- инновлции в общем и про
высокую заинтересованность в новых формах профессионального взаимодействия.
Основываясь на полученных данных, мы можем сказать, что значительная часть педагогических работников, обладающих навыками использования компьютеров в профессиональных целях, нуждается в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательных учреждениях, для того чтобы эффективно получать консультационную поддержку и методическую помощь, быть источником учебных материалов, знакомиться с опытом коллег. В целях непрерывной методической поддержки и сопровождения профессионального взаимодействия педагогических кадров наибольшую эффективность, на наш взгляд, имеет создание и развитие педагогически ориентированных порталов и сообществ в сети Интернет.
литература
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск : Изд-во БГУ, 1981.
2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
3. Овчинникова Е.Г. Обучение учителей планированию опытно-экспериментальной работы : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
4. Патаракин Е.Д. Стайные сетевые взаимодействия // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2005. № 8(2).
5. Сапов А.М. Влияние интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества российских трейдеров (социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004.
6. Таратухина Ю.В., Мальцева С.В. Сетевые сообщества: коммуникационные аспекты // Автоматизация и современные технологии. 2008. №2. С. 21-26.
7. Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания // Информационная безопасность в открытом образовании : материалы Все-
рос. науч.-практ. конф. Магнитогорск : МГУ, 2007. * * *
1. Dyachenko M.I., Kandyibovich L.A. Psihologiya vyisshey shkolyi. Minsk : Izd-vo BGU, 1981.
2. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie. Rostov n/D., 1993.
3. Ovchinnikova E.G. Obuchenie uchiteley planirovaniyu opyitno-eksperimentalnoy rabotyi : dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998.
4. Patarakin E.D. Staynyie setevyie vzaimodeyst-viya // Obrazovatelnyie tehnologii i obschestvo (Educational Technology & Society). 2005. № 8(2).
5. Sapov A.M. Vliyanie internet-kommunikatsiy na protsess formirovaniya soobschestva rossiyskih
гссионлльном образовании -
treyderov (sotsiologicheskiy analiz) : dis. ... kand. sotsiol. nauk. Novocherkassk, 2004.
6. Taratuhina Yu.V., Maltseva S.V. Setevyie soobschestva: kommunikatsionnyie aspektyi // Avtomatizatsiya i sovremennyie tehnologii. 2008. № 2. S. 21-26.
7. Frolov I.N. Vliyanie setevogo soobschestva na kachestvo prepodavaniya // Informatsionnaya bezopasnost v otkryitom obrazovanii : materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. Magnitogorsk : MGU, 2007.
Study of preschool teachers' readiness for professional cooperation in the conditions of network methodological communities
There are suggested the research results of preschool teachers' and students' readiness for cooperation in the conditions of the Internet communities. There are noted the components of readiness, given the quantitative and qualitative analysis of the results. There is characterized the network methodological community as the environment for organization of the effective professional cooperation.
Key words: network community, network methodological community, preschool education, professional education, professional cooperation.
(Статья поступила в редакцию 11.07.2014)
л.П. разбегаева, е.а. фирсова
(волгоград)
исследовательская культура старшеклассников в контексте гуманитарного образования
Обосновывается специфика гуманитарного исследования, раскрываются сущностные характеристики, а также выделяются критериальные основания и показатели сформированности исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова: исследовательская культура, исследовательская деятельность, гуманитарное образование, ценностно-смысловая коммуникация, гуманитарная исследовательская культура.
В настоящее время происходят стремительные изменения в обществе, требующие от современного человека новых качеств, таких как способность к творческому мышле-
© Разбегаева Л.П., Фирсова Е.А., 2014
ИЗВЕСТИЯ вгпу
нию, самостоятельность и инициативность. В первую очередь, ответственность за формирование таких качеств возлагается на школу, которая призвана не только развивать, но и сохранять интеллектуальный потенциал современного общества. В связи с этим актуализируется проблема познавательной деятельности школьников, и в качестве одного из важнейших метапредметных результатов современного образования названа исследовательская культура [9].
Исследовательская культура как качество личности характеризуется активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных и рефлексивных знаний, умений, исследовательских способностей, которые являются условием успешной исследовательской деятельности. Исследовательская культура школьника включает в себя совокупность знаний о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности. Это гносеологическая грамотность, предполагающая знания о видах и путях поисках информации, представление результатов исследовательских изысканий в устной или письменной форме.
Подчеркнем, что формирование исследовательской культуры обусловлено возрастными особенностями старшеклассников. Э. Эриксон считает, что старший школьный возраст (15-17 лет) совпадает с сензитивным периодом развития рефлексии человека [12]. Безусловно, в это время у школьников особенно выражен интерес к самопознанию, а следовательно, возникает потребность совершенствования своей учебной деятельности, что в дальнейшем приводит к стремлению к самообразованию. Такой же точки зрения придерживаются Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, утверждающие, что данный возрастной период наиболее приемлем для развития целостного самосознания и самоопределения личности, формирования ценностных отношений, т.к. именно в этом возрасте завершается процесс формирования когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Присвоение тех или иных жизненных ценностей является одной из составляющих процесса активного формирования мировоззрения старшего школьного возраста.
В поисках новой информации учащиеся начинают работать с дополнительной литературой, посещать дополнительные школы, кружки [1], что предполагает включение в исследовательскую деятельность, поскольку она представляет собой модель содержания образования, в основе которой лежит развитие деятельностных способностей учащихся
(Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков).
Многоаспектный характер исследовательской культуры старшеклассников способствует становлению ценностного сознания личности, что обусловило интерес к данной проблеме со стороны философов (А.Г. Здравомыс-лов, М.С. Каган, Л.Н. Столович, К. Ясперс и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.), педагогов (В.И. Андреев, В.А. Караковский, Н.д. Никандров). особое внимание уделяют ученые активизации познавательного интереса школьников и развития их интеллектуальных и творческих способностей (И.В. Души-на, Т.В. Вилейто, В.В. Николина, Н.Н. Петрова и др.). Они подчеркивают, что исследовательская культура существует неразрывно от исследовательской деятельности, выражается в ней и определяется особенностями субъект-субъектных отношений.
Полагаем также, что исследовательская культура личности обусловлена, прежде всего, типом познания. так, гуманитарное познание, где субъектами выступают ученик, учитель и субъект изучаемой культуры, ориентировано на гуманитарную исследовательскую культуру, т.к. школьники приобретают не только знания о мире, но и определенное представление о своем месте и назначении в нем [3, с. 28-29].
гуманитарное познание имеет отличительную особенность, которая заключается, прежде всего, в объекте исследования. Если в естественнонаучном познании объектом исследования является природа, природные явления, то в гуманитарном - человек как социальный субъект, нравственность, ценностное сознание, общество в исторической транспек-тиве (способность сознания соединять в настоящем прошлое и будущее).
гуманитарное познание, основанное на познании человека в целостности его внутреннего мира и социальной деятельности, приобретает все большую значимость. Это обусловлено поиском новых методов познания общества, а также введением «человеческого измерения» в исследовательскую деятельность. Особое место в этом контексте занимает школьное гуманитарное образование, т.к. его целью является «создание условий для формирования личности социально-грамотной, приобщенной к базовым жизненным ценностям, ориентирующейся в цивилизованном времени-пространстве» [4, с. 14].
гуманитарное образование, являясь важной составляющей фундаментального образования, призвано не только обеспечить основу
- ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРО
научных знаний на ступени школьного образования, но и сформировать ценностные ориентиры школьников в современном обществе. Содержание гуманитарного образования способствует решению проблем смысла человеческого существования и предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию. В гуманитарном образовании у школьников проявляется свое отношение к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят его к активному самосовершенствованию и складыванию личной жизненной позиции.
Следовательно, гуманитарное образование характеризуется гуманистической направленностью, что обеспечивает развитие личности, ее самореализацию, целостность обучения и воспитания, способность к межкультурной коммуникации [5, с. 121]. Это актуализирует проблему формирования исследовательской культуры старшеклассника, которая проявляется двусторонне - человек творит культуру и культура творит человека, следовательно, эта связь неразрывна.
Исследовательская деятельность в рамках гуманитарного образования имеет свою специфику, проявляющуюся в работе с текстами культуры, диалоге культур, включении школьников в ценностно-смысловую коммуникацию как учебно-познавательную деятельность, адекватную гуманитарному познанию. Она понимается как многоуровневое смысловое диалогическое общение в гуманитарном образовании с целью приобщения школьника к гуманистическим ценностям. На уровне межличностного взаимодействия ценностно-смысловая коммуникация обладает спецификой, обусловленной отношением «автор текста - читатель» (Ю.М. Лотман), где старшеклассник выступает в ней не только как субъект культуры, но и как личность, общающаяся с автором того или иного текста [3, с. 29].
Учитывая специфику гуманитарного познания и образования, возрастные особенности старшеклассников, выделяем следующие компоненты в структуре исследовательской культуры: когнитивно-гносеологический, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический. Рассматриваемые компоненты мы определяем как систему исследовательских знаний, умений, интересов и мотивов, характеризующих готовность старшеклассника к исследовательской деятельности в гуманитарной области. Содержательное наполнение указанных компонентов обусловлено ценностным потенциалом социально-гуманитарных
;ССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -
дисциплин, спецификой гуманитарного познания и возрастными особенностями старшеклассников.
Когнитивно-гносеологический компонент включает в себя знание о целях, задачах и методах гуманитарного исследования, о методологии исследовательской деятельности, ее особенностях и закономерностях в различных областях научного знания; овладение эффективными познавательными стратегиями, т.е. овладение школьником гносеологической грамотностью.
Процесс познания многогранен и тесно связан с практикой, в условиях которой формируются такие способности, как воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и др. Познавательная деятельность представляет собой ряд систематизированных познавательных действий, осуществляемых человеком в разнообразных конкретных ситуациях и видах деятельности.
гуманитарное познание осуществляется в процессе исследовательской деятельности, в ходе которой школьники знакомятся с видами и классификацией источников, последовательностью исследования источников и источниковедческой критикой (анализом). В процессе анализа школьникам необходимо определить внешнюю и внутреннюю критику источника, т.е. условия и обстоятельства, при которых возник представленный текст (внешняя критика), и заключительный этап источниковедческой критики, т.е. изучение и анализ содержания текста, передача информации, информационная переработка текстов, умение осмысливать и давать критическую оценку текстам (внутренняя критика).
Следовательно, содержание когнитивно-гносеологического компонента определяет информационную функцию, состоящую в получении объема знаний, необходимых для осуществления исследования.
Мотивационно-ценностный компонент включает систему мотивов, лежащих в основе положительного отношения к учебно-познавательной деятельности исследовательской направленности; выработку позиции исследователя как личностно значимой, отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности как ценностям.
От мотивированности учащегося (достижение результата или избегание неуспеха) зависят эффективность и результативность его деятельности. Приобретенные знания в совокупности с мотивационной сферой личности становятся внутренней потребностью старшеклассника, приобретая личностный смысл [6].
известия вгпу
Данный компонент обусловливает виды исследовательской активности обучающегося, которые выражаются в познавательном интересе, в мотиве самопознания, прогностической активности, основывающейся на мотиве саморазвития и самореализации.
Мотивационно-ценностный компонент представляет важную составляющую исследовательской культуры старшеклассника, где мотив самообразования проявляется в самостоятельной познавательной исследовательской деятельности старшеклассника. Это неразрывно связано с мотивом самопознания и мотивом самореализации себя в выборе будущей деятельности. Интегрирует данные мотивы познавательный интерес. Познавательный интерес как «интегратив-ное проявление качества личности, способное к расширению сферы познания с одного предмета на другой» [7, с. 7], в данном случае - как отношение к исследовательской деятельности - способствует активному привлечению школьников к этому виду деятельности, в процессе которой школьник приобретает интересующие его знания. Другими словами, познавательный интерес есть отношение к предметной области знаний, способам осуществления познавательной деятельности по освоению этих знаний [4, с. 210]. В рамках гуманитарных наук это человек, общество, культура.
Мотивационно-ценностный компонент выполняет смысловую функцию, включающую в себя осознание школьником значимости процесса исследования, отношение к исследовательской деятельности как к ценности.
Деятельностно-практический компонент включает учебно-исследовательские умения, под которыми мы понимаем учебно-интеллектуальные умения, соответствующие уровню развития старшеклассников и составляющие основу их исследовательской деятельности. В основе этих умений лежат общеучебные умения.
Учитывая специфику гуманитарного образования, мы выделяем следующие учебно-исследовательские умения: информационные, гностические, коммуникативные умения.
• Информационные умения предполагают извлечение информации из различных источников, представление идей и результатов своего исследования в виде моделей, схем, графиков (внешняя критика источника).
• Гностические умения включают умственные приемы, применяемые в исследовательской и познавательной деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование,
обобщение, сопоставление текстов культуры (внутренняя критика источника).
• Коммуникативные умения позволяют осуществлять совместные исследования (учитель - ученик, ученик - ученик), применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, грамотно и обоснованно в рамках научной этики представлять результаты индивидуальной и совместной исследовательской деятельности [10].
В гуманитарном образовании эти умения выражаются в ценностно-коммуникативных умениях, представляющих собой способность осознанного выполнения школьником действий по извлечению гуманитарной информации из текстов культуры: сопоставление ценностных картин мира различных эпох; соотношение ценностных картин мира других с личной картиной мира; прогнозирование деятельности в контексте исследовательских умений [2; 8; 11]. Данные умения формируются при условии включения школьника в ценностно-смысловую коммуникацию, учебно-познавательную деятельность, адекватную гуманитарному познанию, с целью приобщения его к гуманистическим ценностям [5].
Это находит свое выражение в конкретных видах исследовательской деятельности, таких как подготовка докладов, рефератов, участие в семинарах, конференциях, дискуссиях, составление планов, тезисов.
Деятельностно-практический компонент выполняет практико-преобразующую функцию, которая проявляется в системе общих интеллектуальных и исследовательских умений в исследовательской деятельности.
Исследовательская культура может быть сформирована на разных уровнях: низком (информационном), среднем (поисково-ориентационном), высоком (творческом).
Для информационного уровня характерна разрозненность знаний об исследовательской деятельности, отношение к исследовательской деятельности как ценности проявляется эпизодически; отношение к исследованию не проявляется как личностное отношение и не оказывает влияние на мотивацию к исследовательской деятельности.
На поисково-ориентационном уровне происходит актуализация отдельных элементов исследовательских умений (определение причинно-следственных связей, сравнение, обобщение); сознательная реализация отдельных элементов исследовательских умений в процессе исследовательской деятельности; осознанная мотивация к исследовательской деятельности.
- ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРО
На творческом уровне исследовательская культура старшеклассников характеризуется устойчивой мотивированностью, умением ставить перспективные цели и задачи, видеть результаты и перспективу своей исследовательской деятельности.
С учетом специфики компонентного состава исследовательской культуры целесообразно выделить следующие критериальные основания и показатели ее сформиро-ванности. Когнитивно-гносеологический компонент выделяет полноту и глубину предметных знаний об исследовательской деятельности, выражающиеся в гносеологической грамотности; связи между исследовательской деятельностью и исследовательской культурой, сформированности представлений об исследовательской деятельности гуманитарного направления, специфике гуманитарного познания.
Система знаний об исследовательской культуре предполагает мотивационно-цен-ностную оценку, представленную 1) познавательным интересом, которая является определяющим фактором в процессе овладения старшеклассниками исследовательскими знаниями, что выражает личностную позицию к действительности; 2) оценкой ценностных исследовательских потребностей, т.е. позитивным отношением к процессу исследовательской деятельности (мотив самообразования), приобретению знаний, умений и способов исследовательской деятельности, в процессе которой проявляется самостоятельная познавательная деятельность старшеклассника; 3) мотивом самореализации (понимание потребности в самореализации себя в дальнейшем выборе деятельности и самореализации на уровне исследовательской деятельности).
реализация исследовательских умений старшеклассника обусловливает степень их сформированности (определять основные исследовательские позиции авторов текста, анализировать исследуемый текст); владение исследовательскими методами и приемами (планировать, реализовывать и корректировать собственную исследовательскую деятельность на основе приобретенных исследовательских умений); самостоятельное построение своей исследовательской перспективы (анализировать факты и явления исследовательской действительности, выявлять их взаимосвязь и взаимозависимость; проектировать и прогнозировать результаты собственной исследовательской деятельности как ценности) - определяется в деятельностно-практическом компоненте.
;ССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -
Взаимосвязь компонентов исследовательской культуры носит интегративный характер, отражающий неразрывную связь между отношением старшеклассников к исследовательской деятельности как к ценности и практическими действиями. Вышеизложенное позволяет говорить о гуманитарной исследовательской культуре и выделить ее отличительные черты:
- предмет исследования - человек, общество; мир культурных текстов, представленный в содержании гуманитарных предметов;
- основной источник гуманитарного исследования - тексты культуры, выражающиеся в определенной знаковой форме, имеющие значение, смысл и ценности;
- гуманитарное познание - межличностный диалог ученика, учителя, автора текста культуры (природа гуманитарного познания -текстовая).
данная специфика исследовательской культуры определила содержательное наполнение когнитивно-гносеологического, цен-ностно-мотивационного и деятельностно-прак-тического компонентов. Это позволяет определить гуманитарную исследовательскую культуру старшеклассников как устойчивое личностное образование, характеризующееся гносеологической грамотностью, аксиологической направленностью, проявляющейся в осознании личностью значимости гуманитарного познания и активной познавательной деятельности, в готовности к самообразованию на основе ценностно-коммуникативных умений.
Литература
1. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. М. : Просвещение, 1975.
2. Ковешникова О.Т. Гражданское самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
3. Разбегаева Л.П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход: : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
4. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: моногр. Волгоград : Перемена, 2001.
5. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
6. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М. : Педагогика, 1981.
7. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
8. Самоходкина Т.В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам: : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. М., 2011.
10. Чугайнова О.Г. Классификация исследовательских умений и этапы их формирования у будущих педагогов // Актуальные проблемы образования и науки : материалы науч.-практ. конф. «VII Знаменские чтения». Сургут : СурГПУ, 2008.
11. Чернуха О.А. Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
12. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий
человеческой жизни // Диалог США. 1979. №1. * * *
1. Kovalev N.E., Matyuhina M.V., Patrina K.T. Vvedenie v pedagogiku. M. : Prosveschenie, 1975.
2. Koveshnikova O.T. Grazhdanskoe samoop-redelenie starsheklassnikov v obuchenii sotsialno-gumanitarnyim distsiplinam: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2013.
3. Razbegaeva L.P. Teoriya i praktika gumanitarnogo obrazovaniya: tsennostno-kommu-nikativnyiy podhod: : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2001.
4. Razbegaeva L.P. Tsennostnyie osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya: monogr. Volgograd : Peremena, 2001.
5. Razbegaeva L.P., Samohodkina T.V. Gumanitarnoe obrazovanie kak sreda formirovaniya tsennostno-kommunikativnoy kulturyi lichnosti : monogr. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2009.
6. Ruvinskiy L.I. Psihologo-pedagogicheskie problemyi nravstvennogo vospitaniya shkolnikov. M. : Pedagogika, 1981.
7. Savina F.K. Formirovanie poznavatelnyih interesov uchaschihsya v usloviyah reformyi shkolyi: ucheb. posobie k spetskursu. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1989.
8. Samohodkina T.V. Formirovanie u starsheklassnikov tsennostno-kommunikativnoy kultu-ryi v obuchenii gumanitarnyim distsiplinam: : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2007.
9. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart obschego obrazovaniya. Srednee (polnoe) obschee obrazovanie. M., 2011.
10. Chugaynova O.G. Klassifikatsiya issle-dovatelskih umeniy i etapyi ih formirovaniya u
I вгпу -
buduschih pedagogov // Aktualnyie problemyi obrazovaniya i nauki : materialyi nauch.-prakt. konf. «VII Znamenskie chteniya». Surgut : SurGPU, 2008.
11. Chernuha O.A. Tsennostnoe samoopredelenie starsheklassnikov v obuchenii sotsialno-gumanitarnyim distsiplinam na profilnom urovne : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2013.
12. Elkind D. Erik Erikson i vosem stadiy chelovecheskoy zhizni // Dialog SShA. 1979. №1.
Research culture of senior school pupils in the context of classical education
There is substantiated the specific character of classical research, revealed the essential characteristics and marked out the criteria foundations and signs of senior school pupils' research culture.
Key words: research culture, research work, classical education, value and sense communication, classical research culture.
(Статья поступила в редакцию 22.07.2014)
а.в. могилев
(воронеж),
н.м. ткачева
(выборг)
место педагогического тестирования в современной образовательной практике
Проведен анализ существующих методов контроля знаний, прописаны требования и классификации методов контроля знаний, построена модель системы методов контроля (граф-дерево «Методы контроля»), определено место каждого метода (в том числе и педагогического тестирования) в системе оценивания успехов учащегося преподавателем на уроке.
Ключевые слова: тестирование, метод контроля знаний, классификация методов контроля знаний, модель и место метода в системе оценивания успехов.
Постановка задачи. Важным направлением развития образования является совершенствование форм и методов обучения, важнейшие составляющие которого - контроль и самоконтроль качества знаний учащихся, сте-
© Могилев А.В., Ткачева Н.М., 2014