культуры» - естественнонаучную и гуманитарную - каждая из которых обладает своими традициями, языками, моделями, образцами, методами и целями, они могут успешно взаимодействовать, так как имеют «единый набор ценностей, уходящий корнями в природу человека и доступный любому, могут обретать различные формы выражения, с различным синтаксисом и
Библиографический список
семантикой...» (А. Перуцци) [5]. Образовательная практика подтверждает прогнозы учёных: «Единство науки и искусства - важнейший залог последующего развития культуры. Нужно искать и культивировать то, что объединяет науки и искусства, а не то, что разъединяет их», - писал выдающийся российский физико-хи-мик и биофизик М.В. Волькенштейн [15].
1. Snow C. P. Two cultures; and A second look: an expanded version of «The two cultures and the scientific revolution». Cambridge: Cambridge University Press, 1963.
2. Сноу Ч. П. Две культуры: Сборник публицистических работ. Москва: Прогресс, 1973.
3. Мейдер В.А. Математика и культура (философско-мировоззренческие аспекты): монография. Москва, 1987. Деп. в ВИНИТИ 04.06.87, 1 29692.
4. Pret Giulio. Retorica e logica. Torino: Einaudi, 1968.
5. Перуцци А. От двух культур к одной. Короткие заметки о наследии одной научно-гуманитарной дискуссии. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011; N 2: 26 - 30. «Le due culture». Proceedings of Planeta Galileo 2009. Available at: http://www.consiglio.regione.toscana.it/news-ed-eventi/pianeta-galileo/atti/default.asp
6. Леви-Строс К. Структурная антропология. Москва: Наука, 1985: Серия "Этнографическая библиотека».
7. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект. Самоорганизация и наука. Москва, 1994: 229 - 243.
8. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Москва: УРСС, 2007.
9. Поппер К. Нищета историцизма. Москва: Издательская группа «Прогресс» VIA, 1993.
10. Медушевский Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки. Восприятие музыки. Москва: Музыка, 1980: 178 - 194.
11. Зинченко В.П., Назаров А.И. Размышления об искусственном интеллекте. О человеческом в человеке. Москва, 1991.
12. Кашекова И.Э. Концептуальные подходы к построению культуросообразного и здоровьесберегающего образовательного пространства школы средствами искусства. Социокультурная доминанта в современном образовании: Международный интерактивный семинар. Available at: http://www.art-education.ru/project/seminar-2010/seminar.htm
13. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога). Москва: ПЕР СЭ, 2003.
14. Лотман Ю.М. Об искусстве. Санкт-Петербург: Искусство, 1998.
15. Волькенштейн М.В. Красота науки. Available at: http://scisne.net/a-1429
16. Korsybski A. Enlace an anity. An introductions to non-Art total an y trend general emant C.N.V. 1933: 288 - 297.
References
1. Snow C. P. Two cultures; and A second look: an expanded version of «The two cultures and the scientific revolution». Cambridge: Cambridge University Press, 1963.
2. Snou Ch. P. Dve kul'tury: Sbornikpublicisticheskih rabot. Moskva: Progress, 1973.
3. Mejder V.A. Matematika ikul'tura (filosofsko-mirovozzrencheskie aspekty): monografiya. Moskva, 1987. Dep. v VINITI 04.06.87, 1 29692.
4. Pret Giulio. Retorica e logica. Torino: Einaudi, 1968.
5. Perucci A. Ot dvuh kul'tur k odnoj. Korotkie zametki o nasledii odnoj nauchno-gumanitarnoj diskussii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya iiskusstvovedenie. 2011; N 2: 26 - 30. «Le due culture». Proceedings of Planeta Galileo 2009. Available at: http:// www.consiglio.regione.toscana.it/news-ed-eventi/pianeta-galileo/atti/default.asp
6. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya. Moskva: Nauka, 1985: Seriya "'Etnograficheskaya biblioteka".
7. Arshinov V.I., Budanov V.G. Sinergetika: 'evolyucionnyj aspekt. Samoorganizaciya inauka. Moskva, 1994: 229 - 243.
8. Budanov V.G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoj nauke i v obrazovanii. Moskva: URSS, 2007.
9. Popper K. Nischeta istoricizma. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress» VIA, 1993.
10. Medushevskij Dvojstvennost' muzykal'noj formy i vospriyatiya muzyki. Vospriyatie muzyki. Moskva: Muzyka, 1980: 178 - 194.
11. Zinchenko V.P., Nazarov A.I. Razmyshleniya ob iskusstvennom intellekte. O chelovecheskom vcheloveke. Moskva, 1991.
12. Kashekova I.'E. Konceptual'nye podhody k postroeniyu kul'turosoobraznogo i zdorov'esberegayuschego obrazovatel'nogo prostranstva shkoly sredstvami iskusstva. Sociokul'turnaya dominanta v sovremennom obrazovanii: Mezhdunarodnyj interaktivnyj seminar. Available at: http://www.art-education.ru/project/seminar-2010/seminar.htm
13. Kriulina A.A. 'Ergodizajn obrazovatel'nogo prostranstva (Razmyshleniya psihologa). Moskva: PER S'E, 2003.
14. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. Sankt-Peterburg: Iskusstvo, 1998.
15. Vol'kenshtejn M.V. Krasota nauki. Available at: http://scisne.net/a-1429
16. Korsybski A. Enlace an anity. An introductions to non-Art total an y trend general emant C.N.V. 1933: 288 - 297.
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 378
Khazova S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kuban State University (Krasnodar, Russia),
E-mail: snkhazova@gmail.com
Koloshina G.V., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: snkhazova@gmail.com
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN ENSURING A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE MILITARY SERVICE OF STUDENT YOUTH. The author singles out pedagogical conditions conducive to the formation of a positive attitude of student youth to military service. The author refers to such conditions as social partnership, non-traditional forms of educational work in the educational organization, consideration of age characteristics of student age, informing students about social guarantees and social benefits of military service. The authors conclude that the ability to deliberately generate favorable image is an essential ability to an employee's services. It provides personal competitiveness specialist, including worker of railway transport, as career opportunities and, even, simply continue the employment data of the subjects of labor substantially depend on views of consumers.
Key words: youth, student youth, military service, army, military service, positive attitude, conditions.
С.А. Хазова, д-р пед. наук, доц., проф. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
E-mail: snkhazova@gmail.com
Г.В. Колошина, аспирант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
E-mail: snkhazova@gmail.com
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА РАБОТНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В работе поднимается проблема важности формирования благоприятного профессионального имиджа работников железнодорожного транспорта. Раскрывается сущность и содержание имиджа, его ведущие характеристики, виды, функции, компоненты и факторы формирования. Обосновывается значение благоприятного имиджа для личной конкурентоспособности специалиста, а также для конкурентоспособности фирм и организаций и профессиональной сферы в целом. Авторы делают вывод о том, что способность целенаправленно формировать благоприятный имидж является важнейшей способностью работника сферы услуг. Она обеспечивает личную конкурентоспособность специалиста, в том числе, работника железнодорожного транспорта, поскольку возможности карьерного роста и, даже, просто продолжения трудовой деятельности данных субъектов труда существенно зависят от мнения потребителей.
Ключевые слова: профессиональный имидж, конкурентоспособность, работники железнодорожного транспорта.
Важным фактором профессиональной успешности любого специалиста является его благоприятный профессиональный имидж. Особенно значимым данный фактор становится для работников сферы услуг, чья деятельность связана с непосредственным межличностным взаимодействием. К данной категории специалистов относятся и работники железнодорожного транспорта, в деятельности которых качества труда в значительной степени оценивается по критериям, зависящим от восприятия потребителями личности производителя услуг.
Имидж, по определению, представляет собой сложившееся устойчивое представление о наиболее ярких и значимых чертах какого-либо явления [1], создаваемое целенаправленно и организованно: средствами массовой информации, различными социальными группами, силами самого субъекта имиджа [2]. Объектом имиджа может быть личность человека в целом (в том числе, как представителя определенной профессии), результаты деятельности специалиста (например, образ качественного оказания профессиональных услуг), определенные организации, учреждения (имидж вуза, фирмы или, более широко, целой кампании («Российские железные дороги») и т. д.), целые профессиональные общности (образ типичного педагога, работника железнодорожного транспорта, а именно, проводника поезда).
А.Ш. Санатуловой сформулировано определение имиджа, из которого становится очевидным существенное влияние субъективного фактора на становление имиджа работников сферы услуг, причем субъективность относится и к восприятию личности (личностей) производителей услуг (их поведения, внешнего вида и т. п.), и к индивидуальным особенностям носителей имиджа [3]. Атрибуты, восприятие которых формирует имидж явления, не всегда визуальны. Для объективации некоторых атрибутов (черты характера, способности, ценностные ориентации) могут использоваться определенные символы (вербальные и невербальные). Это определяет символический, наряду с образным, характер имиджа. А, поскольку имидж всегда формируется для достижения определенных личностно- или корпоративно- значимых целей, то имидж -это, своего рода, агент влияния. То есть, можно констатировать тройственную природу феномена: образность, символичность, влиятельность.
Имидж определяется через категорию «образ», хотя не тождественен последнему [4]. Образ объекта складывается и существует естественно до тех пор, пока не потребуется его коррекция, необходимость которой может быть вызвана актуализацией в индивидуальном или массовом (групповом) сознании противоречия между «Я-реальным» или «Я-идеальным» и «Я-социаль-ным». То есть, пока не возникнет несовпадение между желаемым и реальным восприятием объекта [5].
Помимо целеопределенности и функциональности, имидж обладает еще одним положительным качеством - т.н. «повышающим потенциалом», способствуя раскрытию возможностей личности, организации. Будучи одним из способов самовыражения, имидж, посредством самопрезентации, позволяет продемонстрировать свои лучшие характеристики.
В целом ученые выделяют следующие функции имиджа:
1. Ценностные - личностно-возвышающая; психотерапевтическая; их реализация способствует созданию и пополнению внутренних резервов личности, обеспечивающих достижение успеха с меньшими психофизическими затратами.
2. Технологические: социально-адаптирующая; презентационная (подчеркивание позитивных, нивелирование негативных характеристик); функция организации внимания; функция преодоление рубежей [6 и др.].
Способность формировать необходимый для текущих или перспективных целей имидж зависит от нескольких аспектов: от четкого понимания, к какому виду он относится в настоящее время и к какому виду должен относиться, исходя из интересов субъекта имиджирования; от понимания, какие компоненты имиджа нуждаются в коррекции и пр. В данном контексте можно назвать следующие классификационные признаки имиджа:
- по субъекту имиджирования: индивидуальный и корпоративный, которые могут быть как внешними (представления окружающих), так и внутренним (самопредставления);
- по особенностям функционирования: и на индивидуальном, и на групповом уровнях - зеркальный, текущий и желаемый; исключительно на групповом уровне - корпоративный и множественный [7 и др.];
- по особенностям самовосприятия и самооценки имиджа: самоимидж (реальный, обусловлен прошлым опытом, отражает степень самоуважения и доверия к себе), воспринимаемый имидж (реальный, отражает в сознании взгляд на нас со стороны), требуемый (желаемый, соответствует определенным ролевым свойствам, стереотипам, нормам).
Заметим, что для профессионального развития, конкурентоспособности как личности, так и организации требуемый имидж имеет важное значение. Он может стать эталонным, если будет соответствовать следующим основным требованиям: базироваться на внутреннем потенциале личности и быть ориентирован на профессиональное и личностное саморазвитие, стимулируя самосовершенствование человека; будет максимально гармонизировать внешний облик и внутренний мир человека, обеспечивать аутентичность внешности, внутреннего настроя и поведения личности при общении; будет стимулировать активность человека, его саморазвитие, выступать средством достижения успеха [7].
В структуре имиджа выделяют два плана: программные элементы (цели имиджирования и реальные характеристики объекта, предназначенные для определенного восприятия аудиторией) и внешние имиджеобразующие символы (средства создания образа (вербальные и невербальные) и содержание сообщения, выраженное этими символами). В зависимости от аудитории (субъекта восприятия сообщения), для достижения одной и той же цели (для создания одного и того же имиджа, презентации одних и тех же характеристик объекта) выбираются различные имиджеобразующие символы: те, которые наилучшим образом будут восприняты [8].
Ядром, обеспечивающим целостность и непротиворечивость имиджа, и определяющим особенности его презентации, выступает трехэлементная структура: направленность личности (на деятельность и ее результаты, на общение, на собственный авторитет) - обусловливает выбор стратегии самопрезентации; ориентация личности (те доминирующие качества, посредством которых достигаются поставленные цели) - определяет тактику самопрезентации; иерархия временных «Я» личности (Я-про-шлое, Я-реальное (настоящее), Я-будущее) - во многом определяет выбор содержания самопрезентации, конкретных знаковых символов.
В контексте темы работы следует уточнить сущность личного имиджа человека и его связь с имиджем организации. В личном имидже человека выделяют два взаимообусловливающих уровня: индивидуальный и профессиональный имиджи, причем последний является компонентом первого. Как показывают исследования, не только наличие и проявление необходимых профессиональных качеств обеспечивает создание благоприятного имиджа, но и позитивный профессиональный имидж детерми-
нирует саморазвитие личности, способствует повышению конкурентоспособности специалистов [9 и др.].
Именно профессиональный имидж сотрудников оказывает существенное влияние на имидж организации. Чтобы это влияние было положительным, профессиональный имидж сотрудников должен характеризоваться следующими показателями: ценностной общностью организации и работников; соответствием индивидуального стиля корпоративному; соответствие коммуникативных аспектов деятельности требованиям партнеров и потребителей; удовлетворенностью работников деловым и моральным климатом; внешней и внутренней авторитетностью сотрудников и пр. [10 и др.]. При этом общим условием создания благоприятного профессионального имиджа человека выступает выраженность в его внутренних структурах таких качеств, как духовность, нравственность, деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские
Библиографический список
отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность [10].
Таким образом, способность целенаправленно формировать благоприятный имидж является важнейшей способностью работника сферы услуг. Она обеспечивает личную конкурентоспособность специалиста, в том числе, работника железнодорожного транспорта, поскольку возможности карьерного роста и, даже, просто продолжения трудовой деятельности данных субъектов труда существенно зависят от мнения потребителей (в данном случае - пассажиров). Кроме того, имиджи отдельных специалистов, складываясь в сознании населения в единую систему, образуют имидж всего профессионального сообщества или фирмы, кампании. Учитывая конкурентность современной транспортной сферы, благоприятный имидж отдельных работников важен не только для их личной успешности, но и для конкурентоспособности целой железнодорожной отрасли.
1. Вихански О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. Москва, 1995.
2. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Москва, 2003.
3. Санатулова А.Ш. Имидж как научное понятие. Имиджелогия. Как нравиться людям. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
4. Зазыкин В.Г., Белоусова И.Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. Москва, 2006.
5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва, 2000.
6. Альтшуллер A.A. Имидж и самопрезентация в бизнесе. Available at: http://fictionbook.ru/author/a_a_altshuller/imidj_i_ samoprezentaciya_v_biznese/read
7. Пaничкинa Г.Г. Основы имиджеологии: самопрезентация и компетентность. Available at: www.elitarium.ru/2007/11/29/imidzhelogija_ samoprezentacij
8. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. Available at: http://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
9. Футин В.Н. Имидж-стратегия. Имиджелогия. Как нравиться людям. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
10. Манешина Л.Н. Профессиональный имидж современного педагога. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ professionalnyi
References
1. Vihanski O.S., Naumov A.I. Menedzhment: chelovek, strategiya, organizaciya, process: uchebnik. Moskva, 1995.
2. Shepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya. Moskva, 2003.
3. Sanatulova A.Sh. Imidzh kak nauchnoe ponyatie. Imidzhelogiya. Kaknravit'sya lyudyam. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
4. Zazykin V.G., Belousova I.'E. Psihologicheskie harakteristiki 'effektivnogo politicheskogo imidzha. Moskva, 2006.
5. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim vpovsednevnoj zhizni. Moskva, 2000.
6. Al'tshuller A.A. Imidzh i samoprezentaciya v biznese. Available at: http://fictionbook.ru/author/a_a_altshuller/imidj_i_samoprezentaciya_v_ biznese/read
7. Panichkina G.G. Osnovy imidzheologii: samoprezentaciya i kompetentnost'. Available at: www.elitarium.ru/2007/11/29/imidzhelogija_ samoprezentacij
8. Perelygina E.B. Psihologiya imidzha: uchebnoe posobie. Available at: http://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
9. Futin V.N. Imidzh-strategiya. Imidzhelogiya. Kak nravit'sya lyudyam. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
10. Maneshina L.N. Professional'nyj imidzh sovremennogo pedagoga. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ professionalnyi
Статья поступила в редакцию 21.11.17
УДК 371
Kopylov A.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: fedkoi@mail.ru Fedko I.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: fedkoi@mail.ru Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of State Law, North-Caucasian Social Institute, senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: iri4451@yandex.ru
MAIN CAUSES AFFECTING CONFLICT SITUATIONS IN THE CHILDREN'S DENTIST'S WORK. The paper reveals some topical issues relating to conflict situations in the work of pediatric dentists and causes of their occurrence. One of the problems is the lack of children's specialists, and the problem is the parents' dissatisfaction with the quality of the provision of dental services to children. The article deals with factors that influence the occurrence of behavioral and organizational conflicts. Accordingly, it is necessary to know that in cases of an adverse outcome and a conflict situation, first of all, it is necessary to talk to the doctor and parents, in order to explain the cause of the outcome and to resolve the conflict. The doctor should remember the nuances of the conversation and fix them in medical documents, which in future will help prove his rightness and avoid adverse consequences.
Key words: selection, medical care, prevention and resolution of conflicts, quality of provision, children dental services, powder factors, psychological training, reduction of psychic trauma, organization factors.
А.В. Копылов, канд. мед. наук, доц., зав. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: fedkoi@mail.ru
И.И. Федько, канд. мед. наук, доц. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: fedkoi@mail.ru
И.В. Кулькина, канд. юр.. наук, доц., доц. каф. государственного права АНО ВО Северо-Кавказского социального
института, ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский государственный
медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: iri4451@yandex.ru