педагогические науки
Фирсова Елена Анатольевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
УДК 37.013
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2017
Фирсова Елена Анатольевна, соискатель кафедры педагогики
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (400066, Россия, Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 27, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «культура», «культура личности», «исследовательская деятельность», «исследовательская культура старшеклассников». Проводится анализ научной литературы в структуре формирования исследовательской культуры старшеклассников. Рассматривается проявление сущностных свойств личности старшеклассника в личностном отношении. Выявлены структурные компоненты исследуемого образования; выделены критерии определения эффективности каждого из этапов формирования исследовательской культуры; три уровня сформированности - репродуктивный, рефлексивно - смысловой, креативный, выступающие основой процесса исследовательской деятельности школьников; обоснован ценностный потенциал научного общества учащихся; определены этапы и средства ее формирования. Рассматривается ключевое условие формирования исследовательской культуры - присвоение личностью исследовательской деятельности как ценности. Представлена модель процесса формирования исследовательской культуры у старшеклассников. Основой модели выступили идеи аксиологического подхода, идеи ценностного подхода в образовании, теории целостного педагогического процесса, идеи деятельностного подхода к организации педагогического процесса, идеи средового подхода процесса развития и формирования личности обучающихся. Выделены средства формирования исследовательской культуры старшеклассников: аксиологическая среда гуманитарного образования, исследовательские проекты аксиологической направленности.
Ключевые понятия: культура, культура личности, исследовательская деятельность, исследовательская культура, модель.
■raEORETICAL BASES OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF PUPILS
© 2017
Firsova Elena Anatolievna, postgraduate of the Department of pedagogy Volgograd State Social-Pedagogical University (400066, Russia, olgograd, Prospekt im. V. I. Lenin, 27, e-mail: [email protected])
Abstract. There are some concepts which are considered in the article: "culture", "culture of the personality", "research activity", "research culture of seniors". The analysis of scientific literature in structure of formation of research culture of seniors is carried out. The manifestation of intrinsic properties of the identity of the senior in the personal relation is considered. There are some structural components of the studied education; the criteria of determination of efficiency each of formation's stages of research culture are marked out; there are three levels of formation- reproductive, reflexive - semantic, creative, acting as a basis process of research activity of school students; valuable potential of scientific organization of pupils is reasonable; stages and means of her formation are defined. The key condition of formation of research culture - assignment by the identity of research activity as values is considered. As a basis of model the ideas of axiological approach, the idea of valuable approach in education, theories of complete pedagogical process, the idea of activity approach to the organization of pedagogical process, the idea of environmental approach of development and formation of the identity of students have acted. Funds of formation of research culture of seniors are allocated: axiological environment of arts education, research projects of axiological orientation.
Keywords: culture, culture of the person, research activities, research culture, model.
В статье рассматриваются ведущие понятия «культура», «культура личности», «исследовательская деятельность», «исследовательская культура старшеклассников». Культуру личности, как часть общечеловеческой культуры, рассматривают в своих исследованиях М.В. Богуславский, А.П. Валицкая, И.А. Колесникова, З.И. Равкин, Н.Л. Шеховская, Е.Н. Шиянов [2;3;6;7; 11;15;16;17]. Многоаспектный характер исследовательской культуры старшеклассников содействует становлению ценностного сознания личности, что обусловило интерес к данной проблеме со стороны философов (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Столович, К. Ясперс), психологов (В.П. Зинченко, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн), педагогов (В.И. Андреев, Н.Д. Никандров). Понятие культура связана с понятием культуры личности, что становится более актуальным в последнее время (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.П. Валицкая, А.С. Запесоцкий) [1;3].
В личностном отношении ученые считают культуру как проявление сущностных свойств личности старшеклассника, профессиональной деятельности и общения (Т.Ф. Белоусова, Н.Е. Воробьев, Т.В. Иванова). О.С. Газман обуславливает культуру личности как группу характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижений, ценностных ориентаций, творческих познавательных успехов), что дает личности совершенствоваться. Проблема участия школьников в исследовательской деятельности занимала внимание ученых разных направлений: биолога А.Я. Герда, историка М.М. Стасюлевича, химика Р.Э. Армстронга, естествои-
спытателя Т. Гексли, которые в свое время сформулировали общую идею исследовательского метода.
В научных трудах В.Г. Алексеевой, М.Н. Арцева, В.В. Гузеева, О.Д. Калачихиной, Р.Г. Каменского, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.С. Савичева, А.В. Хуторского более полно рассматриваются концептуальные, содержательные, технологические проблемы развития исследовательской деятельности старшеклассников [8;9;10].
Исследовательская деятельность определяется А.Г. Иодко как «совокупность целесообразных действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности» [4]. Н.В. Толпекина считает учебное исследование видом поисковой познавательной деятельности учащихся, способствующим «формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции» [14]. А.В. Леонтович, выделяет функции исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях образования: в основной школе - развитие у школьников способности к самостоятельной постановке цели и ее достижению в учебной деятельности; в старшей школе - развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональ-ных навыков как основы общего и дополнительного обучения [8;9]. Главной целью исследовательской деятельности старшеклассников представляются не научные открытия, а развитие у них соответствующих личностных
Фирсова Елена Анатольевна pedagogical
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ... sciences
исследовательских качеств, одним из которых выступает исследовательская культура, т.е. приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Структурные компоненты исследуемого образования позволяют выделить критерии и уровни его сфор-мированности, обосновать ценностный потенциал научного общества учащихся гуманитарного направления. Согласно анализа научной литературы в структуре формирования исследовательской культуры старшеклассников и в контексте целостного (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков) и ценностного подхода (Л.П. Разбегаева), были представлены следующие компоненты: когнитивно-гносеологический, мотивационно-ценностный, дея-тельностно-проективный.
Когнитивно-гносеологический компонент включает в себя знания о целях, задачах и методах исследования; его особенностях и закономерностях в различных областях научного знания; овладение гносеологической грамотностью. В гуманитарном познании одним из специфических методов является работа с текстом культуры, который выступает как объект познания (например, работа с архивными документами), средство познания (с помощью текста культуры решается исследовательская проблема) и результат познания (подготовленное старшеклассником учебное проектное исследование).
Мотивационно-ценностный компонент включает систему мотивов, лежащих в основе положительного отношения субъекта к исследовательской деятельности. Данный компонент обусловливает виды исследовательской активности обучающегося, которые выражаются в познавательном интересе, мотиве самопознания, прогностической активности, основывающейся на мотивах саморазвития и самореализации. Как отмечает А.Н. Леонтьев, мотивация школьника имеет свои источники в практической деятельности, где объект соответствует цели, причина - мотиву, потребность - поведению. Мотивационно-ценностный компонент фиксирует важную составляющую исследовательской культуры старшеклассника, где мотив самообразования проявляется в самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассника. Это неразрывно связано с мотивами самопознания и самореализации себя в выборе будущей деятельности. Отношение к исследовательской деятельности как ценности определяется также непосредственно в процессе самой исследовательской деятельности и возникает на основе понимания факта и его субъективного значения, а, следовательно, прослеживается логика развития: мотив - интерес - ценностное отношение.
Деятельностно-проективный компонент включает систему исследовательских умений, обеспечивающих формирование исследовательской культуры старшеклассников посредством решения ряда исследовательских задач: определять цель, задачи, проблему, структуру исследования (введение, главы, заключение, приложение, список источников и литературы); отбирать и излагать необходимую информацию из текстов культуры в соответствии со структурой исследования; формулировать результаты исследования, обосновывать и презентовать их. Содержание компонентов исследовательской культуры позволило определить критерии и показатели сформированности у старшеклассников данного личностного качества: полноту и глубину знаний об исследовательской деятельности; систему мотивов, побуждающих старшеклассников к исследовательской деятельности; реализацию исследовательских умений и построение перспективы своей исследовательской деятельности.
При выявлении уровней сформированности исследовательской культуры с точки зрения целостного подхода исходным было методологическое положение о том, что развивающаяся система закономерно проходит этапы от возникновения разрозненных элементов, их группировки в единую целостную систему, до их самостоятельной 276
активизации (В.С. Ильин)[5]. Исходя из этого, было выявлено три уровня целостности исследуемого личностного образования - репродуктивный, рефлексивно - смысловой, креативный, которые выступают основой процесса исследовательской деятельности школьников и являются критериями определения эффективности каждого из этапов формирования исследовательской культуры в целом. Исследовательская культура старшеклассников выражает ведущие характеристики процесса развития личности, отражает универсальность ее связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность исследовательской деятельности, способствует перенесению знаний и умений в любую область практической и исследовательской деятельности.
Для подтверждения модели формирования исследовательской культуры у старшеклассников в условиях научного общества учащихся были найдены следующие этапы и средства ее формирования.
На основе обозначенных выше подходов, сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей школьников были определены этапы формирования исследовательской культуры старшеклассников: пропедевтический, эвристический, продуктивный, предусматривающие ключевое условие формирования исследовательской культуры - присвоение личностью ценности исследовательская деятельность, что позволяет им выйти в культурное пространство самоопределения.
Пропедевтический этап является подготовительным этапом в процессе формирования исследовательской культуры, в ходе которого старшеклассники усваивают необходимый объем знаний о методах исследовательской деятельности, т.е. овладевают гносеологической грамотностью. Данный этап предполагает приобретение ими базовыми исследовательскими знаниями; формирование умений по извлечению информации из текстов культуры, которые характеризуют их как личность в формировании исследовательской культуры. На этом этапе создается основа для формирования отношения к исследовательской деятельности как ценности.
На эвристическом этапе у старшеклассников осуществляется поиск, «открытие» личностного смысла ценности «исследовательская деятельность» путем расширения смысла от ведущих структур к частным, т.е. формируется целенаправленный и сознательный характер действий; расширяются исследовательские знания, опыт, умения, рассчитанные на весь период совершенствования исследовательской деятельности. Мотивационная сфера личности, в совокупности с усвоением соответствующих знаний, с становится когнитивной потребностью старшеклассника, приобретает личностный смысл, что дает возможность формированию исследовательской культуры, в процессе чего у старшеклассников складываются мотивы познавательного интереса, самообразования и самореализации, отношение к исследовательской деятельности как ценности. От мотивированности учащегося зависит эффективность и результативность его деятельности. Проявленный интерес школьников к исследованию является определяющим фактором в процессе овладения ими исследовательскими знаниями и умениями.
Продуктивный этап включает достижение старшеклассником цели своей исследовательской деятельности. Завершается присвоение ценности исследовательской деятельности и процесс формирования исследовательской культуры. Используя сформированные системные знания об исследовательской деятельности, школьники, самостоятельно реализуют исследовательский проект аксиологической направленности с решением ряда задач, предполагающих наличие основных умений: постановку проблемы, отбор материала, его анализ и обобщение.
Исследовательские проекты аксиологической на-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Фирсова Елена Анатольевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
правленности выступают средством формирования исследовательской культуры, что продиктовано спецификой гуманитарного познания, где объектом исследования является человек и его деятельность. Одним из специфических методов является работа с текстом культуры, выступающий как объект познания (например, работа с архивными документами), средство познания (с помощью текста культуры решается исследовательская проблема) и результат познания (подготовленное старшеклассником учебное проектное исследование).
Моделируя процесс формирования исследовательской культуры у старшеклассников, мы учитывали, что научное общество учащихся гуманитарного направления как подсистема гуманитарного образования включает старшеклассника в процесс гуманитарного познания, которое обеспечивает культурный, социальный и личностный рост обучающихся, их саморазвитие и самореализацию. Кроме того, учитывались особенности научного общества учащихся гуманитарного направления, как аксиологической среды (Л.П. Разбегаева), в которую включаются субъекты образовательного процесса; актуализируется ценностный потенциал гуманитарного знания [12;13]. Гуманитарное образование как аксиологическая среда создает условия для присвоения ценностей культуры, формирования умений и опыта исследовательской деятельности. В этой среде школьники выполняют исследовательские проекты аксиологической направленности, которые выступают в качестве средств формирования исследовательской культуры у старшеклассников и являются исходным материалом гуманитарного познания, диалога, субъект - субъектных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990.- 367 с.
2. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (Начало XX века) /М.В. Богуславский // Педагогика. - 1998. - №7.
3. Валицкая, А.П. Образование в России: стратегия выбора / А.П. Валицкая. - СПб.,1998.
4. Иодко, А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения: дис. ...канд. пед. наук / А.Г. Иодко. - М., 1983. - 183 с.
5. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
6. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И.А. Колесникова. - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 288 с.
7. Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А. Колесникова // Педагогика. - 1999. - №8. - С.56-62.
8. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.В. Леонтович // Нар. образование. - 1999. - №10.
9. Леонтович, А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. -М.: МГДД (Ю)Т, 2003. - 105 с.
10. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.
11. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепции исследования) / З.И. Равкин // Педагогика. - 1995. - №5.
12. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л.П. Разбегаева. -Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с.
13. Разбегаева, Л.П. Аксиологическая среда и гуманитарное образование / Л.П. Разбегаева // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2005. - №1 (10).
14. Толпекина, Н.В. Методика организации учебных
исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Толпекина. - Омск, 2002.
15. Шеховская, Н.Л. Диалектическое единство духовности и нравственности в культуре личности / Н.Л. Шеховская // Философия образования. -Новосибирск: Изд-во СО РАН,2005. - №2 (13).
16. Шеховская, Н.Л. Духовная парадигма личности / Н.Л. Шеховская // Проблемы современного образования и воспитания: сб. ст. Вып. II. - М.: Прометей, 2003. - С. 9-17.
17. Шиянов, Е.Н. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова // Ростов н/Д,1995.
Статья поступила в редакцию 01.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.