Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты развития инновационных процессов в сфере коммуникаций'

Теоретические и практические аспекты развития инновационных процессов в сфере коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты развития инновационных процессов в сфере коммуникаций»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ

П.В. Бураков

Современный этап развития рыночных отношений и экономический рост характеризуются определяющим и ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства.

Характерной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практику управления. Все больший удельный вес в инвестиционных расходах занимает проведение НИОКР, повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. В такой ситуации к одним из приоритетных направлений инновационной политики на любом уровне, которое удовлетворяет всем необходимым критериям, следует отнести освоение современных информационных технологий.

Современное состояние рынка характеризуется повышением значимости и ценности информации. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится доступным все больший объем информации. Предприятия, однако, не могут увеличивать объемы своих коммуникаций пропорционально увеличению объема информации, доступной потребителю. В этих условиях значение коммуникационной функции растет, а вопрос эффективности использования потенциала коммуникационного инструментария становится наиболее актуальным.

Передовые отечественные разработки в области коммуникаций, а также богатый опыт зарубежных исследователей требуют адаптации к практической деятельности предприятия.

В условиях усиления конкурентного давления, в особенности увеличения значимости неценовых факторов конкуренции, предприятию, чтобы успешно конкурировать, недостаточно создать доступный для целевых потребителей и удовлетворяющий их потребности продукт. Предприятие должно особое внимание уделять качеству своей коммуникационной политики. Это доказывает необходимость разработки схемы полного использования потенциала доступного коммуникационного инструментария, представляющего собой совокупность как инструментов, используемых для создания методических основ коммуникационной политики (закономерности, эффекты, принципы и правила осуществления коммуникационной политики, модели и алгоритмы), так и инструментов, используемых при ее реализации (средства коммуникации).

Решение данной проблемы может быть найдено путем инноваций в области коммуникаций, которые базируются на новых информационных технологиях и системах телекоммуникаций. Назовем их коммуникативными инновациями, а процесс, связанный с нововведениями в данной области, будем называть коммуникативным инновационным процессом. Чтобы дать определение новым понятиям, рассмотрим такие категории, как коммуникация, инновация, инновационный процесс.

Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности.

Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов:

• межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов;

• групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид - группа;

В самом общем виде модель простой или межличностной коммуникации состоит из следующих основных элементов: коммуникатор (кто?; передающий сообщение),

сообщение (что?; содержание послания в знаковой либо иной форме) и реципиент (кому?; адресат, принимающий сообщение).

Модель групповой коммуникации отличается от межличностной наличием канала сообщения - средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, звуко-, видеозапись, локальные и глобальные системы связи и др. Кроме того, коммуникатор и реципиенты здесь разделены в пространстве, а если сообщение передается в записи, то и во времени передачи и приема информации.

Любая коммуникация предполагает обмен сигналами между передатчиком (коммуникатор) и приемником (целевая аудитория) с применением системы кодирования-декодирования для записи и интерпретации сигналов. Между передатчиком и приемником находятся шесть элементов системы коммуникации:

• кодирование (преобразование идей в символы, изображения, формы, звуки и т.п.);

• сообщение (совокупность символов, направляемых передатчиком);

• каналы передачи - средства, посредством которых сигнал передается от передатчика к приемнику;

• декодирование - процесс, позволяющий приемнику придавать смысл символам, поступившим от передатчика;

• отклик - совокупная реакция приемника после ознакомления с сообщением;

• обратная связь - часть отклика (реакции) приемника, поступающая передатчику.

Под инновацией будем понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а инновационный процесс будем рассматривать как деятельность, направленную на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Таким образом, коммуникативная инновация - это конечный результат коммуникативной инновационной деятельности, которая реализуется в виде нового или усовершенствованного информационного продукта на базе информационных технологий, представленного на рынке, нового или усовершенствованного процесса передачи информации на базе компьютерных технологий и систем телекоммуникаций, используемого в практической деятельности.

В то же время коммуникативный инновационный процесс будем рассматривать как деятельность, направленную на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный информационный продукт на основе информационных технологий, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный процесс передачи информации на базе компьютерных технологий и систем телекоммуникаций, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

В условиях становления информационного общества роль коммуникативных инноваций как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, в частности в образовании, трудно переоценить.

Все возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, согласно которой основным фактором общественного развития признается создание и использование индустрии информации. При этом знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии и превращается в основной источник стоимости в постиндустриальном информационном

обществе, что радикальным образом изменяет место образования в структуре общественной жизни, а также соотношение таких ее сфер как образование и экономика.

Бурное развитие сферы образования, которое можно характеризовать как образовательный взрыв, сопровождалось и обострением различных проблем в этой сфере, которое уже в 60-х годах ХХ века было осмыслено как мировой кризис образования, т.е. кризисное состояние образовательной системы в целом, находившее свое проявление в обострении проблем доступа к образованию, в частности, проблем равенства этого доступа, в углублении проблем качества и релевантности образования, производительности и эффективности этой системы, обострении проблем ее управления и финансирования.

Идеи и концепции непрерывного (в течение всей жизни) образования определяют стратегическую линию выхода из кризиса и развития образования, реализация которой - долгосрочный процесс, требующий кардинальный изменений всей сферы образования, предпосылки для которых сформировались в 80-х годах. Во-первых, это связано в значительной степени с процессами информатизации общественной жизни в целом и образования в частности. Во-вторых, в сфере образования в ходе становления и развития рыночных отношений стали формироваться новые экономические механизмы. Эти два фактора - развитие новых информационных технологий, систем телекоммуникаций и становление рыночных отношений в сфере образования, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможности практической реализации идей и концепций новой образовательной системы, становление и развитие которой, по мнению автора, следует связывать с коммуникативными инновациями в данной сфере.

Во многих странах Западной Европы, США, Японии, а в последние годы и в России разработаны государственные программы развития образования на базе применения современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Эти программы предусматривают использование новых сетевых компьютерных технологий в учебном процессе, соответствующую подготовку преподавателей, разработку программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям к качеству учебного материала с технологической и педагогической точек зрения. Будем данные процессы рассматривать как коммуникативные инновации в образовательной системе, что открывает новые возможности для решения задач в сфере развития и управления современной образовательной системой.

Данная характеристика возникающей новой системы образования выявляет чрезвычайную сложность и противоречивость процессов его становления и развития. Их ход во многом зависит от того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении коммуникативными инновационными процессами в этой области.

Анализ развития системы высшего образования показывает, что под влиянием коммуникативных инноваций в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель вуза. В ней объединены традиционное образование и несколько типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного образования.

В настоящее время можно выделить такие его новые формы, как подразделения дистанционного образования в традиционных вузах и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты. Каждая из перечисленных форм определяется соответствующим масштабом коммуникативной инновационной деятельности.

Традиционные вузы, являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных курсов. В основе этого - развитие в традиционных вузах специальных подразделений дистанционного образования. Такие подразделения дистанционного образования могут, во-первых,

разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего вуза, особенно когда здания (корпуса) вуза расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Подразделения дистанционного образования традиционных вузов меняют структуру, функции, способы деятельности традиционного вуза, а также являются основой утверждения вышеперечисленных новых форм высшего образования, становясь при этом важным элементом новой модели вуза. Именно с формированием новых институциональных форм высшего образования во многом связано развитие рынка образовательных услуг.

Исходной характеристикой таких элементов новой модели высшего образования, как дистанционные и открытые университеты, является то, что они развиваются, опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в образовательном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В основе этой новой формы организации образования лежит принцип открытости, который применительно к высшему образованию означает:

• открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме одного - достижения возраста 18 лет;

• открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения, путем выбора из системы курсов;

• свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;

• свобода в выборе места обучения: учебный процесс организован таким образом, что студенты в течение основной части учебного времени могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

Использование дистанционных технологий позволяет реализовать принцип открытости наиболее полно.

Важной новой институциональной моделью университетского образования, которая стала развиваться в последние годы, является консорциум университетов, который представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения.

Здесь важно отметить то, что консорциум университетов дает возможность получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум

На объединении ресурсов традиционных вузов основана еще одна новая институциональная форма высшего образования - телеуниверситет. Здесь объединение является более существенным, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предполагает совместную работу ряда независимых вузов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, привлекая профессорско-преподавательский состав, используя аудитории и другие ресурсы традиционных вузов.

В 90-х годах получила развитие и такая новая организационная форма современного образования, как виртуальные классы и виртуальные университеты. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций,

используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым общаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. При этом используемые современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают используемые ранее печатные тексты, аудио- и видеокассеты, в результате чего обучаемый получает учебную информацию из многих источников. Существенным в этой модели образования является то, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но независимо от какого либо реального учреждения.

Следует заметить, что такая модель еще не реализована полностью, поскольку здесь приходится сталкиваться с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени, т.е. существует проблема аккредитации виртуального университета.

Сложная структура любого инновационного процесса, коммуникативного инновационного процесса в высшей школе, в частности, определяет и сложную структуру системы управления этим процессом. Управление таким процессом должно осуществляться комплексно: сверху вниз, реализуя при этом общие принципы и требования применительно к единой централизованной системе управления, и снизу вверх, реализуя особенности общих принципов и требований применительно к конкретному процессу, увязывая при этом показатели и методы оценки планирования и стимулирования. Такое представление процесса управления инновациями в образовании позволяет рассматривать с позиций методологии системного анализа проблему выбора из возможных проектных решений.

Существенные особенности механизма управления коммуникативным инновационным процессом в вузе определяются тем, что он имеет сложную структуру. Основными подсистемами такого процесса являются: методологическая, педагогическая, технологическая, экономическая. Все эти подсистемы находятся в сложнейшем взаимодействии как между собой, так и с другими сферами общественной жизни.

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий - один из ведущих факторов коммуникативных инноваций в образовательной системе. В то же время опыт развития образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает, что случайное использование технологий в учебном процессе не может быть достаточно эффективным. Выбор технологий следует осуществлять путем регулирования связей между используемыми технологиями и процессом обучения, прежде всего между технологической и педагогической подсистемами образовательной системы. При этом следует учитывать и то, какая из технологий при условии достижения целей обучения будет требовать меньше финансовых затрат, какая из них лучше вписывается в организационную структуру учебного процесса.

На сегодняшний день проблема выбора технологий обостряется в связи с тем, что арсенал технологических средств современного образования достаточно многообразен и быстро расширяется.

В настоящее время основными типами технологий, которые используются в современном образовании, являются следующие: печатные материалы; аудиокассеты, видеокассеты и видеодиски; телефон; радио и телевидение; компьютерные обучающие программы; WWW; телеконференции (аудиоконференции, аудиографические конференции, видеоконференции, компьютерные конференции).

Всю совокупность педагогических инноваций, реализуемых в методах преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, условно можно разбить на четыре группы по типу

коммуникации между обучаемым и преподавателем: метод самообучения; педагогические методы "один - одному"; преподавание "один - многим"; обучение на базе коммуникации "многие - многим".

Педагогические методы "один - одному", т.е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем, получили развитие в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но, прежде всего, на основе таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

В основе методов "один - многим" лежит представление преподавателем учебного материала для обучаемых, которые не играют активную роль в коммуникациях, но на базе современных информационных технологий эти методы получают новое развитие. Так, например, лекции, свойственные традиционному образованию, а также записанные на аудио- и видеокассеты, читаемые по радио и телевидению, дополняются в современном образовательном процессе электронными лекциями, т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям.

Значение методов "многие - многим" и интенсивность их использования с развитием обучающих телекоммуникационных технологий существенно возрастает. Важным источником получения знаний становятся интерактивные взаимодействия не только между преподавателем и обучающимися, но и между самими обучающимися.

Исходя из приведенного выше анализа содержания инновационной педагогической деятельности в образовательной системе, основанной на новых информационных технологиях, можно предложить следующие основные специализации преподавателей в этой системе:

• специалист по разработке курсов, т. е. дизайнер курсов;

• консультант по методам обучения или фасилитейтор, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;

• тьютор, т. е. специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса;

• специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов (в международном сообществе такого специалиста принято называть инвилигатором, от английского слова туШ§а1е - следить за экзаменующимися во время экзамена).

Организационные инновации в общей концепции коммуникативного инновационного процесса в вузе связаны с регулирующей, коммуникативной деятельностью по установлению и поддержанию необходимых связей между различными элементами системы образования.

Организационные изменения в высших учебных заведениях, проводимые на базе использования в учебном процессе современных телематических систем, приводят к созданию новых образовательных структур. При этом не просто происходит смена технологической базы их функционирования, а в корне меняется институциональная сущность образовательных заведений, в результате чего появляются новые организационные формы учебных заведений. Становление таких новых форм учебных заведений можно рассматривать как развитие новых организационных моделей и структур на базе дистанционного образования.

В самом общем виде под дистанционным образованием следует понимать систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя, при этом процесс преподавания и обучения часто могут быть разделены не только в пространстве, но и во времени. Контакт между преподавателем и обучаемым в этом случае осуществляется с помощью искусственных средств коммуникации, которые служат как для передачи информации,

так и для взаимодействия в ходе учебного процесса. Использование искусственных средств как основы коммуникации между преподавателем и обучаемым является первой и наиболее очевидной характеристикой, которая отличает дистанционное образование от других типов образования.

Развитие дистанционного высшего образования принципиально меняет структуру высшего образования в целом, и в настоящее время можно говорить о переходе от классической системы высшего образования, основной структурной единицей которой является традиционный вуз, к новой системе высшего образования.

Инновации в технологиях, в педагогической практике, в организации учебного процесса только тогда могут привести к повышению эффективности образования, когда они сопровождаются соответствующими изменениями в экономической подсистеме образовательной системы.

Выделим в качестве наиболее существенных такие экономические инновации,

как:

• новые механизмы государственного финансирования образования;

• диверсификация источников финансирования образования - привлечение в сферу образования внебюджетных средств;

• развитие студенческого самофинансирования;

• механизмы финансирования образования предприятиями;

• налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования;

• новые механизмы оплаты труда; механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

Таким образом, коммуникативные инновации, которые следует считать стратегическими ориентирами развития современной образовательной системы, вносят радикальные изменения в образование, коренным образом меняя и организационную структуру образовательной системы, и процесс ее функционирования, что приводит к созданию новой образовательной системы, одной из основных характеристик которой является многообразие ее институциональных форм, т.е. образовательных учреждений, дающих высшее образование на основе новых возможностей, предъявляемых компьютерными и телекоммуникационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.