«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г
№2 (1/2007)
УДК 519.240
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»
доктор педагогических наук, профессор З.М.Кузнецова,
аспирантка С.В.Павлова, Камский государственный институт физической культуры,
г.Набережные Челны
THEORETICAL ASPECTS OF THE DEFINITION "HEALTH"
Z.M. Kuznetsova, Full Professor, Dr. Pedagogical Sc.
S.V. Pavlova, Post graduate student Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: понятие «здоровье», теоретические аспекты, концептуальная модель, фундаментальные аспекты, содержание понятия «здоровье»
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «здоровье». Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире. Автором приводятся определения понятия «здоровье», высказанные и сформулированные разными врачами, экспертами и философами, а также определения из толкового словаря. Также описан ряд концептуальных моделей определения понятия здоровья.
Key words: "health " definition, theoretical aspects, conceptual model, fundamental aspects, summary of "health " definition.
Summary: The article tells theoretical aspects of the "health" definition. The "health" definition characterizes as difficult, multidefinitions, heterogeneity of structure. In spite of its simple definition understanding, it is shown as fundamental aspects of biological, social, psychological and soul being of a man. Authors give the example of define "health " definition, given by different doctors, experts, philosophies, linguistic dictionary. There are also some models of the "health" definition.
Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и
духовного бытия человека в мире.
В «Толковом словаре русского языка» мы можем прочесть общеизвестное, расхожее определение: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма».
Но здоровье не может быть ограничено рамками нормальности уже потому, что все однажды устоявшееся, привычное и нормальное со временем неизбежно исчерпывает себя и преодолевается в ходе духовного, социального и личностного развития, тогда как стремление быть здоровым исконно, имманентно присуще человеческой душе, а потому не может быть преодолено как нечто отжившее. В отличие от жестко закрепленной и однозначной социальной нормы, здоровье не может препятствовать, оно как раз наоборот -способствует творческой эволюции человека.
Как отмечает Б.Г.Юдин, понятие «здоровье» в обыденном сознании, как правило, представлено синкретично, и в обиходном употреблении мы не всегда различаем те сложные множественные смыслы, которые составляют его содержание. В то же время научное толкование здоровья, его сложной и многофакторной природы предполагает комплексность изучения. Эта сложность и неоднородность состава, присущая самой природе здоровья, акцентирована в формулировке, предложенной экспертами Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней. При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. «Здоровью цены нет» и «болезнь человека не красит» - гласит народная мудрость. Пожалуй, особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека известный русский врач и писатель В.Вересаев: «... с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становиться рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!». В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. И жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть, как заметил А.Шопенгауэр, величайшее безумие.
Относительно феномена здоровья, обобщая мнения специалистов, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:
1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье - идеал.
2. Каждый человек здоров условно. Не один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.
3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат,
труд, пища). Есть подходящее (нормальное) и неподходящее (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
Вопросом самостоятельной научной значимости стала классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа П.И.Калью (1988). Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Опираясь на выводы, сделанные Калью, посмотрим, какие подходы в этом плане доминируют:
1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организма, органов, гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное протекание физиологических и биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию. При данном подходе
нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия здоровье.
2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Этот признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с древних времен. Пифагор определяет здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь - как их нарушение. По мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесие соотношения между всеми органами тела. А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.
3. Способность полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляция и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Завершая анализ сущностных признаков здоровья П.И Калью говорит, что все их
многообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья:
1. Медицинская модель здоровья.
Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.
2. Биомедицинская модель здоровья.
Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
3. Биосоциальная модель здоровья.
В понятие здоровье включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признаком придается приоритетное значение.
4. Ценностно-социальная модель здоровья.
Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформированное ВОЗ в 1948 году.
П.И.Калью пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс.
Более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются в его интерпретации абсолютизировать причастность к нему лишь какой-то одной категории -либо состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В.П.Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности социальной активности при максимальной продолжительности жизни [Казначеев, Очерки 1983].
К началу двадцатого века уже сложились необходимые предпосылки для формирования системного мировоззрения. В соответствии с ним человек предстает как
сложная живая система; жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфических уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом (организменном) уровне определяет индийский врач, специалист в области йоги Ашок Тхакер, понимая под ним «динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды». Соответственно, «нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь [Тхакер, 1973].
Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Ответ на этот вопрос был дан в работах Уолтера Кэннона, одного из последовательных учеников Бернара, автора учения о «гомеостазе». Этот термин был предложен им в 1929 году. Кэннон подчеркивал, что «механизмы» гомеостаза выполняют защитную функцию организма, они не даны ему изначально, а сформированы в процессе развития живого; эти механизмы следует рассматривать в фило- и онтогенестическом аспектах [Кэннон].
Вопросы здоровья на психологическом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Идея гармонии души и тела как основа здоровья человека пришла к нам из глубин истории в свое время Д.Локк [Локк, 1913] удачно воспользовался его, предложив краткую формулировку счастья, «доступного в здешнем мире». «Здоровый дух в здоровом теле». Однако, к сожалению, эта формула не является безупречной. В ней первое отнюдь не следует само по себе из наличия второго. В «Учение живой [Владыка и здоровье, 1999] так и сказано: «Здоровье не есть признак духовности», то есть физической здоровье еще не признак силы духа. Можно быть физически крепким, здоровым и вместе с тем психически ущербным человеком.
Отвечая на вопрос корреспондентов: «Какое здоровье надо оберегать в первую очередь - духовное или физическое?», министр здравоохранения России, генерал-полковник Ю.Л.Шевченко ответил: «Я считаю - духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается...» [Аргументы и факты № 33, август 2000, с. 3].
Древневосточная медицина исходит в своем учении из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики
лежит равновесия духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего. Активное содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья как раз и является одной из главных задач, которую ставит перед собой сегодня психология здоровья.
Уровень социального здоровья, как и два предыдущих, имеет свою специфику рассмотрения. Здесь основной акцент делается на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни обществ. Различия между психическим и социальным здоровьем условное: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек -существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровье личности.
Реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества - пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования труда и отдыха.
Каждая культурно-историческая эпоха и соответствующая ей социальная среда порождает свое специфическое понятие здоровья, на основе которой строятся более частые концепции, представления и модели. Характер конкретного определения здоровья всегда зависит от более фундаментальных представлений о человеке, природе и космосе (миропорядке), которые сложились в ходе развития данной культуры. Выявление и анализ таких определений и созданных на их основе концепций позволяют осмыслять проблему здоровья как универсальный феномен человеческой культуры (значение которого остается непреходящим в любую культурно-историческую эпоху).
Литература:
1. Бойко, О.В. Охрана психического здоровья: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.В.Бойко. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 268 с.
2. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
3. Гиппократ. О природе человека / Клятва. Закон. О враче. Наставления. - Минск, 1998.- С. 111-131.
4. Казначеев, В.П. Учение В.И.Вернадского и биосфере и ноосфере / В.П.Казначеев. - Новосибирск, 1989. - С. 248.
5. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки
здравоохранения: обзорная информация / П.И.Калью. - М, 1998.
6. Канн, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые отношения / М.Канн. - СПб., 1997.- С. 143.
7. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития / А.Ф.Лосев. - М., 1993.- Кн. 2. - С. 386-438.
8. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В.Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
9. Маслоу, А. Дальние пределы человоческой психики / А.Маслоу. - СПб., 1997.- С. 430.
10. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учебное пособие / Г.С.Никифоров. - СПб.: Речь, 2002.-256 с.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М., 1998. - С. 47, 187.
12. Платон. Государство / Платон // Собр. Соч.: В 4 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 79-421.
13. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. - М., 1994. - С. 233-251.
14. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологичская проблема // Мир психологии. -2000. - № 1 (21). - С. 12-30.
15. Тищенко, П. Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез / П. Д.Тищенко // Мир психологии. - 2000. - № 1 (21). - С. 31-54.
16. Эриксон, Э. Индентичность: Юность и кризис / Эриксон Э.. - М. 1996. - С. 344.
17. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность //Мир психологии. - 2000.-№ 1 (21).-С. 54-68. Glossary:
1. Boiko O.V. Security of psychological health Охрана: High school Teachers' Manuel for students.- М.: Published centre "Academy", 2004. -268 p.
2. Vasileva O.S., Filatov F.R. Psychology of men health: Etalons, images, sets: High school Teachers' Manuel for students. - М.: Published centre "Academy", 2001. - 352 p.
3. Hipoctarus. About a man / Swear. Law. Doctor. Instructions-Minsk, 1998.-P. 111-131.
4. Kaznacheev V.P. Study V.I. Vernadski in bio sphere and nor sphere. - Novosibirsk, 1989. - P. 248.
5. Kaliu P.I. Main charachteristica of the "health" definition and some questions about health care reconstruction: Common information. - М, 1998.
6. Kann M. Between psychotherapist and client: new relations. - R-Pb., 1997.-P. 143.
7. Losev A.F. Antic esthetic history: The results of thousandth development. - М., 1993.- Book. 2. - P. 386-438.
8. Markov V.V. Health base and illnesses prophylactics : High school Teachers' Manuel for students. - М.: Published centre "Academy", 2001. - 320 p.
9. Masloy A. Farther frames of men's. - SPb., 1997.- P. 430.
10. Nikiforov G.S. Health psychology : High school Teachers' Manuel. - SPb.: Speach, 2002.-256.
11. Ozhegov S.I. Russian dictionary. - М., 1998. - P. 47, 187.
12. Platon. State //Coll. Com.: В 4 b. - М., 1994. - B. 3.- P. 79-421.
13. Rogers K. The view to the psychotherapy. Man growth. - М., 1994.-P. 233-251.
Rozin V.M. Health as a philosophic and social psychological problem // Psychology life. - 2000. - № 1 (21). -P. 12-30.
14. Tishenko P.D. Genomic, Health and biotechnical anthropogenic //Psychology life. - 2000. - № 1 (21). - P. 3154.
15. Erikson E. Identity: Youth and crisis. - М. 1996. - P. 344.
16. Udin B.G. Health: fact, norm and value // Psychology life. - 2000.-№ 1 (21).-P. 54-68.