инновационных стратегий развития предприятий в целях повышения уровня их конкурентоспособных качеств.
Список использованной литературы
1. Архипов В.М., Верховская О.Р. Стратегический менеджмент в децентрализованных фирмах: Учебное пособие [Текст]. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во Гардарики, 2002. — 296 с.
3. Завлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условия рынка. - СПб.: КЦЦ «Наука», 1994.
4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст]. - М.: Экономистъ, 2006.
5. Инновационная экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления Тепман Л.Н., Напёров В.А. ЮНИТИ-ДАНА 2014 г. 278 страниц.
6. Любимова Е.В. Стратегия и регулирование инновационной деятельности: Диссертация кандидата экон. наук. - СПб, 1995.
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] / Пер. с венгерского. - М.: Прогресс, 1990.
8. Стратегический менеджмент: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2007.
9. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. — М.: Изд-во Финансы и статистика, 2010. — 304 с.
10. Харитонова Е.В., Рудакова О.В. Инновация как экономическая категория и как инструмент предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 2. - С. 4-8
11. Шаборкина Л.В. Инновационная стратегия развития предприятия [Текст].-М.,1998.
© Тесменецкая Ю.Ю., 2016
УДК 338.2
Халяпин Алексей Алексеевич,
к.э.н., доцент КубГАУ Алексеев Владимир Михайлович
АНО ДПО «Академия ГлавСпец», г. Краснодар, РФ Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСЗАКУПОК Аннотация
Госзакупки в настоящее время являются инструментом выстраивания политики выполнения государством своих функций. В данной научной статье рассматривается сущность и теоретические основы системы госзакупок.
Ключевые слова
Государственные закупки, этапы, принципы, система, организационно-хозяйственный механизм, процесс, рынок.
В настоящий момент государственные закупки составляют основную часть государственных расходов и выступают основным фактором устойчивого развития экономики. Рост объемов и ассортимента применения государственных заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования отраслевой структуры региональной экономики [1]. Что также придает эластичность ценообразованию по различным видам продукции.
В существующей системе государственных закупок принято выделять следующие принципы:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
эффективности и экономности; равенства и справедливости; гласности и открытости; подотчетности и ответственности.
В экономической литературе выделяют следующие этапы процесса государственных закупок:
• осознание необходимости закупки и описание ее потребностей и предмета;
• расчет натурального и стоимостного объема закупки;
• определение способа размещения заказа;
• планирование сроков закупки и ее стоимости;
• разработка базовых пакетов документов к процедурам закупок;
• проработка комплекса юридических и организационных вопросов.
Эти этапы тесно взаимосвязаны между собой, но важным моментом остается изучение рынка продукции и поставщиков, который заключается в регулярном сборе и оценке полученной подробной информации в целях определения возможностей рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок
[4].
По данным таблицы 1 видно, что наибольшее среднее количество участников торгов (конкурсов, аукционов) приходилось на 2009 г. с процентом экономии 10,73. Наивысший процент экономии (13,2) наблюдается по итогам 2013 г. со средним количеством участников торгов (конкурсов, аукционов) 3,52. Наименьший процент экономии виден в 2015 г. (5,71) с аналогичным количеством участников торгов, что является следствием роста стоимости бивалютной корзины и последующим увеличением цен на все товары и услуги. Можно сделать вывод, что при стабильной мировой экономической ситуации процент экономии от применения госзакупок колеблется от 12 до 13, что является достаточно высоким показателем.
Таблица 1
Информация о ходе размещения заказов для государственных нужд в Федеральной службе государственной статистики
Период Среднее количество участников Процент экономии
торгов (конкурсов, аукционов)
2009 год 4,1 10,73
I квартал 2010 года 3,2 2,82
I полугодие 2010 года 3,01 5,25
III квартал 2010 года 3,63 9,29
2010 год 3,16 12,01
I квартал 2011 года 3,07 12,04
I полугодие 2011 года 3,48 18,26
III квартал 2011 года 3,46 13
2011 год 3,38 12,78
I квартал 2012 года 4,54 11,62
I полугодие 2012 года 3,98 8,13
III квартал 2012 года 3,78 8,35
2012 год 3,52 9,54
I квартал 2013 года 3,93 6,37
I полугодие 2013 года 3,86 15,38
III квартал 2013 года 3,75 15,24
2013 год 3,52 13,2
I квартал 2014 года 2,69 2,04
I полугодие 2014 года 2,79 3,91
январь-сентябрь 2014 года 3 5,5
2014 год 3,15 6,34
I квартал 2015 года 2,9 8,51
II квартал 2015 года 3,05 4,47
III квартал 2015 года 3,67 4,98
2015 год 3,52 5,71
По-нашему мнению организационно-хозяйственный механизм государственных закупок - это совокупность законодательно-правовых норм и процессов управления в сфере осуществления закупок продукции для государственных нужд. В РФ и во всех странах со смешанной экономикой он выступает главным инструментом развития института предпринимательства со стороны государства, но только там, где существует контрактная система размещения государственного заказа [5]. Именно благодаря ей реализуются экономико-договорные взаимоотношения государства в лице заказчика с хозяйственными субъектами всех форм собственности. Контрактная система стимулирует к активизации частного предпринимательства для участия в торгах, что дает хорошую базу для обеспечения устойчивости экономического развития и выступает инструментом его регулирования [2].
Система государственных закупок создана для реализации государством организационно-хозяйственной функции, в которой на первом месте стоит удовлетворение важнейших потребностей общества [3]. Данная система является основополагающей в государственном регулировании экономики и постоянно находится в совершенствовании. В настоящее время государство выступает в качестве самого крупного заказчика и потребителя продукции практически всех секторов экономики. Постоянный заказ или спрос государства позволяет развиваться хозяйствующим субъектам как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Список использованной литературы:
1. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс] - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240.
2. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс] - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70057.
3. Топольян С.А., Халяпин А.А. Государственное финансирование образовательных учреждений в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Байкальские экономические чтения» (08-10 сентября 2015 г.). - Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2015. - С. 155-158.
4. Халяпин А.А., Кравцова Р.Е. Финансовая политика государства / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. № 1-1 (56). С. 122-125.
5. Халяпин А.А., Южакова А.В. Государственное регулирование экономики регионов / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. № 1-1 (56). С. 179-181.
© Халяпин А.А., Алексеев В.М., 2016
УДК 338.486.3
А.Л. Чернявая
к.э.н., доцент Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени И.Вернадского»
г.Симферополь, Р Крым, РФ E-mail: [email protected]
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Аннотация
В статье выполнен прогноз развития типов предприятий сельского зеленого туризма (с использова-