УДК 339.137.21
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Ю.А. Савич, ст. преподаватель e-mail: [email protected]
Воронежский государственный технический университет
Современные промышленные предприятия нуждаются в выборе вектора развития, определяющего долгосрочную стратегию обеспечения конкурентоспособности предприятия, которая рассматривается как основная стратегическая цель. Перед менеджментом предприятия задача определения пути повышения эффективности управленческих решений в целях конкурентоспособности предприятия в сложных экономических условиях, вызванных политическими, экономическими и внешнеэкономическими факторами. В статье рассматриваются вопросы, связанные с научным обоснованием конкурентоспособности предприятия, и ее зависимость от существующей модели конкуренции, приведены особенности конкуренции, которая определяет среду функционирования предприятия, рассмотрены аспекты конкурентоспособности и современные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия. В статье представлена классификация инструментов стратегического управления, цели и задачи их применения в стратегическом управлении конкурентоспособностью предприятий. Автор рассматривает сущность инструментария стратегического управления конкурентоспособностью предприятия и порядок реализации стратегического инструментария управления конкурентоспособностью предприятия
Ключевые слова: стратегия, конкуренция, конкурентоспособность, инструментарий, конкурентная стратегия, управление
PECULIARITIES OF THE APPLICATION OF THE STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS OF THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS
Yu.A. Savich, Senior Lecturer e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
Modern industrial enterprises need to choose a development vector that defines a long-term strategy to ensure the competitiveness of the enterprise, which is considered as the main strategic objective. The task of the company management is to determine the way to increase the efficiency of managerial decisions in order to competitiveness of the enterprise in difficult economic conditions caused by political, economic and foreign economic Factors. The article discusses the issues related to the scientific substantiation of the company's competitiveness and its dependence on the existing model of competition, the article shows the peculiarities of competition, which determines the environment of the enterprise , the aspects of competitiveness are considered and modern approaches to management of competitiveness of the enterprise. The article presents a classification of strategic management tools, goals and objectives of their application in strategic management of enterprise competitiveness. The author examines the essence of strategic management tools of enterprise competitiveness and the order of implementation of strategic tools of enterprise competitiveness management
Key words: strategy, competition, competitiveness, tools, competitive strategy, management
На ¡современном этапе развития экономической науки в работах ученых, посвященных теме управления предприятием, а особенно теме стратегического управления поднимаются вопросы, связанные с методами, инструментами управления предприятием, призванные обеспечить конкурентоспособность предприятия.
Взаимодействие предприятий, действующих в современных условиях, вынуждает их стре-
миться не только сохранить экономическую стабильность, но и занять лидирующую позицию в своем сегменте. На создание условий, которые бы обеспечили реализацию целей и задач, связанных с повышением его конкурентоспособности, на которые необходимо направлять усилия высшего менеджмента предприятия для объединения производственных, маркетинговых, экономических структур предприятия.
В связи с расширением рынков, глобализацией экономики, а также с факторами негативного воздействия политических и экономических
© Савич Ю.А., 2019
санкций, направленных против промышленных комплексов России ужесточается конкуренция на внутреннем рынке, отечественные предприятия вынуждены искать эффективные пути по сохранению собственных позиций, а не развитию стратегии, что зачастую является вопросом выживания.
В сложившихся условиях приоритетными направлениями деятельности предприятий становится повышение эффективности использования собственных ресурсов, поиск потенциальных возможностей для сохранения и улучшения экономических показателей на долгосрочную перспективу. Турбулентность и неопределенность экономической ситуации в стране снова выводит вопросы управления конкурентоспособностью на первый план экономической науки. Предприятия начинают понимать стратегическое значение конкурентоспособности и возникает необходимость поиска новых методов и моделей для повышения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости предприятий. Это определяет интерес современной экономической науки к поиску новых методов и инструментов стратеги-
ческого управления конкурентоспособностью предприятий.
Для того, чтобы перейти к исследованию вопросов управления конкурентоспособностью, необходимо рассмотреть основные понятия, которые определяют сущность конкурентоспособности и ее содержание. В концептуальную основу понятия «конкурентоспособность» заложена дефиниция «конкуренция», в переводе с латинского обозначающая соперничество за достижение наивысших выгод или преимуществ [1].
В основу первых теорий о конкуренции заложены исследования А. Смита, Б. Сэя, Д. Ри-кардо [2]. Конкуренция рассматривалась как важная и неотъемлемая часть победы и получения большего дохода чем соперник. Именно эти ученые предположили, что для победы в конкурентной борьбе продавцам необходимо обладать рядом отличительных преимуществ.
Конкуренция формирует условия осуществления предприятием свою деятельность, исходя их этого утверждения автор считает необходимым рассмотреть классификацию как определяющую среду, обеспечивающую жизнеспособ-
ность системы предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Критерии классификации конкуренции ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. № 1
Развивая теорию своих предшественников в своих трудах, К. Маркс предположил, что конкурентная борьба является обеспечивающим равновесие рынка инструментом. Его идею о равновесном значении конкуренции поддерживали в своих исследованиях Л. Вальрас и А. Маршал.
Й.М. Шумпетер, Р. Гильфердинг, К. Каутский, В. Ленин рассматривали конкурентную борьбу в контексте развития монополий и монополистической конкуренции, негативное влияющей на конкуренцию и затрудняющей развитие прогресса, как неотъемлемой части свободной конкуренции.
Диксон П.Р. в своей теории конкурентной рациональности рассматривает маркетинговую сторону конкурентной борьбы за покупателя продавцами, умеющими лучше других адаптироваться к быстроменяющейся среде и провел анализ сдвига влияния на конкурентоспособность.
В конце XX исследованиям конкурентоспособности как занимаются М. Портер, которому удалось сформулировать в своей концепции национальных конкурентных преимуществ ряд конкурентных стратегий, которые оказывают влияние на конкурентоспособность страны, фирмы. Развитие региональной и международной конкурентоспособности рассматриваются также Д. Даннингом в эклектической парадигме, посвященной развитию ОЫ-преимуществ. Ф. Коттлера определяет конкурентоспособность как качественную характеристику предприятия, определяемую его потенциалом, предоставляющим ему более выгодные позиции по сравнению с предприятиями-конкурентами, на данном рынке [4, 5, 6].
Наибольшее распространение в научной литературе получило определение конкурентоспособности, данное в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [2].
Среди российских авторов, посвятивших себя исследованию управления конкурентоспособностью предприятия необходимо отметить Р.А. Фархутдинова, А.Ю. Юданов, Е. И., Г.Л. Азоев, А.Л. Денисова, Т.М. Уляхин и др. [3].
Конкурентоспособность предприятия принято рассматривать как обеспечение устойчивого развития предприятия. Некоторые авторы в исследованиях конкурентоспособности выявили понятие конкурентоустойчивость, означающую способность предприятиями в долгосрочном периоде сохранять свои конкурентные преимущества. Данное понятие не является синонимом конкурентоспособности, однако позволяет расширить значение конкурентоспособности для предприятий функционирующих в условия монополистической конкуренции, олигополий и др.
Экономическая политика государства оказывает важное влияние на функционирование промышленных предприятий. Так создавшиеся условия экономических санкций, которые ограничивают импорт промышленных товаров на территорию Российской Федерации могут стать толчком к возрождению отечественных отраслей, что может благотворно отразится на конкурентоспособности предприятий. Но для большинства предприятий трансформации, происходящие в экономической и политической жизни страны становятся сильными дезорганизующими факторами, снижающими уровень их.
На управление конкурентоспособностью оказывает негативное влияние и то, что высшим менеджментом конкурентоспособность предприятия не всегда рассматривается как целевая составляющая стратегии, осуществляется без учета специфики развития Российского рынка и опирается на опыт иностранных компаний, без учета особенностей отраслевой конкуренции, типе рынка и т.п.. Все вышеуказанное мешает грамотно выстраивать стратегию управления конкурентоспособностью предприятия.
Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий опирается на принципы стратегического менеджмента, научные подходы к управлению конкурентоспособностью и должно быть направлено на формирование ключевых конкурентных преимуществ, связанных с положением на рынке, развитием инноваций, повышением производительности труда, эффективным использованием ресурсов, ростом прибыли предприятий, формированием эффективной организационно-управленческой структуры предприятий и развитием кадрового потенциала. На рис. 2 представлены научные подходы к управлению конкурентоспособностью.
Рис. 2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия
Эффективность инструментария стратегического управления конкурентоспособностью складывается из разумного управления предприятием основанных на выборе стратегических решений, позволяющих добиться оптимального баланса между производственным потенциалом, успешной финансовой деятельностью, конкурен-
тоспособностью и качеством производимой продукции, отлаженной сбытовой деятельностью.
Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью включает в себя определенный набор инструментов, классификация которых представлена на рис. 3.
Рис. 3. Классификация инструментов стратегического управления конкурентоспособностью предприятия
Большое внимание исследованию инструментов стратегического управления уделяется в зарубежной практике. В ежегодном сборнике «management tools and trends» из года в год определяются наиболее популярные инструменты, определяются тренды и направления развития управленческого инструментария [4]. Анализ популярности инструментов был начат в 1993 30 ЭКОНОМИНФО.
год и претерпел изменения, однако для применения некоторых инструментов наблюдается определенная стабильность, которая доказывает их работоспособность и актуальность.
Совокупность применяемых инструментов составляет инструментарий стратегического управления.
Цели и задачи инструментария стратегического управления конкурентоспособностью предприятий.
1. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия направлен на реализацию глобальных , стратегических целей предприятия и является его системой жизнеобеспечения.
2. Инструментарий стратегического должен включать в себя методы и модели, которые позволили бы предусмотреть возникновение и предотвратить или снизить влияние негативных факторов влияния на экосистему предприятия или нарушить ее целостность.
3. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия воздействует на различные компоненты управления и его функции: организационные, экономические, социальные, финансовые, производственные, информационные, технологические, психологические, объединенные в одном управленческом механизме, направленном на реализацию потребностей общества, повышая их ком-плементарность и снижая конфликты и возмущения в экосистеме предприятия [6].
4. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия с разной силой оказывает влияние на связи между подсистемами в разные временные промежутки на каждом этапе производственной деятельности предприятия.
5. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия выполняет регулирование управленческих функции, актуализирующихся по сферам деятельности предприятия.
6. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия направлен на своевременное выявление конкурентных преимуществ и анализ конкурентной среды предприятия.
7. Инструментарий стратегического управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя инструменты управления человеческими ресурсами как основным стратегическим потенциалом компании.
Для решения возникающих проблем необходимо максимально эффективно использовать внутренние ресурсы организации, обращать свои взгляды не только на изучение конкурентов, клиентов, посредников, поставщиков или окружающую среду, но на самих себя, свои внутренние возможности, которые уникальны и определяют наличие конкурентного преимущества. Благодаря наличию множества внешних угроз конкурентоспособность является уязвимой структурой для воздействия негативных факторов, оказывающих влияние на достижение устойчивого развития предприятия. И управление конкурентоспособностью предприятия возможно в рамках системного подхода и разработкой пути поиска и совершенствования составляющих системы. Процесс формирования системы управления конкурентоспособностью можно разделить по логически связанным между собой этапам, реализация которых напрямую зависит от организационно-правовой формы предприятия, от отраслевой особенности ее функционирования. Этапы реализации стратегического механизма представлены на рис. 4.
Рис. 4. Реализация инструментария стратегического управления конкурентоспособностью предприятия
Выбор определенного набора инструментов прежде всего определяется многогранностью целей, на которые должно быть направлено управляющее воздействие и применяется только после точного и внимательного анализа в соответствии стратегическим целям и задачам предприятия с учетом особенностей динамично меняющихся условий, создающих турбулентность как во внешней, так и во внутренней среде предприятия.
Литература
1. Егоров Н.С. Система стратегического управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов [Текст] / Н.С. Егоров // Вестник ЧГУ. - 2016. №5. - С.369-374.
2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. -312 с.
3. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий [Электронный ресурс] // А.А. Кузубов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-5. - С. 1028-1031. Режим доступа: URL: http:// funda-mental-research.ru/ru/article/view?id=39672.
4. Management Tools & Trends [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https:// www.bain.com/contentassets/caa40128a49c4f34800 a76eae15828e3/bain_brief-management_tools_and_ trends.pdf).
5. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф М. - : Экономика, 1989.519 с.
6. Шароватов С.В. Разработка механизма оценки конкурентной устойчивости машиностроительных предприятий [Электронный ресурс]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Шароватов Сергей Викторович.- М., 2013. 189 с.; Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01005051565.