TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ
ГОЖЕНКО К.Н.,
доцент,
Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются теоретические проблемы становления экономики знания.
Ключевые слова: экономическая теория; генезис экономических форм; экономики знания.
This article deals with theoretical problems of establishing the knowledge economy.
Keywords: economic theory; the genesis of economic forms; the knowledge economy.
Коды классификатора JEL: D83.
Возникновение экономики знания можно было прогнозировать, исходя из общей тенденции роста культурнообразовательного уровня населения всех развитых стран, роста профессионально-квалификационного уровня занятых в производстве, повышении социального и экономического статуса университетов и других инновационно-образовательных центров.
Еще большую роль в возникновении экономики знания сыграли такие факты, как революционные улучшения в технологии связи (например, почта, железные дороги, телеграф, телефону, современные средства информационно-коммуникационных связей).
Особо должна быть отмечена выдающаяся роль крупных, в том числе и транснациональных, корпораций конца 19-го и начала ХХ в., создавших корпоративный сектор научных разработок.
Эти и другие технологические изменения произвели революцию в организации производства, изменяя, тем самым, и соотношение спроса на квалифицированных и на неквалифицированных агентов в пользу первых. В литературе отмечается, что «человеческий потенциал является важной составляющей национального богатства общества и представляет собой все население страны как потенциальную производительную силу» [1]. Именно поэтому в условиях экономики знания развитие человеческого потенциала выступает приоритетной задачей государственной политики.
В условиях формирования и развития экономики знания произошли важные изменения в социальной, технологической и институциональной структуре производства. В социальном аспекте трансформационные процессы обусловлены возникновением нового класса профессиональных наемных менеджеров, а также класс «синих воротничков» — работников, находящихся под их контролем. В технологическом аспекте — появлением наукоемких инновационных производств. В литературе справедливо отмечается, что «в современном мире наблюдается резкая активизация инновационных процессов, что связано с формированием нового типа экономического развития, который характеризуется принципиальным изменением производственно-технологической базы и характера выпускаемых товаров» [3].
В институциональном аспекте «экономика знания» представляет систему взаимодействия институтов бизнеса, власти, собственности, отражающих совокупность современных институциональных отношений (рис. 1).
Рис. 1. Институциональная структура экономики знания [7].
© К.Н. Гоженко, 2011
ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ
119
Как видно из представленной на рис. 1 схемы, в условиях экономики знаний безусловный приоритет отдается интеллектуальным ресурсам, поскольку «ориентация на приращение человеческого и социального капитала и соответственно увеличение инвестиций в антропосоциальный капитал в процессе общественного воспроизводства интеллектуальных ресурсов как составные части национального благосостояния служат основой формирования его инновационных, ресурсовоспроизводственных функций» [5].
Сам термин «экономика знания» официально был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ее докладе о формировании наукоемкой экономики [8]. В этом докладе описывается появление экономики, которая основана на производстве, распределении и использовании знаний и информации. Для сравнения приводилась экономика ХХ в., которая, в отличие от экономики знаний, опиралась преимущественно на добычу, переработку и продажу сырьевых ресурсов, тех товаров, которые являлись результатом первичной и последующих переработок для получения корпоративных прибылей и личного дохода. В экономике же знаний место ключевых сырьевых товаров заняло «знание» и его максимальное использование для создания новых продуктов и услуг.
Экономика знаний открывает эру ускоренного экономического развития посредством умножения числа новых информационных и коммуникационных технологий, создания глобальной взаимосвязанной экономики.
В этой глобальной экономике время и пространство сжимаются благодаря достижениям в области информационнокоммуникационных технологий, ведущих к переплетению экономических и культурных систем в мире, в процессе, известном как глобализация. Ведь глобализация определяется как совокупность экономических, социальных, технологических, политических процессов, а также как диффузия культурных структур, связанных с изменением характера производства, потребления и торговли товарами и активами, которые составляют базу международной экономики. Глобализация является одним из условий становления экономики знаний, и это — следствие общемировых экономических процессов. В этой связи академик ИМЭМО РАН справедливо отмечает, что «начался переход от воспроизводства преимущественно замкнутого в национальных границах, к новому его типу, в основном информационному и взаимозависимому в в региональном и даже планетарном масштабах» [6].
Эффективность экономики знания тем выше, чем сильнее происходит глобализация в результате усиления структурной дифференциации традиционных товаров и активов, которая преодолевает традиционную разобщенность политических границ и экономических секторов, в результате формируется открытое и единое мировое экономическое пространство, обеспечивающее большее влияние политических и экономических изменений. Следовательно, экономика знания, будучи наднациональной производственной экономической системой, уже может обходиться без регулирующих функций национальных правительств с их «ролью регулятора» национальной экономики, что позволит открыть мировые источники инвестирования в инфраструктуру национальной экономики для адаптации и внедрения итогов научных исследований и разработок.
Характеристики изменений в трудовом потенциале, например, в западных странах, обнаруживают, что здесь за последние несколько десятилетий произошли огромные трансформации. Неполный рабочий день, временная и случайная работа, тенденция к росту безработицы сменились новыми тенденциями — появилась возможность большей зарплаты, рынок труда приобрел устойчивые, цивилизованные институциональные формы, в то время как приватизация, дерегулирование и сокращение государственных услуг оказывает все большее давление на бизнес в сторону повышения производительности труда для большинства рабочих мест. Однако прогресс в области различных технологий будет и далее оказывать позитивное воздействие на рынок труда в формирующейся экономике знания. И хотя технический прогресс, несомненно, уничтожит многие рабочие места, однако, в то же время, он же создаст много новых и еще неизвестных возможностей для трудоустройства, резко изменив баланс требований к квалификации работников, улучшив такую перспективу у высококвалифицированных работников. Однако в российской экономике эти тенденции не проявляются в той мере, в которой они присущи развитым странам. По этому поводу в литературе справедливо отмечается, что «для кардинального решения проблем российского общества требуется обновление основных качеств трудового потенциала страны, чтобы он полностью соответствовал современным вызовам. Это требует адекватных системно-концептуальных подходов к современной модели экономики, причем в органическом единстве развития знаний, человека и экономики» [4].
Современное экономическое развитие характеризуется как период глубоких перемен и необратимых преобразований различных форм экономической организации общества и его основных экономических тенденций. Реализация таких тенденций качественно изменяют характер производства, торговли, занятости и труда, которые в ближайшие десятилетия кардинально будут отличаться от того, что представляет собой экономика индустриального периода.
Существенные перемены можно исследовать на примере экономической динамики общественно-производственных форм. Так, в экономике аграрного типа земля выступает доминантным, ключевым ресурсом. В индустриальной же экономике место, занимаемое в аграрной экономике землей, занимают уже природные ресурсы (например, такие, как уголь или железная руда). Если же подходить к экономике в аспекте ее социальных характеристик, то мы должны признать в статусе исторических доминантных ресурсов и такой феномен, как труд (рабочая сила).
В экономике знаний именно знание является ключевым ресурсом. Конечно, идея о том, что знание является производительным фактором и играет важную роль в развитии экономики, не является новым открытием. Все этапы развития экономики основаны на знании в той или иной степени. Однако степень включения знаний и информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько велика, что вызывает довольно глубокие структурные и качественные изменения в функционировании экономики и трансформации конкурентных преимуществ. Повышение интенсивности знаний в развитии мировой экономики и растущей способностью распространять эти знания увеличили его ценность для всех участников экономической системы. Последствия этого являются весьма существенными не только для стратегии фирмы и политики правительства, но и для институтов и систем, используемых для регулирования экономического поведения.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
120
К.Н. ГОЖЕНКО
Между «индустриальной экономикой» и «экономикой знания» (как высшей стадией развития «постиндустриальной экономики») имеется существенное различие — если основным элементом индустриальной экономики являются наукоемкие предприятия, то основным элементом экономики знания выступают наукоемкие университеты. Именно наукоемкие университеты способны в экономике знания генерировать максимальные макроэкономические эффекты в сферах глобальной конкурентоспособности, качества продукции и системной трансформации сферы образовательных услуг. Более того, успехами или неудачами процесса формирования наукоемких университетов порождается глобальная иерархия национальных экономик, приводящая к неравномерному развитию в мировом масштабе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов А. Экономика труда. М.: Экономика, 2008. С. 65.
2. Богомолова И.С. Модернизация системы управления ВУЗА на основе функционально-управленческой декомпозиции информационных потоков // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты. М.: Вузовская книга, 2010. С. 104.
3. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 15.
4. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. № 6. 2009. С. 4.
5. ЛазареваЕ. Стратегия развития национального благосостояния в интересах инновационного экономического роста: результаты системной параметрической индикации // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 21.
6. Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического развития. М.: Космополис, 1999. С. 12.
7. Рябова Е.Ю. Институциональные императивы функционирования экономики знаний // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 15.
8. Lynch Dr D.E. The Emergence of A Knowledge Economy // http://aaclm.com/learning-management/resources/86-ke-article.html.