ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
С.В. Филин
В статье отражены основные функции Банка России. Четкое и последовательное выполнение Банком России своих функций позволяет обеспечивать необходимую защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, развитие и укрепление банковской системы России, обеспечивая при этом эффективное и бесперебойное функционирования платежной системы страны.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, стратегия развития банковского сектора, Банк России по Тамбовской области.
Банковская система России при переходе экономики на рыночные рельсы прошла сложный путь.
Современная двухуровневая банковская система России формировалась в конце 80-х годов с учетом опыта работы банков зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. И сегодня она представлена широкой сетью кредитных организаций с их филиалами - на одном уровне и Банком России с его подразделениями на другом уровне.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. При этом Банк России осуществляет их независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Главными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Для реализации этих целей Банк России наделен следующими функциями, основными из которых являются:
- разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством России;
- организация эффективного надзора и банковского регулирования за деятельностью кредитных организаций;
- установление правил проведения банковских расчетов и организации платежной системы страны;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.
Банк России также осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Указанные функции являются достаточно объемными и требуют значительных усилий Банка России для их реализации в полном объеме и с надлежащим качеством.
Рассмотрим основные функции Банка России, к которым в первую очередь относится проведение единой государственной денежно-кредитной политики, которая направлена на достижение стабильного уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.
Для достижения указанных целей Банк России в настоящее время применяет режим управляемого плавающего валютного курса. Сохранение данного режима обусловливается значительной степенью зависимости российской экономики от ситуации на мировых товарных рынках. Кроме того, режим управляемого плавающего валютного курса при полной либерализации операций с капиталом в условиях неопределенности движения потоков капитала и курсов основных мировых
валют позволяет сглаживать негативное влияние на экономику России процессов, происходящих на международных финансовых рынках.
Сохранение в настоящее время высоких цен на нефть и нефтепродукты, способствует притоку в страну иностранной валюты по каналу экспортных операций. Дополнительным каналом притока в страну иностранной валюты в 2006 г. стал чистый ввоз капитала частным сектором, который по своим объемам в несколько раз превысил показатели предыдущих лет. В соответствии с антиинфляционной направленностью своей политики Банк России в 2006 г. не препятствовал складывающейся тенденции к укреплению рубля. В то же время с целью поддержания конкурентоспособности отечественного производства Банк России в течение 2006 г., проводя интервенции на внутреннем валютном рынке, сдерживал темпы укрепления рубля. В этих условиях при выбранном режиме управляемого плавающего валютного курса денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования формировалось, главным образом, в результате приобретения Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
В целях ограничения негативного влияния роста денежного предложения на инфляционные процессы в экономике, Банк России и Правительство Российской Федерации предпринимают меры по абсорбированию ликвидности, существенная часть которой в
2006 г., так же как и в 2004-2005 гг., была стерилизована через механизм Стабилизационного фонда.
Темпы роста спроса на национальную валюту в настоящее время остаются на достаточно высоком уровне, что обусловлено, главным образом, сохраняющимися высокими темпами роста внутреннего спроса. Кроме того, устойчивая тенденция к укреплению рубля на внутреннем валютном рынке способствует ускорению процессов дедолларизации российской экономики и увеличению перетока сбережений из иностранной валюты в национальную, что повышает спрос на рублевую денежную массу. Учитывая действие указанных факторов, Банк России системно повышает оценку темпов прироста спроса на национальную валюту. Так, рост спроса на деньги в 2006 г. сопровождался
существенным и более интенсивным по сравнению с предшествующим годом снижением скорости обращения денег. Под влиянием структурных изменений в составе денежной массы скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась за 2006 г. в среднегодовом выражении на 13,5 % (за 2005 г. - на 6,5 %). Денежный агрегат М2 за 2006 г. увеличился на
48,8 % по сравнению с 38,6 % за предшествующий год, что отражало более высокие, чем в 2005 г., темпы роста спроса на рублевую денежную массу. При этом по Тамбовскому региону денежный агрегат М2 за 2006 г. увеличился на 33,84 %, по сравнению с 28,6 % за 2005 г., что несколько ниже общероссийских показателей.
Позитивные изменения в структуре рублевой денежной массы характеризовались заметным ростом срочных депозитов в национальной валюте. Ускорению темпов их роста в 2006 г. по сравнению с 2005 г. способствовало укрепление рубля по отношению к доллару США и евро, что стало дополнительным стимулом сбережений в национальной валюте. В результате за 2006 г. объем срочных рублевых депозитов увеличился на 55,4 % по сравнению с 44,2 % за предшествующий год, а их доля в структуре денежного агрегата М2 возросла с 36,1 до
37,7 %. В Тамбовской области по состоянию на 1 января 2007 г. объем вкладов населения составил 12566 млн руб. и за год увеличился на 3700,2 млн руб., или на 41,7 %, при этом доля вкладов свыше года в общем объеме возросла с 59,4 % до 61,7 %.
В России продолжается рост доходов населения. Так, динамика роста наличных денег в обращении в 2006 г., так же как и в предыдущие годы, обусловливалась, главным образом, именно продолжившимся ростом денежных доходов населения. В результате в целом по России за 2006 г. темпы прироста денежного агрегата М0 составили 38,6 %, превысив показатель 2005 г. (30,9 %), однако были наименьшими по сравнению с темпами прироста других рублевых денежных агрегатов. В Тамбовской области за 2006 год темпы прироста денежного агрегата М0 составили 32,4 %, превысив показатель 2005 г. (28,9 %).
В Тамбовской области номинальные доходы населения в 2006 г. составили 88,2 млрд руб., что на 26,4 % превышает уровень 2005 г. Ре-
альные денежные доходы населения Тамбовской области (скорректированные на индекс потребительских цен) за 2006 г. увеличились на 14,6 %, что больше, чем в 2005 г. (12 %), и в целом по Российской Федерации (10 %). Значимое влияние на динамику доходов продолжает оказывать рост заработной платы.
Удельный вес наличных денег в структуре денежного агрегата М2 в течение 2006 г. снизился с 33,2 до 31 %. Значительное сокращение спроса населения на наличную иностранную валюту проявилось, в частности, в том, что суммарный объем нетто-продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился за 2006 г. более чем в два раза по сравнению с 2005 г. Столь масштабное сокращение этого показателя отмечалось впервые за период с начала 2000 г. Согласно данным платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков снизился за 2006 г. на 11,6 млрд долл. США (за 2005 г. - на 1,2 млрд долл. США). Существенно изменилась в 2006 г. и динамика вкладов населения в иностранной валюте. Так, если в 2005 году срочные вклады населения, составляющие наибольший удельный вес в структуре всех вкладов в иностранной валюте, увеличились в долларовом выражении почти на 25 %, то в 2006 г. их прирост составил менее 1 %. В результате доля всех депозитов в иностранной валюте (нефинансовых организаций и населения) в структуре денежной массы по методологии денежного обзора (данный денежный агрегат включает депозиты в иностранной валюте) на 1 января 2007 г. составила 11,4 %, снизившись по сравнению с началом 2006 г. почти на 5 процентных пунктов, и была минимальной за весь послекризисный период.
Основными источниками увеличения денежной массы в 2006 г. были рост чистых иностранных активов органов денежнокредитного регулирования и рост требований кредитных организаций к нефинансовому сектору экономики. При этом темпы прироста чистых иностранных активов денежных властей в 2006 г. несколько снизились по сравнению с 2005 г. (52,3 % по сравнению с
54,8 %), а темпы прироста требований к нефинансовому сектору экономики возросли -с 34,5 до 47,2 %.
В течение 2006 г. наиболее динамично росло кредитование населения. В России за
2006 г. общий объем предоставленных физическим лицам кредитов увеличился на 75,1 %, а общий объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, возрос на
39,6 %. При этом доля кредитов населению в общем объеме выданных кредитов за 2006 г. увеличилась с 18,5 до 21,9 %.
В Тамбовской области по сравнению с 1 января 2006 г. прирост объема кредитов, предоставленных физическим лицам, составил 1282,9 млн руб., или 41 % и на 1 января
2007 г. их объем составил 4412,4 млн руб.
Заметный рост ключевых процентных
ставок ФРС США и ЕЦБ в 2006 г., обусловивший увеличение краткосрочных процентных ставок на внешних финансовых рынках, позволил Банку России проводить более активную антиинфляционную процентную политику на денежном рынке, осуществляя более значительное повышение процентных ставок по своим стерилизационным инструментам без риска увеличения притока краткосрочного иностранного капитала. В то же время, принимая во внимание снижение инфляции, Банк России дважды в 2006 г. снижал ставку рефинансирования на 0,5 процентных пункта (с 26 июня и с 23 октября), что способствовало некоторому снижению стоимости заимствования в экономике и повышению доступности кредитных ресурсов для экономических агентов. Результатом такой политики стало сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России. Нижняя граница коридора, формируемая ставкой по депозитным операциям на стандартных условиях (привлечение средств от
1 дня по 1 неделю, а также «до востребования»), была повышена в 2006 г. с 0,5 до 2,25 % годовых, а верхняя граница коридора (ставка по кредитам «овернайт») - снижена с 12 до 11 % годовых. Процентные ставки денежного рынка в течение большей части 2006 года находились в рамках коридора процентных ставок Банка России, при этом их волатильность несколько снизилась.
Определенным отражением процентной политики Банка России стало снижение в целом по итогам 2006 г. средних ставок по кредитным операциям банков с небанковскими заемщиками. Средняя ставка по краткосрочным рублевым кредитам нефинансо-
вым организациям (до 1 года) в 2006 г. составила 10,5 % годовых по сравнению с
10,7 % годовых в 2005 г. Средние ставки по краткосрочным кредитам населению за этот период снизились с 20,7 до 19,0 % годовых, по долгосрочным кредитам - с 19,1 до 16,8 % годовых. Снижение ставок способствовало дальнейшему расширению кредитных операций банков, прежде всего операций по кредитованию населения.
Ставки по вкладам населения в 2006 г. также снижались. Средняя ставка по краткосрочным (до 1 года) вкладам населения в рублях составила 7,9 % годовых по сравнению с 8,7 % годовых в 2005 г. Средняя ставка по депозитам населения на срок от 1 до 3 лет уменьшилась с 9,0 до 8,1 % годовых. Поскольку процентные ставки по депозитам населения снизились в меньшей степени, чем инфляция, такое снижение процентных ставок не привело к замедлению темпов прироста рублевых вкладов населения в банках: их объем увеличивался интенсивнее, чем в 2005 г.
Сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России в 2006 г., уменьшение волатильности ставок межбанковского кредитного рынка и общее снижение ставок в экономике на фоне снижения инфляции создают основу для повышения роли процентных ставок при принятии решений экономическими агентами. Динамика денежного предложения, формируемого на уровне органов денежно-кредитного регулирования, в 2006 г. определялась масштабным усилением платежного баланса Российской Федерации относительно предыдущего года и существенным укреплением рубля по отношению к иностранным валютам. Банк России стремится к обеспечению соответствия предложения растущему спросу на деньги путем использования системы инструментов денежно-кредитной политики с учетом действия бюджетных механизмов абсорбирования свободной ликвидности банковского сектора.
Для достижения целей денежно-кредитной политики Банк России использовал весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов по стерилизации и предоставлению денежных средств кредитным организациям, включая как операции на открытом рынке, так и инструменты постоянного действия.
Депозитные операции и операции с Облигациями Банка России (далее ОБР) в 2006 г. были основными инструментами денежнокредитной политики, позволяющими Банку России абсорбировать свободную ликвидность кредитных организаций.
Депозитные операции проводились Банком России как на стандартных условиях (привлечение средств от 1 дня до 1 недели, а также «до востребования»), так и еженедельно на основе депозитных аукционов со сроками привлечения средств 4 недели и 3 месяца. Общий объем денежных средств, привлеченных в депозиты в 2006 г., составил
9.7 трлн руб. Максимальный объем задолженности Банка России по депозитным операциям в 2006 г. возрос до 375,2 млрд руб., тогда как в 2005 г. он составил 284,3 млрд руб.
Применение Банком России операций с собственными облигациями в качестве рыночного инструмента абсорбирования избыточной ликвидности производилось на более длительные сроки, чем при привлечении банковских средств в депозиты. В последнем месяце каждого квартала 2006 г. проводилось размещение выпуска ОБР с шестимесячной офертой (обязательством обратного выкупа). Таким образом, одновременно в обращении находилось два выпуска ОБР: со сроком до оферты 3-6 месяцев и со сроком до оферты 0-3 месяца. Еженедельно Банк России проводил аукционы по доразмещению выпуска ОБР с более долгим сроком до выкупа. Кроме того, в целях поддержания ликвидности данного выпуска Банк России выставлял на вторичном рынке двухсторонние котировки купли-продажи и на их основе осуществлял операции.
Каждое квартальное размещение выпуска ОБР сопровождалось предложением Банка России о выкупе уже обращающегося выпуска при условии использования полученных участниками рынка денежных средств на покупку вновь размещаемых облигаций. Данная схема способствовала укрупнению вновь размещаемого выпуска и повышению его ликвидности.
В 2006 г. спрос кредитных организаций на ОБР возрос по сравнению с 2005 г. -среднедневной номинальный объем в обращении облигаций Банка России составил
141.7 млрд руб. против 75,4 млрд руб. в предыдущем году, что показывает возросшую
роль данного инструмента при стерилизации свободной банковской ликвидности.
С целью снижения рисков масштабного притока краткосрочного иностранного капитала Банк России на аукционах по продаже ОБР устанавливал процентные ставки на сопоставимом или более низком уровне, чем ставки на внутреннем и внешнем межбанковских рынках.
Центральный банк также проводит операции по продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля без обязательств обратного выкупа. Они использовались в качестве дополнительного инструмента изъятия ликвидности в условиях повышения инфляционного давления на экономику. Банк России проводил данные операции на вторичном рынке, в том числе в форме аукционов. За 2006 г. общий объем продажи Банком России ОФЗ на открытом рынке по рыночной стоимости составил 20,4 млрд руб.
Наряду с этим Банк России проводит операции прямого РЕПО. Так, в 2006 г. операции прямого РЕПО являлись основным рыночным инструментом Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. Поскольку уровень ставок по данному инструменту в течение большей части года был выше уровня ставок денежного рынка, основной задачей Банка России при проведении операций прямого РЕПО являлось предоставление ликвидности банковскому сектору в случае ее острой нехватки. За 2006 г. объем сделок прямого РЕПО составил около 2 трлн руб., увеличившись по сравнению с
2005 г. на 31 %. Спрос участников рынка был сконцентрирован в сегменте однодневного РЕПО, средневзвешенная процентная ставка сделок прямого РЕПО сроком на один день находилась в диапазоне 6-6,47 % годовых.
С целью регулирования ликвидностью Банк России выдает кредитным организациям внутридневные кредиты. В 2006 году возрос спрос на внутридневные кредиты, способствовавшие бесперебойному осуществлению расчетов между кредитными организациями и более эффективному управлению собственной ликвидностью в течение операционного дня. Объем внутридневных кредитов увеличился по сравнению с 2005 годом почти в 2 раза и составил 11,3 трлн. рублей, что в существенной степени было связано с ростом на 31% числа кредитных организаций
и их филиалов, пользовавшихся указанным механизмом кредитования.
На территории Тамбовской области внутридневными кредитами активно пользуется Филиал № 8594 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Тамбовское отделение, которому установлен лимит кредитования в пределах 30 млн руб. При этом в течение
2006 г. указанному филиалу было предоставлено внутридневных кредитов на общую сумму 400,3 млн руб.
В качестве инструмента регулирования используются и кредиты «овернайт». В 2006 г. объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» увеличился на 52,7 % и составил 47 млрд руб. по сравнению с 30,8 млрд руб. в 2005 г. Указанные кредиты предоставлялись по процентной ставке, равной ставке рефинансирования. Количество кредитных организаций и их филиалов, которые воспользовались кредитами «овернайт», в 2006 г. увеличилось на 19 % и составило 137 (в 2005 г. - 115).
Банком России активно используются кредиты под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты). Так, ломбардные кредиты предоставлялись в 2006 г. как на аукционной основе (еженедельно на срок 14 календарных дней), так и ежедневно по фиксированной процентной ставке (на срок 7 календарных дней). Общий объем предоставленных ломбардных кредитов составил в 2006 г. 6,1 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2005 г. в 4,5 раза. При этом более 80 % общего объема ломбардных кредитов в 2006 г. составляли кредиты, предоставленные по фиксированной процентной ставке (4,9 млрд руб.). Средневзвешенная процентная ставка по ломбардным кредитам в 2006 г. снизилась по сравнению с 2005 г. на 0,3 процентного пункта и составила 7,18 % годовых.
Также в качестве инструмента денежнокредитной политики Банк России устанавливает и регулирует нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (обязательные резервные требования). В
2006 г. Совет директоров Банка России принял решение об изменении обязательных резервных требований для кредитных организаций. С 1 октября 2006 г. с целью ограничения притока краткосрочного иностранного капитала и связанного с ним инфляционного дав-
ления норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте был повышен с 2 до 3,5 %. Одновременно Банк России повысил коэффициент усреднения обязательных резервов для кредитных организаций с 0,2 до 0,3, что позволило кредитным организациям лучше адаптироваться к новым резервным требованиям и предоставило им большие возможности по управлению собственной ликвидностью путем поддержания обязательных резервов на корреспондентских счетах (субсчетах), открытых в Банке России. Кредитные организации активно использовали механизм усреднения обязательных резервов в 2006 г. Доля кредитных организаций, использующих усреднение с декабря 2005 г. по декабрь 2006 г., увеличилась с 49,6 до 60,5 %, а объем обязательных резервов, поддерживаемый на корреспондентских счетах (субсчетах) в Банке России, - с 17,9 до 43,2 млрд руб.
В Тамбовской области за 2006 г. остатки средств по учету обязательных резервов, перечисленных кредитными организациями в Банк России, изменились следующим образом:
- по обязательствам в валюте Российской Федерации объем средств снизился против 1 января 2006 г. на 3669 тыс. руб., или 12,9 % и составил на 1 января 2007 г. 24848 тыс. руб.
- по обязательствам в иностранной валюте объем средств за год вырос в 5,4 раза и составил 4087 тыс. руб.
Регулирование обязательных резервов в Тамбовской области в 2006 г. осуществлялось по двум региональным коммерческим банкам, которые отвечали установленным Банком России критериям и имели право на усреднение обязательных резервов.
Банк России в своей деятельности использует и иные инструменты денежнокредитной политики.
Второй основной функцией Банка России на современном этапе является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее -банковский надзор).
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов
Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Задачи Банка России по совершенствованию регулирования банковской деятельности и банковского надзора конкретизированы в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» изложенной в совместном заявлении Правительства России и Банка России от 5 апреля 2005 г. (далее — Стратегия развития банковского сектора). Основным принципом развития системы банковского регулирования и надзора согласно Стратегии развития банковского сектора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг, что предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.
Согласно «Основным направлениям
единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» деятельность Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора в 2006 г. осуществлялась по трем направлениям:
- участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие нормативных актов Банка России, направленных на повышение финансовой устойчивости, увеличение конкурентоспособности российских кредитных организаций, усиление защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков, укрепление доверия к банковскому сектору;
- продолжение реализации мер, направленных на совершенствование банковского надзора, в первую очередь на развитие содержательного риск-ориентированного надзора, на повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций;
- последовательная реализация законодательства России о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Банк России системно проводит работу по совершенствованию правового обеспече-
ния банковской деятельности, предусмотренной Стратегией развития банковского сектора.
В целях реализации положений Стратегии развития банковского сектора в части увеличения капитала банков, улучшения его качества и обеспечения достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков и иных направлениях Банк России инициирует принятие необходимых федеральных законов, после принятия которых в рамках своих полномочий издает нормативные правовые акты, детализирующие требования принятых федеральных законов.
В целях выполнения задач, поставленных в Стратегии развития банковского сектора в части повышения его устойчивости и усиления защиты интересов кредиторов (в первую очередь вкладчиков) кредитных организаций, Банком России проводится практическая и методологическая работа в области регистрации и лицензирования банковской деятельности.
В 2006 г. количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, сократилось (в том числе с учетом реорганизационных процедур) на 5,1 % и на 1 января 2007 г. составило 1189 (в 2005 г. - на 46, или на
3,5 %, и на 1 января 2006 г. указанный показатель составил 1253).
На территории Тамбовской области действуют два региональных коммерческих банка (Акционерный коммерческий банк «Там-бовкредитпромбанк» (ОАО) и Акционерный социальный банк «Бастион» (ОАО)).
В 2006 г. было зарегистрировано 7 вновь созданных кредитных организаций, в т. ч.
2 небанковские кредитные организации (в
2005 г. - 9 и 3 соответственно, в 2004 г. - 3 и 1).
За 2006 г. 48 кредитных организаций (или 4 % от общего количества действующих кредитных организаций) расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий (в 2005 г. - 59, или 4,7%). В 2006 г. Банком России было выдано: 16 лицензий на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, 12 лицензий на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, 10 лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 7 генеральных лицензий.
В связи с нарушениями кредитными организациями требований законодательства и нормативных актов Банка России в 2006 г. было отказано в расширении деятельности путем выдачи дополнительных лицензий 13 кредитным организациям (в 2005 г. - 17).
По состоянию на 1 января 2007 г. лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц имеет 921 кредитная организация; лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте - 803 кредитные организации; генеральную лицензию - 287 кредитных организаций; 192 кредитные организации вправе осуществлять операции с драгоценными металлами на основании лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и разрешения на совершение операций с драгоценными металлами.
Продолжается рост капитализации банковского сектора. В 2006 г. в результате реорганизации в форме присоединения к 5 кредитным организациям присоединилось 8 кредитных организаций, к 1 кредитной организации - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией. В результате реорганизации в форме слияния 2 кредитные организации прекратили свою деятельность.
Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных организаций за 2006 г. увеличился на 122,1 млрд руб. и на 1 января 2007 г. составил
566,5 млрд руб. Темп прироста уставного капитала кредитных организаций в 2006 г. составил 27,5 %, что значительно выше по сравнению с 2005 г., когда указанный показатель составлял 16,8 %.
Отмечается положительная динамика роста количества кредитных организаций с уставным капиталом более 175 млн руб. (рублевый эквивалент 5 млн евро на 1 января
2007 г.). Число таких кредитных организаций на 1 января 2007 г. составило 404, или 34,0 % от общего количества действующих кредитных организаций (на 1 января 2006 г. - 367, или 29,3 %). Одновременно продолжает сокращаться доля кредитных организаций, уставный капитал которых не превышает 60 млн руб. Если на 1 января 2006 г. она составляла 46,3 %, то на 1 января 2007 г. указанный показатель составил 40,3 %.
Продолжается рост инвестиций нерезидентов в кредитные организации Российской Федерации. Сумма их вложений в совокупный уставный капитал действующих кредитных организаций за 2006 г. увеличилась на
81,8 % (или на 40,5 млрд руб.) и на 1 января
2007 г. составила 90,1 млрд руб. Доля участия нерезидентов в совокупном уставном капитале российских кредитных организаций в 2006 г. увеличилась с 11,2 % на 1 января 2006 г. до 15,9 % на 1 января 2007 г.
Количество действующих кредитных организаций с иностранным участием в 2006 г. увеличилось на 17 и составило 153 на 1 января 2007 г. по сравнению с 136 на 1 января 2006 г. Из них число кредитных организаций, уставный капитал которых на 100 % сформирован за счет средств нерезидентов, выросло на 26,8 % и составило 52.
В 2006 г. банковская инфраструктура изменилась в сторону роста количества внутренних структурных подразделений как наименее затратных и быстро окупаемых. При незначительном снижении количества филиалов (с 3295 на 1 января 2006 г. до 3281 на 1 января 2007 г.) отмечен существенный рост количества внутренних структурных подразделений, которое без учета обменных пунктов составило 31888 (на 1 января 2006 г. - 29634). Наиболее высокими темпами развивался относительно новый вид внутренних структурных подразделений - кредитно-кассовые офисы: темп их прироста составил 64,9 % по сравнению с соответствующим показателем на 1 января 2006 г., общее количество кредитно-кассовых офисов на 1 января 2007 г. составило 996.
В Тамбовской области на 1 января 2006 г. действуют 8 кредитно-кассовых офисов. Основными операциями кредитно-кассовых офисов является: предоставление денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам (в рамках выдаваемых кредитов), а также по их возврату (погашению); осуществление кассового обслуживания юридических и физических лиц; прием наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты для перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета.
Банк России осуществляет дистанционный надзор (контроль представления отчетности и ее анализ) за деятельностью кредит-
ных организаций. В работе по совершенствованию дистанционного надзора Банк России руководствуется Стратегией развития банковского сектора, «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики», документами Базельского комитета по банковскому надзору в части реализации мер, направленных на развитие содержательного (риск-ориентированного) надзора, включающих в себя: оценку деятельности кредитных организаций, исходя прежде всего из характера и уровня принятых рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость; выявление проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения; применение в необходимых случаях адекватных мер надзорного реагирования.
Большое внимание Банком России уделяется оценке банками рисков кредитования физических лиц в связи с дальнейшей активизацией деятельности кредитных организаций на данном сегменте рынка. На регулярной основе проводится мониторинг риска кредитования физических лиц (в рамках системы мониторинга банковских рисков). При этом особое внимание территориальных учреждений Банка России обращается на кредитные организации, у которых по результатам мониторинга выявлялись неблагоприятные тенденции в деятельности с целью дополнительной оценки ситуации и принятия при необходимости мер надзорного реагирования.
Банком России проводится работа по выявлению фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием ненадлежащих активов.
Вместе с тем осуществляется тщательный надзор за деятельностью банковских (консолидированных) групп, в рамках которого на регулярной основе проводится анализ консолидированной отчетности, представляемой головными кредитными организациями групп, а также иной информации, имеющейся в распоряжении Банка России, в том числе результатов инспекционных проверок.
Продолжается работа по дальнейшему совершенствованию анализа деятельности кредитных организаций, в частности определены подходы к анализу консолидированной
и неконсолидированной отчетности кредитных организаций, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Большое внимание Банк России уделяет вопросам совершенствования методологической базы оценки финансовой устойчивости банковского сектора, включая методологию стресс-тестирования банковского сектора, мониторинга устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций, расчет и анализ разработанных МВФ показателей финансовой устойчивости (ПФУ), осуществляемый Банком России в рамках Проекта МВФ по составлению показателей финансовой устойчивости (Coordinated Compilation Exercise for Financial Soundness Indicators).
Особый акцент Банк России делает на транспарентность как отдельных кредитных организаций, так и банковского сектора в целом. В 2006 г. выпущено очередное издание Банка России «Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора».
Меры воздействия к кредитным организациям применялись Банком России, исходя из принципа последовательности и соразмерности, то есть более жесткие меры надзорного реагирования осуществлялись, в основном, лишь после предъявления менее жестких требований и непринятия кредитными организациями соответствующих мер по устранению недостатков в деятельности.
Инспекционная деятельность Банка России является составной частью банковского надзора. В 2006 г. инспекционная деятельность Банка России по организации и проведению проверок кредитных организаций осуществлялась преимущественно на плановой основе и была направлена на выполнение Плана мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора. Всего в 2006 г. уполномоченными представителями Банка России проведено 1837 проверок кредитных организаций (их филиалов). Из общего числа проверок, проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 444 (24,2 %) были комплексными и 1393 (75,8 %) тематическими. При этом в филиалах была проведена 101 комплексная проверка и 550 тематических. Всего проверки проведены в 937 кредитных организациях и 633 филиалах кредитных организаций. В
соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2006 г. (далее Сводный план) проведена 1421 проверка (77% от общего количества проведенных проверок), из них 813 в кредитных организациях, 498 в филиалах кредитных организаций и 110 в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Межрегиональные плановые проверки в
2006 г. проведены в 164 кредитных организациях и филиалах.
С целью обеспечения функционирования системы страхования вкладов и гарантирования защиты интересов вкладчиков коммерческих банков в 2006 г. Банком России проведено 148 плановых проверок с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Главной целью проверок является определение реального финансового состояния кредитных организаций, соблюдение ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, оценка рисков, возникающих в результате совершения банковских операций.
Также Банк России проводит проверки на внеплановой основе. В 2006 г. Банком России было проведено 416 проверок (23 % от общего количества проведенных проверок). Как правило, внеплановые проверки производятся на основании решения руководства Банка России.
В ходе проведенных в 2006 г. проверок выявлены 17583 нарушения в деятельности кредитных организаций (их филиалов).
На постоянной основе проводится работа по повышению эффективности и результативности инспекционной деятельности Банка России. С целью более точного определения зон повышенного риска в деятельности проверяемых кредитных организаций существенно расширена работа по организации и проведению предпроверочного анализа. Так, с 2006 г. все проверки, проводимые Главной инспекцией кредитных организаций Банка России, осуществляются с учетом предпроверочного анализа.
Одним из направлений деятельности Банка России по обеспечению защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчи-
ков является выявление оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и своевременное реагирование в необходимых случаях.
В 2006 г. Банком России были отозваны лицензии у 62 кредитных организаций (в
2005 г. отозваны лицензии у 40 кредитных организаций).
Банк России продолжает совершенствование нормативной базы, касающейся функционирования системы страхования вкладов, рассматривает ходатайства банков о расширении их деятельности путем получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, а также осуществляет контроль за соответствием банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов, требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Не менее важной функцией Банка России на современном этапе является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Сегодня наиболее актуальным для Банка России является сохранение достигнутого уровня эффективного и бесперебойного функционирования и последовательное развитие платежной системы страны. От ее успешного решения во многом зависит развитие экономики в целом, укрепление финансовой стабильности, повышение эффективности воздействия инструментов денежнокредитной политики, проводимой Банком России.
По состоянию на 1 января 2007 г. расчетные услуги предоставлялись 20400 банковскими учреждениями (прирост за 2006 г. составил 21,1 %, за 2005 г. - 15,8 %). В их число входят 923 учреждения Банка России (головные расчетно-кассовые центры, расчетно-кассовые центры, отделения, операционные управления), 1189 кредитных организаций (в т. ч. 43 расчетные небанковские кредитные организации), 3281 филиал кредитных организаций и 15007 дополнительных офисов кредитных организаций (филиалов).
На фоне сокращения в 2006 г. количества учреждений Банка России (на 0,9 %), кредитных организаций (на 5,1 %) и их филиалов (на 0,4 %) значительно увеличилось (на
32,0 %) количество дополнительных офисов кредитных организаций (филиалов). Это
обусловлено стремлением последних к расширению предоставляемых расчетных услуг с минимально возможными издержками. В результате общее количество учреждений Банка России, кредитных организаций, их филиалов и дополнительных офисов, приходящихся на 1 млн жителей России, составило
143,5 увеличившись за год на 21,5 %.
Количество иных внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов), оказывающих расчетные услуги по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (кредитно-кассовые офисы и операционные кассы вне кассового узла), по состоянию на 1 января 2007 г. составило 16881 единицу (по состоянию на 1 января
2006 г. - 18253). Таким образом, общее число учреждений Банка России, кредитных организаций, их филиалов и внутренних структурных подразделений, приходящихся на 1 млн жителей страны, достигло 261 (по состоянию на 1 января 2006 г. - 245), т. е. возросло за 2006 г. на 6,5 %.
Продолжает увеличиваться количество счетов, открытых клиентам в учреждениях Банка России, кредитных организациях и их филиалах, которые могли использоваться для проведения платежей. За 2006 г. оно выросло на 4,4 % и по состоянию на 1 января 2007 г. составило 369,1 млн счетов, при этом по сравнению с 1 января 2006 г. соотношение счетов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, и счетов физических лиц не изменилось (1,4 и 98,6 %).
Вследствие расширения предоставляемых кредитными организациями услуг количество счетов в расчете на одного жителя России возросло с 2,5 до 2,6, в основном, за счет открытия счетов физическим лицам для проведения операций с использованием платежных карт и для реализации программ потребительского кредитования. Количество счетов, доступ к которым предоставлен через сеть Интернет, на 1 января 2007 г. составило
2,3 млн. единиц, увеличившись за 2006 год на 76,9 %, чему способствовало применение кредитными организациями современных банковских технологий и технологий дистанционного доступа к счетам.
В 2006 г. в платежной системе России проведено 1672,6 млн платежей, объем которых составил 446,0 трлн руб.
Проводимая кредитными организациями оптимизация сети своих подразделений и увеличение числа дополнительных офисов способствовали росту в 2006 г. количества и объема платежей, проведенных между подразделениями одной кредитной организации через счета межфилиальных расчетов. В связи с этим доля таких платежей составила по количеству 15,9 % и по объему 12,7 % от общего количества и объема платежей, проведенных в платежной системе России. Сохранилась на невысоком уровне (3,4 % по количеству и 4,2 % по объему платежей) доля платежей, проведенных через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях.
Безналичные расчеты, совершаемые платежными поручениями, преобладают над другими формами расчетов. Их удельный вес в 2006 г. составил 66,8 % от общего количества и 97,0 % от общего объема платежей. Удельный вес платежей с использованием инкассовых поручений и платежных требований сохранился на очень низком уровне -2,9 % от общего количества и 0,7 % от общего объема платежей. На невысоком уровне остался удельный вес аккредитивов, а также чеков, выпускаемых кредитными организациями, ввиду их слабой востребованности клиентами.
В 2006 г. продолжилась тенденция активного использования таких инструментов безналичных расчетов, как платежные карты. Количество карт, эмитированных кредитными организациями, возросло на 36,8 % и составило 74,8 млн единиц. Количество операций за 2006 г., совершенных в Российской Федерации с использованием платежных карт, достигло 1198,5 млн единиц (темп прироста за 2006 г. - 39,0 %), а объем операций -
4396,7 млрд руб. (темп прироста - 47,3 %). Динамичное развитие инфраструктуры, принимающей к оплате платежные карты (в течение 2006 г. количество организаций торговли и услуг, а также банкоматов, позволяющих оплачивать услуги, увеличилось на
27,0 % и составило 181,0 тыс. единиц), привело к увеличению доли безналичных платежей с использованием платежных карт, последняя составила 18,6% (в 2005 г. - 16,7 %). В результате доля операций по снятию наличных денег в 2006 г. составила 81,4 % по количеству и 91,4 % по объему операций. В
Тамбовской области на 1 января 2007 г. кредитными организациями обслуживались
137,3 тыс. клиентов - держателей платежных карт, что больше чем на 1 января 2006 г. на
61.5 %, что значительно превышает общероссийский показатель. Такой формой расчетов пользуется каждый 8-й житель Тамбовской области (в 2005 г. каждый 13-й житель).
В 2006 году сохранилась тенденция роста рынка кредитных карт. Темп прироста по количеству карт составил 128,3 %, по количеству операций с их использованием - 77,2 %, а по объему операций - 88,4 %. Но, несмотря на такой значительный рост, доля этих операций в общем объеме операций с платежными картами пока еще невысока - 2,0 %.
Наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, в 2006 г. составил
30953.5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 26,6 % (в Тамбовской области данный показатель увеличился на 32,4 %). Это произошло, главным образом, под воздействием роста номинальных денежных доходов населения и цен на товары и услуги.
Среднедневной оборот наличных денег, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, возрос в 2006 г. на 22 млрд руб. и составил 103,2 млрд руб. За счет кассовых поступлений учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 94,3 % потребности клиентов в наличных деньгах по сравнению с
95,7 % в 2005 г.
Платежная система Банка России является наиболее значимой в платежной системе России с учетом количества и объема проведенных платежей, которые преимущественно являлись платежами кредитных организаций (филиалов).
Количество платежей, проведенных в платежной системе Банка России, в 2006 г. составило 696,3 млн единиц (среднедневное количество платежей - 2,8 млн единиц), объем платежей - 267,3 трлн руб. (размер средней суммы платежа - 383,9 тыс. руб.). Отношение объема платежей, проведенных в платежной системе Банка России, к объему валового внутреннего продукта России в 2006 г. составило 10,0.
Через региональную платежную систему Банка России на территории Тамбовской области за 2006 г. проведено 2606718 операций
на сумму 203797,4 млн руб., что по количеству платежей выше значения 2005 г. на
33,1 %, а объемы платежей превысили показатель 2005 г. на 28,9 %.
Положительная динамика роста количества и объема платежей, проведенных в платежной системе Банка России, обусловлена надежностью ее функционирования, применением современных технологий и методов защиты информации, наименьшими финансовыми рисками для участников.
Участниками платежной системы Банка России по состоянию на 1 января 2007 г. являлись 1189 кредитных организаций и 2062 филиала кредитных организаций, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, их количество в течение
2006 г. увеличилось на 2,5 %.
В Тамбовской области по состоянию на 1 января 2007 г. участниками платежной системы Главного управления Банка России по Тамбовской области являлись 2 кредитные организации, 8 филиалов иногородних кредитных организаций. По сравнению с 1 января 2006 г. увеличилось количество филиалов кредитных организаций на две единицы: 20 января 2006 г. открыт корреспондентский субсчет Филиалу Закрытого акционерного общества «Газэнергопромбанка» в г. Тамбове, 28 августа 2006 г. открыт корреспондентский субсчет Тамбовскому филиалу «Бастион» Акционерного Коммерческого банка «Промсвязьбанк» (закрытое акционерное общество).
Количество обслуживаемых Банком России клиентов, не являющихся кредитными организациями, сократилось за 2006 г. с 44776 (в Тамбовской области с 544) до 36401 (в Тамбовской области до 432), или на 18,7 % (за 2005 г. - на 16,3 %). Тенденция сокращения количества указанных клиентов, как и в 2005 г., связана с передачей кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации Федеральному казначейству и закрытием в учреждениях Банка России счетов, открытых ранее органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, и бюджетополучателям.
В общем количестве и объеме платежей, проведенных в платежной системе Банка России, доля платежей кредитных организаций (филиалов) составила в 2006 г. 82,0 % (в Тамбовской области 61,8 %) по количеству и
84.6 % (в Тамбовской области 62,6 %), по объему, что с учетом доли платежей, проведенных в платежной системе Банка России, в общем количестве и объеме платежей, проведенных в платежной системе России, делает ее крупнейшей межбанковской системой перевода денежных средств в стране и обусловливает ее системную значимость.
В течение 2006 г. в платежной системе Банка России, как и в предыдущие годы, подавляющее большинство платежей осуществлялось с использованием электронных технологий, доля которых составила 99,5 % от общего количества и 99,6 % от общего объема платежей. В рамках общероссийской тенденции в Тамбовской области за 2006 г. удельный вес платежей, связанных с использованием электронной технологии, составил
99.7 % от общего количества платежей и
99,3 % от общего объема (за 2005 г. соответственно 99,0 % и 96,9 %).
Доля клиентов Банка России - кредитных организаций (филиалов), участвующих в обмене электронными документами с Банком России, по состоянию на 1 января 2007 г. возросла до 96,6 % от их общего количества (95,4 % на 1 января 2006 г.), что позволило кредитным организациям (филиалам) оперативно управлять внутридневной ликвидностью и планировать проведение платежей.
Удельный вес количества платежей, поступивших в платежную систему Банка России по каналам связи, в общем количестве платежей увеличился пропорционально росту числа клиентов Банка России - кредитных организаций (филиалов), участвующих в обмене электронными документами с Банком России, и составил в 2006 г. 97,7 % по сравнению с 95,0 % в 2005 г.
В 2006 г. проводимые Банком России мероприятия по сокращению фактических сроков совершения расчетных операций позволили сократить средние сроки совершения расчетных операций с учетом количества платежей во всех применяемых технологиях на внутрирегиональном уровне на 0,05 дня (0,65 дня в 2006 г. по сравнению с 0,70 дня в 2005 г.) и на межрегиональном уровне - на
0,03 дня (1,05 дня в 2006 г. по сравнению с
1,08 дня в 2005 г.).
В целях реализации «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года», предусматриваю-
щей построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени, Банком России продолжается осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих выполнение поставленной задачи в установленные сроки.
Банк России, помимо вышеизложенных основных функций, выполняет и иные функции, которые на него возложены федеральными законами и иными правовыми актами.
Четкое и последовательное выполнение Банком России своих функций позволяет обеспечивать необходимую защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, развитие и укрепление банковской системы России, обеспечивая при этом эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы страны.
1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. 15 июля. № 28. Ст. 2790 (с учетом изменений, изложенных в СПС «Консультант Плюс»).
2. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. 5 февр. № 6. Ст. 492 (с учетом изменений, изложенных в СПС «Консультант Плюс»).
3. ГрязноваА.Г. и др. Банковская система России (настольная книга банкира). М., 1995. Т. 1.
4. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. М., 1996.
5. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. М., 2002.
6. Жарковская Е.П. Банковское дело. М., 2005.
7. Методология основных принципов эффективного банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору. Базель, Швейцария, октябрь 1999г. // Вестн. Банка России. 2002. № 23 (601).
8. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года: Приложение к заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 05.04.2005 г. // Вестн. Банка России. 2005. № 5.
9. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2006 год. М., 2007.
10. Анализ финансово-экономического положения региона / главное управление Банка России по Тамбовской области. Тамбов, 2007.
11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году. Режим доступа: www.cbr.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 6.12.2007 г.
Filin S.V. Basic functions of the Bank of Russia at the present stage. In the article the basic functions of the Bank of Russia are showed. Precise and consecutive fulfillment of the functions by the Bank of Russia allows providing necessary protection and maintenance of national currency stability, development and strengthening of the Russian banking system, providing thus effective and regular functioning of the payment system of the country.
Key words: Central Bank of the Russian Federation, development strategy of banking sector, Bank of Russia in Tambov region.