ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ
ГОЖЕНКО К.Н.,
доцент,
Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
В статье раскрыты теоретические проблемы концептуальной характеристики экономики знания.
Ключевые слова: современная экономическая теория; экономика знания; инновационное развитие общества.
This article shows the theoretical problems of the conceptual characteristics of the knowledge economy.
Keywords: modern economic theory; the economy of knowledge; an innovative society.
Коды классификатора JEL: D83.
«Экономика знания» относится к той форме общественного производства, в которой использование знаний объективно становится главным инструментом получения экономической выгоды. Это определение стало популярным после того, как Питер Друкер использовал приведённое определение в качестве заголовка к главе 12 своей книги «Время разрыва» [6]. Очень скоро концепция «экономики знания» приобрела широкую известность и стала использоваться для того, чтобы обозначить новую стадию в экономическом развитии — для определения того, каким образом различные высокотехнологичные предприятия, особенно производящие программное обеспечение, телекоммуникации и виртуальные услуги, а также образовательные и исследовательские учреждения могли бы реально и активно способствовать ускоренной динамике национальной экономики. Однако в настоящее время эта концепция выросла и вышла далеко за логические границы того определения, которое первоначально употребил Друкер. Расширенная концепция стала связывать «экономику знания» не с информационно-коммуникационными технологиями или потоком инновационных разработок, а со всем спектром вопросов, связанных с информацией, информационными потоками, управлением информационных потоков, знаниями, потоками знаний, управлением, передачей и обменом знаниями, знаниями перевода инновации, информационно-аналитическим программированием и прогнозированием, отраслями услуг, знанием профессии, исследований и разработок, спроса и предложения на знание, информацию и интеллектуальных услуг. Академик В.Л. Макаров справедливо подчеркивает, что «сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний" [2].
Возникло реальное общество знания. Вместе с тем, интерпретация экономики знания меняется в зависимости от направлений экономической деятельности и вопросов, требующих решения. В литературе справедливо отмечается, что «есть два контекста, два дискурса, в которых используется и развивается понятие «экономика, основанная на знании» - научный, в котором экономика знаний выступает как эмпирическая гипотеза, обобщение особенностей и тенденций развития современного общества, и политический, где она предстает в качестве политической цели и видения будущего. Эти дискурсы взаимосвязаны, но живут по разным законам - то, что в научном дискурсе рассматривается как гипотеза, оспариваемая другими специалистами и нуждающаяся в уточнениях и проверках, в политическом представлено как однозначная декларация, зачастую отличающаяся по смыслу от исходной научной концепции и дающая неверные ориентиры развитию» [5].
Для любой страны, чтобы начать практическое возведение экономики знания, существует необходимость предварительной концептуальной разработки и развития теоретической системы о строении экономики знания, её организационно-управленческой структуре, специфики воздействия на различные отрасли, особенно сферу инновационнообразовательных услуг. Выдвижение на передний план экономического развития человека и знаний свидетельствует о кардинальной трансформации факторов развития. На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. Теперь рыночная стоимость товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний [1].
При этом важно, чтобы о теории экономики знания имелась массовая осведомленность. Необходимо осознать, что экономика знаний не относится только к «науке знания», что только понимание и овладение всеми формами знания может привести к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.
Современная экономика развивалась на протяжении многих лет, в первую очередь, в направлении от «аграрной экономики» к «экономике идей», которая более известна как «экономика знаний». В литературе обращается внимание на то,
© К.Н. Гоженко, 2011
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
12
К.Н. ГОЖЕНКО
что знания отличаются от традиционных ресурсов. Их называют общественным благом, потому что знания не убывают по мере их использования, они существуют вне зависимости от пространства, могут находиться одновременно в нескольких местах, с каждым днем увеличиваются и при этом зачастую вырастают в цене именно потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает. Знания неотчуждаемы от их носителя [4].
Переход от «экономики производства» к «экономике знаний» будет способствовать стабилизации национальной и мировой системы образования, поскольку она дает студентам базовые знания и готовит их для широкого спектра рабочих мест. Высшее образование в эпоху экономики знания дает студентам глубокие знания и навыки, ускоряет внедрение инноваций, подготовку кадров для управления. К тому же выпускник колледжа получает более высокие доходы и имеет меньше шансов оказаться безработным. В современных исследованиях особо подчеркивается, что «происходит фундаментальная трансформация процесса труда. Центральное место на рынке труда в экономически развитых странах принадлежит занятым интеллектуальной деятельностью, главным компонентом которой становится творчество. Формируется креативный класс или креативные сообщества, и это основополагающий принцип, на котором стоит экономика знаний, который отличает ее от других типов экономик постиндустриальной эры - информационной и сетевой» [1].
Развитие системы образования превращается в экономике знания в один из главных факторов, способствующих экономическому росту. Как отмечается в докладе, «некоторые страны стали специализироваться на экспорте образования. Наиболее яркий пример - Австралия. В Австралии получение высшего образования приличного уровня, сопоставимого со среднеамериканским, стоит в два раза дешевле. А так как образование это англоязычное и, в общем-то, австралийские профессора имеют нормальный доступ и к европейским и к американским достижениям, то Австралия становится естественным местом для получения образования для выходцев из Азии. Или пример Нидерландов, где существует около 30 крупных университетов на страну с 12 миллионами жителей. Значительная часть студентов - это иностранцы, уровень образования там исключительно высокий, треть университетов имеют очень высокий международный статус. И это является существенным вкладом в развитие национальной экономики» [3].
Профессиональные программы на 5-6 ступени МСКО (степень специалиста или магистра) обеспечивают высокий уровень профессиональных знаний, объединив теорию, практическое применение, критическое мышление и навыки управления.
Однако этот количественный показатель отражает преимущественно те тенденции демографического характера, которые специфичны для этих стран - высокие показатели уровня численности населения и высокий спрос на высококвалифицированных специалистов магистерского уровня.
В условиях экономики знания и информационного общества, работодатели во многих престижных профессиях предпочитают степень магистра при приёме работников. Поэтому в системе международного образования наметилось своеобразное соревнование между США и Европой по числу докторантов, и американское доминирование сегодня находится под угрозой — с 2000 г. европейские вузы готовят больше докторантов в области науки и техники, чем американские. Кроме того, в ряде стран Азии, особенно в Китае и Индии, инвестируют существенные суммы в улучшение программ подготовки выпускников системы высшего образования. Тенденция, характерная для системы образования многих стран — это превышение доли выпускников в области общественных наук, предпринимательства и права над специалистами в естественнонаучных сферах и инженерных специальностях. Кроме того, доля иностранных студентов, обучающихся в США, в числе выпускников вузов сократилась с 25 % в 2000 г. до 20 % в 2006 г. Надо специально отметить, что федеральная поддержка последипломного образования имеет решающее значение для Соединенных Штатов, чтобы оставаться конкурентоспособной страной в мировой экономике. Это включает обновление кредитной политики с учетом демографических изменений в составе аспирантов, расширение кредитных программ в важнейших областях профессиональной подготовки.
Экономика знаний является постиндустриальной экономикой, в которой жизненные циклы товаров и услуг будут все больше сокращаться. Лидеры компаний, производящих продукцию и услуги с низкой долей добавленной стоимости, будут терять свои позиции до тех пор, пока не станут создавать и внедрять беспрецедентные инновации.
Современная экономика находится в третьей фазе (на третьем этапе) роста экономики знаний, в которой она превращается в особый способ производства, с соответствующими экономическими отношениями (табл. 1).
Таблица 1
Этапы становления «экономики знания»
Этап Характеристика Особенности
Этап I — 1969-1993 Первичный этап экономики знаний, который характеризуется созданием компьютерных сетей с необходимой инфраструктурой Компьютеры использовались преимущественно как автономные системы, а программное обеспечение требовало специальных выделенных машин
Этап II — 1994-2001 Ознаменован появлением первого популярного графического браузера Изменение бизнес-процессов с использованием нового средства связи, возникновение электронной коммерции и электронного бизнеса
Этап III — 2002 -по настоящее время Массовое внедрение интернета, появление точки «Р2Р» связи. Веб-интерфейс становится все более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ
13
Как видно из таблицы, первый этап ознаменован тем, что возникают компьютерные сети с необходимой инфраструктурой как первичный этап экономики знаний, с пока еще невидимой технологией для бизнеса, государства и общества. Компьютеры используются преимущественно для того, чтобы работать как автономные системы, которые не были подключены к другим компьютерам. Программное обеспечение требовало специальных выделенных машин. Тем не менее, распределенные вычисления уже обнаруживают другой подход, который подчеркивает сети и распространение программно-аппаратного обеспечения.
На втором этапе Интернет и Java входят в общественное сознание в 1994 г., с выпуском Mosaic, первого популярного графического браузера, которым стал Netscape. Он был свободен для всеобщего доступа, что позволило всем пользователям просматривать текст и графику. Это привело к созданию World Wide Web и обширной коллекции HTML-документов. Во время второго этапа браузер стал де-факто интерфейсом для корпоративных систем. До этого клиенты должны были иметь специальное программное обеспечение, чтобы иметь доступ к компьютерной информации. В этой фазе компании были сосредоточены на использовании нового средства связи, чтобы изменить свои бизнес-процессы. Электронная коммерция позволила многим компаниям выходить непосредственно на внешних клиентов и осуществлять "электронный бизнес". Общение в значительной степени пошло от компании к клиенту, но пока ещё очень немногие клиенты обмениваются информацией друг с другом.
На третьем этапе в центре внимания появляется точка «P2P» связи. Интернет все больше внедряется в культурах по всему миру. Уже несколько поколений людей не мыслит жизни без него. Веб-интерфейс становится все более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу. Люди теперь имеют друзей и знакомых по всему миру. Они создают цифровые, текстовые, аудио-, графические и видеознания, в то время как посредники типа LinkedIn, MySpace, YouTube и Technorati помогают людям найти контент и людей с такими же интересами.
Экономика знаний, возникшая на рубеже ХХ и XXI вв., знаменовала появление новых фундаментальных проблем, новых критериев уровней социально-экономического прогресса и новой иерархии в глобальном позиционировании национальных экономик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышева А.В. Экономика знаний - что это значит // Центр общественных экспертиз // http://www.nest-expert.ru/node/55.
2. МакаровВ.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской Академии наук. Т. 73. № 5. 2003. С. 450.
3. Сергеев В.М. Экономика знаний. Роль образования и науки в современном мире // Тезисы выступления на семинаре Международного института гуманитарно-политических исследований, 9 сентября 2002 года // http://www.igpi.ru/center/seminars/ party_6-09_02/party_6-09_02-sergeev.html.
4. Тимина Е.И. Трансформация факторов экономического развития и конкурентоспособность. М.: Макс Пресс, 2008. С. 16.
5. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели // Информационное общество. № 1. 2002. С. 4.
6. Drucker P. The Age of Discontinuity, Heinemann. London, 1969.
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3