Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
15. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.
REFERENCES
1. Bogoyavlensky, D.B. (1983), Intellectual activity as creativity problem, publishing house of the Rostov University, Russian Federation.
2. Vinogradov, Yu.E. (1972), Emotional activation in structure of cogitative activity of person: dissertation, Moscow, Russian Federation.
3. Didenko, I.A. (2004), Optimization of informative activity of preschool children, publishing house “Lagos”, Stavropol. Russian Federation.
4. Konyukhov N.I. (1994), Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods, publishing house “Maktsentf’, Moscow, Russian Federation.
5. Krutetsky, V.A. (1965), Interest, Pedagogical encyclopedia, Moscow, Vol. 2, pp. 225-226.
6. Kulyutkin, Yu.N. and Sukhobsky G.S. (1977), Use of informative activity of pupils of evening schools: Self-organization of informative activity of the personality as basis of readiness for self-education, publishing house “Pedagogics”, Moscow, Russian Federation.
7. Maslou, A. (1999), New boundaries human the nature, publishing house “Sense”, Moscow, Russian Federation.
8. Matyushkin, A.M (1982), “Psychological structure, dynamics and development of informative activity”, Psychology Questions, No. 4, pp. 5-17.
9. Petrovsky, V.A. (1992), Psychology not adaptive activity, publishing house “Phoenix”, Moscow, Russian Federation.
10. Rubenstein, S.L. (2000), Bases of the general ofpsychology, Peter publishing house, St.-Petersburg, Russian Federation.
11. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychological didactic bases of formation of informative activity of younger school students, publishing house “Caro Press”, Moscow, Russian Federation.
12. Slastenin, V.A. (2004), “Main tendencies of modernization of the higher education”,
Pedagogical education and science, No. 1, pp. 43-49.
13. Holodnaya, M.A. (2002), Intelligence psychology. Paradoxes of research, Peter publishing house, St.-Petersburg, Russian Federation.
14. Schukina, G.I. (1979), Activization of informative activity in educational process, publishing house “Education”, Moscow, Russian Federation.
15. Schukina, G.I. (1988), Pedagogical problems offormation of informative interests of pupils, publishing house “Pedagogics”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2013.
УДК 796.2:797.122
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ СРЕДСТВ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ
Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент, чемпион мира
по гребле,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Аннотация
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что использование тренажёрных средств в массовой физической культуре стимулирует двигательную деятельность, направленную на здоро-
вье занимающихся, а тренировочный процесс спортсменов активно повышает его эффективность. Однако, на сегодня, методика применения тренажёров и тренировочных устройств значительно отстаёт от требований педагогического процесса вследствие этого, происходит процесс торможения внедрения их в учебно-тренировочную деятельность. Подобная проблема актуальна и для исследователей, специалистов по спорту и спортивных педагогов, где при разработке тренажёрных средств необходимо учитывать особенности спортсменов разных видов спорта.
В статье рассматриваются вопросы с ускоренным (без форсирования) формированием специфического (водного) равновесия с одновременным освоением гребковых движений у начинающих гребцов на сконструированных, созданных и апробированных автором специализированных гребных тренажёрных устройствах.
Ключевые слова: тренажерные устройства, тренажерные искусственные условия, методические технические (нетрадиционные) спортивные средства, тренажеры развивают и совершенствуют соответствующие навыки и качества юных гребцов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p35-41 THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR CREATION OF TRAINING FACILITIES IN ROWING AND CANOEING
Leonid Alexandrovich Zelenin, the candidate of pedagogic science, senior lecturer,
World rowing champion,
Perm State Technical University
Annotation
Today already at anybody does not raise doubts that use of training means stimulates the motive activity directed on health engaged, in mass physical culture and training process of athletes actively increases its efficiency. However, for today, the technique of use of exercise machines and training devices considerably lags behind requirements of pedagogical process thereof; there is a process of braking of their introduction in educational and training activity. The similar problem is actual and for researchers, specialists in sports and sports teachers where when developing training means it is necessary to consider features of athletes of different types of sports.
This article discusses items with accelerated (but without forcing) forming of specific (water) equilibrium with simultaneous mastering of rowing movements by canoeists-beginners on specialized rowing training devices that were designed, created and tested by its author.
Keywords: training devices, training artificial conditions, methodical and technical (unconventional) sport facilities, simulators develop and improve appropriate skills and qualities of canoeists-beginners.
Для ускоренной подготовки и эффективности освоения двигательнокоординационных способностей являющиеся одними из главных компонентов подготовки спортсменов высокого класса относится разработка, изобретение тренажёрных средств, а также направленная методика их применения, которая обеспечивает диагностику, контроль, развитие и совершенствование соответствующих сторон подготовленности занимающихся [1, 2, 7, 10, 13, 17.].
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что использование тренажёрных средств в массовой физической культуре стимулирует двигательную деятельность, направленную на здоровье занимающихся, а тренировочный процесс спортсменов активно повышает его эффективность. Однако, на сегодня, методика применения тренажёров и тренировочных устройств значительно отстаёт от требований педагогического процесса вследствие этого, происходит процесс торможения внедрения их в учебнотренировочную деятельность. Подобная проблема актуальна и для исследователей, специалистов по спорту и спортивных педагогов, где при разработке тренажёрных средств необходимо учитывать особенности спортсменов разных видов спорта, связанной с высокой вариативностью соревновательной деятельностью, активным сопротивлением противника на водной дорожке, острым дефицитом времени отводимого для анализа обста-
новки, принятия нужного решения и его осуществления. Для создания технических средств на первый план выходят задачи учёта теоретических, технических, физических, тактических, морально-волевых, психологических особенностей деятельности, а также для восстановления работоспособности, учёта и контроля, что, безусловно, создаёт достаточные возможности для творческого содружества специалистов по спорту с работниками инженерных специальностей. Поэтому одним из основных подходов к решению имеющейся проблемы является применение теории систем [7, 11, 12, 18], а также дальнейшая трансформация её положений в условиях спортивной гребли.
Активно изучая и анализируя научно-методическую литературу по техническим средствам физической культуры и в области водно-гребных видов спорта, также и многолетний педагогический опыт тренерской работы с детьми, подростками и взрослыми спортсменами позволили сформулировать и учитывать следующие основные принципы создания тренажёрно-исследовательских средств для подготовки спортсменов.
1. Теоретически тренажёр должен быть обоснован диалектическим подходом к организации учебно-тренировочного процесса, и который, определяет место использования нетрадиционных средств (к ним относится тренажёры, тренировочные устройства и тренировочные приспособления) как неотъемлемая составная часть педагогического процесса. Для создания тренажёрных средств необходимы хорошие знания об изучаемом виде спорта, составление психологических характеристик, специальное анкетирование спортсменов и специалистов, а также анализ результатов соревновательной деятельности [3, 4, 11]. В ходе тренировочного процесса полученные данные позволяют достаточно глубоко представить структуру двигательной деятельности, определить акценты направленных педагогических воздействий занимающихся. Исследователь при этом решает свои, частные задачи подготовки, создаёт свои приспособительные в техническом отношении средства, стимулирующие активность тренировки.
2. Методически технические (нетрадиционные) спортивные средства должны активно стимулировать, способствовать развитию двигательных качеств (способностей) и не препятствовать всестороннему развитию физических качеств детей, подростков и юношей, а также характерных для каждого этапа многолетней подготовки. Всё это позволяет стимулировать и эффективно построить необходимый фундамент и на базе, которого в дальнейшем можно достигнуть высоких спортивных достижений. Главная и желательная сторона характеристики тренажёра - это обеспечение развития и совершенствование конкретной стороны подготовленности занимающихся, а также создание возможных сопряжённых воздействий [5, 6, 13, 17].
3. Тренажёрные устройства не должны формировать отрицательные структуры движения (ошибки). При реализации двигательного действия на тренажёрном средстве необходимо иметь в виду, чтобы он формировал нужные навыки, соответствовал требованиям реальной специализации и находил правильные решения, которые создавали бы наилучший эффект изучаемого упражнения. В целом, следует оценивать наибольшую пользу тренажёра, который может принести достаточно большой эффект, а также в устранении малозначительных ошибок имеющих второстепенное значение [6, 9, 14, 15]. На этапе многолетней подготовки технические спортивные средства по своей направленности должны соответствовать задачам каждого конкретного этапа подготовки. На этапе начальной спортивной специализации необходимо отдавать предпочтение тренажёрам и тренировочным устройствам, которые способствуют целенаправленному обучению рациональной спортивной технике двигательных действий. На этапе углублённой спортивной тренировки следует использовать технические средства сопряжённого воздействия. Главная сторона характеристики тренажёра обеспечение развития физической стороны подготовленности спортсмена с сопряжённым воздействием совершенствования спортивной техники двигательных действий и способности к координации движений. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо от-
давать предпочтение техническим средствам, которые стимулируют высокую эффективность развития соответствующих двигательных качеств (способностей), а также наиболее важных в координационном отношении мышечных групп для этого вида спорта. Средства срочной информации должны присутствовать и находить широкое применение на всех этапах спортивной тренировки [13, 19].
4. Методология спортивных технических средств (тренажёров, тренировочных устройств и тренировочных приспособлений) с первой тренировки должны формировать, развивать и совершенствовать соответствующие навыки и качества занимающихся. Тренажёрные средства не должны развивать вредные для спортивной деятельности навыки, формировать движения без ошибок, находить такие решения, которые создавали бы наилучший эффект при реализации предлагаемого средства тренировки. Необходимо чтобы технические спортивные средства способствовали формированию у новичков такой структуры двигательно-координационных навыков в режиме будущей соревновательной деятельности, которая характерна для спортсменов высокого класса [5, 16].
5. Спортивный тренажёр, по возможности, должен в меньшей степени ограничивать естественную деятельность юного спортсмена. Соблюдение этого принципа и более эффективного внедрения спортивных тренажёров в процесс физической культуры и спорта востребован для активного обучения и тренировки начинающих спортсменов. Тренажёры и тренировочные устройства должны быть доступны по стоимости, по объёму и весу малогабаритны; портативны и отвечать требованиям установки в необходимое место спортивного зала и быстрого свёртывания после тренировки. Они должны быть привлекательными и эстетичны, просты и надёжны в обращении; безотказны в работе; иметь возможность дозировать нагрузку; по антропометрическим и функциональным возможностям соответствовать особенностям занимающихся; двигательнокоординационные связи должны соответствовать биомеханической структуре соревновательного упражнения. Также следует иметь тренировочные программы занятий [6, 8, 14].
6. На начальном этапе специализации и на этапе углублённой тренировки целесообразно использовать физические упражнения общего и регионального воздействия. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо больше уделять внимание упражнениям локального характера, которые избирательно воздействуют на соответствующие группы мышц [6, 9, 13, 19,].
7. Тренажёры с обратной связью являются более эффективными, так как позволяют получать количественную информацию о структуре движений юного спортсмена, а также информацию другого вида о качестве выполнения спортивного действия, о параметрах выполнения внешнего воздействия сразу же после его окончания. Тренажёрная подготовка стимулирует повышение качества учебно-тренировочного процесса и способствует активности в получении знаний начинающим спортсменом модельных и эталонных характеристик, к которым следует ему стремиться [5, 9, 13, 19].
8. Тренажёр должен быть лёгким в освоении и несложным в управлении. Разработчикам спортивных тренажёров, тренажёрных устройств и комплексов следует помнить, что лёгкость в освоении и управлении созданного устройства спортсменами и исследователями - главное условие применения их в практической деятельности, без постоянного привлечения других специалистов [6, 8, 13].
9. Необходимо предвидеть многократное использование тренажёров и тренажёрных комплексов на практике и по возможности оперативной замены неисправных отдельных составных частей. Для сложных систем необходимо знать информацию о том, в каком звене появилась неисправность и срочно принять меры по их устранению. Перед тренировкой на дисплее СТС выводится нужная информация управления [6, 9, 13, 17].
10. Для создания нового тренажёра необходимо заранее предвидеть о дальнейшем его развитии. Сконструированное тренажёрное средство должно как можно больше развивать и совершенствовать двигательно-координационные связи, навыки и качества.
Данный тренажёр позволяет комплексно воздействовать на занимающихся в сопряжённом воздействии воспитания специфического равновесия и техники избранного вида спорта [6, 17].
11. В ходе учебно-тренировочной, соревновательной, а также в исследовательской деятельности, тренажёр должен иметь возможность моделировать различной сложности ситуации выполнения технических элементов гребли на байдарках и каноэ. Тренажёрные устройства в срочном порядке должны определять и показывать сопутствующую информацию о состоянии спортсменов, без которой объективная оценка двигательной деятельности ограничена. Тренировочная и соревновательная деятельность всегда проводится на фоне высоких физических и психологических воздействий на организм занимающихся и регистрируемые здесь показатели могут быть данные о величине ЧСС, ЧД, АД, а также и о других характеристиках. Данные показатели могут информироваться в упрощённом виде, например, путём зажигания световых индикаторов или предъявления звуковых сигналов определённого тона и интенсивности, свидетельствующих о состоянии организма в заданных тренируемых пределах или о выходе из его границ. Данное направление в развитие этой методологии убеждает нас в «активном контроле» за подобными состояниями, как тренером, так и самим спортсменом. Например, заложена практическая реализация методики обучения юных гребцов отдельным техническим элементам греб-ковых движений при сопряжённом формировании специфического равновесия в скользящем движении на неустойчивом каноэ-тренажёре. Данная методика определяет уровень ускоренного комплексного повышения техники гребли с одновременным специфическим равновесием обусловленного педагогическими целями тренировочного процесса [9, 13].
12. С точки зрения целесообразности в повышении эффективности представляет огромный интерес создание тренажёрных комплексов оборудованные универсальными пультами управления, комплексы измеряющих и регистрирующих устройств, устройств анализа и отображения информации. К ним можно отнести старт-финишные устройства, источники световых и звуковых сигналов-раздражителей, катапульты для метания мячей, целевые мишени и мишени-отражатели.
На наш взгляд необходимо соблюдать следующие приведенные рекомендации, которые позволят начинающим разработчикам преодолеть многие трудности в конструировании тренажёрных устройств для активной подготовки начинающих спортсменов, а также стимулирует тренеров-исследователей открыть новые пути для объединения в области тренажёростроения.
Для конструирования тренажёрных средств отвечающих всем приведённым рекомендациям обязательной является цель, где не должно быть выполнения сложных в техническом отношении устройств. В каждом конкретном случае польза созданного технического устройства определяется не его сложностью, а конкретным эффектом, получаемым в процессе его применения. Спортивной практике необходимо создание как можно больше достаточно простых устройств, а также и комплексных систем управления обеспечивающих широкие возможности для построения учебно-тренировочного, соревновательного и исследовательского процессов для получения соответствующей информации в полном объёме [8, 9, 13, 14, 15, 17].
13. Принципиально важным на этапе начального обучения тренировочного процесса является определение количественного воспроизведения двигательных действий на тренажёре до соответствующего в выполнении планируемого результата (оптимальнообразцовой программы), положения тела занимающегося в пространстве и времени с незначительными допускаемыми отклонениями от эталонного образца, не приводящего к ошибке [4, 5, 6, 8].
14. На начальном этапе спортивной специализации количественное выполнение специфических двигательных действий на тренажёрном устройстве является определе-
ние ориентировочной основы осваиваемого физического упражнения до того момента, пока не появится автоматизация движения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алабин, В.Г. Тренажеры и тренажерные устройства в физической культуре и спорте : справочник / В.Г. Алабин, А. Д. Скрипко. - Минск : Высшая школа, 1979. - 172 с.
2. Гераськин, А. А. Тренажёры для повышения эффективности подготовки волейболистов / А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. -1987. - № 10. - С. 47-50.
3. Гераськин, А.А. Психологические аспекты изучения структуры деятельности при выполнении стандартных игровых действий / А.А. Гераськин, А.В. Родионов, В.В. Шумков // Спортивный психолог. - 2005. - № 1 (4). - С. 39-43.
4. Евсеев, С.П. Императивные тренажёры (основы теории и методики примене-
ния) : учебное пособие / С.П. Евсеев. - СПб. : [б.и.], 1991 - 127 с.
5. Евсеев, С.П. Тренажёры в гимнастике : учебное пособие / С.П. Евсеев. - М. :
Физкультура и спорт, 1991. - 254 с.
6. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учебное пособие / С.П. Евсеев ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.
- Л. : [б.и.], 1987. - 91 с.
7. Спортивные игры: техника, тактика обучения : учебник для студ. пед. вузов по специальности 033100 - Физ. культура / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М. : Академия, 2001. - 518 с. : ил. - (Высшее образование).
8. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Зеленин Л. А.
- Чайковский, 2004. - 198 с.
9. Лапутин, А.Н. Технические средства обучения : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / А.Н. Лапунин, В.Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.
10. Малиновский, С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.
11. Платонов, К.К. Психологические вопросы теории тренажёров / К.К. Платонов // Вопросы психологии. - 1961. - № 4. - С. 77-87.
12. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
13. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : дис. ... д-ра пед. наук / Ратов И.П. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1972. - 909 с.
14. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. трудов / под ред. В.В. Кузнецова. - М., 1984. - С. 127-145.
15. Ратов, И.П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажёров / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 10. - С. 60-65.
16. Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 7. - С. 40-44.
17. Ратов, И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.
18. Современная система спортивной тренировки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М. : Изд.-во СААМ, 1995. - 448 с. : ил.
19. Юшкевич, Т.П. Тренажёры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Була-
нов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.
REFERENCES
1. Alabin, V.G. and Scripko, A.D. (1979), Simulators and training devices in physical culture and sport, publishing house “High school”, Minsk: Belarus.
2. Geraskin, А.А. and Rodionov, A.V. (1987), “Simulators for enhancement of efficiency of training volleyballers”, Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 47-50.
3. Geraskin, А.А., Shumkov, V.V. and Rodionov A.V. (2005), “Psychological aspects of studying the structure of activities during the execution of standard play actions”, Sports psychologist, No., № 1 (4), pp. 39-43.
4. Evseev, S.P. (1991), Imperative simulators (Basics of theory and method of utilization: tutorial, St.-Petersburg, Russian Federation.
5. Evseev, S.P. (1991), Simulators in gymnastics: tutorial, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow, Russian Federation.
6. Evseev, S.P. (1987), Formation of motive actions in gymnastics with a help of simulators: tutorial, publishing house GDOIFK of the name of P.F. Lesgaft, Leningrd, USSR.
7. Ed. Zheleznyak Yu.D. (2001), Sports: equipment, training tactics: studies. Grant, publishing center "Akademiya", Moscow, Russian Federation.
8. Zelenin, L.A. (2004), Increase of equilibrium for the novice canoe-rowers with the help of special physical exercises and training simulator: dissertation, Tchaikovsky, Russian Federation.
9. Laputin, A.N. and Utkin, V.L. (1990), Training facilities: tutorial for boarding schools of physical culture, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow, Russian Federation.
10. Malinovsky, S.V. (1981), Modeling of tactical thinking of a sportsman, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow, Russian Federation.
11. Platonov К.К. (1961), “Psychological items of a theory of simulators”, Items of psychology, No. 4, pp. 77-87.
12. Radionov A.V. (1983), Influence of psychological factors on a sports result, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow, Russian Federation.
13. Ratov, I.P. (1972), Research of sports movements and opportunities of management of changes of their characteristics with use of technical means: dissertation, Moscow, USSR.
14. Ratov, I.P. (1984), “Methodology of concept “an artificial managing environment” and prospects its practical realization in process preparation of sportsmen”, Methodological problems improvement of system sports preparation of the qualified sportsmen: collection of work, Moscow, pp. 127-145.
15. Ratov I.P. (1976), “Prospects of transformation of the system of training of sportsmen on basis of using technical facilities and simulators”, Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 60-65.
16. Ratov I.P. (1983), “Problems of overcoming contradictions during the process of training the motions and realization of didactic principles”, Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 40-44.
17. Ratov I.P. (1990), “ Conception of prospects of development of sports simulators”,
Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 10-13.
18. Ed. Suslov F.P. (1995), Modern system of sports, publishing house SAAN, Moscow, Russian Federation.
19. Yushkevich T.P. (1989), Simulators in sport, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow, Russian Federation.
Контактная інформація: [email protected]
Статья поступила вредакцию 30.12.2013.