ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАКАЗА
А. Н. КЛИМОНОВА, Ю. П. РЯБОВ
В статье рассмотрены основные особенности системы государственного (муниципального) заказа. Отражена динамика государственных заказов. Проведён анализ эффективности государственного заказа для заказчиков Тамбовской области. Выявлены проблемы в области госзаказа, предложены способы решения этих проблем.
Ключевые слова: государственный (муниципальный) заказ, экономия бюджетных средств, анализ эффективности, проблемы госзаказа, способы решения проблем.
Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. От того, каким образом она организована, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, но и уровень коррупции в стране, а также состояние конкурентной среды.
В России государственные заказы традиционно занимают высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета. В условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает 50 % расходной части федерального бюджета, задача формирова-
ния полноценной системы государственных закупок и соответствующих институтов приобретает стратегическое значение.
Нормативно-правовым актом, регулирующим особенности функционирования системы госзаказа в России является Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 [3].
Процесс размещения государственного заказа включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Процедура размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд [6]
Единственным официальным ресурсом, используемым для размещения информации о государственных и муниципальных заказах России, в настоящее время является сайт www.zakupki.gov.ru.
Государственный заказ может размещаться двумя способами, включающими по несколько категорий (рис. 2).
Способы
размещения
госзаказа
Путем проведения торгов:
- конкурс
- аукцион в электронной форме
Рис. 2. Способы размещения государственного заказа
В российской практике с учетом национальноисторических особенностей можно выделить следующие виды государственных расходов, реализация которых осуществляется в рамках системы госзаказа [4]:
- финансирование целевых программ, значительную долю которых составляет финансирование федеральной адресной инвестиционной программы;
- материальное обеспечение государственных учреждений в рамках сметного финансирования;
- прямое финансирование отдельных казенных предприятий;
- закупки продукции для государственных нужд.
Одним их основополагающих принципов осуществления государственных заказов является экономическая эффективность [7].
В настоящее время динамика рынка государственных заказов характеризуется устойчивым ростом объема закупок (табл. 1, рис. 4).
Таблица 1[4]
Динамика закупок для государственных нужд в 2005-2010 гг. (млрд руб.)
Годы Расходы федерального бюджета ВВП Г осударственные закупки Объем закупок в % к расходам бюджета Объем закупок в % к вВп
2005 3540,1 21625,4 1092,4 30,9 5,1
2006 4281,7 26903,5 1713,1 40,0 6,4
2007 5541,5 33111,8 2968,5 53,6 9,0
2008 7570,9 41371,1 3300,9 43,6 8,0
2009 9660,8 38789,4 4271,7 44,2 11,0
2010 10115,6 44652,1 4789,2 47,3 10,7
Из таблицы 1 видно, что за период 2007-2010 гг. объем государственного оборонного заказа вырос на 616 млрд руб. и достиг в 2010 г. 1356 млрд руб., что составило около 28,3 % общего объема государственных закупок.
Положительную динамику продемонстрировали государственные заказы на научные исследования с 290, 9 млрд руб. в 2007 г. до 598,7 млрд руб. в 2010 г., что свидетельствует об
увеличении значимости данной сферы.
Также одним из значимых направлений по проведению государственных закупок является строительство и инфраструктура, так с 2007 по 2010 гг. они возросли на 557,07 млрд руб. и составили 26,7 % в общей структуре государственных заказов.
Таким образом, очевиден рост государственных заказов по всем направлениям закупок.
Размер государственных закупок, млрд руб.
Рис. 4. Динамика закупок для государственных нужд
Структура государственных заказов зависит от приоритетных направлений развития государства, его экономической политики, обстановки в стране и за ее пределами (рис. 5).
Рис. 5. Структура государственных заказов России в 2010 г. [4]
Информация об экономии бюджетных средств при размещении государственных заказов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Информация о размещении заказов для государственных нужд в России [5]
Среднее количество участников торгов (конкурсов, аукционов), тыс. Процент экономии, %
2009 г. 4,1 10,73
I квартал 2010 г. 3,2 2,82
I полугодие 2010 г. 3,01 5,25
III квартал 2010 г. 3,63 9,29
2010 г. 3,16 12,01
I квартал 2011 г. 3,07 12,04
I полугодие 2011 г. 3,48 18,26
III квартал 2011 г. 3,46 13,00
По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, в 2011 г. бюджет сэкономил на государственных закупках 318 млрд руб. против 323 млрд руб. в 2010 г. [4].
Специалисты Минэкономразвития выяснили, что за год стоимость заказов, которые достались
одному участнику без конкурентной борьбы за бюджетные деньги, выросла в 10 раз [1].
Муниципальные чиновники заключили 14,1 млн различных контрактов на сумму 1,091 трлн руб. Однако следует отметить, что, по подсчетам Минэкономразвития, контракты на федеральном и региональном уровне почти на 3,6 трлн руб. (а это
половина общей суммы) заключены с единственным поставщиком без проведения торгов и запросов котировок [1].
Если сравнивать с теми же показателями в 2010 г., то можно сделать вывод, что стоимость заказов, размещенных у единственного поставщика без проведения торгов на федеральном уровне, выросла почти в 10 раз - с 336,05 млрд (13,54 % от общей суммы) до 3,444 трлн руб.
В 2011 г. при помощи торгов и запроса котировок федеральным и региональным чиновникам удалось сэкономить 10,7 % от объема бюджетных средств, которые были предусмотрены на закупки. Немного больше (13,56 % от выделенных денег) смогли сэкономить муниципалы.
Количество жалоб по итогам проведенных торгов выросло примерно на 35 %. В 15 % случаев из 200 тыс. размещенных заказов эксперты ФАС выявили различные нарушения. По итогам этих проверок были возбуждены более 17 тыс. дел об административных нарушениях [4].
Функциями по размещению заказов для государственных нужд г. Тамбова обладает Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова.
Исполнительным органом, осуществляющим функции по размещению заказов для государ-
ственных нужд Тамбовской области является комитет государственного заказа.
С момента образования комитета общий объем размещенного комитетом заказа составил сумму более 27,7 млрд руб., экономия денежных средств по результатам размещения заказов составила сумму 1,7 млрд руб., общее количество объявленных комитетом к размещению процедур размещения заказа (торги, котировки) составило более 7500 [2].
По итогам ежегодного рейтинга «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (подведение итогов которого состоялось 15 декабря 2010 г. в г. Москве) Тамбовская области среди субъектов РФ заняла 8-е место, и ей присвоен рейтинг «Высокая прозрачность» [2].
В 2011 г. комитетом на основании заявок государственных заказчиков было обеспечено проведение 4145 процедур размещения заказов (рис. 6) , в том числе:
- открытых конкурсов - 42;
- открытых аукционов - 22;
- открытых аукционов в электронной форме - 2034;
- запросов котировок - 2047 [2].
Данная информация отражена на рисунке 7.
Общее количество объявленных процедур размещения заказов
5000
4000
3000
2000
1000
0
1256
1583
» О
4145
а
2009
2010
2011
Рис. 6. Число лродедур размещешім ^0С}7(арЄіііЄшімх заказов [2}
Динамика размещения заказов по способам
■ открытый конкурс
■ открытый аукцион
■ открытый аукцион в электронной форме
■ запрос котировок
Рис. 7. Динамика размещения госзаказов по способам [2]
Проведение аукционов в электронной форме существенно расширило количество участников размещения заказа и их географию, позволило снизить вероятность возникновения сговора участников между собой, что было характерно для обычных аукционов.
Анализируя состав участников размещения
заказа, следует отметить, что по итогам торгов и запросов котировок в более чем 60 % контракты были заключены с местными поставщиками, подрядчиками и исполнителями.
Статистика сложившейся по итогам проведенных закупок экономии за 2009-2011 гг. отражена на рисунке 8.
7000
6000
6746,6
5669,1
5000 4392,9 4000 ' П-3989, 3000 2000 1000 0
ь суммарная начальная цена
м общая стоимость по итогам торгов
1-і общая экономия по итогам торгов
2009
2010 2011
Рис. 8. Сложившаяся по итогам проведенных закупок экономия [2]
При определении эффективности размещения госзаказов недостаточно оценивать только лишь экономию материальных средств, кроме них следует рассматривать такие параметры, как каче-
ство, удовлетворенность закупками, соизмеримость потребностям государства.
Показатели оценки эффективности госзаказа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели оценки эффективности государственного заказа
Показатель эффективности Формула расчета Оптимальное значение
Среднее количество поставщиков (№р.), участвовавших в конкурсе, ед. Кср = Qм/Qкк, где Qп - количество поставщиков; Qк - количество конкурсных процедур более 3 ед.
Доля контрактов ^МБ, %), заключенных с субъектами малого бизнеса WМБ = Qм/Qкк х 100%, где Qм - количество контрактов заключенных с субъектами малого бизнеса; Qкк - общее количество заключенных контрактов более 15 %
Доля обжалований результатов проведенных процедур ^Обж) WOбж = Qо/Qк, где Qо - количество обжалований результатов конкурса; Qк - количество конкурсных процедур 0
Экономия на 1 руб. затрат (Э', руб.) Э = (Цн-Цк)/З, где Ц, - начальная цена контракта; Цк- цена заключенного контракта; З - затраты на проведение конкурсной процедуры более 1 руб.
Затраты на эксплуатацию на 1 руб. экономии (Зі, руб.) Зi = Зэ/Э, где Зэ - затраты на эксплуатацию; Э - экономия менее 1 руб.
Показатель эффективности Формула расчета Оптимальное значение
Эффективность планирования расходов бюджета (Эпл, %) Эпл = Р/^ х 100%, Р - средства на закупку фактического объема закупок; V,, - планируемый объем закупок не менее 97 %
Исполнение контрактов по качеству (ИспК, %) ИспК = Qp/Qкк Х 100%, где Qp - количество рекламаций; ^0^ - общее количество заключенных контрактов 0
Проведенный анализ позволил выявить следующие значения этих показателей по Тамбовской области (табл. 4).
Таблица 4
Значение показателей оценки эффективности государственного заказа
П о казатель 2 009 г. 2 0 1 0 г. 2011 г.
N ср. 6,3 5,4 2,8
wМБ, % 4,9 16,4 7
w Обж 0,08 0,2 5 0,07
Э' 33,7 44,2 95,5
Зi 0,03 0,02 0,01
ИспК, % 1 ,83 1 ,83 1 ,38
При отклонении рассчитанных значений показателей от оптимальных следует улучшать работу системы по следующим направлениям: развивать конкуренцию (для таких показателей, как «Среднее количество поставщиков» и «Доля контрактов, заключенных с субъектами малого бизнеса»), более обстоятельно разрабатывать конкурсную документацию, исключить лоббирование интересов («Доля обжалований результатов проведенных процедур», «Эффективность планирования расходов бюджета»), оптимизировать затраты системы государственного заказа («Экономия на 1 руб. затрат»), повышать требования к качеству закупаемых товаров (работ, услуг), периоду и объему гарантии (Затраты на эксплуатацию на 1 руб. сэкономленных средств), бороться с коррупцией, оценивать предыдущий опыт поставщиков («Исполнение контрактов по срокам», «Исполнение контрактов по качеству»).
В результате проведённого анализа среды госзаказов были выявлены следующие основные проблемы функционирования системы государственного заказа в России:
- нормативно-правовые проблемы;
- информационные проблемы;
- проблемы кадрового обеспечения и профессиональной среды на рынке государственного заказа;
- организационно-методические проблемы;
- коррупционность и мошенничества;
- проблемы в области управления эффективностью расходования бюджетных средств;
- проблемы функционирования электронных торгов;
- недостаточная эффективность контроля;
- децентрализация системы государственного заказа.
Возможные способы решения проблем:
- совершенствование, систематизация законодательства, устранение противоречий между нормативными актами;
- повышение правовой и финансовой грамотности участников рынка госзаказов;
- создание профессиональной среды в области госзаказа;
- для борьбы с закупками товаров премиум-класса необходимо внесение предельных ценовых значений на товары, которые должны быть обос-
нованы;
- совершенствование бюджетного законодательства в части определения расходных статей для использования средств, сэкономленных в ходе экономически эффективного размещения заказа;
- усиление контроля за всем циклом движения государственных закупок;
- создание единой интегрированной информационной среды;
- создание специализированной организационной структуры на федеральном уровне;
- усиление протекционистских мер в обеспечении государственных потребностей;
- переход к Федеральной контрактной системе, объединяющей различные пути повышения эффективности расходования бюджетных средств при размещении государственных (муниципальных) заказов.
Таким образом, несмотря на положительную динамику объемов сэкономленных средств система государственного заказа работает не на полную мощность, необходимо постоянное повышение эффективности расходования бюджетных средств при размещении государственного (муниципального) заказа, совершенствование данной системы в целом.
Литература
1. Государственный и муниципальный заказ. URL: http://www.i-u.ru
2. Информационный сайт комитета государственного заказа Тамбовской области. URL: http:// buy.tambov.gov.ru
3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. Закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005 (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.
4. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок. URL: http://www.vkaznu.m/mdex.php?showtopic=486
5. Росстат. URL: http:// www.gks.ru
6. Сутягин В. Ю., Чернышова О. Н. Анализ бюджетной политики государства в докризисный и пост-кризисный период (статья) // XVI Державинские чтения. Академия экономики и предпринимательства: мат-лы Общерос. науч. конф. Февраль 2011 г. / отв. ред. М. А. Пахомов. Тамбов, 2011.
7. Хохлев В. Эффективность госзакупок только ли в экономии средств? URL: http://stroypuls.ru
* * *
EFFECTIVE USE OF BUDGET FUNDS FOR STATE (MUNICIPAL) ORDER PLACEMENT
A. N. Klimonova, Yu. P. Ryabov
In the article the main features of the system state (municipal) order are considered. The dynamics of public contracts is reflected. The analysis of the effectiveness of the state order for the customers of the Tambov region is made. The problems in the field of public procurement are revealed, solutions to these problems are proposed.
Key words: government (municipal) order, budget savings, efficiency analysis, public procurement issues, ways of solving problems.