УДК 797.12.022:612.76
УЧЕНИЕ О МОТОРНО-ВИСЦЕРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСАХ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОПРЯЖЁННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО (ВОДНОГО) РАВНОВЕСИЯ И ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ НЕТРАДИЦИОННЫМ МЕТОДОМ
Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
г. Пермь, Россия
Аннотация
Статья рассматривает основы практической реализации методики сопряжённого формирования специфического (водного) равновесия и техники гребли юных гребцов на неустойчивых тренажёрных устройствах позиции учения о моторно-висцеральных рефлексах.
Ключевые слова: учение о моторно-висцеральных рефлексах, каноэ-тренажёр для развития равновесия, трансформация импульсов, центральная нервная система, принудительное формирование.
DOCTRINE UPON THE MOTOR-VISCERAL REFLEXES AS THE THEORETICAL BASIS FOR CONJUGATE FORMATION OF SPECIFIC (WATER) BALANCE AND TECHNIQUE OF ROWING AMONG THE YOUNG ROWERS OF NON-TRADITIONAL STYLE
Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm, Russia
Annotation
The article focuses on the basics of practical implementation of the methods of conjugate formation of specific (water) balance and technique of rowing among the young rowers on unstable training devices based on the position of the doctrine of motor-visceral reflexes.
Keywords: teaching of motor-visceral reflexes, canoe simulator for the development of equilibrium, transformation of impulses, central nervous system, forced formation.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших особенностей в реализации методики овладением основных элементов техники гребли с одновременным формированием специфического (водного) равновесия на каноэ у юных гребцов является разработанный нами тренажёр рисунок 1,
который обеспечивает принудительное специфическое водное развитие у начинающих каноистов [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
Данный тренажёр облегчает тренировочный процесс формирования адекватного образа техники гребли на каноэ и условий их выполнения, а также освоение требует нервно-мышечных координаций и т.д.
Идея принудительного воздействия на все звенья тела человека при использовании тренажёра достаточно широко применяется при обучении, воспитании формировании и
6-г>
1
NJ
Обозначения: 1 - передняя полуопора; 2 - задняя полуопора; 3 - качающаяся площадка; 4 - подушка под колено; 5 - брусок определенной длины; 6 - зеркало.
Рисунок 1 - Каноэ-тренажёр для развития равновесия
развитие двигательных качеств и способностей [1, 2, 3, 9, 16, 17] на сегодня является актуальной.
Теоретический анализ научно-методической и педагогической практики, обобщение нормативно-правовых, государственных и законодательных документов позволили выделить и сформулировать объективные противоречия: (на социальном уровне) между необходимостью повышения эффективности в социальной значимости подготовки лучших гребцов и сборной команды России по гребле на байдарках и каноэ в успешном выступлении на крупнейших международных регатах повышающих престиж Российской Федерации являющейся мировой гребной державой и относительно слабыми соревновательными результатами связанные с отсутствием технологической модели сопряжённого формирования способности к равновесию и обучение технике гребли на этапе первоначального изучения;
Целью исследования явилось научное обоснование теоретических, методических и организационных основ стимулированного развития равновесия тела в сопряжённом освоении техники гребли на каноэ на основе разработанного использования тренажёрного устройства.
Для достижения цели исследования с учётом содержания сформулированных нами противоречий последовательно решались следующие задачи исследования:
Принудительное влияние на все звенья тела человека при помощи тренажёра применяется для освоения техники гребли на каноэ с одновременным формированием специфического равновесия, развития тех или иных качеств, а также усиления физических возможностей организма, требующего проявления значительных физических напряжений [2, 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14].
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О МОТОРНО-ВИСЕЦЕРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСАХ В ФОРИМИРОВАНИИ ВОДНОГО РАВНОВЕСИЯ И ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ
НА НЕУСТОЙЧИВОМ ТРЕНАЖЁРЕ
Теоретической основой методики формирования специфического равновесия с одновременным обучением техники гребли на каноэ с предполагаемым результатом значение имеют вопросы обеспечения целесообразности применения тренажёрного устройства. Теоретической базой тренажёрных устройств как эффективного тренировочного средства воздействия на организм спортсмена является учение о моторно-висцеральных рефлексах [10, 11], которое гласит, что на организм спортсмена влияют упражнения, выполненные, на тренажёрном устройстве и объясняется, рефлекторным взаимодействием локомоторной и висцеральной систем, где ведущая роль принадлежит двигательной системе [10, 11]. Данные системы взаимодействуют на общие сегментарные иннервации тренируемого организма и других реагирующих систем. От тренируемой системы импульсы от рецепторов кожи, связок и мышц формируются в надсегментарных центрах полушарий головного мозга (входят промежуточный мозг, гипоталамус, ретикулярную формацию и кору больших полушарий головного мозга).
По мнению Н.А. Бернштейна, 1991 в ЦНС на разных уровнях проходят рефлекторные дуги, но в любом случае поступающая афферентация изменяет баланс равновесия возбуждения и торможения в ЦНС и это является причиной влияния небольшой дозированной нагрузки на отдельные звенья тренируемого органа. Тренажёрное устройство приводит в действие различные афферентные системы механизма, кожные рецепторы являются наиболее важными - это миорецепторы и интерорецепторы. При воздействии на них проявляются рефлекторные реакции, осуществляемые в порядке саморегуляции и межсистемной регуляции. При тренировке на тренажёрах следует оценивать и учитывать механизм действия, что разные двигательные факторы вызывают, прежде всего, кожно-мышечный рефлекс, но по нему меняется тонус скелетной мускулатуры, которая не исключает возникновения кожно-висцеральных рефлексов [7, 10, 11, 15, 16, 17].
Учение о моторно-висцеральных рефлексах, активно воздействует на функциональное состояние висцерально-вегетативные системы организма человека. Вследствие интеграции сегментарных и надсегментарных реакций афферентная зона влияет на различные органы (полиэффекторный принцип), а каждый орган находится под воздействием многих афферентаций (полианализаторный принцип). Таким образом, одним из главных тренажёрных устройств является комплексное воздействие на многие афферентные системы организма занимающихся.
Тренировка на тренажере воздействует на нервные центры, в которых особенно важна суммация возбуждения. В центрах постепенно накапливаются слабые ритмические раздражения, которые вызывают повышение рефлекторных двигательных разрядов. Приходящие импульсы в ЦНС могут трансформироваться, т. е. изменяют их ритм и частоту, в ЦНС происходят процессы иррадиации и концентрации возбуждения, а также в нервных центрах на разных уровнях проявляется физиологическая индукция [1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17].
Систематические учебно-тренировочные занятия на тренажере активно стимулирует ускоренное (без форсирования) освоение специфического равновесия с одновременным освоением техники гребли начинающих каноистов, улучшают дыхательную и кровеносную системы и посредством васкулярных и трофических рефлексов питают тренируемые органы.
Следует отметить, что, целенаправленно выполняя двигательно-координационные упражнения направленные на равновесие в единстве освоения техники гребковых движений на тренажёре активно стимулируют тренировочный процесс с наименьшим проявлением количества ошибок [15, 16, 17, 18] и по механизму моторно-висцеральных рефлексов, развивают не только мышечно-суставную систему, но и все вегетативные функции организма, а также и трофику и все это способствует ускоренному росту (без форсирования) и активному развитию координации движений, мышечной ткани и всего организма в целом [10, 11].
Разработанное нами тренажерное устройство проявляет целесообразность применения принудительного формирования специфического равновесия и техники гребли на начальном этапе обучения с определённой целью в способности мобилизовать собственные приспособительные, защитные и компенсаторные системы организма юных гребцов в формировании двигательно-координационных способностей, в частности специфического равновесия на разработанном тренажёрном устройстве [1, 2, 3, 5, 8, 9, 12, 13, 14].
Наибольший эффект осуществляется на тренажерном устройстве, где проявляется активное принудительное формирование в сопряженном развитии техники гребли на каноэ и специфического (водного) равновесия, которое выполняется с разной интенсивностью и усилиями от минимального до максимального.
Таким образом, следует подчеркнуть, что принудительное перемещением всех звеньев тела человека в формировании специфического равновесия с одновременным освоением техники гребли на каноэ новичков, являются активными действиями и эффективным методом воспитания тренирующихся, а также развития и совершенствования координационной функции движений. С физиологической точки зрения многократное выполнение на тренажёрном устройстве техники гребковых движений в сопряжённом формировании специфического (водного) равновесия программирует амплитуду, темп, ритм и ограничивает нерациональные траектории гребковых движений, а также положения звеньев тела через зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы.
ВЫВОДЫ
Сконструированный оригинальный тренажер, идентичен современной модификации каноэ-одиночке, активно переносит устойчивость положения тела с тренажёра на от-
крытую воду. Тренажёрное устройство позволяет эффективно улучшать специфическое равновесие, активно уменьшает количество ошибок в «простой» стойке каноиста на 91%, а в «сложной» на - 83,3% [4, 7, 8, 9].
Разработанный тренажёр активно стимулирует процесс сокращения обучению формирования специфического равновесия в сопряжённом освоении развития основ техники гребковых движений на каноэ на 72 учебно-тренировочных занятия [5, 8].
Сконструированное тренажёрное устройство активно повышает и развивает специфическое равновесие и технику гребли каноиста и улучшает устойчивость положения тела и сокращает сроки формирования равновесия на воде на 41 тренировку [6, 9, 15, 18].
Созданный тренажёр целенаправленно осваивает развитие специфическое равновесие, которое увеличивает возможность более раннего участия в соревнованиях через 31 учебно-тренировочное занятие [5, 7, 9, 16, 18].
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев, С.П. Императивные тренажёры (Основы теории и методики применения) : учебное пособие / С.П. Евсеев ; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1991. - 127 с.
2. Евсеев, С.П. Особенности процесса формирования двигательных действий спортсмена с помощью тренажёров / С.П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 4. -С. 34-36.
3. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров / С.П. Евсеев ; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1987. - 91 с.
4. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра / Л.А. Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.
5. Зеленин, Л.А. Тренажёр для улучшения равновесия и подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 3 (24). - С. 30-35.
6. Зеленин, Л. А. Инновационный метод развития координационных способностей в гребле / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 4 (25). - С. 51-54.
7. Зеленин, Л.А. Научно-теоретические основы в приобретении знаний удержания равновесия с помощью комплекса тренажеров у юных гребцов / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4 (33). - С. 45-66.
8. Зеленин, Л.А. Технология развития равновесия в сопряжённом освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажёров / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 42-51.
9. Зеленин, Л.А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. ... д-ра пед. наук / Зеленин Л.А. - Набережные Челны, 2014. - 376 с.
10. Могендович М.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем / М.Р. Могендович. - Л. : Медгиз, 1957. - 429 с.
11. Могендович М.Р. Анализаторы и внутренние органы / М.Р. Могендович, И.Б. Тёмкин. - М. : Высшая школа, 1971. - 224 с.
12. Оплетин, А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры.- 2013. -№ 10. - С. 13-17.
13. Оплетин, А.А. Система саморазвития личности средствами физической культуры на основе концепции осознаваемого и неосознаваемого / А. А. Оплетин, В. П. Еловиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. - 2014. - № 5. - С. 67-72.
14. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.
15. Ратов, И.П. Исследования спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : дис. ... д-ра пед. наук / И.П. Ратов. - М., 1972. - 909 с.
16. Ратов, И.П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 10. - С. 60-65.
17. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И.П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. трудов. - М.: ВНИИК, 1984. - С. 127-145.
18. Ратов, И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.
REFERENCES
1. Evseev, S.P. (1991), Imperative training equipment (Fundamentals of theory and methods of application): educational manual, GDOIFK them. P.F. Lesgaft, St. Petersburg.
2. Evseev, S.P. (1987), "Features of the process of formation of motor actions of the athlete with the help of training simulators, Theory and practice ofphysical culture, No. 4. pp. 34-36.
3. Evseev, S.P. (1987), Physical actions Formation in the gym with the help of training simulators, GDOIFK them. P.F. Lesgaft, Leningrad.
4. Zelenin, L.A. (2004), Raising the level of equilibrium using special physical exercises and training: dissertation, Tchaikovsky, Russian Federation.
5. Zelenin, L.A. (2012), "Trainer to improve balance and fitness rowers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 24, No. 3. pp. 30-35.
6. Zelenin, L. A. (2012), "An Innovative method of development of coordination abilities in rowing", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 25, No. 4. pp. 51-54.
7. Zelenin, L. A. (2014), "Scientific and theoretical foundations in knowledge of keeping balance with the help of set of simulators in young rowers", Pedagogical-psychological and medico-biologicalproblems of physical culture and sports, Vol. 33, No. 4. pp. 45-66.
8. Zelenin, L.A. (2013), "Technology development equilibrium in the conjugate mastering the art of paddling for novice paddlers with the help of training simulators", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1. pp. 42-51.
9. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists: dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.
10. Mogendovich, M.R. (1957), Reflex interaction of locomotor and visceral systems, Medgiz, Leningrad.
11. Mogendovich, M.R. (1971), Analyzers and internal organs, Higher school, Moscow.
12. Opletin, A.A. (2013), "The development of competence of self-development of personality of students by means of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 10. pp. 13-17.
13. Opletin, A.A. (2014), "Self-development of personality by means of physical culture based on the concept of conscious and unconscious", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5. pp. 67-72.
14. Opletin, A. A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9. pp. 101105.
15. Ratov, I.P. (1972), Sports movements Study and the change management capabilities of their characteristics the use of technology: dissertation, Moscow.
16. Ratov, I.P. (1976), "The prospects of transformation of the system of preparation of sportsmen on the basis of the use of technical tools and equipment", Theory and practice of physical culture, No. 10. pp. 60-65.
17. Ratov, I.P. (1984), Methodology of the concept "artificial managing environment" and prospects of its practical implementation in the process of training of sportsmen, Methodological problems of improving the system of sports training of the qualified athletes: collection of works, Moscow.
18. Ratov, I.P. (1990), "The Concept of prospects of development of physical training and sports exercise equipment", Theory and practice ofphysical culture, No. 8. pp. 10-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2016