новая! образовательная i
политика!
1УДК 159.9:316.6 ББК 88.5
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. В. Луева
Автор статьи ставит вопрос о значении совладающего поведения в современном образовании и тех возможностях, которые открывает умения человека справляться со своими переживаниями, не создавая противоречий в общении с другими людьми. В статье кратко рассматриваются существующие представления о совладающем поведении в современной психологии и его значение для человека. Автор также затрагивает вопрос истории изучения проблемы «совладающего поведения». В рамках изучения совладающего поведения рассматривается понятие стратегий совладающего поведения, их определение и значение в жизни человека. Кратко показаны общие представления об образовании и его значении в современном мире. На примере существующих исследований автор рассматривает особенности проявления совладающего поведения у подростков в условиях образовательного процесса, ставит новые вопросы и показывает возникающие противоречия между требованиями образовательного процесса и возможностями личности.
Ключевые слова: совладающее поведение, образование, стратегии совладающего поведения, личностные особенности, подросток.
IDEAS ON COPING BEHAVIOR IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATION M. V. Lueva
The article deals with such an important issue as coping behavior in modern education, and those opportunities which open abilities of people to cope with their worries without creating contradictions in communication with other people. The article briefly considers the existing ideas of coping behavior in modern psychology and its value for people . The author also expands on the history of the problem study. Within the studying of coping behavior, concept strategy and its value for people is defined. The general ideas of education and its value in the modern world are briefly described. On the example of the existing researches the author considers features of manifestation of coping behavior with teenagers in the educational process and comes up with new questions and shows the arising contradictions between requirements of educational process and opportunities of the individual.
Keywords: coping behavior, education, coping strategies, personality traits, teenager.
Тема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем, изучаемых современной наукой. Эту проблему можно рассматривать с различных сторон. В центре нашего внимания будет изучение представлений о совладающем поведении подростка в контексте современного образовании.
История изучения совладающего поведения началась в 1940-е гг. с исследований Г. Гар-
тмана. В дальнейшем исследования копинга, или совладающего поведения, продолжились, став наиболее актуальными в 1960-1980-е гг. В ходе изучения совладающего поведения в современной психологии выделено три подхода к исследованию данной проблемы: диспозици-онный, интегративный и ситуационный.
В основе диспозиционного подхода лежит психоаналитическая модель З. Фрейда. В его рамках копинг или совладающее поведение
выступают как способ психологической защиты необходимый для снятия напряжения. Представители интегративного подхода А. Биллингс и Р. Моос выделяли в личности человека набор определенных черт, ответственных за регуляцию своих действий. Они полагали, что у каждого человека есть определенный набор психических черт, которые побуждают его реагировать на стрессовые ситуации более или менее определенным образом, определяя стиль поведения в конкретной ситуации. Авторы считали, что ответ человека на стрессовые ситуации будет похожим, поскольку определяется психологическими чертами, которые практически не изменяются.
Третий подход, ситуационный, его яркими представителями являются Р. Лазарус и С. Фол-кман. В центре этого подхода личность и ситуация, которые могут в равной степени занимать лидирующее положение и определять специфику совладающего поведения индивида. Отношения личности и ситуации представляют собой не просто соперничество, а интегратив-ный процесс, в ходе которого рождается определенный стиль поведения. Процесс совлада-ния согласно третьему подходу разделен на несколько этапов и имеет две составляющие: когнитивные и поведенческие усилия личности, которые в процессе взаимодействия объединяются между собой для преодоления трудной ситуации. Ученые выделили два вида когнитивной составляющей - первичную и вторичную оценку. На первом этапе развития процесса совладания происходит первичная оценка ситуации. Она позволяет оценить степень угрозы. На этой стадии принимается решение о том, надо ли реагировать на данную ситуацию или следует отнести ее к обычным изменениям. Второй этап развития процесса совладания представляет вторичную оценку, которая является дополнением к первому этапу, определяя стили поведения или копинг-стратегии, которые человек должен использовать для разрешения этой ситуации. На третьем этапе выступает собственно поведенческая составляющая, а именно выработка механизмов по преодолению стресса в ходе решения сложной ситуации. В тоже время Р. Лазарус подчеркивал, что помимо трех основных этапов развития совладающего поведения, возможен и четвертый
этап, на котором происходит когнитивная переоценка значимости самой ситуации для индивида, постановка новых целей и задач по разрешению возникших проблем.
В отечественной психологии изучение совладающего поведения началось сравнительно недавно. Одними из первых следует выделить такие работы, как исследования внутренней картины болезни у больных неврозом В. А. Ташлыкова, работы Л. И. Анцыферовой, посвященные исследованию стратегий жизни человека. Одним из первых исследователей, посвятивших работы копинг-поведению, стал Р. К. Назаров. На данный момент наиболее известными являются работы К. К. Платонова, изучающего функциональное состояние и работоспособность человека, а также Т. А. Немчина, В. И. Медведева, не менее известны работы Т. Л. Крюковой, А. В. Журавлева, Г. С. Корытовой.
В центре проблемы совладающего поведения с точки зрения большинства отечественных психологов стоит субъект. По мнению А. В. Брушлинского, субъект - это цельный человек способный объединить в себе все виды деятельности, быть активным в отношении себя и окружающей действительности, быть творцом, совладающим с жизнью творцом. А. В. Брушлинский писал: «Субъект - это человек, люди на высшем (индивидуально для каждого из них) уровне активности, целостности, системности, автономности» [1, с. 23]. В понимании ученого субъект это образ человека, находящегося в постоянном взаимодействии с социумом, проявляющего активность в решении проблем.
В ходе исследования проблемы совладаю-щего поведения мы основываемся на представлениях Т. Л. Крюковой. Она пишет: «Совла-дающее поведение представляется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностными особенностями и ситуации, справиться со стрессом» [2, с. 102].
В определении копинга, или совладающего поведения, предложенном Т. Л. Крюковой, можно увидеть взаимосвязь между ситуацией и личностью. Исходя из определения, цель такого поведения заключается прежде всего в благоприятной атмосфере достижений между возникшей ситуацией и человеком. Для дости-
жения равновесия человек использует определенный стиль поведения.
В то же время стиль поведения предполагает совокупность выработанных действий по отношению к конкретной ситуации, которые и формируют совладающее поведение. Под определенными действиями в ходе развития совладающего поведения мы подразумеваем стратегии совладающего поведения, или ко-пинг-стратегии.
В современной психологии стратегии со-владания представляют собой «основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции человеком эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам». На данный момент известно множество различных стратегий совла-дающего поведения. Каждый автор при составлении своей теории выделяет свои стратегии. Вместе с тем стратегии совладающего поведения не однозначны. Они могут носить в себе как конструктивный, так и дезадаптивный тип поведения, поскольку в жизни человек при решении конкретной проблемы использует несколько стратегий одновременно, или стилей.
Использование конструктивных или деза-даптивных стратегий условно и чаще всего зависит от внутреннего ресурса человеческой личности, мотивов и потенциалов. Ш. Тейлор писал, что стрессовые ситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних (интернальных) и внешних по отношению к личности (эсктернальных) ресурсов. Т. Л. Крюкова отмечала: «К копинг-ресур-сам относятся характеристики личности и социальной среды... Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию» [3, с. 30]. Именно от ресурсов человека зависит эффективность используемых стратегий. Следовательно, выбор стратегии поведения, специфика ее использования определяют само совладающее поведение и степень его развития для отдельно взятого индивида.
Таким образом, формирование совладаю-щего поведения определяется такими факторами, как личностные и возрастные особенности, социальная среда. В то же время развитие со-
владающего поведения не происходит в один момент, а представляет собой длительный процесс, связанный с развитием человека. Личность человека в ходе своего совершенствования проходит ряд этапов, на каждом из которых испытывает различные переживания. Наиболее значимым периодом в жизни человека, становится этап пребывания в школе. Школа представляет собой уникальную образовательную среду, охватывающею несколько стадий развития человека (детство, подростничество и юность). Во многих периодизациях при описании данных стадий, новообразования и кризисы, переживаемые человеком, связывают с его нахождением в школе.
По мнению В. В. Давыдова и Л. Ф. Обуховой, влияние школы становится определяющим фактором в личностном развитии подростка, в этот период кардинально изменяются социальная ситуация развития, ценности, мотивы и стереотипы у индивида, что напрямую связано с общением и развитием умственной деятельности. Отношение «ребенок - взрослый» дифференцируются и распадаются на «ребенок - учитель», «ребенок - родитель». Они занимают открывшуюся нишу, превращаясь в новую структуру. Можно сделать вывод, что школа играет важную роль на данном этапе развития, где разбивается на составляющие: личность учителя, его действия, отношения между сверстниками. В подростковом возрасте отношение со сверстниками занимает преобладающее значение. А. В. Мудрик, В. С. Мухина отмечают, что наибольшее влияние на развитие подростка оказывает группа сверстников. При этом ведущим фактором формирования личности может быть уважение к другому человеку, взрослому, которого воспринимают как старшего товарища. Однако наиболее часто поведение ребенка в подростковом возрасте меняется в худшую сторону и приносит неудобство окружающим. Это происходит посредством включения ребенка в асоциальную среду. Взаимодействие подростка со сверстниками происходит путем общения с другими людьми, обменом взглядов, мнений, интересов и суждений. Особенности взглядов человека определяют его дальнейшие поступки и поведение с другими людьми. Частые стрессы, высокий уровень требований, постоянное напряжение влияют на реакции че-
ловека. Одна из проблем поведения подростка - неумение себя контролировать в различных ситуациях. При этом рассматриваются не только те ситуации, где человеку угрожает опасность, но и обычные жизненные события, являющиеся естественной составляющей деятельности человека. Отсутствие способности контролировать свое поведение связано с развитием эмоциональной сферы личности, воли и мотива человека. В процессе своего развития все компоненты личности совершенствуются и, переходя во взрослое состояние, человек приобретает способность контролировать свое поведение в различных ситуациях. В младшем подростковом возрасте контроль над своим поведением выступает одной из главных и сложнейших задач для ребенка. Социальной ситуацией развития выступает школа и группа сверстников, формирующаяся, как правило, внутри класса либо в рамках окружающего подростка образовательного пространства. В. А. Сластенин рассматривает образование как единый процесс становления физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
Исследования, посвященные проблеме совладающего поведения в контексте образовательного процесса, отмечают нестабильность выбираемых копинг-стратегий подростками при решении проблем.
В исследованиях Т. Л. Крюковой было отмечено, что мальчики 15-19 лет чаще всего используют поведенческие стратегии, при этом наиболее значимы и чаще используются непродуктивные стратегии, в то время как у девушек больше преобладают продуктивные ко-пинг-стратегии. По мнению автора, это может быть связано с тем, что девушки более эмоционально отзывчивы и быстрее способны мобилизоваться в стрессовой ситуации.
Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский провели исследования на подростках. В ходе исследования было установлено, что у детей 11-12 лет еще не сформирован индивидуальный стиль совладающего поведения. Испытуемые ис-
пользовали все стратегии совладания, наибольшее предпочтение отдавая «поиску социальной поддержки» и «избегания».
Позднее похожие исследования были проведены рядом других исследователей. В работах Н. М. Лыковой мы встречаем исследования копинг-стратегий применительно к младшему подростковому возрасту. Автору было важно узнать, есть ли принципиальные отличия в способах совладания со стрессом у подростков из благополучной и неблагополучной среды. В результате проведенного исследования было выявлено, «что подросткам из разных социальных групп была свойственна близкая структура совладающего поведения».
Исследования М. А. Холодной посвящены изучению связей между используемыми ко-пинг-стратегиями и интеллектуальным развитием личности. В ходе использования «Юношеской копинг-шкалы», а также методов кластерного и факторного анализа было установлено, что выделенные стили совладания зависят от того, как ту или иную ситуацию оценивает сам человек. При этом уровень интеллектуального развития рассматривается как важный для организации контроля и оценки ситуации.
Так, современное образование, выполняя ряд социальных функций, накладывает на человека дополнительные обязанности, количество которых повышается с каждым годом. При этом увеличивается напряжение между участниками образовательного процесса. Результатом взаимодействия участников образовательного процесса является формирование личностных качеств, самореализация индивида, стремление к получению дальнейшего образования и участие в общественной деятельности. Умение подростка контролировать себя в различных ситуациях определяет его развитие и возможность выполнять поставленные перед ним задачи.
Таким образом, образование и школа как один из этапов получения системного образования - социальное явление, призванное развивать человека и формировать личность, соответствующую требованиям общества. Однако увеличивающаяся нагрузка на подростка в обучение увеличивает напряжение между участниками образовательного процесса и повышает тревогу каждого из них. Современное
образование вызывает противоречия между требованиями, выдвигаемыми учебным процессом и потребностями человека. Увеличение тревожности человека не способствует формированию устойчивой личности. В этом контексте совладающее поведение рассматривается как способ регуляции эмоций человека и контроля над поведением. При этом совладающее поведение может рассматриваться как процесс контроля над действиями извне и переживаниями, испытываемыми самим человеком. Указывая на существующее противоречие между потребностями человека и требованиями и организацией образовательной среды, выраженными в невозможности развития совладающе-го поведения, мы предположили возможность развития совладающего поведения в рамках образовательного процесса посредством различных методов психотерапии. Одним из таких методов является арттерапия.
В ходе теоретического анализа проблемы совладающего поведения в современной психологии было установлено, что совладающее поведение - целенаправленное социальное действие, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и способами через осознанные стратегии действий. Совладающее поведение человека проявляется в использовании различных стратегий поведения, отражающих его специфику. При этом использование самих стратегий поведения напрямую зависит от личностных характеристик, которыми обладает человек.
В то же время теоретический анализ проблемы совладающего поведению и его места в системе образования привел к идее о развитии такого типа поведения посредством использования различных психотерапевтических методов. При анализе теоритических и эмпирических исследований особенностей совладающе-го поведения младших подростков был выделен ряд особенностей его проявления:
• совладающее поведение рассматривается как непрерывный процесс в развития человека;
• оценка эффективности стратегий поведения сменяется в зависимости от используемой исследователем классификации и методов исследования;
• образовательный процесс представляет собой уникальную базу, влияющую на формирование определенного типа поведения;
• в рамках современных исследований роль образовательного процесса в развитии совладающего поведения учитывается в меньшей степени, чем другие факторы;
• отмечено отсутствие стабильности в используемых стратегиях поведения;
• в поведении подростков преобладают такие стратегии совладающего поведения, как «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки».
• специфика используемых ребенком стратегий в различных ситуациях определяется не только самой ситуацией, но и личностными характеристиками.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология индивидуального и группового субъекта [Текст] / под ред. А. В. Брушлин-ского, М. И. Волковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002.
- 368 с.
2. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте [Текст] / под ред. А. А. Журавлева.
- М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 512 с.
3. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретически основания [Текст] / Г. С. Корытова. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - 292 с.
4. Буртова, Е. В. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие / У. В. Буртова. - М.: РГИУ, 2009. - 578 с.
5. Виленская, Г. А. Регуляция поведения в раннем возрасте [Текст] / Г. А. Виленская // Психология сегодня: теория, образование и практика / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, А. В. Карпова. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. - С. 70-86.
6. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. -СПб.: Свет, 2007. - 608 с.
7. Журбин, В. И. Понятия психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса [Текст] / В. И. Журбин // Вопр. психологии.
- 2009. - № 4. - С. 28.
8. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни [Текст]: моногр. / Т. Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 296 с.
9. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 2009. - 335 с.
10. Современное образование как открытая система [Текст]: колл. моногр. / под ред. Н. Г. Ничка-ло, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Куле-шовой. - М.: Ин-т науч. и пед. информации РАО: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 576 с.
references
1. Psikhologiya individualnogo i gruppovogo sub-yekta. Moscow: PER SE, 2002, 368 p.
2. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste. Moscow: In-t psikhologii RAN, 2011. 512 p.
3. Korytova G. S. Zashchitnoe i sovladayushchee povedenie lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Ulan-Ude: Izd-vo BGU, 2006, 292 p.
4. Burtova E. V. Konfliktologiya: ucheb. posobie. Moscow: RGIU, 2009, 578 p.
5. Vilenskaya G. A. Regulyatsiya povedeniya v rannem vozraste, Psikhologiya segodnya: teori-ya, obrazovanie i praktika. Moscow: Izd-vo "In-t psikhologii RAN", 2009, pp. 70-86.
6. Granovskaya R. M. Elementy prakticheskoi psikhologii. St-Petersburg: Svet, 2007, 608 p.
7. Zhurbin V. I. Ponyatiya psikhologicheskoi zash-chity v kontseptsiyakh S. Freud i C. Rogers. Vopr. psikhologii. 2009, No 4, p. 28.
8. Kryukova T. L. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya v raznye periody zhizni: monogr. Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2010. 296 p.
9. Kon I. S. V poiskakh sebya. Moscow: Politizdat, 2009.335 p.
10. Sovremennoe obrazovanie kak otkrytaya sistema: koll. monogr. Moscow: In-t nauch. i ped. informatsii RAO: YuNITI-DANA, 2012, 576 p.
Луева Мария Викторовна, аспирантка кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Lueva Maria V., Post-Graduate Student, Educational Psychology Department, Pedagogy and Psychology Faculty, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]