TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
АГУЗАРОВА Ф.С.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected];
ТОКАЕВА С.К.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected]
В статье авторы определяют основополагающую задачу государства - создание стабильного экономического развития в стране. Реализация поставленной задачи государства не представляется возможной без укрепления налогового потенциала, так как налоговый компонент является основой доходов бюджета. Налоговая составляющая неразрывно связана с понятием налоговый потенциал. Авторы привели существующие в теории и практике мнения разных ученых по вопросу о понятии налогового потенциала. Проанализированы основные факторы роста налогового потенциала. Рассматриваются показатели оценки налогового потенциала и раскрываются основные методы расчета. Проведен разносторонний обзор и уточнено понятие «налоговый потенциал». Доказывается несовершенство приведенных в статье подходов оценки налогового потенциала. Выявлены положительные и отрицательные стороны методов оценки налогового потенциала. Исследование проведено с помощью метода синтеза и анализа.
С помощью анализа научной литературы определена авторская позицию понятия и оценки налогового потенциала.
Кпючевые слова: налог; налогообложение; экономика; налоговый потенциал; налоговые поступления; методы оценки; доходы государства; бюджет.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE TAX POTENTIAL
AGUZAROVA F.S.,
PhD, associate professor,
North Ossetian State University named after Hetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected];
TOKAEVA S.K.,
PhD, associate professor,
North Ossetian State University named after Hetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected]
In the article the authors describe the fundamental task of the state is creation of a stable economic development in the country. Implementation of this task state is not possible without strengthening the tax capacity as a tax component is the basis of budget revenues. The tax component is inextricably linked with the notion of tax potential. The authors have led existing in the theory and practice of different views of scientists on the question about the concept of tax capacity. Analyses the main factors of growth in tax capacity. Are considered indicators of evaluation of fiscal capacity and reveals the basic methods of calculation. Held multifaceted overview and the notion of «tax potential». Proves the imperfection of the article approaches to
© Ф.С. Агузарова, С.К. Токаева, 2013
the assessment of the tax potential. Positive and negative sides of the methods of evaluation of fiscal capacity. The study was conducted by the application of the method of synthesis and analysis. With the help of the analysis of scientific literature defined author's position concepts and evaluation of fiscal capacity.
Keywords: tax; taxation; Economics; tax potential and tax revenues; methods of assessment; the revenues of the state budget.
JEL classification: E24, E63, H20, H21, H26, H27.
В современных условиях актуализируются вопросы, касающиеся понятия и оценки налогового потенциала. Оценить налоговый потенциал не представляется возможным без четкого определения целей данных расчетов, а также факторов и методов определения его величины.
Основной задачей деятельности любого государства является создание стабильного экономического развития в стране (Агузарова, 2013. С. 818-824). Важная роль при этом отводится механизму налогообложения, с помощью которого государство может решать основные задачи, в частности: пополнение налоговыми доходами бюджета государства, перераспределение бюджетных денежных средств, оказание влияния на процесс производства, обеспечение стабильности и динамичного развития экономики.
Поскольку основным источником доходов бюджета каждого государства являются налоги (так как они формируют 60-70% всех бюджетных поступлений), налоговый потенциал определяет основу доходов бюджета. Для решения важнейшей государственной задачи по увеличению доходов бюджетов всех уровней необходимо определить возможные резервы повышающие уровень налоговых поступлений. Одним из важнейших направлений в этом процессе является качественное определение показателя налогового потенциала (Агузарова, 2013. С. 24-27).
Рассмотрим понятие «налоговый потенциал» с различных точек зрения. Термин «потенциал» означает совокупность средств, возможностей, необходимых для определенных целей. Исходя из этого под налоговым потенциалом следует понимать налоговую возможность, а именно некоторую условную и достижимую собранную сумму налогов и сборов. Иными словами, это налоговая активность или способность базы налогообложения приносить максимально возможные в конкретных экономических условиях доходы в форме налоговых поступлений.
В бюджетном законодательстве государства под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения (что составляет налоговую базу) в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта (Бюджетный кодекс РФ, 2013).
При этом налоговое законодательство предусматривает, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения (Налоговый кодекс РФ, 2013). Так, толкуемое определение налогового потенциала охватывает не полную суть данного понятия и не совсем точно и объективно установлено. Безусловно, в основе определения налогового потенциала лежит налоговая база. Однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность и возможность извлекать из нее доход.
Вместе с тем в Методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации дается характеристика такого показателя, как индекс налогового потенциала. Этот показатель определяется, как относительная расчетная оценка налоговых поступлений консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, которая определяется с учетом величины развития и строения экономики территории Российской Федерации. Расчетные налоговые поступления, а также налоговый потенциал являются оценкой налоговой составляющей, которые могут быть зачислены в бюджет соответствующего муниципального образования.
Налоговый потенциал определяет перспективные возможности воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, состоятельность и ответственность субъектов РФ по их социальным и иным обязательствам, оптимизацию использования средств межбюджетного регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для экономического роста Федерации в целом и ее регионов (Игонина, Кусраева, 2012. С. 114-117.).
Многие ученые считают целесообразным определение налогового потенциала как совокупность финансовых ресурсов, которая может быть результативно мобилизована через налоговый механизм в системе «население-хозяйство-территория», где проходят основные процессы жизнедеятельности общества (Матрусов, 1995). Иначе говоря, налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых объектов и ресурсов территории.
Имеет место мнение экспертов, согласно которому налоговый потенциал - это совокупность всех видов налогов на продукцию, производство и прибыль, подоходных и других налогов, которые реально можно собрать в рамках данной территории в определенный временной период, что характеризует финансовые возможности государства (региона) (Мураховская, 1997).
Обобщая итоги анализа научной литературы, отметим, что под налоговым потенциалом подразумевается предельно вероятная и допустимая сумма налоговых платежей и сборов в конкретном экономическом пространстве. Налоговый потенциал определяется путем сложения налоговых баз или налоговых потенциалов всех звеньев бюджетной системы Российской Федерации.
Оказывает влияние на величину налогового потенциала множество объективных и субъективных факторов. Например, к объективным факторам можно отнести современное налоговое законодательство, развитие экономи-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
12
Ф.С. АГУЗАРОВА, С.К. ТОКАЕВА
ческого пространства, уровень цен. К субъективным факторам можно отнести: реализацию налоговой политики, предоставление налоговых льгот, изменение налоговых ставок.
В связи с вышеизложенным необходимо наращивать налоговую базу территорий, а не перечислять дотации на выравнивание бюджетной недостаточности. В этой связи следует принять меры администрирования по увеличению налоговых поступлений в бюджет с помощью фискальной формы воздействия, связанной с регулированием структуры и механизма взимания налогов, а также инвестиционные и инновационные меры, содействующие увеличению налоговых поступлений за счет развития производства. Причем для наращивания налоговой базы и укрепления налоговых поступлений необходимо активно проводить поддержку инвестиционной и инновационной деятельности. В результате такой поддержки повысится число основных фондов, увеличатся объемы производства, а это повысит прибыль, заработную плату и соответственно увеличит налоговые отчисления.
Кроме того необходимо пересмотреть порядок нормативов перераспределения федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящего уровня. В данном контексте предлагаем закрепить за субъектами около 15% поступления НДС, что весьма разумно, так как на сбор этого налога затрачиваются средства. Предлагаем также пересмотреть объекты налогообложения игорного бизнеса. Все-таки элементы игорного бизнеса имеются на конкретных территориях, а не в четырех игорных зонах, но налоги в бюджет не платятся. Кроме того, предлагаем полностью зачислять в бюджеты субъектов поступления по некоторым подакцизным товарам, например, акцизы на табачные изделия, как компенсацию за загрязнение окружающей среды соответствующей территории (Токаева, 2013 С. 28-31).
Важно отметить, что в настоящее время нет четко определенной методики расчета налогового потенциала. Чаще всего налоговый потенциал рассматривается как совокупность налогов и сборов.
В российской налоговой практике имеются различные методы оценки налогового потенциала. Существующие методы следует делить на прямые и косвенные. К прямым методам относят метод репрезентативной налоговой системы. В свою очередь метод репрезентативной налоговой системы включает нормативно-законодательный и расширенный методы. Здесь важно отметить, что если нормативно-законодательный метод базируется на прямых показателях налоговых баз по всем налогам, то расширенный метод предполагает расчет косвенных оценок налоговых баз.
Изобразим на рис. 1 методы репрезентативной налоговой системы.
Рис. 1. Репрезентативный метод налоговой системы
Получается, что метод репрезентативной налоговой системы, основывающийся на косвенных оценках показателя налоговой базы, отнесен к прямым методам, что противоречит экономической характеристике методов оценки налогового потенциала.
Таким образом, наши исследования показали, что до сих пор не определена четкая методика расчета показателя налогового потенциала. Методика оценки налогового потенциала должна быть простой и понятной. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с отсутствием официальной статистики, содержащей необходимые данные для расчетов. Имеются лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о налоговом бремени. Слишком много факторов, оказывающих влияние на его уровень и подвижность. Достаточно предположить, что в более узком смысле, можно ограничится таким примером расчета, когда за основу определения налогового потенциала того или иного субъекта берется совокупность налоговых поступлений. При этом существует погрешность на показатель выпадающих налогов, т. е. тех сумм налоговых начислений, которые приостановлены к взысканию.
Вместе с тем, рассчитанный по данной методике показатель налогового потенциала не несет никакой информационной и смысловой нагрузки. Он лишь дублирует показатель налоговых поступлений, обозначенных в отчете налоговой службы.
Для определения действительного показателя налогового потенциала необходимо включение в расчет целого ряда факторов, многие из которых были обозначены выше. Справедливо, что в перечень этих факторов включены макроэкономические показатели, позволяющие расширить представление о величине возможных налоговых поступлений. Это необходимо, прежде всего, для выработки взвешенных экономических решений в области эконо-
мической политики, определения количественных и качественных параметров экономического развития в целях укрепления не столько налогового, сколько экономического потенциала в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Агузарова Ф.С. (2013). Влияние имущественных налогов на налоговый потенциал региона (на примере РСО-Алания) // Право и инвестиции. № 3-4. С. 24-27.
Агузарова Л.А. (2013). Налоговый потенциал региона и повышение эффективности планирования налоговых доходов (на материалах РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. № 11. С. 818-824. DOI: 10.7256/18128688.2013.11.10054.
Бюджетный кодекс РФ (2013). Доступно на: www.bdkodeks.ru/.
Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. (2010). Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: Монография. Краснодар.
Кравцова Н.И. (2012). Перспективы укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации // TerraEconomicus. Т. 10. № 3.3. С. 114-117.
Матрусов Н.Д. (1995). Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука.
Мураховская Е.С. (1997). Налоговое регулирование формирования финансовых ресурсов территорий: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 СПб.
Налоговый кодекс РФ (2013). Доступно на: www.consultant.ru/popular/nalog1/.
Токаева С.К. (2013). Экономическое развитие региона и пути укрепления налогового потенциала (на примере РСО-Алания) // Право и инвестиции. № 3-4. С. 28-31.
REFERENCES
AguzarovaF.S. (2013). Impact on property taxes to the tax potential of the region (on the example of North Ossetia-Alania). Law and investments. № 3-4. Р. 24-27. (In Russian.)
AguzarovaL.A. (2013). Fiscal potential of the region and enhancing the effectiveness of planning of revenues (on the materials of the RNO-Alania). Taxes and taxation. № 11. Р. 818-824. (In Russian.)
Budget code of the Russian Federation (2013). Available at: www.bdkodeks.ru/. (In Russian.)
Igonina, L.L. ^sraeva D. (2010). Fiscal potential of the region: the effectiveness of implementation and growth factors: Monograph. Krasnodar. (In Russian.)
Kravtsova N.I. (2012). Prospects of strengthening of the tax potential of regions of the Russian Federation. Terra Economicus. So 10. № 3.3. Р. 114-117. (In Russian.)
MatrusovA. (1995). Regional forecasting and regional development of Russia. M: Nauka. (In Russian.)
Мurаhоvskay E.S. (1997). Tax regulation of formation of territories financial resources: Dis. Ph. D.: 08.00.10 SPb. (In Russian.)
Tax code of the Russian Federation (2013). Available at: www.consultant.ru/popular/nalog1/. (In Russian.)
Tokaevа S.K. (2013). Economic development of the region and ways of strengthening of the tax potential (for example, RNO-Alania). Law and investments. № 3-4. P. 28-31. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3