Научная статья на тему 'Теоретические аспекты разработки и внедрения системы внутреннего контроля, ее оценка через показатели экономической безопасности'

Теоретические аспекты разработки и внедрения системы внутреннего контроля, ее оценка через показатели экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СТАНДАРТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ПЕРВИЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштанова А. В.

В статье проводится анализ отечественного законодательства в сфере разработанности проблемы внедрения системы внутреннего контроля. В связи с этим предложена структура внутреннего стандарта системы внутреннего контроля предприятия. Приведен перечень мероприятий по формированию системы показателей оценки состояния внутреннего контроля через показатели экономической безопасности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты разработки и внедрения системы внутреннего контроля, ее оценка через показатели экономической безопасности»

УДК 657.633.5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ЕЕ ОЦЕНКА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. В. КАШТАНОВА,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа E-mail: kashctanova@rambler. ru Самарский государственный экономический университет

В статье проводится анализ отечественного законодательства в сфере разработанности проблемы внедрения системы внутреннего контроля. В связи с этим предложена структура внутреннего стандарта системы внутреннего контроля предприятия. Приведен перечень мероприятий по формированию системы показателей оценки состояния внутреннего контроля через показатели экономической безопасности предприятия.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, стандарт системы внутреннего контроля, первичная документация, финансовая отчетность, экономическая безопасность, показатели оценки.

В современных экономических условиях перед руководством крупных предприятий не встает вопрос о необходимости внедрения системы внутреннего контроля, а ставится задача создания качественной системы внутреннего контроля, построения ее структуры, внедрения и методики оценки ее результатов. Актуальность этого вопроса обусловливается тем, что в последние годы Россия ведет внешнеэкономическую деятельность по правилам, очень близким к тем, которые существуют во Всемирной торговой организации (ВТО). Более того, Россия стала членом этой организации 22.08.2012.

Бухгалтерский учет сегодня является главным языком бизнеса, без которого невозможны полноценная хозяйственная деятельность и ее регулирование. В таких условиях каждому бухгалтеру предстоит переоценить существующие подходы к организации бухгалтерского учета. Столь существенные изменения влекут за собой и изменения в системе внутреннего контроля.

В России только в 2013 г. впервые в системе организации бухгалтерского учета предприятия появилось понятие «внутренний контроль», чему посвящена отдельная ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N° 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия подлежит обязательному аудиту, то оно обязано проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [8].

Согласно Плану Министерства финансов Российской Федерации на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международ-

ных стандартов финансовой отчетности, утвержденному приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия Федерального закона № 402-ФЗ [9]. Однако таких рекомендаций на данный момент не существует. В то же время отсутствие рекомендаций не освобождает предприятия от необходимости организовать внутренний контроль. Федеральный закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.

Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование [5].

Теоретические и практические аспекты организации контроля в различных видах экономической деятельности рассмотрены в работах Э. А. Вознесенского, В. А. Ерофеевой, А. Н. Ко-зырина, М. В. Мельник, а также зарубежных специалистов Р. Адамса, Дж. Робертсона и др.

Р. Адамс и Дж. Робертсон сходятся во мнении о том, что систему внутреннего контроля организует руководство предприятия для того, чтобы осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно, обеспечивать соблюдение политики руководства, сохранность имущества, достигать качественного документирования операций [1]. При этом Дж. Робертсон подчеркивает, что система внутреннего контроля должна служить всему предприятию в целом, а не отдельным лицам [10].

Применительно к данным утверждениям верным представляется мнение о том, что контроль — это функция управления. Э. А. Вознесенский писал: «Контроль представляет собой одну из основных функций органов руководства и управления хозяйственным и культурным строительством, состоящую в систематической проверке объектов контроля» [2]. Таким образом, осуществляя любую управленческую деятельность, невозможно избежать контроля полученного результата, а также самих управленческих решений. Актуальным в современном понимании является мнение

А. Н. Козырина, что контроль в широком смысле ответствен за сохранность предприятия [4].

Следует обратить внимание на точку зрения М. В. Мельник, согласно которой контроль призван соблюдать требования законодательства, норм и правил, установленных государством и руководством, участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций и т. д. [7]. Что является абсолютно верным и логичным, так как любая операция хозяйствующего субъекта должна быть «прозрачной».

Из приведенных выше мнений можно сделать вывод, что контроль — это функция управления, охватывающая производственную, хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, а также удерживающая ее в рамках законодательства.

В. А. Ерофеева в своих трудах приводит данные о существовании функций управления. Из них видно, что учет и анализ не выделяются как самостоятельные функции управления, а контроль включает в себя учет [3]. Такая точка зрения согласуется с общепринятой в международных теории и практике.

В рамках данного вопроса нельзя оставить без внимания основной международный документ системы внутреннего контроля — доклад «Внутренний контроль: интегрированный подход» (COSO), подготовленный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тридуэя (the Committee of Sponsoring Organizations ofthe Treadway Commission's Internal control — Integrated Framework), который определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров предприятия, менеджментом, другим персоналом, предназначенный для обеспечения разумной гарантии достижения целей в следующих категориях:

— эффективность и результативность операций;

— надежность финансовой отчетности;

— соблюдение соответствующих законов и правил.

В докладе подчеркивается, что система внутреннего контроля — это инструмент, а не заменитель управления, и что средства контроля должны быть встроены в операционную деятельность, а не построены на ее базе. Хотя в указанном докладе внутренний контроль определяется как процесс, рекомендуется проводить оценку эффективности

внутреннего контроля на определенный момент времени.

По вопросу организации системы внутреннего контроля на предприятии доклад COSO обращает внимание на ограничения системы внутреннего контроля, а также на роли и обязанности сторон, влияющих на систему. Ограничения могут быть связаны с ошибочным человеческим суждением, неправильным толкованием инструкций, ошибками, злоупотреблениями менеджеров, тайным сговором, соотношением затрат и результатов. Таким образом, доклад COSO определяет недостатки системы внутреннего контроля, которые заслуживают особого внимания.

Согласно COSO наиболее полной считается система внутреннего контроля, когда существуют и эффективно функционируют все пять компонентов, из которых состоит система внутреннего контроля:

— контрольная среда;

— оценка риска;

— действия по осуществлению контроля;

— информация и коммуникации;

— мониторинг.

Итак, COSO включает в себя контрольную среду как компонент и рассматривает такие понятия, влияющие на контрольную среду, как «честность» и «этические ценности», «компетенция персонала», «философия» и «стиль руководства», «распределение полномочий и обязанностей».

По нашему мнению, контрольная среда — это отношение к внутреннему контролю. Контрольная среда оказывает глубокое влияние на деятельность предприятия и обеспечивает основу для всей системы внутреннего контроля. Если контрольная среда не является положительной, общая система внутреннего контроля не будет столь эффективной, как должна быть.

Оценка риска в COSO определяется как важный и сложный компонент внутреннего контроля. Доклад COSO обращает внимание на риски, которые связаны с недостижением поставленных целей и несоблюдением требований. COSO рассматривает определение внешних и внутренних рисков деятельности. Также встречается понятие «управленческий анализ риска», которое включает в себя оценку значимости риска, вероятности его возникновения, методы управления риском.

В COSO отмечается необходимость установления взаимосвязи между целями предприятия и средствами контроля.

Что касается действий по осуществлению контроля, то в COSO обсуждаются процедуры контроля и действия по его осуществлению, используемые на всем предприятии. При этом в докладе COSO делается акцент на то, кто реализует действия и операционные цели.

Относительно информационных и коммуникационных систем COSO предусматривает необходимость фиксирования внутренней и внешней информации, а также предъявляет требования к качеству информации.

И последний компонент системы внутреннего контроля — мониторинг. COSO усматривает ответственность руководства в мониторинге всех процессов, связанных с информационными технологиями с целью обеспечения работоспособности средств контроля.

COSO рассматривает внутренний контроль как управленческую функцию, которая сопровождает каждое действие любого работника предприятия в связи с исполнением функциональных обязанностей, а также затрагивает такие важные понятия, как информационная система, риски, бизнес-процессы, автоматизация системы внутреннего контроля, которые необходимо использовать при разработке стандарта.

Возьмем доклад COSO за основу при разработке внутреннего стандарта системы внутреннего контроля предприятия, при этом интегрируя понятия COSO с мнениями отечественных авторов.

Внутренний контроль должен носить непрерывный характер, чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы в любой момент времени.

Система внутреннего контроля стремится к достижению следующих целей:

— защита активов и собственности;

— эффективное использование ресурсов предприятия и снижение потерь;

— обеспечение надежности информации и достоверности финансовой отчетности;

— снижение внутренних рисков, а также рисков, вызванных взаимодействием предприятия с внешней экономической средой.

Но, следуя современным тенденциям, по

нашему мнению, к вышеперечисленному следует добавить такую позицию, как обеспечение экономической безопасности предприятия.

В современных экономических условиях для предприятия важно взаимодействие системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Несмотря на то, что согласно концепции COSO одна является частью другой, на наш взгляд, имеет смысл выделить их в самостоятельные системы, так как очевидно, что условия, предъявляемые ВТО, требуют принципиально иного подхода к ведению финансовой отчетности и повышению ее прозрачности.

Также в системе внутреннего контроля выделим такой инструмент контроля, как систему анализа, представляющую собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля находятся в зависимости друг от друга. Система внутреннего контроля основана на информации, формируемой системой бухгалтерского учета. Информационными базами для системы внутреннего контроля являются финансовая отчетность, которая включает в себя информацию о деятельности предприятия в разрезе видов имущества и обязательств, а также управленческий учет и отчетность для целей определения эффективности управления каждым процессом.

При этом наблюдается и обратная зависимость, при которой нарушения в системе внутреннего контроля делают невозможным формирование достоверного бухгалтерского учета. Следствием этого является то, что система анализа также будет испытывать сильнейшие риски недостоверной информации и на входе и на выходе. В итоге вся система управления будет дезориентирована.

Внутренний контроль предприятия влияет на многие факторы и определяет состояние, при котором максимально исключены причины, вызывающие нестабильность функционирования предприятия и мешающие его развитию, т. е. результатом взаимодействия перечисленных выше систем является система экономической безопасности.

Итак, первой задачей работников службы внутреннего контроля становится разработка

системы стандартов по внутреннему контролю. После утверждения стандартов становятся понятны «правила игры», а служба внутреннего контроля получает реальный инструмент для организации работы.

Рассмотрим несколько общих правил разработки внутреннего стандарта для предприятия.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля предприятия. Внутренние стандарты разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям целесообразности, а именно:

— практической пользы;

— соответствия принципу преемственности и непротиворечивости — каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

— логической стройности — обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

— полноты и детализации — полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

— единства терминологической базы — содержать одинаковую трактовку терминов и документов во всех стандартах и документах.

Следуя требованиям к структуре внутреннего стандарта, необходимо раскрыть содержание основных его структурных единиц, определить цель и задачи, сферу его применения, объект стандартизации и т. д.

При написании стандарта необходимо обратить внимание на регламентирующие параметры, т. е. нормативные документы, требования которых должны соблюдаться, причем как российские, так и международные в связи с вступлением России в ВТО.

Стандарт устанавливает единые требования к системе внутреннего контроля для всех структурных подразделений предприятия, а также регламентирует деятельность контролеров в рамках предприятия, т. е. объектом стандартизации выступает совокупность приемов и методов системы внутреннего контроля.

Основная терминология и понятия, используемые на предприятии в рамках системы внутреннего контроля, должны быть четко определены и описаны.

Целями стандарта являются регламентация, детализация, рационализация, унификация контрольной деятельности, направленной на выявление и снижение рисков, а также повышение качества контрольных процедур.

Обязательным элементом стандарта является инструкция по обеспечению документирования информации о деятельности предприятия и среды, в которой она осуществляется, т. е. необходимо установить унифицированную систему документации. По нашему мнению, обязательным элементом стандарта о внутреннем контроле должен быть раздел, посвященный оформлению материалов проверки, принятию соответствующих решений и контролю за их выполнением.

В первую очередь необходимо описать процесс разработки системы внутреннего контроля. Составляется график работ, и формируется рабочая группа по разработке стандартов контроля. В ее состав необходимо включить внутреннего аудитора и специалиста по анализу, а также привлекать в качестве экспертов руководителей тех подразделений, для которых создаются процедуры контроля.

При переходе к компонентам системы внутреннего контроля отправной точкой для любого предприятия при создании системы внутреннего контроля является описание бизнес-процессов. Для того чтобы выстроить систему внутреннего контроля, нет необходимости описывать все бизнес-процессы подразделений, которые были отобраны для внедрения системы внутреннего контроля. В такой ситуации система внутреннего контроля будет неоправданно громоздкой и неуправляемой. В то же время необходимо отметить, что система внутреннего контроля будет неполноценной, если не охватывает деятельности всех сотрудников предприятия независимо от выполняемых ими работ. Это позволяет управлять максимальным количеством рисков, которым подвержена деятельность предприятия.

В этом вопросе, как представляется, следует исходить из оценки условия эффективности системы контроля в целом, а также эффективности отдельного элемента системы контроля, при этом

чем больше коэффициенты эффективности, тем эффективнее элемент системы контроля и, как следствие, система внутреннего контроля в целом.

Ряд авторов предлагает исключать из системы все элементы, которые не удовлетворяют условию эффективности, а затем последовательно исключать элементы с наименьшими значениями коэффициента эффективности до тех пор, пока коэффициент эффективности системы в целом не достигнет максимального значения.

Описание бизнес-процессов должно быть связано с отражением информации на счетах. Следует отметить, что описание бизнес-процессов должно быть максимально детальным и учитывать движение отдельных документов внутри предприятия или подразделения.

Представляется целесообразным подход, при котором все процессы должны быть поделены на первичные и вспомогательные. Некоторые из вспомогательных процессов выделяют в отдельный класс процессов развития, т. е. описываемые бизнес-процессы предприятия должны быть разделены следующим образом:

— первичными процессами называются основные и создающие ценности процессы предприятия. Эти процессы пронизывают все предприятие, начиная с потребителя и заканчивая поставщиками;

— вспомогательные процессы, которые не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов;

— развивающиеся процессы, позволяющие создать цепочку ценностей в основном и вспомогательном процессах на новом уровне показателей.

Основная задача, которая должна быть решена в ходе описания бизнес-процессов, — наглядное представление всех работ, выполняемых сотрудниками подразделений, для того чтобы в дальнейшем на основании этих данных определить участки, связанные с риском возникновения недостоверной информации или существенных финансовых потерь.

Важным разделом стандарта является раздел, определяющий источники риска и действия контролера при возникновении последних. Главными задачами этого раздела являются:

— выявление областей повышенного риска;

— оценка уровня риска;

— оценка приемлемости данного уровня риска для предприятия;

— разработка при необходимости мер по предупреждению или снижению риска;

— если рисковое событие произошло, принятие мер к возмещению причиненного ущерба.

Условия искажения риска могут быть следующими:

— высокая степень вмешательства руководства в учетный процесс;

— высокая степень ручного вмешательства в процесс сбора данных и их обработки;

— применение сложных расчетов или учетных принципов;

— характер нетипичных хозяйственных операций, который может осложнить порядок применения эффективных средств контроля;

— существование различных подходов в отношении принципов расчета оценочных значений и признания доходов;

— субъективное профессиональное суждение учетного персонала, требующее допущений о влиянии исхода будущих неопределенных событий.

Источники риска делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники связаны с тех-нико-организационнымиусловиями функционирования предприятия. Внешние источники связаны с деятельностью предприятия, средой его функционирования и определяют риск существенного искажения финансовой отчетности.

Факторы технико-организационной среды функционирования предприятия, влияющие на уровень риска, включают:

— персональные факторы (количественные и качественные);

— материально-технические факторы;

— структурно-процессуальные факторы.

Источником внутренних рисков является

само предприятие. Эти риски возникают в случае неэффективного руководства, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается оценки рисков, то на этапе внедрения системы внутреннего контроля оценки существующих рисков могут обладать большой погрешностью. Однако в будущем, внедрив систему внутреннего контроля и накопив достаточное количество данных о возникших ошибках в работе

подразделений, состав рисков и их существенность могут быть оценены с высокой точностью.

Следующим шагом после описания бизнес-процессов и выявления присущих им рисков должно быть определение контрольных процедур, что позволит получать оперативную и объективную информацию о состоянии деятельности предприятия действующим регламентам и корректировать действия в случае их нарушения. Описание контрольной процедуры должно содержать следующие основные положения:

— цели контроля;

— последовательность действий;

— периодичность проведения контроля;

— ответственный за контроль сотрудник;

— документ, в котором отражен факт осуществления контроля.

Все процедуры контроля, подлежащие описанию, необходимо разделить на четыре группы: директивные, профилактические, детективные и корректирующие.

Директивные процедуры предназначены для того, чтобы направлять работу предприятия в нужном направлении. Директивными являются законы, бизнес-планы, бюджеты, руководства по осуществлению бизнес-процессов.

Профилактические процедуры позволяют выявить и предотвратить нежелательные варианты развития событий. Разделение обязанностей, визирование и разрешение сделок контролерами процесса, а также принятие решений на основе регулярных отчетов по исполнению договоров относятся к этой группе средств внутреннего контроля.

Детективные процедуры — способы идентифицировать и информировать руководство предприятия о нежелательных событиях, если они наступили. Это позволяет руководству своевременно корректировать работу предприятия.

Корректирующие процедуры предназначены для контроля за каким-либо бизнес-процессом или сделкой, если события развиваются в нежелательном направлении. Подготовка отчетов и контроль руководства за проблемными ситуациями относятся к корректирующим процедурам.

Система внутреннего контроля предприятия должна строиться таким образом, чтобы соблюдались следующие условия:

— процедуры системы внутреннего контроля должны соответствовать тем рискам предприятия, влияние которых может быть снижено или устранено средствами контроля;

— процедуры системы внутреннего контроля и все возможные средства их реализации должны иметь характеристики, функционировать и взаимодействовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой системе;

— каждая процедура системы внутреннего контроля, все возможные средства ее реализации, как и вся система контроля в целом, должны иметь положительный результат;

— для каждого /-го элемента модели контролируемого риска имеется ]-й элемент системы контроля, предназначенный для защиты предприятия от этого элемента риска.

Нельзя забывать о тестировании качества внедренных контрольных процедур. Тестирование системы контроля должно осуществляться на соблюдение разработанных контрольных процедур и выявление причин появления ошибок в отчетности, которые не были предотвращены системой контроля.

Надо отметить, что первое время после внедрения системы необходимо ежемесячное тестирование процедур контроля. Это позволит исключить ошибки, допущенные при разработке. В дальнейшем тестирование системы внутреннего контроля может проводиться реже.

Результат управленческих решений во многом зависит от достоверности бухгалтерской и управленческой отчетности. Как отмечалось ранее, контрольные процедуры должны носить непрерывный характер и сопровождать бизнес-процессы от начала и до конца. По нашему мнению, контрольные процедуры должны начинаться с контроля первичной документации, потому что искажение данных в отчетности может быть связано с ошибками обработки первичных документов. Совокупность первичных учетных документов в бухгалтерском учете представляет основной способ наблюдения, измерения и регистрации хозяйственной деятельности предприятия. Первичные документы дают письменное разрешение на совершение хозяйственной операции; представляют письменное доказательство факта осуществления хозяйственной операции; а также используются для формирования

регистров аналитического и синтетического учетов и отчетных форм. Первичная документация служит основанием для составления бухгалтерских проводок и, как следствие, помогает определять существенность счетов бухгалтерского финансового и управленческого учета, искажение информации по которым может ввести в заблуждение руководство предприятия или внешних пользователей отчетности, что доказывает необходимость осуществления контроля и на этапе вывода информации для составления бухгалтерской финансовой отчетности.

Внедрение системы внутреннего контроля позволит обеспечить надежность финансовой информации, а также снизить риски принятия ошибочных решений [6].

Таким образом, необходимо создание модели показателей и индикаторов, всесторонне оценивающих, характеризующих и описывающих систему внутреннего контроля с возможностью прогнозирования ее изменений, а также укрепления. Модель необходима также для установления состояния достижения поставленных целей, в числе которых важное место занимает экономическая безопасность предприятия.

Следует подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей предприятие теряет способность к динамичному развитию, конкурентоспособность и, как следствие, обречено на финансовую несостоятельность и банкротство.

Так как целью коммерческой деятельности является получение максимальной выгоды, т. е. дохода или прибыли, то для проведения исследований в качестве показателей оценки системы внутреннего контроля в проведенном исследовании предлагается опираться на ключевые показатели финансового положения предприятия. Следует отметить, что систему внутреннего контроля можно оценить абсолютными и относительными показателями, но предлагается сделать упор на относительные показатели, если есть заинтересованность в контроле состояния предприятия в целом.

Итак, для получения оценки экономической безопасности в первую очередь необходимо составить систему показателей, от которых этот критерий будет зависеть:

1) рентабельность деятельности (эффективность управления);

2) платежеспособность и финансовая устойчивость (ликвидность);

3) деловая активность (оборачиваемость средств);

4) эффективность использования имущества (рыночная устойчивость);

5) инвестиционная привлекательность.

Следующим этапом является установление

зависимости между показателями предприятия.

Установление зависимости и измерение ее тесноты между обобщенными и частными показателями основано на формировании выражения связи между анализируемыми показателями, показывающей, каким образом изменение факторных признаков влияет на результативный признак. В качестве результативного признака примем показатель экономической безопасности.

Затем осуществляется установление типа экономической безопасности предприятия путем сопоставления полученных значений показателя с эталонными показателями экономической безопасности. Отнесение расчетного значения к одной из групп эталонов устанавливает степень экономической безопасности предприятия.

В свою очередь встает справедливый вопрос о правильном выборе эталона для сравнения. Если исходить из того, что уровень экономической безопасности на предприятии должен значительно превышать уровень известных аналогов, за эталон может быть принят лучший из существующих в мире. Если же интересует реальная картина положения предприятия, то в качестве эталона для сравнения нужно принять лучший образец российского происхождения, а также существующие и применяемые на предприятии и у конкурентов варианты решения данной задачи. Здесь могут возникнуть трудности при выборе эталона, обусловленные тем, что предприятия в большинстве случаев стараются отличаться от своих конкурентов. Исходя из этого, следует, что показатели одного предприятия можно сравнить с эталонами только при приведении их в сопоставимый вид.

Предложенные показатели используются в управлении финансовой устойчивостью предприятия, но не стоит игнорировать ряд значимых для экономической безопасности объектов, таких как:

— кадровые показатели;

— технологические показатели;

— информационные показатели;

— силовые показатели.

Наряду с моделированием чисто экономических процессов необходимо моделирование социально-политических ситуаций и ряда других процессов.

Применение внутреннего стандарта системы внутреннего контроля на предприятии позволит реализовать контроль над бизнес-процессами и связанными с ними рисками и, как результат, обеспечить состояние экономической безопасности предприятия.

Список литературы

1. Адамс Р. Основы аудита / пер. с англ.; под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 589 с.

2. Вознесенский Э. А. Внутрихозяйственный контроль на предприятиях. М.: Знание, 1967. 298 с.

3. Ерофеева В. А. Учет и контроль использования ресурсов в объединении. Л.: ЛГУ, 1987. 174 с.

4. Козырин А. Н. Финансовый контроль // Финансовое право / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. 310 с.

5. Корнеева Т. А. Информационное обеспечение управленческого контроля // Экономические науки. 2006. № 16. С. 75—82.

6. Маняева В. А. Учет и контроль в системе управления хозяйствующего субъекта // Экономические науки. 2009. № 50. С. 311—313.

7. Мельник М. В., Звездин А. Л., Пантелеев А. С. Ревизия и контроль: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. 520 с.

8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

9. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: приказ Минфина России от 30.11.2011 № 440.

10. Робертсон Дж. Аудит / пер. с англ. М.: Контакт, 1993. 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.