Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании'

Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПАРТНЕРСКИЙ СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КРЕАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ СРЕДА / ВЗРАЩИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / POTENTIAL / GIFTED TEENS / THE POTENTIAL OF GIFTED TEENS / CREATIVE EDUCATION / CREATIVE EDUCATION POSSIBILITIES / CREATIVE TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL TERMS / PARTNERSHIP-STYLE COLLABORATION / CREATIVE AND REFLECTIVE ENVIRONMENT / NURTURING A CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании и раскрываются вопросы развития потенциала одаренных подростков в контексте деятельностного подхода. Представлена сущность понятий «потенциал», «одаренный подросток», «потенциал одаренного ребенка», «креативное образование», «педагогическое условие». Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании является одним из приоритетных направлений в современной системе образования, которое стремится к переориентации и изменению имеющихся приоритетов. Следовательно, появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, которая предоставит возможность для развития потенциала одаренных подростков и позволит ориентироваться в новых задачах, поиске жизненной перспективы, рождении множества нестандартных идей. На основе проведенного исследования в статье делаются выводы о возможностях креативного образования, реализации педагогических условий, педагогическом сопровождении одаренных подростков в креативном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Gifted Adolescents in Creative Education

The article discusses the pedagogical support of gifted adolescents in creative education and open questions on the development of gifted adolescents in the context of the activity approach. The essence of the concepts «potential», «gifted teen», «the potential of the gifted child», «creative education», «pedagogical condition» is presented. Pedagogical support of gifted adolescents in creative education is one of priorities in the modern education system, that seeks to revamp and change existing priorities. Consequently, there is a need to create a new educational paradigm in the modern education system, which will provide opportunities for development of gifted adolescents’ potential, and the ability to navigate new challenges, the search for life perspective, the birth of many innovative ideas. On the basis of the study the article draws conclusions about the possibilities of creative education, the implementation of pedagogical conditions, pedagogical support of gifted adolescents in creative education.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании»

УДК 37.032

В. Г. Рындак, Е. С. Михалева

Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании

В статье рассматривается педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании и раскрываются вопросы развития потенциала одаренных подростков в контексте деятельностного подхода. Представлена сущность понятий «потенциал», «одаренный подросток», «потенциал одаренного ребенка», «креативное образование», «педагогическое условие». Педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании является одним из приоритетных направлений в современной системе образования, которое стремится к переориентации и изменению имеющихся приоритетов. Следовательно, появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, которая предоставит возможность для развития потенциала одаренных подростков и позволит ориентироваться в новых задачах, поиске жизненной перспективы, рождении множества нестандартных идей. На основе проведенного исследования в статье делаются выводы о возможностях креативного образования, реализации педагогических условий, педагогическом сопровождении одаренных подростков в креативном образовании.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, потенциал, одаренный подросток, потенциал одаренного подростка, креативное образование, возможности креативного образования, креативные технологии, педагогическая деятельность, педагогические условия, партнерский стиль взаимодействия, креативно-рефлексивная среда, взращивание творческой личности.

V. G. Ryndak, E. S. Mikhaleva

Pedagogical Support of Gifted Adolescents in Creative Education

The article discusses the pedagogical support of gifted adolescents in creative education and open questions on the development of gifted adolescents in the context of the activity approach. The essence of the concepts «potential», «gifted teen», «the potential of the gifted child», «creative education», «pedagogical condition» is presented. Pedagogical support of gifted adolescents in creative education is one of priorities in the modern education system, that seeks to revamp and change existing priorities. Consequently, there is a need to create a new educational paradigm in the modern education system, which will provide opportunities for development of gifted adolescents' potential, and the ability to navigate new challenges, the search for life perspective, the birth of many innovative ideas. On the basis of the study the article draws conclusions about the possibilities of creative education, the implementation of pedagogical conditions, pedagogical support of gifted adolescents in creative education.

Keywords: pedagogical support; potential; gifted teens; the potential of gifted teens; creative education; creative education possibilities; creative technologies; pedagogical activity; pedagogical terms; partnership-style collaboration; creative and reflective environment; nurturing a creative personality.

В современной системе общего образования появляется необходимость в педагогическом сопровождении одаренных подростков, которое реализуется в создании таких педагогических условий, которые будут способствовать развитию потенциала одаренных подростков, становлению их активной позиции, позволят осуществлять поиск жизненных перспектив, генерировать множество нестандартных идей и ориентироваться в поиске новых задачах. У одаренного подростка появляется возможность приобрести «собственный внутренний мир», узнать и развить свой потенциал, строить взаимоотношения со сверстниками. Необходимо осуществлять педагогическое сопровождение одаренных подростков с учетом возрастных особенностей в креативном образовании, которое будет способствовать успешному развитию потенциала.

© Рындак В. Г., Михалева Е. С., 2017

В исследовании проблемы сопровождения одаренных обучающихся наиболее актуальным и наименее изученным остается вопрос о создании условий для развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании. В свою очередь, «потенциал» в рабочей концепции одаренности рассматривается как «обладание психическими возможностями для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не реализуемые в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности» [6, с. 25].

Понятие «педагогический потенциал» рассматривается в качестве свойства, которое присутствует в человеке и социуме в целом, социально значимых предметах и явлениях, связано с наличием определенных возможностей, способностей, ресурсов, способствующих формированию и развитию личности в процессе ее образо-

вания [5]. Однако при анализе и оценке сопровождения одаренных подростков идея развития их потенциала пока не нашла должного отражения.

Понятие «одаренный подросток» исследователи часто употребляют в качестве синонима таких понятий, как «одаренный ребенок», «вундеркинд» или «гений». В «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, др.) «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений), в том или ином виде деятельности» [6, с. 8]. Следовательно, на основе данной концепции выделим следующие особенности одаренных обучающихся: специально-умственные и высокоразвитые способности с высоким уровнем личностные достижения с выдающимися результатами в конкретной деятельности и высоким уровнем креативности [6, с. 4].

В целом, на основе обзора исследований по данной проблеме потенциал одаренного подростка мы обозначаем как совокупность

— интеллектуальных возможностей (общие интеллектуальные и конкретно академические способности). Подростки с интеллектуальными способностями быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знания. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность;

— творческих возможностей (высшее проявление активности человека в создании нового и оригинального, обнаруживается в любой сфере человеческой деятельности);

— социальных возможностей (лидерские или организаторские способности, которые связаны с легкостью установления межличностных отношений).

При этом необходимо учитывать интересы, возрастные особенности и ценности одаренного подростка в образовательной деятельности и целенаправленно развивать их потенциал, что позволяет реализовать креативное образование. Под креативным образованием мы понимаем «процесс творческого и социального взаимодействия

субъектов, их созидательного партнерства на пути к креативному результату» [7, с. 8].

Исследуя данную проблему, мы учитывали возможности влияния креативного образования на развитие потенциала одаренных подростков. Теория возможностей Дж. Гибсона определяющим указывает активное начало субъекта, который осваивает свой окружающий мир. Возможность - это «нечто, что относится одновременно и к окружающему миру, и к животному таким образом, который не передается ни одним из существующих терминов», что подразумевается взаимодополнительностью окружающего мира и самого субъекта [2].

То есть возможность является своеобразным мостиком между субъектом и образованием. Возможности креативного образования и образа жизни одаренных подростков неразрывно связаны.

Рассматривая возможности креативного образования, мы изучали и его общую педагогическую организацию. Она характеризуется системностью связей между элементами, обогащением креативной образовательной среды за счет ресурсов совместной деятельности при неформальном взаимодействии педагога и одаренного подростка, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью одаренного подростка, поддерживающейся на основе проектной деятельности, конкурсов и креативных технологий, построением доверительных отношений между одаренными подростками и ответной реакцией среды на их активность.

Креативное образование предполагает предоставление одаренным подросткам возможностей самореализации. В процессе самореализации происходит раскрытие одаренным подростком своего потенциала, эффективное использование высоких познавательных мотивов и реализация способностей посредством разноуровневых состязаний в области интеллектуальных, творческих, социальных способов деятельности, приводящих к новаторству (организация индивидуальной и коллективной проектной деятельности; конкурсы, которые позволяют одаренным подросткам представить свои креативные идеи; креативные технологии, как перспективное направление в креативном образовании).

К возможностям креативного образования в контексте развития потенциала одаренных подростков мы относим сотворчество, сотрудничество, самообразование, с учетом интересов, цен-

ностей и способностей одаренных подростков; творческую самореализацию; знания о методах, формах, средствах креативного образования; наличие креативной образовательной среды; масштаб разноуровневых состязаний в области интеллектуальных, творческих, социальных способов деятельности - креативные технологии, конкурсы, проектная деятельность; ресурс совместной деятельности субъектов образовательного процесса; создание ситуации успеха; воздействие на сильные стороны личности.

Процесс педагогического сопровождения одаренных подростков в креативном образовании определяется выбором определенных направлений деятельности:

Во-первых, это создание благоприятной атмосферы. Для создания благоприятной атмосферы в нашем исследовании четко проговаривались правила на занятиях. Например: необходимо уважительно относиться к мнению сверстников; запрещено обсуждать личные качества друг друга; говорить от собственного лица: «я бы представил», «мне нравится» и т. д.; важно внимательно слушать, не прерывать речь друг друга.

Во-вторых, возможность познать собственный потенциал и свои индивидуальные особенности посредством включения в самостоятельную деятельность на уроке. Мы ориентировались на результаты исследований В. Г. Рындак, М. М. Зиновкиной, Е. В. Бугаковой [1, 3, 8], которые включали мотивационный, содержательный, психологический блок, головоломки, резюме.

В-третьих, использование педагогических ситуаций, позволяющих отработать теоретические знания, приобрести собственный опыт, познать собственный потенциал, свои индивидуальные особенности, приобрести навыки самоанализа. Это позволило одаренным подросткам пережить сложные ситуации, находить несколько вариантов решений, видеть последствия своих действий, осознавать неправильность поведения и переосмысливать свою систему ценностей.

То есть необходимо учитывать интересы обучающихся, инновационные методы для создания или выявления интересов, применять способы поощрения одаренных подростков, изучать креативные формы и методы (проекты, самостоятельные исследования, дидактические игры, имитационные упражнения, взаимообучение, программированное обучение, обсуждение). Это позволяет фокусироваться на сильных сторонах личности, а не на недостатках, развивать потенциал одаренных подростков.

Основной целью теории и практики креативного образования мы считаем создание условий для развития потенциала одаренных подростков, их самореализации, что предполагает учет индивидуальных предпочтений в определенном виде деятельности; формирование потребности в творческом образе жизни, с учетом их интересов, способностей, возможностей; воспитание уверенности в своих креативных возможностях, смелости мыслей, а также способности генерировать нестандартные идеи.

Подчеркнем еще одно важное проявление, характерное для сопровождения одаренных подростков в креативном образовании, - это создание педагогических условий. Педагогические условия в развитии потенциала одаренных подростков в контексте нашего исследования представляют комплекс внешних и внутренних состояний образовательного процесса, от которого зависит реализация процесса развития. Следовательно, педагогические условия - необходимый компонент процесса развития потенциала одаренных подростков, позволяющий обеспечить высокий уровень развития потенциала.

К педагогическим условиям, которые обеспечивают эффективное развития потенциала одаренных подростков, мы относим партнерский стиль взаимодействия педагога и одаренного подростка; организацию креативно-

рефлексивной среды; взращивание творческой личности.

Мы исходим из того, что в процессе целенаправленного и организованного взаимодействия в партнерском стиле общения педагоги, развивая и совершенствуя потенциал одаренного подростка, обеспечивают его активность и самостоятельность с помощью креативных технологий. Например, метод фантастических гипотез обеспечил коллективное генерирование идей, способствовал развитию потенциала одаренных подростков, интеллектуальных параметров, воображения. Так, например, используя упражнение «Что будет, если...», обучающиеся, отвечая на вопросы педагога, должны были предоставить различные фантастические идей.

Необходимо уточнить реализацию мотиваци-онного, содержательного, психологического блоков, головоломки и резюме в креативно-рефлексивной среде, которая смогла проявить и развить потенциал одаренных подростков с учетом их возможностей и способностей. В ходе исследования выявлено, что правильно организованная креативно-рефлексивная среда способ-

ствовала проявлению интереса к развитию собственного потенциала.

В реализации первого блока - мотивационно-го - мы использовали притчи, которые способствовали созданию доверительной и благоприятной атмосферы на уроке, активизации одаренных подростков на продолжительную совместную деятельность.

Упражнения на развитие интеллектуальных, творческих, социальных способностей одаренных подростков в креативном образовании были реализованы в содержательном блоке. Например, упражнение «30-секундный монолог», когда обучающимся предлагалось в парах рассказать о себе в течение 30 секунд, поспособствовало развитию коммуникативных способностей. Или одаренным подросткам предлагались упражнения по написанию проектов: они анализировали сложившиеся проблемы в современном обществе и стремились воссоздать свою модель. Так, например, обучающиеся предложили проекты по созданию виртуальных комнат в интернете, по улучшению экологии в городе; проектировали модели архитектурных сооружений.

Блок психологической разгрузки предполагает упражнения по снижению психической напряженности: «Воссоздание картины», «Сообщи информацию» и др.

Реализация следующего блока проходила с помощью логических задач или головоломок.

Заключительным являлся блок рефлексии, реализованный в виде эссе. Изучая эссе одаренных подростков, мы получили следующие результаты: одаренные подростки испытали положительные эмоции в процессе развития своих способностей; способы развития собственного потенциала вызвали у них удивление; пришло осознание, что каждый человек индивидуален и имеет свой потенциал; подростки встретили сложности в принятии решения по написанию исследовательских работ; открыли новые личностные качества у одноклассников.

В процессе занятий осуществлялась интеллектуальная компьютерная поддержка посредством создания презентаций.

Одним из основных приемов экспериментальной работы по взращиванию творческой личности в креативном образовании являлось построение социальной ситуации. Такая эффективность связана с тем, что одаренные подростки получили возможность осмыслить свои действия, оценить смысл собственной жизни, более четко сформулировать цели на будущее. Напри-

мер, среди одаренных подростков проигрывалась ситуация «Мое поведение в классе», где они самостоятельно распределили роли и продумали сценарий. Прием позволил продемонстрировать возможные последствия определенного поведения.

Таким образом, педагогическое сопровождение одаренных подростков в креативном образовании является неотъемлемым элементом системы образования, который способствует развитию из потенциала. Создание условий развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании требуют дальнейшего совершенствования. Мы полагаем, что воспитательные возможности могут быть в значительной степени усилены. Потенциал одаренного подростка будет эффективно развит, если цели совместной деятельности правильно поняты обеими сторонами, приняты ими и реализуются в партнерском стиле общения; если правильно организована креативно-рефлексивная среда; при наличии ориентации на естественное взращивание индивидуальности на основе внедрения в образовательный процесс социальных ситуаций.

Библиографический список

1. Бугакова, Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Екатерина Владимировна Бугакова. - Оренбург, 2011. - 28 с.

2. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон. - М., 1988. -С. 23-89.

3. Зиновкина, М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика) [Текст] : монография [Текст] / М. М. Зиновкина. - М. : МГИУ 2007. - 306 с.

4. Коротков, Э. М. Исследование систем управления [Текст] / Э. М. Коротков. - М. : ДеКА, 2000. -120 с.

5. Митрахович, В. А. Потенциал как педагогическая категория [Текст] / В. А. Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (33). - С. 16-20.

6. Рабочая концепция одаренности [Текст] / ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М. : ИЧП Магистр, 2003. - 95 с.

7. Рындак, В. Г. Креативная личность как ценность: научно-эстетическое сопровождение развития [Текст] / В. Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2016. - № 4 (108). - С. 7-14.

8. Рындак, В. Г. Педагогика креативности [Текст] : монография / В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012. - 284 с.

9. Теория и практика креативной деятельности [Текст] : учеб. пособие / ред. О. А. Карлова, Е. А. Ноздренко, И. А. Пантелеева, И. А. Карлов. -Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012. - 372 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bugakova, E. V. Tvorcheskoe samorazvitie starsheklassnika v kreativnom obrazovanii [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Ekaterina Vladimirovna Bugakova. - Orenburg, 2011. - 28 s.

2. Gibson, Dzh. Jekologicheskij podhod k zritel'nomu vosprijatiju [Tekst] / Dzh. Gibson. - M., 1988. -S. 23-89.

3. Zinovkina, M. M. NFTM-TRIZ: Kreativnoe obra-zovanie XXI veka. (Teorija i praktika) [Tekst] : mono-grafija [Tekst] / M. M. Zinovkina. - M. : MGIU, 2007. -306 s.

4. Korotkov, Je. M. Issledovanie sistem upravlenija [Tekst] / Je. M. Korotkov. - M. : DeKA, 2000. - 120 s.

5. Mitrahovich, V A. Potencial kak pedagogicheskaja kategorija [Tekst] / V A. Mitrahovich // Izvestija Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. - 2008. - № 9 (33). - S. 16-20.

6. Rabochaja koncepcija odarennosti [Tekst] / red. D. B. Bogojavlenskoj, V D. Shadrikova. - M. : IChP Magistr, 2003. - 95 s.

7. Ryndak, V. G. Kreativnaja lichnost' kak cennost': nauchno-jesteticheskoe soprovozhdenie razvitija [Tekst] / V. G. Ryndak // Izvestija Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. - № 4 (108). - S. 7-14.

8. Ryndak, V. G. Pedagogika kreativnosti [Tekst] : monografija / V. G. Ryndak. - M. : Universitetskaja kniga, 2012. - 284 s.

9. Teorija i praktika kreativnoj dejatel'nosti [Tekst] : ucheb. posobie / red. O. A. Karlova, E. A. Nozdrenko, I. A. Panteleeva, I. A. Karlov. - Krasnojarsk : Sibirskij federal'nyj universitet, 2012. - 372 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.