдов. - Текст : непосредственный // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : сборник материалов национальной научно-практической конференции. - Шуя, 2020. -С. 177-180.
10. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Правдов. - Шуя, 2003. - 419 с. - Текст : непосредственный.
11. Правдов, М. А. Баскетбол в детском саду: позиция родителей / М. А. Правдов, С. К. Латина. - Текст : непосредственный // Научный поиск. - 2016. -№ 2. - С. 75-77.
12. Взаимодействие семьи и детского сада в физкультурно-спортивной деятельности дошкольников : монография / М. А. Правдов, Ю. Б. Никифоров, Д. М. Правдов, А. А. Щепелев. - Пенза, 2020. - С. 45-56. - Текст : непосредственный.
13. Правдов, М. А. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста : монография / М. А. Правдов, Д. М. Правдов. - Шуя, 2008. - С. 15. -Текст : непосредственный.
14. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637;div=LAW; dst= 1000000012,0; rnd=189271.16551999972759202. - Текст : электронный.
15. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А. А. Горелов, И. М. Козлов, М. А. Правдов, Я. К. Коблев. -Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 57.
16. Финогенова, Н. В. Построение физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов спортивных игр / Н. В. Финогенова, С. Сухда, Л. Н. Волошина. - Текст : непосредственный // Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения : сборник мат. с межд. участием науч.-практ. конференции. - Волгоград : ФГБОУ ВО «ВГАФК»,
2017. - С. 132-136.
17. Ярославцева, Е. С. Физическое развитие детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол / Е. С. Ярославцева. - Текст : непосредственный // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 1. - С. 283-285.
REFERENCES
1. Adashkyavichene E.I. Sportivnye igry i uprazhneniya v detskom sadu [Sports Games and Exercises in Kindergarten]. M., Prosveshchenie, 1992. 160 p.
2. Batantsev N.I. The development of physical qualities in the process of physical education of 6-7 years old children based on the use of elements of sports games. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma = Problems of Improving Physical Culture, Sports and Olympism, 2015, No. 1-2, pp. 9-14. (In Russian).
3. Dremukha N.V. The use of elements of basketball as a means to develop actions with a ball in older preschool children. Tendencii izakonomernosti razvitiya sovremennogo rossijskogo obshchestva: ekonomika, politika, social'no-kul'turnaya i pravovaya sfera = Trends and Patterns of the Development of Modern Russian society: Economics, Politics, Social, Cultural and Legal Spheres, 2013, pp. 333-335. (In Russian).
4. Voloshina L.N. Igry s elementami sporta v sisteme fizicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Games with Sports Elements in the system of Physical Education of Preschoolers]. Ekaterinburg, 2004. 160 p.
5. Gaskov A. V., Mendot E.E., Mendot I.E. Mastering the elements of basketball by preschool children. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tuvan State University, Pedagogical Sciences, 2012, No. 4 (15), pp. 96-99. (In Russian).
6. Ermakova Yu.N. Metodika fizkul'turnyh zanyatij s det'mi 5-7 let na osnove ispol'zovaniya elementov igry v futbol [The Methods of Physical Education with 5-7 Years Old Children Based on the Use of Elements of Football]. Candidate's diss. Shuya, 2010. 182 p.
7. Zmanovskaya E.A. Features of teaching older preschoolers to play basketball. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma = Promising Directions in the Field of Physical Culture, Sports and Tourism, 2015, pp. 100-103. (In Russian).
8. Nikiforov Yu.B., Nikiforova E.Yu., Mikhel S.V., Pravdov M.A. Taking into account individual characteristics of passport and biological age when organizing classes with young basketball players. V sbornike: Fizicheskaya kul'tura i sport: vospitanie grazhdanina Rossii = Physical Culture and Sports: Education of a Citizen of Russia,
2018, pp. 116-118. (In Russian).
9. Pokladov A.A., Pravdov M.A. The structure and content of basketball freestyle classes. Fizicheskoe vospitanie v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo processa = Physical Education in the Context of the Modern Educational Process, 2020, pp. 177-180. (In Russian).
10. Pravdov M.A. Integratsiya dvigatel'noy i poznavatel'noy deyatel'nosti detey na fizkul'turnyh zanyatiyah v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [The Integration of Motor and Cognitive Activity of Children in Physical Culture Classes in Preschool Educational Organizations]. Doctoral diss. Shuya, 2003. 419 p.
11. Pravdov M.A., Latina S.K. Kindergarten basketball: parents' attitude. Nauchnyi poisk = Scientific Search, 2016, No. 2, pp. 75-77. (In Russian).
12. Pravdov M.A., Nikiforov Yu.B., Pravdov D.M., Shchepelev A.A. Vzaimodejstvie sem'i i detskogo sada v fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti doshkol'nikov [The Interaction of Family and Kindergarten in Physical Culture and Sports Activities of Preschoolers]. Penza, 2020. P. 45-56.
13. Pravdov M.A., Pravdov D.M. Razvitie tochnosti dvizheniy u detey doshkol'nogo vozrasta [The Development of Movement Accuracy in Preschool Children]. Shuya, Shuya State Pedagogical University, 2008. P. 15.
14. Prikaz ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Order of October 17, 2013 No. 1155. On Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?r. (In Russian).
15. Gorelov A.A., Kozlov I.M., Pravdov M.A., Koblev Ya.K. Problems of physical education of preschool children and approaches to their solution. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical Culture: Upbringing, Education, Training, 2002, No. 4, p. 57. (In Russian).
16. Finogenova N.V., Sukhda S., Voloshina L.N. Organizing physical education of preschool children based on the elements of sports games. Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya: perspektivy i puti resheniya = Modern Problems of Physical Education of the Younger Generation: Prospects and Solutions, 2017, pp. 132-136. (In Russian).
17. Yaroslavtseva E.S. Physical development of preschool children when learning to play basketball. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki = Proceedings of the Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2017, No. 1, pp. 283-285. (In Russian).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Мерабян, В. С. Теоретические основы организации занятий баскетболом с детьми старшего дошкольного возраста / В. С. Мерабян, В. А. Косьян, Б. И. Бондарь. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2. - С. 25-34.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Merabyan V. S., Kosyan V. A., Bondar B. I. Theoretical Foundations of Organizing Basketball Lessons With Older Preschool Children / V.S. Merabyan, V.A. Kosyan, B.I. Bondar // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 2, pp. 25-34. (In Russian).