Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования и развития бизнеса'

Теоретические основы формирования и развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1300
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / БИЗНЕС-СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / BUSINESS / FORMATION OF BUSINESS DEVELOPMENT / BUSINESS-SPHERE / ENTREPRENEURSHIP / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Абдушукур Абдурахимович

В статье рассмотрены и обоснованы теоретические основы формирования и развития бизнеса. Здесь рассматривается понятийный аппарат бизнеса и его компонентов, цикл развития и сферы ведения бизнеса, ценность предпринимательского бизнеса и его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Grounds of Formation and Development of Business

The author of the article canvasses and substantiates the grounds of formation and development of business. The very notion of business and its components is involved into the article; such issues as a cycle business development, spheres of business running, value of entrepreneurship and its effectiveness being considered as well.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования и развития бизнеса»

ИК,ТИСОДИЁТ ЭКОНОМИКА

Назаров Абдушукур Абдурахимович,

д.э.наук, профессор, главный специалист Научно-исследовательского и аналитического центра УШОС и устойчивого развития ТГУПБП, заслуженный деятель науки и техники РТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

В условиях перехода к рыночным отношениям центр экономической и управленческой деятельности перемещается к основному звену всей экономики -предприятию, особенно малому предприятию, так как начало формирования национальной экономики базируется на развитии малого предпринимательства.

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в национальной экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научнотехнического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых, дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Молодая суверенная Республика Таджикистан постепенно входит в рыночные отношения. Создание рыночной экономики в Таджикистане - объективный процесс, он не может быть достигнут административно - командными методами. Оптимальная рыночная экономика может быть создана путем длительного, монотонного развития во времени и пространстве, которое предполагает не только развитую инфраструктуру и правовую основу, но и глубокие изменения в системе ценностей, мотиваций хозяйственного поведения и эффективных деловых отношений. Результаты достижения последних зависят от решения проблем глубокой и правильной приватизации, разгосударствления общественной собственности, формирования и выявления предпринимателей, развития системы бизнеса в отраслях национальной экономики, изменения мышления руководителей, специалистов и народных масс в восприятии новых рыночных отношений.

Одной из главных социально-экономических задач создания устойчивой рыночной экономики в Республике Таджикистан является формирование и выявление всемерной глубокой активности молодого поколения в её деятельности, которая может быть достигнута на основе качественной подготовки специалистов по бизнесу, менеджменту и маркетингу. В этом плане важное место отводится исследованию теоретических основ формирования и развития бизнеса в национальной экономике Таджикистана. В условиях формирования новых рыночных отношений среди людей бытуют разные понятия по поводу понятийного аппарата «бизнес». Многие люди, которые хотят заниматься той или иной деятельностью, понимают слово «бизнес» как слово «купить», «продать» или связанное с «куплей-продажей», т.е. у них узкое представление о понятийном аппарате слова «бизнес».

В начале формирования теории бизнеса Я. Певзнер в книге Девида Дж. Реч-мена, Майкла Х. Мескона, Куртленда Л. Боули и Джона В. Тилля «Современный бизнес» пишет: «Американское по происхождению слово “ бизнес” (от формы “busy” - “занят”) со времени своего рождения обрело во всех странах английского языка (прежде всего в США) множество родственных, но одинаковых по смыслу значений: профессия, занятие, дело, предпринимательство (экономическая

деятельность с целью извлечения прибыли); сделки; деловые круги; деловая жизнь; компании, а то и просто источник заработка...Этот список можно было бы продолжить, но и перечисленного достаточно, чтобы видеть: речь идет о понятии настолько многостороннем, что его научное и даже учебное толкование требует определенных ограничений» (3, 11).

Полагаем, что в целом слово «бизнес» означает деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, переработке, приобретению или продаже товаров, или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги с учетом взаимной выгоды заинтересованных лиц или организаций. В систему бизнеса рыночной экономики включаются такие понятия, как бизнесмен, биржа, дилер, брокер и др.

Бизнесмен - это человек, личность, делающая выгодное дело, занимающаяся бизнесом, делец, коммерсант, предприниматель.

Процесс бизнеса и его результат в значительной степени связан с биржей. Под биржей понимается организованная форма рынка, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по стандартам и образцам - «товарная биржа», по ценным бумагам - «фондовая биржа», по иностранной валюте - «валютная биржа», купля-продажа товаров в виде рабочей силе - «биржа труда». Руководящим органом биржи является биржевой комитет.

Биржа - это место деятельности брокеров и дилеров, трейдеров.

Брокер - действует по поручению и за счет клиентов, получая за посредничество определенную плату по договоренности сторон или в соответствии с установленной биржевым комитетом таксой.

Дилер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет. Деятельность дилера основана на получении прибыли от сделок по купле и продаже.

Трейдер - это торговец, он торгует товарами или деньгами.

Бизнес-коммуникация - это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации (32, 98).

Взаимодействие субъектов бизнеса происходит через бизнес-коммуникации, т.е. биржи, банки, компьютерные сети, рекламы, которые объединяют отдельные предпринимательские структуры между собой и мировым бизнесом.

Предприниматель - лицо, личность, которое принимает на себя определенную ответственность за организацию и управление предприятием, той или иной деятельностью, а также соответствующий риск, связанный с производством товаров и оказанием услуг, принимает нестандартные, неординарные решения в своей деятельности. В экономической системе ресурсы общества ученые-экономисты называют факторами производства. Следует отметить четыре фактора формирования производства.

Первый фактор - естественные ресурсы, которые обладают полезностью в своем натуральном виде; сюда относятся земля, лесные богатства, полезные ископаемые и водные ресурсы.

Второй фактор - труд - это люди, производящие товары и услуги.

Третий фактор - капитал, включает в себя ресурсы, созданные руками людей, такие как машины, инструменты и здания, а также деньги, на которые можно купить другие ресурсы.

Четвертый фактор - предпринимательская способность. Предприниматели -это люди, которые находят новые, более эффективные способы использования первых трех вышеназванных факторов - экономических ресурсов.

По видам или назначению бизнес бывает:

- производственный (инновационное, научно-техническое производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг и информационный);

- коммерческий (торговые, торгово-закупочные, торгово-посреднические и товарные биржи);

- финансовый (банковский, страховой, аудиторский, лизинговый и фондовые биржы);

- консалтинговый (общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии и специализированные услуги);

- челночный бизнес.

Под челночным бизнесом понимается вид бизнеса, в процессе которого предприниматели с периодичностью от одного до четырех раз в месяц выезжают в страны ближнего/Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия/ и дальнего/Китай, Турция, Арабские Эмираты, Индия/ зарубежья, где оптом закупают товары, пользующиеся повышенным спросом в Таджикистане. Затем товар продается продав-цами-посредниками или реализуется самими челноками. После реализации продукции и конвертации полученных/вырученных таджикских сомони в твердую валюту «челноки» вновь выезжают за рубеж за очередной партией товаров.

Следует отметить, что бизнес формируется под воздействием определенных факторов, к которым относятся следующие:

- риск /стремление к неизвестному;

- способности /индивидуальные способности личности, направленные на успешное осуществление определенного рода деятельности;

- творчество /деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и уникальностью.

Бизнес состоит из цикла развития, который, в свою очередь, состоит из трех основных элементов: стимулы, поддержка и выдержка. Так, стимулы бизнеса требуют их поддержки, поддержка бизнеса постоянно требует выдержки в деятельности, а выдержка вызывает стимулы продолжения дела в более совершенном аспекте выполнения, реализации его цели. Рассмотрим эти три основных элемента формирования и развития предпринимательского бизнеса более подробно.

1. Стимулы. Что стимулирует бизнесмена брать ту или иную ответственность за определенное дело? Что стимулирует личность быть предпринимателем? Эти стимулы следующие:

- наличие специального предпринимательского образования;

- планирование ожидаемого удачного случая деятельности;

- желание выявлять и проявлять свои предпринимательские потенциальные возможности;

- систематическое желание изучить предпринимательскую инновацию (новизна);

- наличие помощи и руководства в выборе вида производимой продукции, оказании услуг, а также подготовка проекта действий;

- наличие представления о технико-экономической информации и получении прибыли от производства продукции и оказания услуг;

- развертывание производства и выработка новой продукции и оказание нового вида услуг, соответствующих местным условиям, данной личности;

- пригодность местных органов с подготовленным квалифицированным персоналом (кадрами) для дачи предпринимательского совета или оказания содействия в организации деятельности;

- организация предпринимательского форума (собрания, дискуссии).

2. Поддержка. Что и кто поддерживает бизнесмена в его предпринимательской деятельности? Поддержки предпринимательского бизнеса сводится к следующему:

- регистрация деятельности предпринимателя в соответствующих местных советах, что позволит в определенной степени упорядочить взаимосвязь предпринимателей, и совет должен оказать им всестороннюю помощь и поддержку;

- формирование финансов, так как финансовая поддержка предпринимательской деятельности осуществляется на основе наследства, финансовой помощи родителей и родственников, а также оформления (получения) кредита из банков или фондов;

- наличие небольшого запаса земельных, технических, энергетических и др. ресурсов;

- наличие небольшого запаса сырьевых и материальных ресурсов;

- получение лицензии на ту или иную деятельность;

- происходящие изменения и появление новизны в рыночной информации;

- наличие рыночной продукции, так как определенную помощь оказывает предпринимателю воздействие в организации его бизнеса;

- наличие постоянных предложений в управленческих консультациях, советах;

- получение лицензии на импорт товаров, продукции;

- запасы общественных средств;

- предоставление льготных налоговых или других субсидий, дотаций;

- другие виды поддержки.

3. Выдержка. Выдержка - это означает необходимость выдержать достигнутый уровень в деятельности, изменение многих экономических и социальных параметров взаимоотношений рынка, выявление внешней среды. Что может в этом плане помочь выдержать ту или иную ситуацию, достигнутый уровень? Это могут быть следующие шаги выдержки предпринимательского бизнеса:

- внедрение новой технологии или модернизация существующего оборудования, выпуска продукции или оказания услуг;

- использование разнообразных заменителей сырья, материалов, топлива, энергии в целях стабильного обеспечения выхода готовой продукции и оказания услуг;

- наличие получения дополнительных финансовых ресурсов для полного использования предприятия;

- перевооружение технического базиса процесса производства и оказания услуг;

- повышение качества оценки производимой продукции и совершенствование сервиса услуг;

- отсрочка материального интереса;

-резервирование продукции, создание нового пути для маркетинга;

- изменение законодательной политики в выпуске продукции и оказании услуг;

- фундаментальная нужда предпринимателя в поддержке центра развития инициатив.

Для оптимального формирования и развития цикла предпринимательского бизнеса большую роль сыграет среда ведения бизнеса. Полагаем, что бизнес осуществляется в определенной благоприятной среде. Среду ведения бизнеса охватывают все условия, с которыми соприкасается та или иная деятельность (рис. 1).

Большую роль в введении бизнеса играет достаточная квалификация кадров его осуществления. Составляющими квалификации кадров, занимающихся бизнесом, являются:

- профессиональные знания;

- наличие определенных управленческих навыков и опыта;

- умение правильно оценивать свои потенциальные и перспективные возможности;

- экономическое мышление, компетентность в выбранной деятельности, деловая культура;

- умение организовать процесс производства, оказания услуг, труда и действовать на свой страх и риск ради достижения поставленной цели и получения прибыли;

Рис. 1. Факторные условия предпринимательской среды бизнеса

- умение глубоко и всестороннее анализировать и оптимально использовать рыночные возможности, передовые и новаторские идеи;

- наличие коммуникабельности.

1. Качество предпринимательского бизнеса формируется из следующих предпринимательских действий:

- самоутверждение личности, предпринимателя, при котором он должен демонстрировать свои потенциальные предпринимательские способности в реализации выбранной деятельности, цели;

- реализация творческих замыслов в развитии предпринимательской деятельности;

- принятие риска при осуществлении выбранной мотивированной предпринимательской деятельности;

- умение найти согласие, компромисс в определении правильных, оптимальных управленческих решений при реализации важных, соприкасающихся с внешней средой проблем, задач;

- проявление настойчивости в реализации эффективных предпринимательских действий и решении сложных задач и проблем развития бизнеса;

- ориентация (французское - orientation - направление), т.е. умение предпринимателя разобраться в окружающей обстановке или наличие осведомленности предпринимателя, например, в динамике изменения цен на товары во времени и пространстве, или спрос на тот или иной товар и услугу;

- использование инноваций - новизны в системе деятельности, в решении задач и проблем.

2. Ресурсная способность как элемент процесса формирования и развития предпринимательского бизнеса состоит из следующих действий:

- отбор подходящего оптимального ресурсного проекта, обеспечивающего процесс деятельности материально-сырьевыми, трудовыми и финансовыми ресурсами;

- формирование проекта ресурсосбережения, обеспечивающего рентабельность производства продукции или оказания услуги;

- обеспечение постоянной готовности техники к работе, т.е. приобретение техники или арендование её, а также постоянное и своевременное обеспечение рабочего состояния машин.

3. Умение управлять предприятием, бизнесом является важным элементом процесса предпринимательства и выражается:

- в правильном подборе менеджера (управляющего) путем тестирования комплекса его социально-экономических характеристик;

- в выборе направления деятельности или в определении специализации предприятия, как одного из важнейших функций организации производства продукции или оказания услуг;

- в обеспечении маркетинга, который охватывает осуществление всех действий бизнеса, связанных с потоком продуктов и услуг от точки производства до тех пор, пока они не попадут в руки потребителей;

- в финансовом управлении, включающем формирование, оптимальное использование и распределение финансов и обеспечение контроля за этими действиями.

4. Обеспечение социальной ответственности и предпринимательской дисциплины ведения бизнеса.

Важное место в эффективности ведения бизнеса отводится совокупности действий предпринимателя, к которым относятся следующие:

- возможность свободно и самостоятельно приниматель решения, т.е. осуществлять владение в его реальном проявлении;

- координация всех видов деятельности и всех участников процесса производства или оказания услуг, т.е. правомочие;

- организация производства и сбыта, расходование денежных средств, предстваление и получение имущества в аренду и др. распоряжения в конкретном выражении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в условиях рыночных отношений такие экономические силы, как ресурсы и прибыль, являются главными факторами, влияющими на формирование и развитие бизнеса. При этом ресурсы носят ограниченный характер.

Безусловно, прибыль также составляет основу экономической системы и оказывает влияние на социальное развитие страны, региона. Однако в системе бизнеса важным показателем результата бизнеса является его выгодность и конкурентоспособность производимой продукции и оказываемых услуг. Прибыль является одним из главных экономических стимулов ведения бизнеса. Не менее важным социальным показателем результатов ведения бизнеса является степень моральной удовлетворенности предпринимателя на основе реализации основных его ценностей.

Следует отметить, что предпринимательство как любая другая деятельность (бизнес) обладает определенной ценностью. Под ценностью предпринимательского бизнеса понимается его значимость для людей, общества и экономики в целом, определяемая не свойствами предпринимательства самими по себе, а вовлеченностью предпринимателей в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социально-экономических отношений. К предпринимательским ценностям бизнеса относятся: новизна (новшество); независимость (свобода); выдающееся исполнение (достижение); отношение (соответствие) к работе.

Новизна (новшество) как предпринимательская ценность может быть в сфере новой продукции; нового метода производства; открытии нового механизма или нового источника запаса сырья и создания нового типа индустрии и предприятий. Результаты проведенного выборочного обследования 50 ведущих предпринимателей Согдийской области по определению мнений самих предпринимателей по предпринимательским ценностям показали, что введение новизны в бизнес очень важно (отмечают 70% опрошенных) для обеспечения устойчивости бизнеса.

Независимость (свобода) - предпринимательская ценность, которая отражает свободу в выражении и действиях. Они не любят контроль над собой со стороны других и независимы в развитии мотивов достижения.

По мнению 90% опрошенных предпринимателей, «свободная предпринимательская деятельность» является основным фактором устойчивости и развития биз-

неса, однако многие из них указывают на негативные причины. Так, например, руководители дехканских и фермерских хозяйств - на вмешательство местных властей в производственную деятельность хозяйств, а предприниматели других отраслей (40%) также отмечают этот факт, что мешает эффективности их деятельности.

Выдающееся исполнение (достижение) как предпринимательская ценность отражает самое лучшее исполнение в производстве продукции с превосходными характеристиками по сравнению и результатами деятельности других предпринимателей. Такая предпринимательская ценность, как правило, отмечается окружающей средой на выставках, биржах, при помощи рекламы.

Эта ценность отмечается почти всеми (95%) опрошенными респондентами. Они отмечают, что при изучении рынка на основе анализа соотношения спроса и предложения (маркетингового исследования) этот фактор играет ключевую роль в количественном и качественном развитии предпринимательской деятельности. Опрошенные отмечают, что потребители на рынке и посетители выставок дают хорошие предложения к размышлению и исполнению. Например, носочная продукция, выпускаемая СП «Зафаробод» в Зафарабадском районе, пользуется большим спросом.

Отношение (соответствие) к работе как предпринимательская ценность отражает уровень организации труда персонала, его ответственность за выполняемую работу, т.е. квалифицированные работники с техническим мышлением работают при помощи машин; их социально-экономические характеристики соответствуют занимаемой должности, выполняемой работе, в результате они производят качественную продукцию, оказывают отличную услугу, что поддерживает престижность деятельности предпринимателя, предприятия (фирмы), компании.

Как яркий пример реализации такого фактора предпринимательской ценности, как отношение (соответствие) к работе, можно отметить современный подход к формированию деятельности СП «Джавони» и такого финансового института, как «Банк Эсхата». СП «Джавони» уделяет пристальное внимание разнообразному ассортименту готовой продукции и её качеству, организации фирменного магазина, где местное население с большим удовольствием приобретает продукцию этой фирмы. А разносторонними и удобными услугами «Банка Эсхата» пользуется значительная часть юридических лиц и населения Таджикистана.

Полагаю, что главным показателем формирования и развития бизнеса является его эффективность. Здесь важно отметить понятие «экономическая и социальная эффективность ведения бизнеса».

К экономической эффективности бизнеса относятся такие показатели, как соотношение дохода и расхода, конкурентоспособность, реализация комплекса предпринимательских ценностей.

К социальной эффективности бизнеса относятся такие факторные показатели, как степень удовлетворенности своим трудом самих бизнесменов, полезность их деятельности для населения, оказание благотворительной поддержки экономических и социальных субъектов и отдельных малоимущих лиц и семей.

В заключение следует отметить, что научно обоснованное формирование и развитие бизнеса является локомотивом дальнейшего развития региональной и национальной экономики.

Список использованной литературы:

1. Назаров А.А. Предпринимательство. Учебное пособие. - Душанбе-Худжанд, 1998.

2. Назаров А.А. Основы агробизнеса. Учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. - Худжанд: Вароруд, 2000.

3. Современный бизнес. Учеб. в 2 т. пер. с анг. Д.Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж. В. Тилли\ - М.: Республика, 1995.

4. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учебное пособие. -СПБ.: Дом «Бизнес-пресса» «Интел-синтез», 1998.

5. Майкл Б.Смит, Меррит Р.Блейксли. Язык международной торговли. -США, Вена, 1995.

6. Толковый словарь по управлению. -М.: Альянс, 1994.

7. Беренер И. Коллиж. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. В 2-х томах. Пер. с фр.-М.: Международные отношения, 1994.

8. Jon. J. Kao. Entrepreneurship, Creativity, organization. Harvard Business school, New Jersey USA, 1989.

9. Entrepreneurship. Starting, developing and managing a new enterprise. Robert D. Hisrich, Michael P. Peters. Boston, 1989.

10. Small business management. Ralph M. Gaedeke/Dennis H.Tootelian. California State University, Sacramento. Scott, Foresman and company. Glenview, Illinois, London, Englend, 1985.

А.А. Назаров

Теоретические основы формирования и развития бизнеса

Ключевые слова: бизнес, формирование бизнеса, развитие бизнеса, бизнес-среда, предпринимательство, рыночная экономика

В статье рассмотрены и обоснованы теоретические основы формирования и развития бизнеса. Здесь рассматривается понятийный аппарат бизнеса и его компонентов, цикл развития и сферы ведения бизнеса, ценность предпринимательского бизнеса и его эффективность.

A.A. Nazarov

Theoretical Grounds of Formation and Development of Business

Key words: business, formation of business development, business-sphere, entrepreneurship, market economy

The author of the article canvasses and substantiates the grounds of formation and development of business. The very notion of business and its components is involved into the article; such issues as a cycle business development, spheres of business running, value of entrepreneurship and its effectiveness being considered as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.