Научная статья на тему 'Теоретические, методологические и организационные основы социального аудита правоохранительной деятельности'

Теоретические, методологические и организационные основы социального аудита правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ямалетдинова Наталья Владимировна

Цель: Определить основы социального аудита деятельности правоохранительных органов. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Выявлены принципы и функции социального аудита правоохранительной деятельности, определено значение социального аудита в системе контроля над правоохранительной деятельностью. Новизна/оригинальность/ценность: Приводится краткий анализ феномена социального аудита правоохранительной деятельности, определяются его принципы, функции и назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical, methodological and organizational basis for social audit of law enforcement

Purpose: Determine the basis of social audit of law enforcement. Methodology: Formal-legal, comparative legal, system analysis methods were used. Results: The article reveals the basis of social audit of law enforcement, determined value of the social auditing of law enforcement monitoring system. Novelty/originality/value: A brief analysis of the phenomenon of social audit of law enforcement, determined by its principles and functions and purpose.

Текст научной работы на тему «Теоретические, методологические и организационные основы социального аудита правоохранительной деятельности»

Ямалетдинова Н.В.

теоретические, методологические и организационные основы социального аудита правоохранительной деятельности

Цель: Определить основы социального аудита деятельности правоохранительных органов. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: Выявлены принципы и функции социального аудита правоохранительной деятельности, определено значение социального аудита в системе контроля над правоохранительной деятельностью.

Новизна/оригинальность/ценность: Приводится краткий анализ феномена социального аудита правоохранительной деятельности, определяются его принципы, функции и назначение.

Ключевые слова: аудит, социальный аудит, правоохранительная деятельность, органы внутренних дел, ведомственный контроль.

Yamaletdinova N.V.

THEORETICAL, METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL BASIS FOR SOCIAL AuDIT OF LAw ENFORCEMENT

Purpose: Determine the basis of social audit of law enforcement. Methodology: Formal-legal, comparative legal, system analysis methods were used. Results: The article reveals the basis of social audit of law enforcement, determined value of the social auditing of law enforcement monitoring system.

Novelty/originality/value: A brief analysis of the phenomenon of social audit of law enforcement, determined by its principles and functions and purpose.

Keywords: audit, social audit, law enforcement, police, departmental control.

Для социальной экономики на новой стадии развития человечества, которая получила название «постиндустриальное общество», в системе общественных отношений должно быть характерно возведение человека во главу угла и отказ от политики экономического детерминизма [1]. Эти и ряд других особенностей социоэкономи-ки [3] имеют большое значение для определения методологических основ социального аудита. Более того, теория социоэкономики может служить методологической основой для создания и развития национальных моделей социального аудита в РФ, в том числе и аудита правоохранительной деятельности. В настоящее время этот вид аудита может являться не только инструментом управления, но и представлять собой способ диагностирования общественных отношений. Специфика его заключается в природе и характере объекта аудита, которые определяют использование тех или иных форм и методов его проведения.

Методологической базой социального аудита правоохранительной деятельности может стать Концепция российской модели социального аудита, разработанная в Академии труда и социальных отношении в 2007 г. Основу ее определяют социоэкономические отношения, которые, по мнению разработчиков Концепции, являются совокупностью отношений в обществе на той ста-

дии его развития, когда социальный фактор становится решающим условием воспроизводства человеческих ресурсов, имеющим своей целью устойчивое и долговременное развитие этого общества.

Предметом социального аудита названы «... социоэкономические отношения, формирующие систему социоэкономики, где центральным субъектом является сам человек, а решающая роль принадлежит факторам, определяющим процесс воспроизводства человеческих ресурсов» [4]. Это те общественные отношения (экономические, экологические, социальные, правовые, политические, управленческие), которые в своей совокупности формируют процесс воспроизводства человеческих ресурсов.

Предметом социального аудита правоохранительной деятельности должна быть своевременная, полная и объективная информация, получаемая путем анализа и сопоставления требований нормативно-правовой базы, регулирующей работу правоохранительной структуры, с показателями оперативно-служебной деятельности, поступающими со всех уровней ее социоэко-номического обследования [6].

Основной целью данного вида социального аудита является повышение эффективности управления социальными отношениями в правоох-

eurasian -

> 4 (23) 2016 <

- advocacy

ранительной структуре путем социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социоэкономических отношений [5]. Правильно поставленная цель влияет на выбор средств, с помощью которых она может быть достигнута. Средства должны быть адекватны цели. При определении средств важное значение имеет тот путь, который ведет к достижению максимальных результатов при наименьших затратах. Итогом любой целенаправленной деятельности является достигнутый результат. Аудиторы должны стремиться к сближению цели и результатов контроля, в то же время конечный результат зависит и от других факторов, проявляющих себя в ходе контроля.

Социальный аудит, как и любой социальный процесс, должен строиться на определенных научных закономерностях (принципах). Принципы социального аудита правоохранительной деятельности - это основные научные идеи, являющиеся теоретическими основами организации контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью правоохранительной системы и обеспечивающие ее прозрачность и эффективность. К числу таких принципов относятся:

1. Принцип законности, который выражается в том, что основной целью правоохранительных органов является поддержание и укрепление законности и правопорядка в стране. Социальный аудит правоохранительной деятельности должен основываться на обоснованных и четко выверенных требованиях законов и иных нормативных правовых актов. Руководители правоохранительных структур, контрольных органов и их должностные лица должны не только проверять соблюдение законодательства подконтрольными им подразделениями, но и сами строго выполнять нормативные требования, действовать в пределах предоставленных им служебных полномочий.

2. Принцип гласности, который состоит в доведении результатов социального аудита до его заказчиков и заинтересованных лиц. Это может сыграть существенную роль в борьбе с коррупцией и злоупотреблением служебным положением должностными лицами правоохранительных органов. Данный принцип должен реализовываться применительно к специфике работы правоохранительных структур, т. е. с учетом соблюдения режима секретности. Принцип гласности не должен вступать в противоречие с требованиями достоверности, предъявляемыми к информации об их деятельности.

3. Принцип объективности и непредвзятости должен обеспечиваться высокой квалификацией,

добросовестностью и принципиальностью контролирующих лиц и органов, а также наличием объективных научно обоснованных критериев оценки работы служб и подразделений правоохранительных органов. Реализация данного принципа обеспечивается также за счет деятельности специальных контрольных аппаратов (сотрудников), не заинтересованных в результатах проверки и не зависящих от руководителей проверяемых ими подразделений.

4. Принцип всесторонности заключается в том, что аудит должен быть глубоким, охватывать наиболее важные вопросы, решение которых позволяет исследовать организацию деятельности всего подразделения в динамике за достаточно длительный период. Это позволит не только фиксировать лежащие на поверхности факты, но и вскрывать глубокие причины тех или иных социальных явлений в правоохранительном коллективе, обнаруживать как положительный, так и отрицательный опыт.

5. Принцип действенности обеспечивается эффективными мерами, направленными на устранение обнаруженных недостатков и дальнейшее совершенствование деятельности проверяемых органов и конкретных исполнителей. Аудит не может ограничиваться только выявлением фактического положения дел, в его задачу должна входить и практическая помощь проверяемому подразделению и его сотрудникам.

6. Принцип конкретности состоит в том, что контролирующий должен разобраться с каждым мероприятием, предусмотренным планом проверки в отдельности, определить качество выполняемой работы, а если она не выполнена, то установить виновных и причины этого, принять меры к устранению этих причин. По каждому невыполненному мероприятию должен быть установлен новый срок выполнения, чтобы иметь возможность в будущем провести дополнительную проверку.

7. Принцип комплексности аудита вытекает из сложности оперативно-служебной деятельности правоохранительных структур, широты и раз-ветвленности связей как между подразделениями и службами отдельных правоохранительных органов, так и между различными органами.

В контексте рассматриваемой тематики можно сделать вывод, что действия по осуществлению социального аудита правоохранительной деятельности могут считаться эффективными лишь в том случае, если при этом учтены следующие его функции:

евразийская -

> 4 (23) 2016 <

- адвокатура

- организационная, в процессе реализации которой совершенствуется организация трудовых и социальных процессов в правоохранительной структуре;

- ориентационная, направленная на достижение повышенного внимания исполнителей и руководителей к решению тех или иных насущных проблем;

- побудительная, способствующая изменению к лучшему отношения исполнителей к своим служебным обязанностям;

- диагностическая, вскрывающая причины и условия, следствием которых явились те или иные недостатки в работе проверяемого органа.

Перечень этих функций не является исчерпывающим. По мере развития практики этого вида аудита их перечень и содержание будут расширяться и уточняться.

Существует объективная непосредственная заинтересованность в социальном аудите руководителей правоохранительных органов России и их территориальных подразделений, так как он позволяет:

- осознать, что инвестиции правоохранительных органов в человеческий капитал могут быть самыми эффективными с точки зрения достижения основных целей, стоящих перед конкретными структурами, потому что социальная составляющая начинает все в большей степени обуславливать управленческую функцию деятельности правоохранительной системы;

- более эффективно управлять человеческими ресурсами, являющимися решающим фактором в достижении задач, поставленных перед правоохранительной системой обществом и государством в лице его руководителей, путем минимизации социальных рисков, кадрового аудита, аудита управления персоналом, подготовки и переподготовки кадров, выполнения социальных гарантий и т. д.;

- использовать прозрачность результатов объективного аудиторского обследования в борьбе с правонарушениями и преступлениями в среде сотрудников, протекционизмом, предупреждения коррупции и т. п.;

- доказать реальную социальную ответственность правоохранительной системы перед обществом;

- добиться равноправного диалога между отдельными гражданами и сотрудниками правоохранительных органов, в котором используются результаты независимого социального аудита, что дает обществу возможность на основе аналитических результатов достичь социального консенсуса всех заинтересованных сторон;

- усилить влияние на процесс сближения российской правоохранительной системы с требованиями, принятыми в мировом сообществе в отношении правоохранительной деятельности и защиты прав граждан при ее осуществлении.

Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита в отношении правоохранительной деятельности может быть выражена в том, что они имеют возможность:

- получить своевременную и объективную информацию о правоохранительной деятельности;

- вскрыть латентные формы социальной напряженности в отношениях граждан и сотрудников правоохранительной системы и своевременно принять необходимые меры;

- более эффективно регулировать социоэко-номические отношения в сфере правоохранительной деятельности через механизмы системы социального партнерства;

- использовать социальный аудит как инструмент налаживания сотрудничества между правоохранительными органами и институтами гражданского общества [2] и др.

Осуществление социального аудита позволит государству выступать в качестве координатора социоэкономических отношений между правоохранительной системой и институтами гражданского общества, тем самым придавая более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере. Исходя из потенциальных возможностей социального аудита правоохранительной деятельности, можно сделать вывод, что он может выступать в качестве эффективного инструмента социального партнерства, который даст возможность осуществлять равноправный диалог между субъектами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования.

Пристатейный библиографический список

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. С. 53.

2. Игбаева Г.Р., Сайфуллин Э.В. Развитие механизма участия граждан в охране общественного порядка как элемент совершенствования системы государственного управления // Актуальные проблемы права и государства в XXI в. 2015. № 7-5. С. 189-194.

3. Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Пробелы государственного управления этнонациональными процессами в современной России и пути их решения // Евразийская интеграция - диалог исследователей и экспертов: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 212-221.

eurasian

> 4 (23) 2016 <

advocacy

4. Концепция российской модели социального аудита // Академия труда и социальных отношений [Электронный ресурс]. URL: http // www/cheit/ru / 2010 / 8-10 / s-audit-810/html.

5. Фефелов В.В., Ямалетдинова Н.В. Внутренний социальный аудит правоохранительной деятельности: сущность, цели, задачи // Вестник ВЮИ ФСИН России. 2012. № 3. С. 142.

6. Ямалетдинова Н.В. Внутренний социальный аудит как элемент ведомственного контроля над деятельностью органов внутренних дел // Евразийская адвокатура. 2016. № 2 (21). С. 72

References (transliterated)

1. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. M.: Akademija, 1999. S. 53.

2. Igbaeva G.R., Sajfullin Je.V. Razvitie mehanizma uchastija grazhdan v ohrane obshhestvennogo porjadka

kak jelement sovershenstvovanija sistemy gosudarstven-nogo upravlenija // Aktual'nye problemy prava i gosu-darstva v XXI v. 2015. № 7-5. S. 189-194.

3. Igbaeva G.R., Shakirova Z.R. Probely gosudarst-vennogo upravlenija jetnonacional'nymi processami v sovremennoj Rossii i puti ih reshenija // Evrazijskaja in-tegracija - dialog issledovatelej i jekspertov: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 212-221.

4. Koncepcija rossijskoj modeli sodal'nogo audita // Akademija truda i social'nyh otnoshenij [Jelektronnyj resurs]. URL: http // www/cheit/ru / 2010 / 8-10 / s-au-dit-810/html.

5. Fefelov V.V., Jamaletdinova N.V. Vnutrennij social'-nyj audit pravoohranitel'noj dejatel'nosti: sushhnost', celi, zadachi // Vestnik VJul FSIN Rossii. 2012. № 3. S. 142.

6. Jamaletdinova N.V. Vnutrennij social'nyj audit kak jelement vedomstvennogo kontrolja nad dejatel'nost'ju organov vnutrennih del // Evrazijskaja advokatura. 2016. № 2 (21). S. 72.

АГ

«Новая адвокатская газета» - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет

закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.

Основными направлениями издания являются:

- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;

- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;

- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;

- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;

- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;

- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;

- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;

- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.

Адрес редакции: 119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43 Тел.: (495) 787-28-35 Тел./факс: (495) 787-28-36 E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.