18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
18.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Снеговая Ирина Леонидовна, канд. экон. наук, исполнительный директор
Место работы: Национальный институт стратегического развития, управления эффективностью и рисками
Аннотация: Статья посвящена исследованию теоретических и правовых основ экономической безопасности как неотъемлемой составляющей национальной безопасности государства. Исследован генезис экономической безопасности как общесистемного и общенаучного понятия. Проведен анализ законодательства Российской Федерации, определяющего правоотношения в сфере экономической безопасности во взаимосвязи с целями обеспечения национальной безопасности государства. На основе положений действующего законодательства в статье приводится заключение, что экономическая безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности, при этом в текущих условиях обеспечение экономической безопасности является стратегическими целями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В заключение в статье приводится системный анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 как основного документа, принятого на национальном уровне в целях реализации стратегических направлений национальной безопасности, обозначенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, Россия (Российская Федерация), США, Китай, государство, стратегия, защита, экономический суверенитет, экономические интересы, вызовы, угрозы, риски, управление рисками.
THEORETICAL AND LEGAL UNDERPINNINGS OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A COMPONENT OF THE STATE NATIONAL SECURITY
Snegovaya Irina L., Ph.D. in Economics, CEO
Work place: The national institute of strategic development, management of risks and efficiency
Annotation: The article is devoted to theoretical and legal foundations of economic security as an integral component of the State national security. The genesis of economic security as a system-wide and general academic concept was researched. The analysis of the Russian Federation legislation was performed, defining the legal relationship in the sphere of economic security in conjunction with the objectives of ensuring the national security of the State. On the basis of the provisions of the existing legislation the author concludes that economic security is an integral part of national security. Moreover, in the current environment, economic security is the strategic objective of ensuring the national security of the Russian Federation. In conclusion, the article provides a systematic analysis of the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to the year 2030, approved by the Presidential Decree of May 13, 2017 № 208 as the core document adopted at national level in order to implement the strategic direction outlined in the national security strategy of the Russian Federation approved by the Presidential Decree dated December 31, 2015 № 683.
Keywords: economic security, national security, Russia (Russian Federation), USA, China, State, strategy, security, economic sovereignty, economic interest, challenges, threats, risks, risk management.
Экономическая безопасность в настоящее время является одним их тех понятий и направлений деятельности, появление которых предопределено складывающимися условиями мирового хозяйствования. В настоящее время мировая экономика как глобальная система хозяйствования претерпевает кардинальную трансформацию экономических отношений, обусловленную появлением новых и ускоренным развитием существующих технологий. При этом существующий фактор
ограниченности ресурсов способствует в свою очередь усилению конкурентной борьбы на всех ее уровнях. В складывающихся условиях, каждое государство стремится обеспечить свои геополитические, военные, экономические и иные национальные интересы, защита которых обеспечивается возможностью проведения независимого политического и экономического курсов. Поскольку экономика является базисом развития общества, именно возможность обеспечения собственных
экономических интересов в настоящее время является основой национальной безопасности государства.
Неслучайно, понятие экономической безопасности Российской Федерации и вопрос ее обеспечения впервые был закреплен в национальной практике на уровне нормативного правового документа в процессе трансформационных изменений в экономике.
В частности, Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в национальное правовое поле было впервые введено понятие «экономическая безопасность» как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». При этом целями указанного закона в числе прочего впервые в российском законодательстве определялась защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. Согласно указанному закону, к ведению Российской Федерации было отнесено обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц.
С точки зрения теоретических основ, как до, так и после издания указанного выше нормативно-правового акта, российской наукой понятие и сущность экономической безопасности стали активно разрабатываться также в период новейшей истории при резкой трансформации социально-экономических отношений. Так, академик Абалкин Л.А. в декабре 1994 года отмечал, что в основе экономической безопасности, прежде всего, лежат элементы, служащие критериями качественной оценки состояния экономической безопасности.
В первую очередь - экономическая независимость, как возможность самостоятельно управлять экономикой страны, невзирая на навязывание пути экономического развития более сильными (развитыми) странами.
Во-вторых, стабильность и устойчивость национальной экономики, создающие основу для развития предпринимательской деятельности, гарантию на защиту собственности (во всех ее формах) и способность государства сдерживать дестабилизирующие факторы, влияющие на экономику.
В-третьих, это способность к саморазвитию и прогрессу как основа для модернизации производства, постоянного повышения уровня квалификации работников. Следует отметить, что саморазвитие и прогресс являются гарантией самосохранения национальной экономики в современном, динамично развивающемся мире [2, стр.15].
Как отмечал один из ведущих российских экономистов С.Ю. Глазьев еще в 1999 году экономическую безопасность следует рассматривать как «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [3, стр.113].
Один из самых известных специалистов в области экономической безопасности, профессор В.К. Сенчагов экономическую безопасность определял как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов». По его мнению, следует учитывать, что «экономическая безопасность - это не абстрактная теоретическая конструкция, а один из важных гарантов существования государства как единого целого пространства, где защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [4, стр.72].
В своей монографии Е.А. Олейников говорил о том, что экономическую безопасность следует рассматривать «как защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасности и угроз. Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях является технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязвимость» [5, стр.78].
По мнению А.И. Илларионова под экономической безопасностью понимается «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом» [6, стр. 49].
Как отмечает С.Ю. Глазьев «глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов» [8, стр. 29].
Исходя из теоретических изысканий, следует признать, что экономическая безопасность представляет собой такое состояние защищенности, при котором обеспечивается независимость и устойчивость национальной экономики, возможность ее развития в среде внешних и внутренних
угроз и вызовов в целях обеспечения национальных интересов государства и общества.
Что касается мирового опыта, то категория «экономическая безопасность» как составная часть национальной безопасности возникла как на востоке, так и западе также в период серьезных трансформационных процессов в экономике. Например, в США - в период Великой Депрессии, а в Китае - в период активных экономических реформ конца XX века.
В частности, в период Великой Депрессии 8 июня 1934 года тридцать второй Президент США Франклин Рузвельт обратился со своим посланием к Конгрессу1 со словами: «Среди наших стремлений в первую очередь я нахожу обеспечение безопасности мужчин, женщин и детей нашей страны. Это безопасность для человека и для семьи связаны в первую очередь с тремя факторами. Люди хотят жить в приличных домах; жить там, где они могут заниматься производительным трудом и иметь какую-то защиту от несчастий, которые не могут быть полностью исключены в этом рукотворном мире»2. По итогам указанного обращения в США был создан Федеральный комитет по экономической безопасности, который уже к 15 января 1935 года подготовил президенту отчет о направлениях и результатах работы: «Report to the President of the Committee on Economic Security»3. Как видно из содержания отчета, основными направлениями работы комитета были вопросы занятости, пенсионного и медицинского обеспечения, пособий и помощи нуждающимся, безопасности и образования детей, забота о старости, то есть все те вопросы, которые были связаны с «экономической безопасностью» отдельных лиц (individual) и семьи (family).
По этому пути с начала 70-х годов прошлого века пошли и отдельные штаты, организовавшие в своей системе органов управления отдельные департаменты экономической безопасности, в ведении которых находились те же вопросы, что и обозначенные в рамках работы созданного при Ф. Рузвельте Федерального комитета по экономической безопасности, а именно - вопросы безопасности, благополучия и самодостаточности детей, взрослых и семьи (например, Департамент экономической безопасности Штата Аризона - Arizona Department of Economic Security (DES))4.
На уровне федерального правительства в США в настоящее время вопросами экономической безопасности занимается Министерство внутренней безопасности США (Department of Homeland Security, DHS), которое как указано на официальном сайте «играет роль в определении уязвимости экономической безопасности США»5.
1 Franklin D. Roosevelt: «Message to Congress on the Objectives and Accomplishments of the Administration.», June 8, 1934. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=14690;
2 «Among our objectives I place the security of the men, women and children of the Nation first. This security for the individual and for the family concerns itself primarily with three factors. People want decent homes to live in; they want to locate them where they can engage in productive work; and they want some safeguard against misfortunes which cannot be wholly eliminated in this man-made world of ours», - Franklin D. Roosevelt: «Message to Congress on the Objectives and Accomplishments of the Administration.», June 8, 1934. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project, http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=14690;
3 https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp. 39015023138301;view=1up;seq=3;
4 https://des.az.gov/;
5 https://www.dhs.gov/topic/economic-security-overview;
Что касается мониторинга и анализа, то в настоящее время в США разработан и применяется Индекс Экономической безопасности (The Economic Security Index (ESI)), который показывает состояние экономической защищенности населения. Согласно последним отчетам, экономическая нестабильность в настоящее время затрагивает в США менее обеспеченные слои населения, но в целом ее влияние существенно возросло на все слои населения6.
В данном контексте экономическая безопасность как способность отдельных лиц (individuals), домохозяйств (households) и объединений (communities) обеспечивать свои насущные потребности устойчиво и достойно7, вопросы экономической безопасности в настоящее время входят в сферу деятельности Международного Комитета Красного Креста (International Committee of the Red Cross (ICRC).
Необходимо отметить, что как показывает анализ понятие экономической безопасности (economic security) в ряде западных стран до сих пор используется преимущественно в отношении обеспечения защищенности частных лиц и домохозяйств от неблагоприятных условий и факторов, сопряженных с наличием определенного социального статуса и сложившимся финансовым положением. В законодательных нормативных правовых актах на уровне федеральных правительств понятие «экономическая безопасность» практически не употребляется. Однако, вопросы обеспечения национальных интересов в сфере экономики неотъемлемо рассматриваются совместно с вопросами национальной безопасности. Например, в стратегии национальной безопасности США8 слово экономика (economy) обозначается 28 раз, при этом в отношении обеспечения собственных национальных интересов в этой связи непосредственно указано следующее: «Сохранение нашего лидерства зависит от формирования нового глобального экономического порядка, который продолжает отражать наши интересы и ценности. Несмотря на успехи, наша, основанная на беспрекословном следовании правилам, система борется против альтернативных, менее открытых моделей. Кроме того, американский потребитель не может поддержать глобальный спрос, рост в этом направлении должен быть более сбалансированным. Для решения этой задачи, мы должны стратегически использовать нашу экономическую мощь в целях установления новых правил, укрепления нашего партнерства и содействия всестороннему развитию»9.
В стратегических документах США прямо говорится о том, что экономика является базисом в обеспечении национальной безопасности. В частности, в стратегии национальной безопасности США в этом отношении отмечается, что «сильная экономика в сочетании с выдающейся присутствия США в мировой
6 http://www.economicsecurityindex.org/;
7 https://www.icrc.org/en/document/introduction-economic-security;
8 https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files /docs/2015_national_security_strategy_2.pdf;
9 Sustaining our leadership depends on shaping an emerging global economic order that continues to reflect our interests and values. Despite its success, our rules-based system is now competing against alternative, less-open models. Moreover, the American consumer cannot sustain global demand—growth must be more balanced. To meet this challenge, we must be strategic in the use of our economic strength to set new rules of the road, strengthen our partnerships, and promote inclusive development. -https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_natio nal_secu rity_strategy_2. pdf;
финансовой системе создают возможности для продвижения нашей безопасности»10.
Необходимо отметить, что российская теория и практика в понимании экономической безопасности как состояния защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, определяющего возможность обеспечения национальной безопасности, в большей степени сопоставима с теорией и практикой азиатских стран. При этом вопрос сопряженности экономического роста и национальной безопасности стал актуальны, например, в Китае еще с середины 90-х годов прошлого столетияи.
Что касается Китая, несмотря на наличие множественных древних трактатов и учений о безопасности, потребовалось довольно долгое время для того, чтобы сформировать собственное определение экономической безопасности как таковой и связано это было главным образом с имеющимися противоречиями, присущими заинтересованным группам. В настоящее время примером одного из сложившихся подходов в китайском понимании сути экономической безопасности возможно привести определение, предложенное китайским учетным, директором Центра исследования Экономической Безопасности Джанг Ёнг (Jiang Yong), который говорит о том, что национальная экономическая безопасность означает свободу суверенного государства от действительных и прогнозируемых внутренних и внешних угроз, способных повлиять на экономические интересы государства. Далее он указывает, что понятие экономической безопасности варьируется по смыслу от одной страны к другой в силу различий в сфере безопасности, познании и обороноспособности12.
Иными словами, в зарубежной науке и практике не прослеживается единых подходов и единого определения, что понимается под экономической безопасностью. Несмотря на это, вопросы экономического суверенитета и обеспечения национальных интересов в сфере экономики регулярно рассматриваются в западной теории и практике в большей части как составная и неотъемлемая часть национальной безопасности государств. При этом в вопросах экономики обеспечение устойчивого национального экономического роста рассматривается как ключевая стратегическая цель обеспечения национальной безопасности государства.
В российской практике, следующим нормативным документом, после указанного выше федерального закона 1995 года, впервые содержащего в праве такое понятие как «экономическая безопасность», стало принятие Правительством Российской Федерации распоряжения от 2 февраля 1996 г. № 132-р «Об обеспечении интересов отечественных товаропроизводителей, стабилизации работы промышленного комплекса и национальной экономической безопасности». Данное распо-
10 A strong economy, combined with a prominent U.S. presence in the global financial system, creates opportunities to advance our security. -https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_natio nal_secu rity_strategy_2. pdf;
11 https://books.google.ru/books?id=mJL9cLFJWlgC&pg= PA19&lpg=PA19&dq=economic+security+asia&source=bl&ots=rUFsHNtAca &sig=NWvMg2HuUoijWUj1yJnXhopvE30&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiYydfIt fLUAhXMApoKHTnbCPsQ6AEIZTAJ#v=onepage&q=economic% 20security%20asia&f=false;
12 National economic security refers to the freedom of a sovereign state
from any internal or external threats, either actual or perceived, to its eco-
nomic interests. The notion varies in meaning from one country to another,
due to their differences in security environment, cognition and defense capabilities, - http://www.cicir.ac.cn/chinese/Article_809.html;
ряжение, по сути, было направлено на подготовку и реализацию мероприятий, способных обеспечить протекционизм для отечественных производителей со стороны государства в условиях, когда последние, в силу разных обстоятельств начала реформ, были не способны конкурировать с западными компаниями. Предполагалось разработать временные защитные меры в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в режиме импорта, которые, как указано в распоряжении, наносили существенный ущерб отечественным товаропроизводителям, выпускающих подобные или непосредственно конкурирующие товары. Особое внимание было уделено регулированию порядка приобретения импортного оборудования (технологических линий, машин, механизмов), оплата поставок которого осуществлялась за счет средств федерального бюджета, а также регулированию порядка использования оборудования, произведенного отечественными товаропроизводителями для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Предполагалась поддержать отечественных товаропроизводителей, которые приобретали у российских научных организаций патенты, а также лицензии на производство современных видов оборудования и осуществлявших сертификацию системы качества предприятий. Отдельно было выделено направление деятельности по государственной поддержке патентования отечественных разработок за рубежом и организации отбора отечественных разработок, подлежащих правовой защите на международном уровне.
И наконец, ключевым этапом начала формирования правовых основ экономической безопасности в Российской Федерации стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Как было отмечено, данный документ был принят в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны.
В документе указывалось, что Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов. В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах -участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии [15, стр.1]13.
Необходимо отметить, что именно Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (далее - Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации) впервые в законодательстве на уровне национального нормативного правового
13 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), утв. Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608, - http://pravo.gov.ru
документа, связал экономическую безопасность с национальной безопасностью Российской Федерации.
В частности, абзацем 1 Государственной стратегия экономической безопасности Российской Федерации было прямо определено, что государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации.
Как указывалось, целью стратегии было обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В документе подчеркивалось, что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане [16, стр.1]14.
Предполагалась, что указанная стратегия экономической безопасности Российской Федерации будет распространяться на правоотношения начиная с 22 мая 1996 года сроком на ближайшие три-пять лет. Однако, как показала практика, документ просуществовал в первоначальной редакции практически ровно 21 год - до 13 мая 2017 года.
Примечательно, что сама Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации не содержала непосредственно законодательно закрепленного определения, что следует понимать для целей правоприменения под экономической безопасностью. В данной связи, после утраты силы Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», содержащего, как было указано выше, впервые приведенное в российском праве определение экономической безопасности, в период с 18 июня 2004 года и до даты вступления в силу обновленной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (13 мая 2017 года)15, законодательно закрепленное определение «экономической безопасности» в национальном праве отсутствовало.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608» предполагалась разработать количественные (пороговые) и качественные параметры критериев экономической безопасности Российской Федерации. Всего критериев экономической безопасности было 11, перечень их приводился в приложении № 2 к указанному постановлению. Однако, работа по подготовке количественных (пороговых) и качественных параметров указанных критериев не была завершена, параметры критериев экономической безопасности органами исполнительной власти так и не были до конца разработаны.
Необходимо отметить, что в последующем, вопросам экономики было уделено значительное внимание в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300.
14 Абзац 1, 4 Раздела 1 Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях), утв. Указом Президента РФ от 29.04.1996 N 608;
15 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208;
В документе напрямую указывалось, что кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации16.
Принятой в развитии указанной концепции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (далее - Стратегия национальной безопасности), был провозглашен тезис, что в настоящее время Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Основными приоритетами признавались национальная оборона, государственная и общественная безопасность. При этом определялось, что в целях обеспечения национальной безопасности российское государство, наряду с достижением указанных выше приоритетов, сосредоточит свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, в сфере экономики в первую очередь к которым был отнесен приоритет экономического роста. Как было указано в Стратегии национально безопасности, достичь экономического роста предполагалось главным образом за счет развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.
Что касается непосредственно экономической безопасности, то на момент утверждения указанной стратегии (2009 год) предполагалось, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста. Такое совершенствование предполагалось осуществить путем разработки концептуальных и программных документов, а также за счет создания комплексной системы контроля над рисками.
При этом в Стратегии национальной безопасности были обозначены конкретные направления совершенствования государственного регулирования, по мнению разработчиков, способные привести к экономическому росту как фактору укрепления национальной экономической безопасности. Такими мерами признавалось проведение государственной антиинфляционной, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, осуществление мероприятий по стимулированию и поддержке развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения17.
Как показала практика, проблема обеспечения устойчивого экономического роста начиная с 2009 года не стала менее актуальна и до настоящего времени. Более того, проблема обеспечения темпов роста национальной экономики не только и не столько на уровне среднемировых, но выше таковых, уже выделяется руководством государства как приоритетная, требующая особого внимания и отдельных согласованных действий органов власти. Об этом было указано в конце 2016 года Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации, для выполнения которого в настоящее время сформирован отдельный перечень поручений18. Обозначается, что в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации органам ис-
16 Абзац 2 Раздел 3 Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300;
17 Пункт 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537;
18 http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425;
полнительной власти с участием иных заинтересованных сторон, необходимо подготовить комплексный план действий правительства на 2017-2025 годы, содержащий меры, способные обеспечить не позднее 2019-2020 годов достижение темпов роста экономики Российской Федерации, превышающие темпы роста мировой экономики. При этом, как указано в послании, именно экономический рост позволит «наращивать позиции России в глобальной экономике»19.
Что касается действующей в настоящее время Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации) обеспечение экономической безопасности и развитие экономики страны уже не просто обозначены как одни из приоритетов, а указаны как непосредственные стратегические цели обеспечения национальной безопасности20.
При этом под национальной безопасностью, согласно положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в настоящее время понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности21.
Угрозами национальной безопасности Российской Федерации признается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам, под которым понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.
Для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации основные усилия предполагается направить на укрепление внутреннего единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны.
В целях реализации обозначенных стратегических приоритетов применимо к сфере экономики, Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 в настоящее время утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее и по тексту статьи - Стратегия экономической безопасности Российской Федерации). Указанная стратегия на национальном уровне является уже вторым по
19 http://kremlin.ru/events/president/news/53379;
20 Пункт 55 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;
21 Пункт 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федера-
ции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;
счету стратегическим документом в области экономической безопасности (первая стратегия экономической безопасности, как указано выше, была принята в Российской Федерации в 1996 году) и представляет собой отдельный самостоятельный документ, определяющий вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
В соответствии с положениями Стратегии экономической безопасности Российской Федерации под «экономической безопасностью» понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Всего на национальном уровне в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации выделено 25 основных вызовов и угроз экономической безопасности, в числе которых:
- стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
- повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
- усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
- изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
- подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
- слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
- недостаточно эффективное государственное управление;
- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики.
Стратегией экономической безопасности Российской Федерации отмечается, что на современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях. Отмечается усиление тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей22.
22 Пункт 8, 9 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208;
В настоящее время на законодательном уровне закреплено, что Стратегия экономической безопасности Российской Федерации является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на следующих законодательно закрепленных уровнях:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- отраслевой.
Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на текущий момент признаются:
1. укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2. повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3. обеспечение экономического роста;
4. поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5. поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6. повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Указанные цели предполагается достичь через систему основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и выполнения поставленных задач, структура которых во взаимосвязи имеет следующий вид:_
Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики.
Основные задачи, которые предполагается решить
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;
4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;
6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;
Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики.
7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
8) повышение эффективности бюджетных расходов;
9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;
10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;
13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;
14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
2.
1
Создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а та кже совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.
Устойчивое развитие национальной финансовой системы.
1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;
2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;
3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;
4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;
6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;
7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;
8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;
10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
Сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства.
Повышение эффективности внешне-экономического со-трудниче-ства и
реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики.
Обеспечение безопасности экономической деятельности.
1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;
3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации
в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;
5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей._
1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;
3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;
4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;
9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.
1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;
3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;
5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
3.
5.
6
4
7.
8. Развитие 1) совершенствование системы общего и профессионально-
человече- го образования на основе современных научных и техноло-
ского потен- гических достижений;
циала. 2) развитие системы непрерывного образования, в том
числе с использованием механизмов государственно-
частного партнерства;
3) развитие национальной системы квалификаций, совер-
шенствование квалификационных требований к работни-
кам, информирование граждан о востребованных и новых
профессиях;
4) профессиональная ориентация граждан;
5) снижение уровня бедности и имущественного неравен-
ства населения;
6) содействие эффективной занятости населения и мобиль-
ности трудовых ресурсов;
7) совершенствование механизмов обеспечения экологиче-
ской безопасности и сохранения благоприятной окружаю-
щей среды.
Обозначенные направления Стратегии экономической безопасности Российской Федерации подлежат реализации в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
Предполагается, что реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации будет осуществлена в два этапа:
I этап (до 2019 года) - включает разработку и реализацию мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;
II этап (до 2030 года) - включает выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Определено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обязаны обеспечить в соответствии со своей компетенцией реализацию обозначенных положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации впервые вводится такое понятие как риски в области экономической безопасности и обозначена необходимость формирования системы управления рисками. Так, риском в области экономической безопасности признается возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности. Определено, что система управления рисками формируется в целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций.
Основными задачами системы управления рисками в сфере экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время признаются:
1. выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;
2. оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;
3. планирование мер по реализации по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической без-
опасности, определения задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;
4. выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенных в отношении российских юридических лиц и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.
В целях реализации положения стратегии Правительству Российской Федерации предстоит определить структуру, порядок формирования и функционирования системы управления рисками в сфере экономической безопасности Российской Федерации.
Что касается показателей состояния экономической безопасности, то Стратегией экономической безопасности Российской Федерации определен их перечень, состоящий из 40 показателей. Предполагается, что данный перечень показателей может уточняться по результат мониторинга состояния экономической безопасности, который, как и оценка экономической безопасности, будут проводиться на основе данных официального статистического наблюдения, информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, ЦБ РФ23 и иными организациями. При этом при осуществлении мониторинга и оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации будут использоваться и экспертные оценки вызовов и угроз экономической безопасности.
О состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению планируется предоставлять от имени Правительства Российской Федерации ежегодный доклад Президенту Российской Федерации.
Предполагается, что итогом реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации будет обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивость национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, а также повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,8%.
Список литературы:
1. Абалкин Л.А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12, стр.15;
2. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. Т.1. - М.: Мысль, 1999, стр.113;
3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России// под ред. В.К. Сенчагова - М.: Дело, 2005, стр.72;
4. Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность. М., 2004. С. 129;
5. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49;
6. Глазьев С. Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России //Современная конкуренция. 2007. № 2. С. 29.
23 ЦБ РФ - Центральный Банк Российской Федерации.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.э.н. И.Л. Снеговой, исполнительного директора Национального института стратегического развития, управления эффективностью и рисками «Теоретические и правовые основы экономической безопасности Российской Федерации как составляющей национальной безопасности государства» Статья посвящена вопросу исследования теоретических и правовых основ экономической безопасности Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена активным формированием новых моделей и связей в системе мирового хозяйствования, сопряженных с появлением существенных вызовов и угроз национальным интересам. В работе исследован генезис экономической безопасности как общесистемного и общенаучного понятия, приводятся результаты анализа практики применения исследуемой категории в теории и праве западных стран на примере США и Китая.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе на основе научного анализа теоретических и правовых основ экономической безопасности осуществлен системный анализ формирования в структуре национальной безопасности государства одного из ключевых направлений деятельности, целями и задачами которого является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Исходя из принятого научного знания, смыслом которого является утверждение о том, что экономика представляет собой базис развития общества, автором в статье делается ключевое заключение, что именно возможность обеспечения собственных экономических интересов в настоящее время является основой
национальной безопасности государства. В работе использованы современные методы научных исследований: монографический, контент-анализ, системный подход, аналитическая оценка.
Теоретическая значимость рецензируемой статьи заключается в возможности расширения научных знаний об экономической безопасности как составляющей национальной безопасности государства. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования при подготовке нормативных правовых актов по вопросам экономической безопасности и принятии решений в системе национальной безопасности государства.
Результаты исследования вносят научный и практический вклад в теорию и практику экономической безопасности как составляющей национальной безопасности государства.
Содержание статьи И.Л. Снеговой позволяет сделать вывод, что данная статья является результатом исследовательского труда, выполненным автором самостоятельно. Выводы и рекомендации, сделанные в статье, позволяют установить ее направленность на решение актуальной научно-теоретической и научно-практической задачи.
Статья имеет высокую актуальность и научно-практическую значимость, соответствует общепринятым стандартам оформления и рекомендуется к публикации.
Рецензент:
канд. экон. наук, доцент,
Государственный советник
налоговой службы 2 ранга
Н.В. Долгих