Экономические науки
11
Принятые в исследуемой организации меры по изменению режима налогообложения будут способствовать снижению налоговой нагрузки и, как следствие, позволят высвободить дополнительные денежные средства, которые организация может направить на свое дальнейшее развитие.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1 и 2): текст с изм. и доп. на 05.10.2017 г. М.: ЭКСМО, 2017. 896 с.
2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент. М.: Экономистъ, 2009. 319 с.
3. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров. М.: ЮРАЙТ, 2011. 629 с.
4. Налоговый менеджмент / под ред. Т.Я. Силь-вестровой. Чебоксары, 2013. 320 с.
5. Улыбина Л.В., Аюкова О.И. Социально-экономическое значение специальных налоговых режимов в деятельности малого бизнеса // Актуальные вопросы финансов, бухгалтерского учета и финансового менеджмента на предприятиях всех отраслей народного хозяйства: сб. научных статей / отв. ред. С.П. Яковлев. Чебоксары, 2013. С.102-107.
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-таИ: [email protected].
НАЗАРОВ Дмитрий Геннадьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: diman_003 @mail.ru.
СОКОЛОВА Юлия Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
NAZAROV, Dmitry Gennadyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: diman_003 @mail.ru.
SOKOLOVA, Yulia Alexandrovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 332.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Е.Р. Борисова
Статья посвящена теоретическим основам и методологическим подходам к формированию денежно-кредитной и бюджетной политик с учетом фундаментальных характеристик и особенностей российской экономики. Выделяется сущность политик как составных частей экономической политики государства, рассматриваются проблемы согласования их целей.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика; бюджетная политика; методология; принципы; методы; цели; макроэкономические показатели.
E.R. Borisova. THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE RUSSIAN MONETARY AND FISCAL POLICY
The article is devoted to the theoretical foundations and methodological approaches to the formation of monetary and fiscal policies taking into account the fundamental characteristics and features of Russian economy. It stresses the essence of policies as part of economic policy and discusses the challenges of coordinating their goals.
Keywords: monetary policy; fiscal policy; methodology; principles; methods; aims; macroeconomic indicators.
Развитие экономики России на фоне усиления глобализационных тенденций сопровождается существенными организационно-экономическими изменениями, в том числе значительными трансформациями в государственной денежно-кредитной и бюджетной политике [3].
В современных условиях адекватная экономическая политика становится важнейшим элементом обеспечения устойчивого развития российской экономики, при этом требует адекватного инфраструктурного обеспечения, отвечающего высоким требованиям целям модернизации и развития экономики [1]. Новые факторы развития финансово-кредитных инфраструктур, индустрии услуг, новых типов информационных пространств, которые раньше не включались в исследовательский арсенал, вызывают необходимость развития теории и практики развития денежно-кредитной политики на основе инноваций [2]. Экономический кризис 2014-2015 гг. ознаменовался концом очередного этапа развития российской экономики, в основе которой лежал принцип поступления циклических доходов от нефтегазовых экспортных продуктов.
Экономическая политика РФ находилась в прямой зависимости от условий, устанавливаемых внешними контрагентами: условий торговли, процентной ставки на внешние заимствования. Можно также отметить, что инструментарий и рычаги для декларированных ЦБ РФ целей (ограничение инфляции, стабильный курс национальной валюты, ликвидность банковской системы и др.) были недостаточными. Кроме того, качество денежного рынка не способствовало эффективному проведению бюджетной политики. В последующий период, начиная с 2016 г., начал реализовываться новый режим денежно-кредитной политики. Одновременно из-за экономической турбулентности произошел переход от трехлетнего бюджетного планирования к однолетнему. В последующем стабилизация макроэкономических показателей позволила вернуться на трехлетний горизонт бюджетного планирования.
Многие экономисты и эксперты считают, что в новых условиях необходимо пересмотреть цели и принципы формирования финансовой и денежно-кредитной политики, что требует нового методологического обоснования проводимой политики.
Методология исследования вопросов формирования и взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политик основана на определении сущности дефиниций, их функций и принципов, анализе научной разработанности исследуемой области и современного состояния.
В экономической литературе существуют различные подходы к сущности денежно-кредитной политики как составной части экономической политики.
Под денежно-кредитной политикой мы понимаем целенаправленную деятельность центрального банка по регулированию денежного обращения и ссудного капитала. Составляющими этой политики являются: процентная политика, формирование денежных агрегатов, валютная политика. Механизм реализации денежно-кредитной политики включает такие инструменты, как процентная ставка, нормативы обязательных резервов, валютные интервенции, операции на открытом рынке.
Под бюджетной политикой мы понимаем целенаправленную деятельность финансового аппарата как совокупности финансовых органов по аккумулированию доходов бюджетов бюджетной системы страны, с одной стороны, и их целевому расходованию для удовлетворения общественных потребностей, с другой. Структурными элементами бюджетной политики являются: формирование доходов, распределение их по расходным обязательствам бюджетов бюджетной системы, финансирование бюджетного дефицита, выполнение государственного внутреннего и внешнего долга, управление государственными финансовыми резервными фондами.
Предлагаемый нами подход методологического обоснования формирования денежно-кредитной и бюджетной политик в современных условиях, на наш взгляд, должен включать: оценку макроэкономической ситуации их реализации; определение целей и задач, адекватных специфическим условиям турбулентности экономики; прогнозирование последствий внешних и внутренних факторов неустойчивости экономики; выявление прямых и обратных связей между денежно-кредитной и бюджетной политиками. Макроэкономическая ситуация реализации денежно-кредитной и бюджетной политик детерминирована едиными факторами и условиями, представленными на рисунке.
Нестабильность основных макроэкономических показателей, снижение платежеспособного спроса домашних хозяйств влияют на во-латильность бюджетных доходов и увеличивают риск исполнения государственных социальных программ и поддержки малого и среднего бизнеса (таблица).
По данным Росстата, ВВП в октябре 2017 г. вырос всего на 1,6 % к аналогичному периоду 2016 г., реальные располагаемые доходы населения упали на 1,3 % [5]. Замедление темпов роста ВВП обусловлено как факторами внеш-
экономическненауки
13
Общие макроэкономические условия формирования денежно-кредитной и бюджетной политик Макроэкономические показатели РФ за 2013-2016 гг.*
Показатели Годы
2013 2014 2015 2016
Валовой внутренний продукт (ВВП):
млрд руб. 71016,7 77945,1 80804,3 60730,31
в % к предыдущему году 101,3 100,7 96,3 99,32
Государственный внешний долг, млрд долл. 50,8 55,8 54,4 50,0
Государственный внутренний долг, млрд руб. 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6
Объем средств Резервного фонда: млрд руб. в % к ВВП 1885,7 2,8 1885,7 2,8 4945,5 6,3 4945,5 6,3
Объем средств Фонда национального благосостояния: млрд руб. в % к ВВП 2690,6 4,0 2900,6 4,1 4388,1 5,6 5227,2 6,5
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ, млрд руб. 728,2 770,3 802,7 827,3
*Составлено по данным Росстата РФ
него воздействия на российскую экономику (введение секторальных санкций, прежде всего), так и особенностями структуры народного хозяйства, как следствие - экономические субъекты не могут прогнозировать тренды ценовых изменений.
Как следует из таблицы, задолженность по налогам и сборам в консолидированном бюджете РФ на протяжении последних четырех лет непрерывно растет. Как следствие, реализация межбюджетных трансфертов затрудняется, что сказывается на эффективности всех уровней бюджетной системы РФ. Показатели свидетельствуют об общей нестабильности финансовой и денежно-кредитной систем. На фоне снижения ВВП ситуация усугубляется ростом внутреннего государственного долга. Встает острая проблема рефинансирования государственного долга в связи с изменениями положений Российской Федерации в кредитных рейтингах, что сказывается на стоимости заимствования кредитных ресурсов.
Обозначенные тренды развития российской экономики свидетельствуют об имеющихся проблемах в методологическом обосновании экономической политики, составными частями
которой выступают денежно-кредитная и бюджетная политики. Прежде всего мы видим рассогласованность целевых ориентиров, выдвигаемых ЦБ РФ как проводником денежно-кредитной политики и Министерством финансов РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регуляторную функцию по выработке бюджетной политики.
Следовательно, на наш взгляд, в первоочередном порядке под углом зрения эффективности реализации политики необходимо определить единые цели обеих составляющих экономической политики. Необходимо формирование единого документа экономической политики, в котором согласовывались бы цели денежно-кредитной и бюджетной политик.
Важным фактором, препятствующим, по нашему мнению, согласованию целей денежно-кредитной и бюджетной политик, является декларируемая независимость Центрального банка РФ от государства, в связи с чем он не несет в должной мере ответственности за макроэкономическое регулирование российской экономики, в его документах нет целевого ориентира - роста национальной экономики [4]. В
целях выработки методологически обоснованной денежно-кредитной государственной политики научная общественность неоднократно обозначала задачу сокращения степени независимости ЦБ РФ как органа, ответственного за регулирование денежно-кредитного обращения в стране. Мы также считаем необходимым условием успешного формирования и реализации экономической политики целесообразную зависимость ЦБ РФ от государства.
Методологическое обоснование формирования денежно-кредитной и бюджетной политик включает несколько этапов от оценки макроэкономической ситуации, выявления целевых ориентиров, прогнозирования, согласования политики. Существует множество подходов определения сущности денежно-кредитной и бюджетной политик. В авторской трактовке выделяются специфические характеристики и признаки данных категорий. В исследовании показано, что главной задачей современного этапа развития российской экономики является необходимость согласования целей денежно-кредитной и бюджетной политик, необходимость уточнения независимости
ЦБ РФ в формировании и реализации денежно-кредитной политики государства.
Список литературы
1. Борисова Е.В. Модернизационно-инноваци-онная и денежно-кредитная политика как основа экономического роста российской экономики // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 6. С. 32-34.
2. Борисова Е.В. Стратегическое планирование в управлении экономическими системами // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 12-14.
3. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 16-18.
4. Змиевский Д.В. Институционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: понятие, сущность, предпосылки и формы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 2. С. 144-152.
5. Информация о социально-экономическом положении России - 2017 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/free/B17_00.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.
УДК 336.225:336.225.673
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-НАЛОГОВЕДОВ
С.Ю. Гурова, Т.Ю. Воробьева, Е.О. Галкина
Авторы статьи на основе изучения различных дефиниций понятий «налоговый контроль» и «налоговое администрирование», предложенных учеными-налоговедами, пытаются привнести свое понимание вышеуказанных категорий. В статье сделан вывод о том, что налоговое администрирование - нечто среднее между процессом управления налоговой системой и налоговым контролем. В свою очередь налоговый контроль выступает основным элементом налогового администрирования. Его основная функция - своевременное выявление и предотвращение налоговых правонарушений.
Ключевые слова: налоговый контроль; налоговое администрирование; налоговый менеджмент; контрольные мероприятия; налоговые органы.
S.Yu. Gurova, T.Yu. Vorobyova, E.O. Galkina. THE ESSENCE OF THE CATEGORY «TAX ADMINISTRATION» IN THE STUDIES OF TAX EXPERTS
Based on the research of various definitions of the concepts of «tax control» and «tax administration», the