средств измерений прочно входит в нашу повседневную жизнь, делая её более качественной. Конечно, это далеко не единственный, возможно, не самый важный показатель, определяющий качество жизни, но для развития целостного и гармоничного общества данный показатель занял свое место.
Качество жизни является сложной комплексной характеристикой, включающей совокупность показателей, которые, в свою очередь, характеризуют возможность человека трудиться в хороших условиях, иметь достойный уровень благосостояния, учиться, получать высококачественное медицинское обслуживание, проживать не в стесненных жилищных условиях, дышать чистым воздухом и пить чистую воду, иметь возможность доступа к культурным ценностям, осуществлять жизнедеятельность в условиях безопасности и др.
Перефразировав известную фразу, можно сказать: «Качественно жить не запретишь!»
Список литературы:
1. Азрилиян А.Н. Новый экономический и юридический словарь. М.: Институт новой экономики, 2003. 956 с.
2. Зубец А.Н. Истоки и история экономического роста. М.: Экономика, 2014. 463 с.
3. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. М.: Директ-Медиа, 2014. 624 с.
4. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько [и др.]; под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. М.: Экслибрис-Пресс, 2008. 392 с.
5. Неделько С.И. Стандартизация государственных услуг как фактор повышения эффективности государственного управления // Известия вузов. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2007. № 4. С 23-27.
ПАНТЕЛЕЕВА Анна Вячеславовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
БЕЛОВА Надежда Петровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
PANTELEEVA, Anna Vyacheslavovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BELOVA, Nadezhda Petrovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economy, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.7
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Л.М. Пучкова
Рассмотрены понятие финансовой политики, ее значение и направления, освещены основные задачи финансовой и денежно-кредитной политики и приоритеты налоговой политики Российской Федерации.
Ключевые слова: финансовая политика; элементы финансовой политики; задачи финансовой, денежно-кредитной, налоговой политики; финансовые ресурсы; бюджетная устойчивость; государственные программы.
L.M. Puchkova. FINANCIAL POLICY OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
The concept of financial policy, its value and the directions are considered, the main objectives both financial and monetary policy and priorities of a tax policy of the Russian Federation are covered in the article.
Keywords: financial policy; elements of financial policy; tasks of financial, monetary and credit, tax policy; financial resources; budget stability; state programs.
В последние годы вопросам проведения го- ся большое внимание. Роль финансовой поли-сударственной финансовой политики уделяет- тики в экономическом и социальном развитии
общества трудно недооценить. Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. И от того, насколько грамотно разработана финансовая политика, будут зависеть темпы развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, а также субъектов РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, и её основное предназначение - содействовать достижению поставленных целей социально-экономического развития страны. Достижение этих целей возможно лишь при эффективном распределении, перераспределении и использовании имеющихся финансовых ресурсов с учётом интересов всех субъектов финансовой системы государства [4].
Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально-ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для поддержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.
Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей финансовой системы.
Финансовая политика государства включает в себя ряд элементов. Это - бюджетная политика, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, социальная [5]. Основное место в составе финансовой политики отводится бюджетной политике, поскольку она оказывает влияние на формирование финансовой базы функционирования и развития государства, для выполнения им своих задач и функций. В основу бюджетной политики на 2015 г. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президен-
та РФ от 7 мая 2012 г., основных положениях Послания Президента РФ о бюджетной политике, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г.
Целью современной бюджетной политики на 2015-2016 гг. является обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правового регулирования, методологического обеспечения и организации бюджетного процесса. В рамках решения данной задачи предусматривается подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, в которой будет предусмотрено: расширение предмета Бюджетного кодекса в части регулирования отдельных вопросов в отношении следующих участников бюджетного процесса - бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний; совершенствование методологии формирования и исполнения расходных обязательств для более четкого определения объема и структуры действующих обязательств государства и планирования финансовых ресурсов на их реализацию; введение норм, устанавливающих возможность перераспределения регионами в пользу местных бюджетов отдельных неналоговых доходов, которое позволит направить в местные бюджеты дополнительные доходы за счет межбюджетного регулирования и повысить их финансовую обеспеченность;
- повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании. Для этого в государственных программах необходимо более полно отражать комплекс мер и инструментов государственной политики. В части совершенствования методологии формирования государственных программ следует осуществлять: полное отражение и учет влияния на целевые индикаторы при формировании государственных программ всех инструментов государственной политики: бюджетных расходов, применения налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении государственными корпорациями и компаниями и т.п.; доработку требований к используемым целевым индикаторам государственных программ, поскольку в большинстве случаев они не позволяют оценить реальные результаты развития соответствующей отрасли в целом и
не увязаны со стратегическими целями развития страны; введение обязательной корректировки государственных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при формировании проекта бюджета и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу;
- снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета;
- повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования является основой повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов. Исходя из этого в проекте федерального бюджета на 2015-2016 гг. будет обеспечено максимальное распределение межбюджетных трансфертов по субъектам РФ. Планируется продолжение работы по консолидации субсидий, выделяемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, в рамках государственных программ. При этом предоставление субсидий на финансирование конкретных региональных и муниципальных объектов будет осуществляться только при условии, что они необходимы для функционирования объектов федеральной собственности. В целях финансирования других объектов планируется предоставлять единую (комплексную) субсидию в рамках государственных программ, контроль за использованием которой не предусматривает включение региональных и муниципальных объектов в федеральную адресную инвестиционную программу;
- повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг. В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств; сокращению доли неэффективных бюджетных расходов. Необходимо также предусмотреть увязку состава и объема государственных (муниципальных) услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами государства;
- оптимизация расходов на оплату труда. Для этого предлагается обеспечить совершенствование системы оплаты труда государственных служащих, планируется оптимизация бюджетных расходов на оплату труда;
- снятие ограничений транспортной инфраструктуры. В этой сфере бюджетная политика будет осуществляться с учетом приоритета ре-
ализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры, имеющих значительный мультипликативный эффект за счет снижения транспортных издержек и придания дополнительного импульса развития смежным отраслям экономики;
- повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений. Для решения данной задачи необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, в том числе из-за длительности процедуры внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу;
- повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами. Приоритетным направлением эмиссионной политики на внутреннем рынке капитала в планируемом периоде будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных инструментов (до одного года) рассматривается как исключительная мера. Это позволит поддерживать на низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также оптимизировать структуру государственного внутреннего долга по срокам погашения. Будет продолжен курс на поддержание высокой ликвидности рынка ОФЗ. Будет продолжена работа над созданием предпосылок для дальнейшего развития рынка капитала. В сфере развития внутреннего долгового рынка будет принят ряд мер, направленных: на дальнейшие инфраструктурные изменения в целях создания наиболее комфортных условий для инвесторов; обеспечение регулярного, диверсифицированного по срокам предложения государственных облигаций с учетом соответствующего спроса и в объемах, обеспечивающих потребности федерального бюджета [1].
Следует отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства. В области налоговой политики приоритетны следующие направления: создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе; обеспечение оптимального уровня налоговой нагрузки; обеспечение полного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств; обеспечение эффективного налогового администрирования; совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В денежно-кредитной политике, направ-
ленной на регулирование денежного обращения, основными задачами являются: снижение инфляции; формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, вследствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли; увеличение остатков средств резервного фонда.
На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране, необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного
управления финансами и рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Парламентская газета. 2014. 5-11 дек. С. 3-7.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 // Рос. газ. 2012. 9 мая. С. 5-7.
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 // Рос. газ. 2012. 9 мая. С. 3-4.
4. Исаева Л.М. Теоретические основы финансовой политики организации. Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2009.
5. Исаева Л.М. Финансы. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010.
ПУЧКОВА Людмила Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
PUCHKOVA, Lyudmila Mikhaelovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, the Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 338.124.4
ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СТРУКТУРАМ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
А.Н. Рыбаков
Посвящено проблемам оказания государственной поддержки предпринимательским структурам в связи с ухудшением экономической обстановки в стране.
Ключевые слова: кризис; бюджет; государственная поддержка; предпринимательство; расчеты; импортозамещение; экспорт.
A.N. Rybakov. PROBLEMS OF PROVIDING THE STATE SUPPORT TO ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF DETERIORATION OF THE MACROECONOMIC ENVIRONMENT
The article is devoted to the problems of providing the state support to entrepreneurial structures in connection with deterioration of an economic situation in the country.
Keywords: crisis; budget; state support; business; calculations; import substitution; export.
Кризисные явления в экономике России, определенные неблагоприятной внешней средой и в некоторой степени введенными против Российской Федерации в прошлом году ограничениями в некоторых отраслях экономики,
обусловили принятие правительством страны антикризисного плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [1].