УДК 37.012
ББК 74в
Останина Надежда Владимировна аспирант г. Смоленск Ostanina Nadezhda Vladimirovna
Post-graduate
Smolensk
Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся Theoretical Bases of Student’s Coping-Behaviour Forming
В данной статье освещаются основные направления исследований в зарубежной и отечественной психологии - психологии совладающего с трудными ситуациями поведения человека, которое регулирует его активность (копинг-поведение). Анализируется понятие совладающего поведения, основные подходы к его определению. Дается описание классификаций копинг-поведения, предложенных зарубежными и отечественными авторами. Отмечаются особенности копинг-поведения в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик и значимости жизненного события для человека. Рассматриваются основные направления методологической и экспериментальной критики понятия, определяются возможности его использования в отечественной психологии личности и педагогике.
The basic directions of research guidelines in foreign and domestic psychology -psychology coping with difficult situations of a person who adjusts his activity (coping-behavior) arepresented in this article. The coping-behavior concept and the basic approaches to its definition are analyzed. The description of coping-behavior classifications offered by foreign and domestic authors is shown. Features of coping-behavior depending on sex role, age characteristics and the importance of a life event for a person are marked. The basic directions of methodological and experimental criticism of concept are considered, opportunities of its usage in domestic psychology of a person are defined.
Ключевые слова: совладающее поведение, трудные жизненные ситуации, стратегии и стили совладающего поведения, когнитивное оценивание, педагогическая поддержка, педагогическое консультирование.
Key words: coping-behavior, difficult life situations, coping-behavior strategy, psychological pressure, cognitive estimation, pedagogical support, school-counseling and guidance.
На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с различными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуется знание о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умение эти способы применять. Это знание приходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта. Поведение, направленное на преодоление трудных жизненных ситуаций в психологической науке принято обозначать как совладающее или копинг-поведение. Понятие «копинг» происходит от английского «to cope» - («справляться, преодолевать»). В российской психологической литературе его переводят как «адаптивное, совладающее поведение», или «психологическое преодоление» [5].
Впервые термин «копинг» был использован L. Murphy в 1962 году в исследовании способов преодоления детьми кризисов развития [6]. В дальнейшем изучение механизмов совладания было тесно связано с исследованиями психологического стресса.
В настоящее время изучение совладания с трудными ситуациями в зарубежной психологии ведется в трех основных направлениях. Представители первого направления большое внимание уделяют анализу самих трудных ситуаций, подчеркивая, что их контекст оказывает сильное влияние на стиль совладания. В рамках второго направления делается акцент на влиянии личностных переменных, детерминирущих предпочтение индивидом тех или иных стратегий совла-дания со сложными обстоятельствами (P. Kosta, R. Makkei, G. Hynes и др.). Много работ посвящено изучению влияния социальной среды на копинг-поведение, принадлежности человека большому и малому социуму (этнической группе, социальному слою), а также возрастных, полоролевых особенностей. Представители третьего направления (R. Lazarus, S. Folkman и др.) подчеркивают роль когнитивных факторов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности [16].
По мнению ученых, одним из перспективных направлений изучения психо-
логических детерминант копинг-поведения личности в трудных жизненных ситуациях является изучение ее отношения к событиям. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, на основе специфики отношения выделяют два основных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с совладанием и выполнением плана разрешения трудной ситуации. Данный стиль проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, компенсировать отрицательные эмоции едой или алкоголем. Таким образом, изучение совладающего поведения в зарубежной психологии ведется в нескольких направлениях: анализ стрессовых ситуаций, изучение когнитивных механизмов совладания и влияния личностных переменных [1].
Термин «совладающее поведение» появился в отечественной психологии в 90-е годы. Первые исследования по проблемам жизнедеятельности человека в условиях стресса связаны с именами известных ученых: Л. И. Анцыферо-вой, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, Л. И. Уманского, В. С. Мерлина и других [10]. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретикоаналитический характер. Основным содержанием работ является анализ зарубежных источников [7, 12].
В рамках ценностно-смысловой теории Л. И. Анцыферовой была описана динамика копинг-поведения. Человек реагирует на неожиданное, травмирующее событие сначала на сенсорном уровне - состояние оцепенения, которое быстро сменяется активностью личности - «когнитивным оцениванием». Это процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определения смысла и значения происходящего. От уровня развития данного механизма, от способностей человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный
выбор стратегии совладания с травмирующим событием. Главным результатом «когнитивного оценивания» является заключение человека о подконтрольности ему ситуации. В случае, когда субъект считает ситуацию подконтрольной, включаются конструктивные стратегии совладания [1, 2].
А. В. Либиным была создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. В структуре совладающего поведения автор выделяет эмоциональный компонент (эмоциональная компетентность) и подчеркивает важность позитивной роли эмоций в преодолении трудностей [6].
Р. М. Грановская и И. М. Никольская в своих исследованиях проанализировали специфику основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей, раскрыли их содержание и особенности совладания у детей в зависимости от возрастных, половых и личностных характеристик [8].
В целом, несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совла-дающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга. «Следует особо отметить, что совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях» [16].
Итак, анализ западных и отечественных исследований по проблеме психологического совладания позволяет рассматривать совладание с трудностями как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.
Задача совладания с трудными жизненными ситуациями состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. К личностным и индивидуально-психологическим детерминантам совладающего поведения
принято относить психологический возраст, самооценку, локус контроля, эмпатию, социальный статус, самоэффективность субъекта.
Критерием эффективности совладающего поведения является психологическое благополучие субъекта.
Известно, что копинг-поведение включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом, вызванным трудной ситуацией, изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Две основных функции копинга заключаются в следующем: 1) решение проблемы, создающей стресс, или попытки изменить стрессор, например, поиск информации (проблемно-фокусированный копинг); 2) регулирование эмоций, прежде всего, негативных, вызываемых стрессором, например, дистанцирование или самоконтроль (эмоционально-фокусированный копинг). Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Эти качества лежат в основе различных стратегий копинг-поведения.
В литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии поведения как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии субъекта, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль.
Американский исследователь Carver С. и его сотрудники предложили расширенную классификацию копинг-стратегий [13]. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:
1) «активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;
2) «планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
3) «поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
4) «положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;
5) «принятие» - признание реальности ситуации [4, 9].
Другой блок копинг-стратегий, по мнению изучаемых нами авторов, также может способствовать адаптации в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладающего поведения относятся:
1) «поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;
2) «подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике;
Третью группу копинг-стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней.
К ним отнесли:
1) «фокус на эмоциях и их выражение» - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;
2) «отрицание» - отрицание стрессового события;
3) «ментальное отстранение» - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;
4) «поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации.
Достаточно подробной является классификация П. Тойса, опирающаяся на
комплексную модель копинг-поведения [12].
П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные.
Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы:
1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.
2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).
3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств.
Когнитивные стратегии также делятся на три группы.
1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.
2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.
3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.
К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания.
Некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Е. Frydenberg предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно, копинг-стратегия в категории «обращение к другим» стоит
особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности - неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение - «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное [14].
Похожая классификация предлагается S. Е. НоЬМ1. В своей COR-теории «Теория сохранения ресурсов» он рассматривает в копинг-поведении шесть осей: просоциальная - антисоциальная направленность, прямое - непрямое поведение и пассивное - активное поведение [15].
Из анализа некоторых классификаций копинг-стратегий следует, что внутренний ресурс, помогающий успешно справляться с жизненными трудностями, связан с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении новыми навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, в эмоциональной гибкости, защитной работе воображения. Однако нельзя переоценивать значение внутренних ресурсов субъекта. Значение внешних факторов совлада-ния с трудностями, в частности, для детей, гораздо больше, чем внутренних. Так, например, эмоциональная поддержка значимых людей являются важным внешним фактором в преодолении трудных ситуаций в детском (подростковом) возрасте.
Трудные ситуации, вызывая стрессовые состояния у детей и подростков, резко снижают эффективность их деятельности как в социальной, так и в учебной сфере. В исследованиях показано, что использование проблемно-фокусированных копинг-стратегий прямо связано с более высокой социальной компетенцией и способностью к адаптации у детей, тогда как частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьезными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии [17].
Что касается академической сферы, то работы по изучению влияния
копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень мало; в педагогической литературе таких работ не найдено. В исследовании зарубежных ученых показано, что подростки мужского пола, чаще выбирающие более продуктивные копинг-стратегии, имеют явное преимущество в учебе, демонстрируя стремление успевать лучше, чем можно предположить, исходя из их результатов по тестам ^ [18].
Для ребенка (подростка) разрешение его проблемы - преодоление трудностей учения, общения, самостоятельного решения своих жизненных проблем - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый в реальной ситуации его жизнедеятельности. Проблема, возникшая перед ребенком (подростком), отражает в своем содержании противоречия между его желаниями и возможностями, между его целями и условиями их достижения. Разрешая их, ребенок использует прежде всего свои личностные (внутренние) ресурсы. Их может оказаться недостаточно. Пытаясь разрешить проблему, он может использовать стихийно сложившиеся неэффективные копинг-стратегии. В этих обстоятельствах внешним ресурсом, помогающим ребенку справиться с трудностями, используя проблеморазрешающие копинг-стратегии, становится педагогическая поддержка.
Понятие педагогической поддержки введено в научный обиход автором концепции педагогической поддержки О. С. Газманом [3]. Педагогическая поддержка, в понимании О. С. Газмана, - особая сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление ребенка как индивидуальности. Она «не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в разных сферах его жизни, на индивидуальное саморазвитие» [11]. Педагогическая поддержка, по мысли О. С. Газмана, вступает в силу тогда, когда ребенок не справляется сам с проблемой, когда проблема становится тормозом в его продвижении. В условиях педагогической поддержки проблема, по
О. С. Газману, может стать стимулом развития ребенка. Каждый позитивный
результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как субъекту, деятелю, способному управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свою волю и активность.
В этих условиях педагогическая поддержка, как внешний (средовый) ресурс, становится особенно актуальной, побуждая ученика к использованию проблеморазрешающих копинг-стратегий.
Методом реализации педагогической поддержки выступает особая форма педагогической деятельности - индивидуальное педагогическое консультирование, осуществляемое подготовленными специалистами-педагогами. Суть его в том, чтобы способствовать преодолению препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности ребенка. Владение разнообразными формами индивидуального педагогического консультирования должно быть включено в сферу компетентности каждого работника образовательного учреждения [11].
На сегодняшний день исследования копинг-поведения детей и подростков только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической и педагогической науки. Нам представляется, что решение проблем адаптации учащихся школьного возраста к условиям обучения и межличностного взаимодействия в школьной среде тесно связано с формированием их копинг-поведения, обеспечивающего эффективность и успешность деятельности. В связи с этим, актуальной становится постановка задачи оказания учащимся школы педагогической поддержки в освоении и использовании проблемно-фокусированных копинг-стратегий, в активном решении школьных и внешкольных проблем.
Библиографический список
1. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : перео-смысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. - С. 3-19.
2. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности : жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2.
- С. 3-16.
3. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М. : МИРОС, 2002. - 295 с.
4. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3.
- С. 20-25.
5. Детская психиатрия / Под. ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб. : Питер, 2005.
- 101 с.
6. Либин, А. В. Дифференциальная психология : На пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2-е изд., перераб. - М. : Смысл, 2000. - 527 с.
7. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. - С. 20-30.
8. Никольская, И. М., Грановская, Р М. Психологическая защита у детей. СПб., «Речь», 2000. - 507 с.
9. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
10. Самосознание и защитные механизмы личности : Хрестоматия. - Самара : БАХРАХ-М., 2000. - 656 с.
11. Сластенин, В. А., Колесникова, И. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. - М., 2006. - 283 с.
12. Хекхаузен, Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. - С. 58-91.
13. Carver, C. S., Scheier, M. F., Weintraub, J. K. Assessing coping strategies : a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology 1989. V. 56. - P. 267-283.
14. Frydenberg, E., Lewis, R. Teaching Coping to adolescents : when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37. №. 3. - P. 727-745.
15. Hobfoll, S. E. Social Support : Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.). A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co. 1996. - 537 p.
16. Lazarus, R. S., Kanner, A. D., Folkman, S. Emotions a cognitive phenomenological analysis // Emuotion. Theory, Research and Experience. Vol. 1.
- N. Y., 1980. - P. 185-217.
17. Losoya, S., Eisenberg, N., Fabes, R. A. Developmental issues in the study of coping // International Journal of Behavioral Development. 1998, 22 (2), - Р 231-237.
18. Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Psychology. 1996, 66, - Р. 109-14.
Bibliography
1. Antsyferova, L. I. A Person in Difficult Living Conditions : Speculation, Transformation of Situations and Psychological Protection // Psychological Journal. 1994. B. 15. № 1. - P. 3-19.
2. Antsyferova, L. I. Everyday Psychology : Person’s World and «Technics» of His Life // Psychological Journal. 1993. № 2. - P. 3-16.
3. Children's Psychiatry / Under the Editorship of E. G. Eydemiller. - St. Peterburg, 2005. - 101 p.
4. Carver, C. S., Scheier, M. F., Weintraub, J. K. Assessing Coping Strategies : a Theoretically Based Approach // Journal of Personality and Social Psychology 1989. V. 56. - P. 267-283.
5. Consciousness and Protective Mechanisms of a Person : Reading-Book. -Samara : BAHRAH-M., 2000. - 656 p.
6. Dementy, L. I. To the Problem of Social Context Diagnostics and Strategy of Copying-Behaviour // Applied Psychology Journal. 2004. № 3. - P. 20-25.
7. Frydenberg, E., Lewis, R. Teaching Coping to Adolescents : When and to Whom? //American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37. No. 3. - P 727-745.
8. Gazman, O. S. Non-Classical Upbringing. From Authoritative Pedagogics to Pedagogics of Freedom. - M. : MIrOs, 2002. - 295 p.
9. Heckhausen, H. Personal and Situational Approaches to Behaviour Explanation // Psychology of Social Situations. Reading-Book. / under the General Editorship of N. V Grishina. - SPb. : Peter, 2001. - P. 58-91.
10. Hobfoll, S. E. Social Support : Will You Be There When I Need You? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.). A Lifetime of Relationships. California : Brooks / Cole Publishing Co. 1996. - 537 p.
11. Lazarus, R. S., Kanner, A. D., Folkman, S. Emotions : a Cognitive Phenomenological Analysis // Emuotion. Theory, Research and Experience. Vol. 1. - N. Y., 1980. - P. 185-217.
12. Libin, A. V. Differential Psychology : On the Crossing of European, Russian and American Traditions. - 2 Edition. - М. : Sense, 2000. - 527 p.
13. Losoya, S., Eisenberg, N., Fabes, R. A. Developmental Issues in the Study of Coping // International Journal of Behavioral Development. 1998, 22 (2), P. 231-237.
14. Nartova-Bochaver, S. K. «Coping Behavior» in the System of a Person’s Psychology Concepts // Psychological Journal. 1997. B. 18. № 5. - P. 20-30.
15. Nikolskaya, I. M., Granovskaya, R. M. Children’s Psychological Protection. SPb, «Speech», 2000. - 507 p.
16. Parsons, A., Frydenberg, E. and Poole, C. Overachievement and Coping Strategies in Adolescent Males // British Journal of Psychology. 1996, 66, 109-14.
17. Prokhorov, A. O. Self-Control of Mental Conditions : Phenomenology, Mechanisms, Logics. - М. : PER SE, 2005. - 352 p.
18. Slastenin, V A., Kolesnikov, I. A. Pedagogical Support of a Child in Education., 2006. - 283 p.