Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования закономерностей рентоориентированного поведения государства'

Теоретические основы исследования закономерностей рентоориентированного поведения государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТА / РЕНТООРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕСУРСЫ / ПУЧОК ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / RENT / STATE RENT-SEEKING BEHAVIOR / RESOURCES / BUNCH OF PROPERTY RIGHTS / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Н. А.

В статье проанализированы сущность и формы рентоориентированного поведения государства, исследованы стратегии рентоориентированного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Bases of Research Regularities of Rent-seeking Behavior of the Stat

In the clause analysed essence and forms of rent-seeking behavior of the state, investigated strategy of rent-seeking behavior.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования закономерностей рентоориентированного поведения государства»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3, Экономика

*■ Казань

УДК 338

Теоретические основы исследования закономерностей рентоориентированного поведения государства

Абрамов Н.А.

Соискатель кафедры экономической теории

Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева

В статье проанализированы сущность и формы рентоориентированного поведения государства, исследованы стратегии рентоориентированного поведения.

Ключевые слова: рента, государство, рентоориентированное поведение, ресурсы, пучок прав собственности, государственный контроль.

Основной функцией государства, определяющей содержание системы государственного воздействия на рыночную экономику с целью нейтрализации ее провалов, выступает функция регулирования доступа к редким ресурсам с помощью установления и защиты прав собственности, а также доступа к потенциальным контрагентам, к участию в системе контрактных отношений. Вовлеченность государства в контроль входа делает искажения структуры взаимодействий чрезвычайно устойчивыми, поскольку в отличие от предприятий государство защищено от угрозы банкротства. Функция контроля доступа реализуется в рамках ограниченного поля взаимодействия, которое имеет институциональную, пространственную и экономическую природу. Ограничения институционального характера представлены совокупностью формальных правил (законы, подзаконные акты, судебные прецеденты, эволюционностабильные стратегии), неформальных ограничений, складывающихся в форме спонтанного побочного результата взаимодействия экономических агентов (исторические, культурные, этнические, религиозные традиции, обычаи делового оборота), а также формальных и неформальных санкций, обеспечивающих их выполнение. К ограничениям институционального характера относятся информационная асимметрия и запретительно высокие издержки мониторинга деятельности государственных органов для принципалов. Ограничения пространственного характера связаны с формированием экономического пространства территории, или фрактальной, неоднородной, устойчивой, самоорганизующейся совокупности контрактных отношений, агентами которых выступают территориально обособленные субъекты (органы государственной власти, предпринимательские организации, местное сообщество), реализую-

щие в трехмерном измерении (экономическое время, трансакции, конкуренция) ограниченную во времени динамическую последовательность контрактов, в целях достижения собственных экономических интересов, что в условиях конкурентной борьбы и сетевого взаимодействия с внешней по отношению к данному пространству приобретает результирующую форму совокупного экономического процесса. Ограничения экономического характера предполагают наличие значительных издержек входа в субъектный состав территориально локализованных трансакций и выхода из него - лицензионные платежи, регистрационные сборы, экспортно-импортные пошлины, ограничения, налагаемые на репатриацию прибыли фирм-экспортеров; система прописки и выездных (въездных) виз для граждан; издержки поддержания субъектного состава - членские взносы, размер уставного капитала.

Существует ряд факторов, ограничивающих способность государства к контролю входа, а именно: императивное стремление к стимулированию инвестиций в национальную экономику; поля взаимодействия, созданные при участии национальных государств и региональных образований, сосуществуют и частично пересекаются на мега-, макро- и мезоуровнях; повышение мобильности ресурсов в условиях глобализации; деятельность некоторых неправительственных организаций. В то же время контроль за ресурсами с ограниченной мобильностью (природные ресурсы) усиливает рентоориентированный характер деятельности государства, позволяя последнему перераспределять природноресурсную ренту в свою пользу.

Рентоориентированное поведение государства приобретает различные формы, различающиеся по степени расщепления пучка прав собственности,

7

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3

Экономика

по содержанию объекта правомочий собственности и характеру получаемого дохода. Если государство в рамках или за пределами установленных формальными и неформальными институтами наборов альтернатив реализует правомочия на доход, или на блага, проистекающие от предшествующего пользования или от разрешения другим агентам пользоваться относительно ограниченными долгосрочными активами, право на капитальную ценность которых ему не принадлежит, то результатом рентоориентированной деятельности выступает административно-статусная рента. Если государство в рамках установленных формальных и неформальных ограничений реализует принадлежащие ему правомочия на доход, или на блага, и право на капитальную ценность, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение природных ресурсов, характеризующихся абсолютной ограниченностью, то результатом рентоориентированной деятельности выступает природно-ресурсная рента.

Рента выступает как форма реализации права на капитальную ценность активов, принадлежащих государству, субъектам предпринимательского сообщества, их интегрированным образованиям, домохозяйствам. В этой связи представляется целесообразным рассматривать как рентоориентированное поведение любого из участников финансовой системы, которое принимает существенные признаки последнего при наличии определенного набора институтов.

Следуя традиции классической школы политической экономии, в работе выделяются монопольная, абсолютная, дифференцированная формы ренты, возникновение которых определяется степенью специфичности активов и частотой трансакций. Использование понятийного аппарата неоинституциональной концепции позволил объяснить причины их возникновения с использованием принципов теории контрактов. Так, дифференциальная рента I как дополнительный доход субъекта финансовых отношений, наделенного правомочием на капитальную ценность активов, выступает формой реализации трехстороннего управления малоспециализированными трансакциями (например, доход бюрократического аппарата от логроллинга). Дифференциальная рента II выступает формой реализации отношенческого контракта, заключаемого по поводу идиосинкразических активов. При этом подобный контракт, характеризуется как неполный, поскольку не может предусмотреть все последствия действий экономических агентов, поэтому используется двустороння организация, которая обеспечивает возможность для каждого из участников использовать альтернативный выбор контрагента (государственное кредитование, государственное пенсионное обеспечение).

Абсолютная рента возникает вследствие реализации неоклассического контракта, объектом которого

выступают активы средней специфичности (малоспециализированные) с участием органов государственного управления и самоуправления (сметно-бюджетное финансирование бюджетных организаций). При этом специфичность активов как объектов финансовой системы обусловливает формирование абсолютной статусной ренты при реализации всех контрактов, образующих финансовую систему государства. В этом случае в качестве рентных доходов государства выступают поступления в бюджеты разных уровней от реализации его монопольных прав на капитальную ценность ряда активов. Помимо государства рентоориентированное поведение осуществляется иными субъектами финансовой системы - субъектами предпринимательства и домохозяйствами, ориентированными на реализацию права на капитальную ценность активов.

Устойчивость рентоориентированного поведения субъектов финансовой системы и неэффективность мер по его предупреждению обусловлено действием универсального механизма возникновения и функционирования институциональных ловушек (QWERTY-эффектов) как препятствующих реализации институциональных изменений неэффективных институтов. Действие подобного механизма обусловливает превышение издержек трансформации действующих институтов над трансакционными издержками их функционирования. Анализ особенностей реализации рентоориентированного поведения субъектов финансовой системы позволил сделать вывод о возможности использования предложенной В.М. Полтеровичем классификации факторов, обусловливающих возникновение институциональных ловушек, к трактовке причин рентоискательства в финансовой сфере. Эффект координации проявляется в том, что чем шире круг субъектов, выбор которых определяется данным институтом, тем выше трансакционные издержки тех, кто нарушает установленные данным институтом ограничения. В этой связи рентоориентированное поведение бюрократического аппарата является самовоспроизводящимся явлением, поскольку реализуется значительной его частью, что находит отражение в коррупции, нецелевом расходовании бюджетных средств, нецелесообразности отдельных статей бюджетных расходов и др. Эффект координации выступает источником рентоориентированного поведения отдельных субъектов предпринимательского сообщества (рента (статусная и собственно финансовая) предпри-ятий-монополистов выступает формой реализации монопольной власти на рынке финансовых активов и др.), а также домохозяйств (статусная рента выступает формой реализации контрактов по поводу высокоспециализированных активов, представленных человеческим капиталом, собственно финансовая рента является формой реализации контрактов по поводу государственных ценных бумаг, бюджет-

8

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3

Экономика

ных субсидий и дотаций и др.). Неэффективные институты, поддерживающие рентоориентированное поведение, закрепляются вследствие эффекта обучения. Например, рентоискательство со стороны бюрократического аппарата закрепляется вследствие формирования соответствующих знаний и навыков у его представителей; рентоискательство со стороны субъектов предпринимательства - вследствие овладения знанием налогового планирования; рентоискательство со стороны домохозяйств - вследствие формирования низкой налоговой культуры и овладения схемами налоговых правонарушений (преступлений), распространения модели недобросовестного заемщика и др. Эффект сопряжения заключается в том, что институты, определяющие рентоориентированное поведение субъектов финансовой системы, становятся частью институциональной среды в целом, что обусловливает в случае отказа от одной из норм необходимость других изменений и, следовательно, высоких издержек трансформации. Так, например, рентоориентированное поведение государства определяется формальными институтами (законами и подзаконными актами), закрепляющими его монополию в определении правовой базы налоговых, бюджетных, кредитных отношений, в лицензировании отдельных видов деятельности на рынке финансовых услуг (биржевая, банковская деятельность), в денежной эмиссии и др. При этом указанные институты находятся во взаимосвязи и в постоянном взаимодействии.

В свою очередь, рентоориентированное поведение предприятий определяется формальными институтами, закрепляющими их монопольное положение в отдельных сегментах финансового сектора (ОАО «Московская биржа»), низкую транспарентность деятельности, что находит отражение в использовании нелегитимных схем налогообложения, в нецелевом использовании бюджетных кредитов и др. Рентоориентированное поведение домохозяйств определяется наличием противоречий между формальными институтами, определяющими порядок

налогообложения физических лиц (коллизии в налоговом праве), в высоком бремени налогообложения, в наличии значительного числа неформальных институтов (налоговая культура), препятствующих выполнению в полном объеме обязанностей налогоплательщика. Вышеуказанные механизмы закрепления институтов, определяющих рентоориентированное поведение субъектов финансовой системы, усиливаются вследствие действия культурной инерции и выбора участниками контрактных отношений сложившейся модели поведения, обеспечивающей низкие трансакционные издержки. В силу того, что институциональные изменения приводят к появлению и росту издержек трансформации, формируются группы экономических агентов, лоббирующих собственные институциональные интересы в законодательных (представительных) органах власти, что приводит к сохранению неэффективных институциональных структур.

Литература:

1. Лысов Е.Е. Проблемы земельной ренты в рыночной экономике. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2006. - 44 с.

2. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: Власть и бизнес. - М.:Экономика, 2007. - 414 с.

3. Яковец Ю. Россия в системе мировых рентных отношений // Экономист. - 2001. - № 3. - С. 72-77.

Theoretical Bases of Research Regularities of Rent-seeking Behavior of the State

N. Abramov

The Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev

In the clause analysed essence and forms of rent-seeking behavior of the state, investigated strategy of rent-seeking behavior.

Key words: rent, state rent-seeking behavior, resources, bunch of property rights, state control.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.