ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
А. Лупу, магистрант
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10426
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты процесса стратегического управления конкурентоспособностью предприятия с целью обеспечения его устойчивого развития и лидирующих позиций на рынке в долгосрочной перспективе. Автором дана трактовка понятия «стратегическое управление конкурентоспособностью», а также представлена схема процесса стратегического управления конкурентоспособностью предприятия и проанализирован весь процесс стратегического управления конкурентоспособностью предприятия.
Ключевые слова: стратегическое управление, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, процесс управления, повышение конкурентоспособности.
Постоянно изменяющаяся конъюнктура рынка, вызванная экономическими шока-ми, институциональными преобразованиями и усилившейся конкуренцией между предприятиями, возникшей в первую очередь из-за становления информационного мирового рынка, дающего доступ к информации о любых товарах и их производителях, вынуждает компании быть в постоянном поиске дополнительных ресурсов для повышения эффективности и обеспечения стратегической конкурентоспособности своей деятельности.
Под стратегическим управлением конкурентоспособностью предприятия следует понимать деятельность компании, связанную с формулировкой и достижением
долгосрочных целей предприятия для обеспечения сильной конкурентной позиции на рынке и устойчивого развития, используя внутренний потенциал компании, эффективный стейкхолдер-менеджмент и быстро приспосабливаясь к изменениям конъюнктуры рынка.
К сожалению, невозможно разработать единую стратегию и применить универсальное стратегическое управление ко всем предприятиям, поскольку каждое из них является уникальным. Тем не менее можно выделить основные моменты, которые позволяют обозначить общие принципы разработки стратегического поведения, вне зависимости от специфики предприятия.
Возникновение и осознание потребности в стратегическом управлении конкурентоспособностью
I
Мотивация и подготовка лиц, участвующих в стратегическом управлении
Рис. Процесс стратегического управления конкурентоспособностью предприятия
Несмотря на распространенное мнение о том, что процесс стратегического управления начинается с формулировки миссии и целей компании или с анализа внешней и внутренней сред, в действительности же он начинается с возникновения на предприятии необходимости стратегических изменений и осознания этой необходимости всеми уровнями управления компанией [1].
Приступать к стратегическому анализу следует только после того, как руководство компании будет уверено в том, что все менеджеры и работники компании, а также привлеченные эксперты для разработки и внедрения стратегического управления конкурентоспособностью предприятия обладают должной мотивацией и компетентностью в данном вопросе, так как отсутствие хотя бы одного из вышеупомянутых факторов обрекает стратегическое управление на провал, в силу сильного воздействия человеческого фактора
на процесс стратегического менеджмента [1].
Стратегический анализ предполагает определенный порядок работ, включающий организационные аспекты, сбор, отбор и консолидацию аналитической информации по направлениям оценки внешней макроэкономической и внутренней микросреды компании в условиях конкурентного окружения [2] и использование различных методов и инструментов для обработки данной информации. Целью стратегического анализа является формирование полной картины о потенциале организации как хозяйствующего субъекта, а также определение внешних факторов воздействия. К числу основных задач стратегического анализа относят: анализ рисков; анализ внутренней среды; анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз; анализ внешнего окружения [3]. Важным этапом проведения стратегического анализа предприятия является опре-
деление его текущего уровня конкурентоспособности. Ведь для того, чтобы ставить какие-то цели и разрабатывать стратегии, нужно понимать, от какого уровня конкурентоспособности относительно наших конкурентов мы отталкиваемся.
Следующим шагом является формулирование стратегических целей и задач, которые необходимо выполнить для достижения данных целей, а затем разработка стратегии предприятия, являющаяся центральным элементом стратегического управления предприятием. Стратегия определяет, как именно будет осуществляться развитие фирмы и как будут преодолеваться трудности, связанные с этим развитием. Выбор стратегии предприятия зависит от множества факторов. Например, целью стратегий лидеров рынка является сохранение занимаемых позиций и приобретение статуса доминирующего лидера, при том, что его рыночная доля значительно превосходит доли других организаций [4].
Сформулировав стратегию предприятия и выбрав основной вектор развития компании, следует приступить к разработке стратегического плана, который в завершенном виде является утвержденным руководством и обязательным для выполнения персоналом компании документом, обеспечивающим реализацию выбранной стратегии развития фирмы [1].
Разрабатывая стратегию развития компании, а также стратегический план, не следует останавливаться на разработке одного единственного варианта стратегии и стратегического плана. Необходимо постараться учесть влияние максимально возможного количества рисков предприятия, что невозможно сделать в рамках одной единственной стратегии. Следует разрабатывать несколько вариантов стратегий и стратегических планов, соответствующих возможным прогнозным стратегическим сценариям развития фирмы в условиях возможных изменений внешней и внутренней среды, так как одна стратегия и план не могут учесть все возможные изменения. При изменении сценария развития менеджмент фирмы переходит к заранее разработанному альтернативному варианту стратегии и стратегического пла-
на [1]. Необходимо учитывать как минимум три возможные альтернативы: оптимистический, пессимистический и сбалансированный сценарии. Реализовывать сценарное планирование можно с использованием такого инструмента, как дерево сценариев.
По некоторым оценкам, неудачи стратегического управления в 65% случаев сопряжены с отсутствием эффективной системы контроля [5]. Задачей стратегического контроля является отслеживание того, приводит ли реализация намеченной стратегии к достижению поставленных целей. Организация системы стратегического контроля может включать в себя следующие шаги: выбор показателей для контроля, разработка критериев оценки показателей достижения целей разработанной стратегии, сравнение фактических показателей реализации стратегии с установленными целями, оценка результатов сравнения и выработка при необходимости корректирующих действий [6]. В случае выявления расхождений фактических и плановых показателей, а также в случае возникновения новых, ранее неучтенных факторов риска, необходимо вернуться к этапу разработки стратегии и стратегического плана или формулировки стратегических целей и задач и внести необходимые корректировки. В некоторых случаях необходимо заново начинать процесс реализации стратегического управления и возвращаться на этап анализа внешней и внутренней сред предприятия с целью разработки новой стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. Если же в конце прогнозного периода система контроля не выявила отклонений от плановых значений и ранее сформулированная стратегическая цель предприятия была достигнута, принимается решение о завершении стратегии.
Обобщая всё вышесказанное, можно заключить, что эффективный процесс стратегического управления конкурентоспособностью предприятия состоит из следующих этапов:
1) Возникновение и осознание потребности в стратегическом управлении конкурентоспособностью;
2) Мотивация и подготовка лиц, участ- 6) Разработка системы контроля и оцен-вующих в стратегическом управлении; ки эффективности управления конкурен-
3) Анализ внешней и внутренней среды тоспособностью; предприятия с целью выявления его силь- 7) Реализация стратегии;
ных сторон, возможностей, проблем и 8) Контроль процесса реализации стра-
оценки уровня его конкурентоспособно- тегии и оценка эффективности управления сти; конкурентоспособностью;
4) Формулировка целей и задач страте- 9) Завершение стратегии или Корректи-гического управления конкурентоспособ- ровка стратегии, планов и сценариев разностью; вития на основании полученных данных с
5) Разработка стратегии и стратегиче- последующим прохождением вновь выше-ское планирование сценариев и конкрет- указанных этапов процесса стратегическо-ных мероприятий по управлению конку- го управления конкурентоспособностью рентоспособностью; предприятия.
Библиографический список
1. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - Москва: Проспект, 2011. -224 с.
2. Алексеева Е.А. К вопросу роли стратегического анализа в повышении конкурентоспособности предприятий // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы и перспективы развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск, 2017. - С. 85-89.
3. Кузнецова Н.В. Роль стратегического анализа в повышении конкурентоспособности предприятий // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017. - №2. - С. 168-170.
4. Афова З.А. [и др.] Подходы к формированию стратегий развития предприятий кондитерской промышленности // Фундаментальные исследования - 2016. - №3. - С. 118-121.
5. Блинова О.П. Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий // Интернетнаука. - 2016. - №6. - С. 195-210.
6. Яшин С.Н. Система стратегического планирования инновационного развития предприятий металлургического комплекса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лабочевского. - 2019. - №3. - С. 51-58.
THEORETICAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
A. Lupu, Graduate Student St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article reviews the theoretical aspects of the process of strategic management of enterprise competitiveness in order to ensure its sustainable development and leading market positions in the long term. The author gives an interpretation of the concept of "strategic management of competitiveness", and also provides the scheme and analyzes the entire process of strategic management of an enterprise's competitiveness.
Keywords: strategic management, competitiveness, competitiveness management, management process, increasing competitiveness.