- обладать логическим, абстрактным и аналитическим мышлением;
- умение проявлять интуитивные способности в различных ситуациях;
Основными чертами интеллектуально - коммуникативных компетенций являются:
- выработанная в результате теоретических и практических занятий умственная способность к переработке большого объема материала;
- гибкость, легкая приспособляемость к быстро меняющимся условиям;
- внутренняя мыслительная активность, побуждающая к поиску нужных, соответствующих событию признаков и их анализу.
На сегодняшний момент педагогическая практика и научные исследования утверждает, что переход к «компетентностному» обучению, которое не реализуется в рамках одного предмета, необходимо рассматривать в системе. Системность в обучении с целью овладения как предметными, так и ключевыми компетенциями позволит за один период времени достичь максимального результата, что приведет к повышению профессионализма и конкурентоспособности выпускников. Ключевые компетенции обуславливают необходимость введение в структуру профессиональной компетенции обучающихся мотивационно - эмоциональный модуль [2]. Данный модуль включает в себя следующие составные части:
- постоянное эмоционально-положительное отношение к выполняемой работе в профессиональной деятельности;
- способность быстрого реагирования на ситуации и учение проявлять настойчивость с целью достижения положительного результата выполняемой работы;
- ответственность;
- инициативность;
- стремление к саморазвитию.
При рассмотрении профессиональной направленности важно помнить и про предметно-методическую, которая является сопутствующим компонентом при организационной составляющей. Оба этих компонента составляют основу образовательной среды вуза. В процессе обучения обучающийся должен помнить, что учебный процесс и образовательная среда в целом содержат и нравственные аспекты, также мотивацию профессионального и служебного роста. Этот блок относиться к личностно - ориентированному. Преследуя поставленные цели образовательная среда должна содержать необходимое количество методов и средств формирования и развития профессионально необходимых и важных компетенций. Ставка в данном случае делается на личностные и интеллектуальные качества выпускник - профессионала. Не маловажную роль в данном случае играют компьютерные обучающиеся программы и системы, а также специально оборудованные классы, которые образуют интеллектуальную основу обучения и подготовки обучающихся, но и позволят чувствоваться уверенность в профессиональной деятельно, что приводит его к востребованность на рынке труда.
Выводы. Сегодня к выпускникам высших учебных учреждений предъявляются все новые и новые требования. Такая ситуация обусловлена тем, что сначала заявить, а в дальнейшем и проявить себя в профессиональной деятельности может только высококвалифицированный специалист, который в процессе обучения формировал профессиональные компетенции при изучении каждой из дисциплины.
Выделенные и рассмотренные нами компетенции в рамках нашего исследования должны рассматриваться как элементы одного целого, так как связь между ними очевидна. Такой подход обусловлен тем, что более глубокому и полному усвоению для получаемых знаний способствует мышление интеллектуального типа и позволяет их применять для решения практических задач, а так же способствует поиску наиболее верного решения при нестандартных ситуациях. Развитие и дальнейшее формирование профессиональных компетенций позволит сформировать не только профессионально направленные навыки и основные приемы работы, но и личные качества, которые также необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Тойшева О.А. Личностно-ориентированное обучение в системе высшего образования. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № S1. С. 42-43.
2. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В. Основные тенденции развития высшего образования в условиях информатизации общества. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 256-259.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Аннотация. Агрессивное поведение младших школьников с каждым годом становится более выраженным. Существует необходимость коррекции агрессивного поведения младших школьников и недостаточной изученности возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Проблема исследования связана с поиском и обоснованием возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Коррекция агрессивного поведения необходима не только для социализации учащегося, выстраивания его благоприятного межличностного общения с окружающими людьми, оптимизации работы педагогов по обучению и воспитанию младших школьников, но и для достижения результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ключевые слова: младший школьный возраст, коррекция, сказкотерапия, агрессивное поведение.
Annotation. The aggressive behavior of younger schoolchildren becomes more pronounced every year. There is a need to correct the aggressive behavior of younger students and the lack of knowledge of the possibilities of fairytale therapy in correcting the aggressive behavior of younger students. The problem of research is related to the search for and justification of the possibilities of fairy-tale therapy in correcting the aggressive behavior of younger students. Correction of aggressive behavior is necessary not only for the socialization of the student, building his favorable interpersonal communication with other people, optimizing the work of teachers in training and educating younger students, but also for achieving the results of the Federal State Educational Standard of Primary General Education.
Keywords: primary school age, correction, fairytale therapy, aggressive behavior.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одной из задач выступает сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни учащегося [1]. Агрессивное поведение младших школьников может быть опасным для жизни и здоровья, как объекта агрессии, так и для субъекта, на которого оно направлено. Оно препятствует выстраиванию образа жизни, соответствующего общественным нормам, поскольку наносит деструктивное воздействие на межличностное общение и проявление социально одобряемого поведения. Для осуществления деятельности образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также для социализации учащегося, выстраивания его благоприятного межличностного общения с окружающими людьми необходимо проводить работу по коррекции агрессивного поведения.
Одно из первых исследований агрессивного поведения было предложено в 1920 г. З. Фрейдом, который рассматривал агрессивное поведение, как врождённое. К. Лоренц в своей работе «Агрессия» утверждал, что агрессия берёт свое начало из врождённого инстинкта — борьба за выживание [14, с. 133]. Д. Доллард и его единомышленники считали, что побуждение к агрессии возникает у индивида, пережившего фрустрацию. В теории социального научения А. Бандура заявлял, что агрессия это форма поведения, усвоенного в процессе социального научения [4, с. 25].
Проблема агрессии и возникновения агрессивного поведения у младших школьников многие годы остаётся актуальной и вызывает интерес, представляя собой, один из проблемных вопросов отечественной и зарубежной психологии. Её изучением занимались М. Алворд, Р. Т. Байярд, П. Бейкер, Р. Бэрон, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Ф. Кернберг, В.Т. Козлова, К.Лоренц, В. Оклендер и другие ученые. Однако они на сегодняшний день не сошлись в едином мнении о возможностях коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Каждые 10 лет Российская академия наук проводит исследования агрессивности в поведении россиян. Уровень агрессивного поведения россиян по данным исследования, в том числе детей и подростков, с каждым годом возрастает, для 67% опрошенных данное поведение считается «нормой». На сегодняшний день учителя отмечают, что количество младших школьников, имеющих признаки агрессивного поведения, возрастает. Учителям трудно с ними работать и зачастую они не знают, как справиться с таким поведением. Здесь проявляется потребность в наличии методического инструментария по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
В младшем школьном возрасте происходит переход ребенка в новые социальные отношения, в связи с этим появляется агрессивное поведение как реакция, которая обуславливается изменениями внутренними и внешними в социальной направленности [5].
Педагог-психолог в коррекции агрессивного поведения младших школьников может использовать различные методы, техники, упражнения и средства, направленные на разные компоненты агрессивного поведения. Необходимо рационально и грамотно подходить к выбору средств коррекции поведенческих нарушений младших школьников.
В России и за рубежом возрастает интерес к применению сказкотерапии в коррекционной деятельности практических психологов. Большинство специалистов системы образования, будь то учителя или педагоги-психологи стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. Как показывают исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова сказкотерапия выступает одним из наиболее практичных средств по снижению агрессивности в поведении младших школьников [6].
Несмотря на достаточное количество исследований в области агрессивного поведения младших школьников, проблема его коррекции с использованием метода сказкотерапии остается недостаточно изученной.
Коррекционная работа в образовательной организации это сложный многоуровневый вид работы для педагога-психолога, так как коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, которая проводится с проблемными учащимися, которую организуют с учетом нарушений и индивидуальных особенностей каждого учащегося [7].
Применение педагогами-психологами сказкотерапии дает возможность помочь учащемуся справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
Для педагога-психолога привлекательность сказкотерапии в коррекционной работе заключается в том, что данное средство коррекции универсально для различных психологических проблем на уровне ценностей.
Сказкотерапия выступает гибкой формой психотерапевтической и коррекционной работы. Данный метод предоставляет возможность пережить, проиграть, осознать какую-либо проблемную ситуацию удобным для учащегося способом, корректно выразить переживания и негативные эмоции [12]. Сказкотерапия позволяет учащемуся без труда погрузиться в воображаемый мир, активно в нём действовать и творчески преображать, что влияет на планомерное и щадящее для психики коррекционное воздействие. Восприятие сказок имеет значение в коррекции агрессивного поведения, так как через данный процесс происходит психическое развитие ребенка, становление личности учащегося, раскрытие его творческого потенциала [13].
Эффективность сказкотерапии в коррекционной деятельности определяется рядом положений:
— посредством работы со сказками происходит процесс налаживания контакта между учащимся и педагогом-психологом, снимется сопротивление учащегося и, настраивая его на размышления, формируется благоприятное взаимодействие с группой, налаживаются коммуникативные связи;
— сказкотерапия позволяет научиться проще воспринимать неоднозначные, сложные жизненные ситуации и находить их решение;
— сказкотерапия посредством использования различных приёмов и форм работы настраивает на позитивное отношение к коррекционному процессу и разрешению проблемы;
— благодаря мудрости народа, заложенной в сказках можно увидеть вариант решения какой-либо трудности [11].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему, так называемой, «сказкотерапевтической психокоррекции». Суть данной системы заключается в процессе знакомства с сильными личностными характеристиками учащегося, расширение его поля сознания и развитие навыков поведения, поиске пути решения трудных ситуаций, принятие личности учащегося и взаимодействие «на равных» посредством сказок [11].
Результатом коррекционной работы с использованием сказкотерапии будет являться удовлетворение естественных психологических потребностей младших школьников, посредством чего младшие школьники приобретают:
1. Автономность, выраженную в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
2. Активность, которая предполагает способность владеть инициативой общения, стимулирует коммуникативность, управление процессом общения, побуждает эмоциональный отклик на состояние партнера.
3. Социальную компетентность.
4. Мотивацию, включающую отношение к окружающим, проявление эмпатии.
5. Когнитивность, которая связанна с познанием окружающих, способностью воспринимать потребности, настроение, эмоции окружающих;
6. Поведенческие изменения, позволяющие выбирать адекватные проявления поведения при общении и взаимодействии с другими людьми [2].
Таким образом, в коррекционной деятельности сказкотерапия эффективна тем, что:
— даёт возможность успешно установить контакт между педагогом-психологом, сверстниками и учащимся;
— в сказках предложено решение какой-либо проблемной ситуации;
— сказки несут свободу выражения и слова, без боязни осуждения;
— благодаря мягкому психокоррекционному воздействию на уровень бессознательного эффективно протекает процесс работы, незаметно для самого ученика происходит процесс трансформации личности;
— сказки оказывают влияние на поведение учащегося, эмоциональную сферу и общение его с окружающими.
Младшим школьникам, имеющим агрессивное поведение, при всей индивидуальности присущи общие характеристики. К ним относятся: примитивные ценностные ориентации, ограниченность увлечений, узкие и неустойчивые интересы. Они озлобленны, эмоционально грубы, нестабильны в самооценке, эгоцентричны, упрямы, проявляют неадекватные реакции в трудных ситуациях, преобладают защитные механизмы [10]. Все это влияет на нарушение ими общественных норм, нарушение самооценки и межличностного общения, эмоциональных проявлений.
В процессе сказкотерапии при восприятии сказок и изучении их нравственного урока формируется личность младшего школьника. В процессе восприятия сказок работу выполняет левое полушарие мозга, извлекающее из сюжета логический смысл, правое полушарие ответственно за воображение, мечтания, фантазии связанные со сказкой. На сознательном уровне младший школьник может не принять сказку, однако эффект присутствует на уровне бессознательном.
Эффективность сказкотерапии в психокоррекции заключается в:
— отсутствие в текстах сказок прямых нравоучений и указаний, события сказок логичны и естественно происходят одно из другого, тем самым учащийся усваивает причинно-следственную связь норм, существующих в окружающем мире, у него формируются социальные навыки поведения;
— идентификация учащегося с жизненным опытом поколений, заложенном в сказке, столкновение с проблемной ситуацией и поиск выхода из нее героем сказки развивает самосознание младшего школьника и его эмоциональную регуляцию;
— возможности самостоятельного собирания сюжета сказки;
— непосредственности и визуальной простоте средства, благодаря чему легче наладить контакт с младшим школьником, передать информацию о чем-либо, развить позитивное межличностное общение.
Работа со сказками в сказкотерапевтическом занятии по коррекции агрессивного поведения позволяет:
1. Использовать сказки как метафоры. Метафорический смысл сказки побуждает у учащегося свободные ассоциации, касающиеся его жизнедеятельности, эти метафоры обсуждаются в ходе сказкотерапевтического занятия, что приводит к самоанализу и перестройке внутренних характеристик личности и поведения, способствует формированию позитивного межличностного общения.
2. Рисовать по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявятся в творчестве и могут быть проанализированы.
3. Обсудить поведение и мотивы поступков героев. Служит средством обсуждения общественных норм и ценностей в поведении учащегося.
4. Проигрывать эпизоды сказок. Позволяет младшему школьнику прочувствовать эмоциональные ситуации, проиграть эмоции, освободиться от эмоционального напряжения и развивает регуляцию эмоций.
5. Проводить творческую работу по мотивам сказок (написание, переписывание), в ходе которого происходит замещение неэффективно модели поведения.
Под коррекцией агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии понимается «замещение» неэффективной модели поведения, на благоприятную и продуктивную, обучение учащегося нормам, существующим в окружающем мире, контролю эмоциональных проявлений [11]. Для эффективности психотерапевтического и психокоррекционного воздействия сюжет сказки, используемый в процессе сказкотерапии, должен быть в чем-либо аналогичен проблеме младшего школьника, но не иметь с ней полноценного сходства [15].
Младший школьник свободно погружается в воображаемый мир сказки, активно в нем действуя и творчески преобразуя. Главное достоинство сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников заключается в том, что учащийся данной возрастной категории легко идентифицирует себя с героем сказки, принимает на себя данную роль.
При использовании приёма слушания сказки у учащегося возникает внутренний конфликт, он идентифицирует себя с главным героем и рассматривает свои действия «со стороны». Как правило, учащихся агрессоров окружающие сверстники отвергают, не взаимодействуют с ними, поэтому младшие школьники с агрессивным поведением без особого труда сравнивают себя с героем сказки. По ходу развития сюжета учащийся будет встречаться с разными героями, которые наполнены положительной характеристикой. Главный герой сказки нарушает общественные нормы такие как: благодарить за доброе дело, вежливо общаться, попрощаться при расставании. В сказкотерапии при развитии социальных навыков поведения младших школьников с агрессивным поведением так же используются народные сказки. В народных сказках содержится жизненный опыт многих поколений, поэтому положительный образ героя в данных сказках демонстрирует нравственные ценности и благоприятное социальное поведение. В народных сказках существуют разные типы героев, отражающие нравственный идеал:
— герой-ребенок, сражающийся со злом, учит, что с детства нужно быть воспитанным и соблюдать социальные правила;
— средневековый героический тип демонстрирует возможности защиты своего пространства благоприятным способом;
— созидательный, которому противопоставляется антигерой, демонстрирует обустройство жизни, восхваляет труд и ценность творчества.
При коррекции агрессивного поведения младших школьников важно способствовать развитию позитивных межличностных отношений с окружающими людьми. Метафора в сказках посредством присущих ей свойств выступает как средство построения взаимопонимания между учащимся и окружающим миром, что способствует формированию позитивных межличностных отношений.
При использовании приёмов анализа сказок, рассказа, проигрывания развиваются позитивные межличностные отношения, которые выражаются в умении слушать и сопереживать, использовать в речи грамотные и положительно окрашенные обороты. При применении данных приёмов сказкотерапии педагог-психолог обращает внимание на интонацию при рассказе, оговорки. Когда происходит слушание, обращается внимание на концентрацию, умению не перебивать, благоприятно реагировать на фразы окружающих людей.
При проигрывании сказок большое внимание уделяется общению и взаимодействию учащихся внутри сценки, телесные движения, вхождение в заданную роль и ее принятие, таким образом, развивается творческая сторона личности и формируются позитивные межличностные отношения.
На сказкотерапевтическом занятии личность учащегося принимается такой, какая она есть, и поведение его не оценивается по категориям: «хорошо» или «плохо», что так же способствует формированию самооценки младшего школьника. В процессе идентификации собственной личности с героем произведения, обсуждения метафорического смысла сказочного сюжета и выполнения заданий по сказкам, учащийся самостоятельно сможет оценить собственное поведение [8].
При проявлении агрессии учащиеся выражают негативные эмоции в неадекватной форме, которые способны нанести деструктивное влияние на окружающих. С помощью сказкотерапии можно сформировать осознание эмоций и эмоциональную регуляцию младшего школьника в различных жизненных обстоятельствах. Выделяют следующие коррекционные функции сказкотерапии в эмоциональной сфере:
— психологическая подготовка к трудным эмоциональным переживаниям, через слушание и «прохождение» трудностей сказочного сюжета совместно с героем, анализ сказок;
— символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, через проигрывание сказочного сюжета;
— осознание и принятие в символической форме своей эмоциональной активности, через переписывание и рассказывание сказок [15].
В формировании эмоциональной регуляции средствами сказкотерапии имеет значение то, что сюжет используемых в терапии сказок вызывает у младших школьников эмоциональный резонанс, обращаясь к бессознательному, побуждает скрытые эмоции и чувства. После рассказа или прочтения сказки, благодаря побуждению эмоционального резонанса, учащийся может выражать эмоции неконтролируемо. При обсуждении происходит осознание эмоций и принятие их, уточняются причины их возникновения, осознаются сюжетные линии сказки, побудившие данные эмоции. В процессе проигрывания подобные эмоции могут не возникнуть, или проявиться менее импульсивно. При аналогичной ситуации они будут более осознанны и контролируемы.
Выводы. При использовании любого приёма сказкотерапии (анализ, слушание, рассказ, переписывание, проигрывание, сочинение) младшему школьнику, имеющему агрессивное поведение важно его контролировать. Сам сказкотерапевтический процесс может выступать средством формирования эмоциональной регуляции и умения управлять собственными эмоциями, в связи с оценкой учащимся самого себя, собственного поведения, поступков, чувств и эмоций.
Таким образом, сказкотерапия позволяет проводить коррекцию агрессивного поведения младших школьников, поскольку:
— формирует социальные навыки поведения, посредством усвоения общественных норм, за счет идентификации личности учащегося с героем сказки;
— способствует формированию позитивных межличностных отношений, за счет метафорического смысла сказки;
— побуждает развитие самооценки младшего школьника, посредством без оценочного отношения педагога-психолога, что способствует реализации коррекционного процесса и изменению поведения, формированию эмоциональной регуляции.
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 31 декабря. — № 53 (ч. 1). — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2018).
Литература:
2. Акимова, М.К., Козлова В.Т. Психофизеологические особенности индивидуальности школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: Юрайт, 2018. — 192 с.
3. Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки в 2 томах [Текст] / А.Н. Афанасьев. — М.: Книговек, 2017. — 604 с.
4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель ПРЕСС, 2000. — 508 с.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / под ред. Е. Строгановой — СПб.: Питер, 2014. — 416 с.
6. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Генезис, 2015. — 228 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. — 536 с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2015. — 40 с.
9. Дементий, Л.И., Купченко, В.Е. Агрессия: понятие, подходы, диагностика. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. — Омск.: Омск госуниверситет, 2012. — 40 с.
10. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Г. Долгова. — М.: Генезис, 2013. — 216 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.:Речь, 2018. — 320 с.
12. Кузьмин, Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция [Текст] / Д.А. Кузьмин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — №5 — С. 161-164
13. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2018. — 420 с.
14. Лоренц, К. Агрессия [Текст] / К. Лоренц. — М.: Римис, 2015. — 322 с.
15. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2013. — 400 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пашков Геннадий Николаевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровизации на современное российское образование. Определены положительные и отрицательные стороны данной образовательной сферы. Проанализированы мнения россиян о воздействии «цифры» на интеллектуальные способности подрастающего поколения.
Ключевые слова: цифровизация, образовательная сфера, образовательные проекты, цифровые технологии.
Annotation. The article discusses the impact of digitalization on modern Russian education. Positive and negative sides of this educational sphere are defined. The opinions of Russians about the impact of "figures" on the intellectual abilities of the younger generation are analyzed.
Keywords: digitalization, educational sphere, educational projects, digital technologies.
Введение. В современных условиях реализуемой образовательной среды происходит процесс глубокой трансформации российского образования. Эти изменения обусловлены запросами прогностики таких масштабных проектов, как: «Образование 2030», «Образование 2035». По результатам реализации этих проектов должны быть вытеснены или, точнее сказать, полностью ликвидированы те традиционные модели образовательной системы, которые активно использовались до настоящего времени. Предполагается в качестве мощной и перспективной альтернативы замена их на технологии «цифрового образования». Масштабно эти проблемы обсуждались при анализе плюсов и минусов национального проекта «Образование», утверждённого в сентябре 2018 г., на который сегодня направлено пристальное внимание ученых, общественности, педагогов, психологов, социологов, а также всех тех, кому сегодня не безразлична судьба российского образования.
Актуальность и значимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.
Проблема всеобщей цифровизации образования рассматривается сегодня в качестве общеизвестной дилеммы узника: с одной стороны, необходимость ухода от устаревших технологий очевидна, и замена их инновационными, скоростными, мобильными, полифункциональными цифровыми технологиями также важна и необходима, но, с другой стороны, к каким последствиям приведут пробы и ошибки тотальной трансформации образования, не знает никто. Можно попробовать заглянуть в будущее и построить некую прогностическую модель. И тогда можно заметить, что только на первый взгляд цифровизация образования безобидна, прогрессивна, а также кажется перспективной и полезной для образования. Но существует и