Таблица 1
Модули комплексной системы организационно-педагогических мер
Адаптация к условиям учебной деятельности комплекс мер по приспособлению к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.
Адаптация к группе мероприятия, направленные на адаптацию к новой среде и группе сокурсников, условия и мероприятия, способствующие данному процессу
Адаптация к будущей профессии усвоение профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для овладения будущей профессии
адаптация к группе сокурсников и учебной деятельности должна развиться на начальном этапе обучения для предотвращения случая возникновения затруднении в развитии профессионально-личностных качеств и овладению профессией.
С целью успешности адаптации студентов мы разработали модель комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать адаптацию студентов первого курса [4].
Данная модель рассматривается как совокупность трёх аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов (таблица 1).
Важным фактором для студента является принадлежность к определённой группе: к трудолюбивым или разгильдяям, бедным или богатым и т. д. На начальном этапе формирования студенческой группы руководителем деятельности группы является куратор, так как он оказывает студентам помощь в адаптации к новым для них социальным условиям, формирует благоприятный климат в группе в течение периода обучения студентов в вузе [5].
Первокурсники стараются стать полноправными студентами и бессознательно перенимают характерные черты от старшекурсников. Можно заметить
Библиографический список
уже в первые недели студенческой жизни, что у них появляется несвойственная манера мышления, новые привычки и новый сленг и т. д. В процессе формирования новой студенческой группы рождаются и небольшие подгруппы.
Оказавшись в новом статусе студента, вчерашнему школьнику приходится довольно трудно привыкать к самой системе обучения в вузе, к новым формам отношения, где нужно более ответственно относиться к своим словам и поступкам.
Новая роль студента сопряжена и с новыми трудностями в определении самооценки и формировании своего «Я». Студент смотрит на себя оценивающе с учётом того багажа знаний, которым он обладает. Вступая в самостоятельную взрослую жизнь, приходится решать в отрыве от родителей проблемы социально-бытового характера. Нелёгким является и недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни [6].
При неуспешном прохождении адаптационного периода снижается работоспособность, и от того, насколько долго длится процесс адаптации, зависят текущие и будущие успехи студента.
1. Андреева Г.М. Психология адаптации. Москва, 2004.
2. Бисалиев РВ., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов. Современные наукоемкие технологии. 2007; 5.
3. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе. Молодой учёный. 2010; 6: 327 - 329.
4. Ажиев М.В. Педагогическое мастерство преподавателя и адаптация студентов к обучению в вузе. Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2015; Т. 21.
5. Шолохова ГП., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014; 3 (164): 103 - 107.
6. Арскиева З.А. Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016; 4: 169 - 171.
References
1. Andreeva G.M. Psihologiya adaptacii. Moskva, 2004.
2. Bisaliev R.V., Kuc O.A., Kuznecov I.A., Demanova I.F. Psihologicheskie i social'nye aspekty adaptacii studentov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2007; 5.
3. Izvol'skaya A.A. Vozrastnye osobennosti razvitiya lichnosti studenta kak faktor adaptacii k processu obucheniya v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; 6: 327 - 329.
4. Azhiev M.V. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya i adaptaciya studentov k obucheniyu v vuze. Vestnik KGU im. H.A. Nekrasova. 2015; T. 21.
5. Sholohova G.P., Chikova I.V. Adaptaciya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i ee psihologo-pedagogicheskie osobennosti. VestnikOrenburgskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (164): 103 - 107.
6. Arskieva Z.A. Issledovanie optimisticheskogo i pessimisticheskogo mirovospriyatiya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 4: 169 - 171.
Статья поступила в редакцию 19.10.18
УДК 37.06
Dykhno Yu.A, Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Oncology and Radiation Therapy, Krasnoyarsk State Medical University n.a. Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Krasnoyarsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Burkova E.A., BA student, Department of Pedagogics and Psychology of Professional Activity, Siberian State University of Science and Technologies n.a. Academician M.F. Reshetnev (Russia), E-mail: [email protected]
Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University of Science and Technologies n.a. Academician M.F. Reshetnev (Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF SPECIFICS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN STUDENTS. The problem of students' health is now becoming increasingly relevant. The physical condition of students leaves much to be desired, and academic success does not compensate for the lag in the physical development. Studies in the field of the influence of information loads on the state of human health show that even under their short-term exposure, students can observe the demonstrated changes in regulatory capabilities, indicating a strain in adaptation mechanisms. The article presents the main criteria for psychological health and the dominant approaches to the definition of health, as well as the results of the study at Siberian State University of Science and Technology n.a. M.F. Reshetnev, during which the researcher identifies an individual model of psychological health, personality traits and the level of emotional control.
Key words: psychological health, psychological health criteria, individual model of psychological health, properties and emotional control of individual.
Ю.А. Дыхно, д-р мед. наук, проф. каф. онкологии и лучевой терапии, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Е-mail: [email protected]
Е.А. Буркова, бакалавр каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Е-mail: [email protected]
И.В. Климова, канд. психол. наук, доц., Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Е-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
Проблема здоровья студентов становится в настоящее время всё более актуальной. Физическое состояние студентов оставляет желать лучшего, а учебный успех не компенсирует отставание в физическом развитии. Исследования в области влияния информационных нагрузок на состояние здоровья человека показывает, что даже при их краткосрочном воздействии учащиеся могут наблюдать продемонстрированные изменения в нормативных возможностях, указывая на деформацию механизмов адаптации. В статье представлены основные критерии психологического здоровья и доминирующие подходы к определению здоровья, а также результаты исследования, основанного на Сибирском государственном университете науки и технологий им. Академика М.Ф. Решетнёва, во время которого определили: индивидуальную модель психологического здоровья, личностные черты и уровень эмоционального контроля.
Ключевые слова: психологическое здоровье, критерии психологического здоровья, индивидуальная модель психологического здоровья, свойства и эмоциональный контроль личности.
Получение высшего образования - одна из основных ступеней в развитии личности. Окончив школу, человек выходит на новый виток пути осмысления собственной жизни. Именно в подготовке к поступлению в высшее учебное заведение (далее - вуз) и в процессе самообучения, у студента формируется личностный план саморазвития, определяется направленность мышления, развивается эмоциональный контроль и понимание, чего на самом деле хочется и к чему следует стремиться. Перечисленные свойства личности, на наш взгляд, вносят соответствующий вклад в формирование физического, психологического и духовного здоровья.
Одним из современных ориентиров образования выступает создание условий для полноценного развития субъектов образовательного процесса. Говоря о полноценности развития личности, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологического здоровья» как цели и критерия успешности развития человека.
Прежде чем подойти к рассмотрению психологического здоровья студентов в контексте исследования, на наш взгляд, важно провести понятийный контент-анализ.
Психологическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека [1].
Первоначальное изучение психологического здоровья было начато З. Фрейдом, который трактовал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов [2].
Термин «психологическое здоровье» впервые был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной [2], понимающей под этим концепции психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
З. Фрейд рассуждает о том, что психическое здоровье - это любовь и труд: способность эффективно работать и поддерживать доброжелательные межличностные отношения [3].
К. Роджерс предложил пять признаков психологического здоровья: открытость опыту и переживаниям; ведение экзистенционального, то есть, полноценного насыщенного существования; организмическое доверие; эмпирическая свобода; креативность [3].
К. Хорни понимает под психологическим здоровьем раскрытие своего врождённого потенциала; воплощение своей судьбы; избегание чувства отчуждения, отдалённости от людей; пренебрежения к себе [3].
Ф. Перлз рассматривает психологическое здоровье как психологический рост личности путём расширения зон самосознания, её зрелость как способность перейти лишь от опоры на себя к равновесию в себе и между собой и средой через осознание потребностей; как самостоятельность; как способность к саморегуляции [3].
Проблема психологического здоровья личности рассматривалась и в исследованиях российских учёных с начала ХХ века. Большая заслуга в постановке проблемы принадлежит академику В.М. Бехтереву, который формулирует тему психологического здоровья ещё в самом начале своей творческой деятельности. Главные мысли В.М. Бехтерева относительно требований формирования здоровой личности и главной роли социального начала в функционировании человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии [4].
В конце ХХ - начале XXI века появились различия между понятиями «психическое» и «психологическое» здоровье. И.В. Дубровина, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем. Психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в естественной связи с проявлением человеческого духа [4].
Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. В психологию здоровья входит практика поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Объектом её изучения является «здоровая», но не «больная» личность [4].
В интересы психологии здоровья входит:
• определение основных понятий психологии здоровья;
• исследование и группирование критериев психического и социального здоровья;
• методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
• разработка простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и выявлению начальных стадий заболеваний;
• факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
• изучение факторов, влияющих на здоровье; психологические механизмы здорового поведения;
• формирование внутренней картины здоровья;
• коррекция индивидуального развития;
• профилактика психических и психосоматических заболеваний;
• исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
• разработка концепции здоровой личности;
• определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческих и духовных способностей личности;
• психологические механизмы стрессоустойчивости;
• социально-психологические факторы здоровья;
• гендерные аспекты психического и социального здоровья;
• разработка индивидуальных оздоровительных программ с учётом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
• психологическое обеспечение профессионального здоровья;
• психологическая помощь при завершении жизненного пути.
В.А. Ананьев в своих исследованиях акцентировал следующие черты психологически здоровой личности: соматическое здоровье; развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами; умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [5].
В целом анализ научной литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, которые используют современные психологи при описании психологического здоровья личности, такие как: осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром; полнота переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе; способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом; способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и учувствовать в сотворчестве с другим человеком; чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние опознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации; ощущение собственной дееспособности «Я могу»; социальный интерес, постоянное внимание к тому, что рядом живые люди; состояние устойчивости, определённости в жизни и оптимистический жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности [5].
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Проблема здоровья человека очень распространена и приравнена к таким основным наукам, как физика, химия, биология. Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:
1. В совершенном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье - идеал.
2. Каждый человек здоров относительно символически. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни идеально здоровым.
3. Каждый человек может быть здоров в определённых условиях и на определённом этапе возрастного становления.
При всей значимости понятия здоровья, не так просто дать ему общее определение.
В связи с этим привлекает к себе внимание работа П.И. Калью [6]. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека.
Согласно П.И. Калью, выделяются такие модели здоровья: медицинская; биомедицинская; биосоциальная; ценностно-социальная.
Опираясь на выводы, сделанные Калью, мы выделили следующие доминирующие подходы к определению здоровья:
1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамичес коерав новесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Способность кполноценномч выполненмюосновных ноцеальеых ^ук-ций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. СпосоОнучтонвганезма приющомсч условиям сощестачоа^к^веокру^^щ^(1 с^дщ.епосо^осоьгщдерои вщтото-стоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жи знецеялеоьность исохцднение ж иоого н^а^^лнв стеган изме.
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6. Полнее фиоицечвоп, диюоцоо.омственноенеооиальоочОоаговооцчче, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморе гцлящиииьраввовише ннооиымодеКтвж^<^ыирга^(^в.
Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию заниоаюе де автоцы.лотоьыенепытуютет его иерп^^щщма^ьав-гласно точкн з^оения ВЯ а ее дцномнееикье в-
стояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических с^;^вкьо, оовшеамьной рpвдоогюcпПнocтактюцмелнвoП аотиинонти на всех этапах жизненного пути [7].
Выделяют лрнмл°вея нцикилечкогозд ммот^яве^с^л лa:пcиxеЮпзиулoщ-ческий (состояние и функционирование центральной нервной системы); инди-видуально-психологическй (состоянье и функ^иини^(^^^оие псле^<^кРи^ем тельности); личностный (соотношение потребностей человека с возможностями и требованьяипвoоиумьиoй снеоы).воIычестого здоровцв человека и мeетлвoщмeмикo-п кую иcoлиольиo-аeн ночтоуи сисоемв
критериев нормы и отклонений от нормы. Негативные изменения могут происходить как ндодном,ьаки нмовух и влех црох ороонох п^^атмое здооьвоя.
При анализе научной литературы по исследованию психологии здоровья личности м ожнецыдетмт ь три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью - независимые, передающие и мотиваторы (рис. 1)
• способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь;
• оуоснвоприпозьноосгии oтвeнcуиeлноcтигюетоoлонrюкOлцвким людям;
• иентаооя нв оаморазвитич;
• м о CHHOОTBCИОHMCTИ:
Студенческий возраст, по мнению Б.П Ананьева, представляется как сен-ситовней г^он^^ дло pазвнтаеocиoпныцдoоиoгенныонoчeньиачолумeкa.По-лучение высшего образования оказывает большое влияние на психику человека и розвотне его лицновто.Знооемв ооцччнини вузе пминолиоинЮлaroннняеных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют наллевлеоцодть-юа чзлооеко.ноесть п^о^л^и^^одотрeюeлeнкый тцпоышле-ния, который характеризует профессиональную направленность личности. Для эффeнтацнмгсмбочeницицц^^ вжкмн досоато^н^ыоион^ь овще^о иытеллекту-воспцияуия,нpмдcтаюlоиич,помя■ыв мы^/^еоя^мания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения опреде-фугом ммгичeокоx о^^^^ол [5].
Плавным условием успешной деятельности студента является освоение оовыхдонаего особенностей обучения в вузе, которые устраняют ощущение внутреннего дискомфорта и тем самым блокируют возможность возникновения конфлокта сецpщлoк.Hонaчслином этанеоелчонья с-щы ва езлясоооенченки й коллектив, совершенствуются навыки и умения логических операций умствен-нсйдоятелтоoмтл oпмысллнцocтьквоlTpепнойвpефecсит,иыpaОaоывоeтcя от^моьньмрмжин'фуда, лocеглобыоa,еcлaкувдивлeтся систдма робоны по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств лич-то ста р].
Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи не тревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки. Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количе-
Независимые (предшествующие) Передающие
1. Прфдрацпщламюющюф: 1. Совладение.
а) пщвфдфнчфцкюф патмфрны; 2. Употребление и
Ь) пщддфржювающюф злоупотребление
дюцпщзюцюю; веществами.
с) эмщщmщнальныф патмфрны; 3. Виды поведения,
2. Кщмнютювныф фаюторы: способствующие
а) прфдцтавлфнmя о бщлфзню; здоровью.
Ь) вщщпртяття рюцка и W 4 Соблюдение правил по
yязвюмщцть; поддержанию здоровья и
с) кщнтрщль. приверженность им.
3. Фюкторы цщциюльнщй црфды:
а) цщциюльная пщддфржка;
Ь) браю и цфмья;
с) прщффццищнюльнщф г
щкрyжфниф. 4. Дфмщмрафичфщкиф пфрфмфнныф: Мотиваторы
а) пщл; * 1. Стрессоры.
Ь) вщзрацт; 2. Существование в болезни.
с) этничфцкиф группы и
цщциюльныф клюццы. г
Рис. 1. Факторы, влияющие наболезнь и/или здоровье
Представленная схема психологических факторов риска и антириска, влияющая на здоровье и/или болезнь личности, открывает перспективы для дальнейшего системного развития и исследования всех взаимосвязанных факторов. Данная схема может использоваться при анализе и создании новых лечебных и профилактических программ по формированию разных моделей здорового образа жизни личности [8].
Основные критерии психологического здоровья:
• адекватное восприятие окружающей среды;
• осознанное совершение поступков;
• активность, работоспособность, целеустремлённость;
ство неизученного материала, не могут работать за счёт сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, не даёт им выявить даже имеющиеся знания. Нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится главной причиной неуспеваемости студентов и отчисления их из вуза.
Наше исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (далее СибГУ). В качестве методического основания были выбраны следующие методики: изучение индивидуальной модели психологического здоровья личности А.В. Козлова, изучение многомерного личностного перечня MMPI Ф.Б. Берези-
на и М.П. Мирошникова, изучение характеристик эмоциональности личности по ЕЯИльину [11;12; 131РестоныРнтаБИ1ыступилистудынты2курса понап|тав-лению подготовки Психология 37.03.01 (бакалавриат) - 88 человек (16 юношей и 72 девушки).
Результаты, полученные в ходе исследования, представлены на рисунках
2-6.
Проведённая методика по исследованию эмоциональной возбудимости свидетельствует о следующих результатах:
Эмоциональная возбудимость
Длительность эмоций
46%.
' Низкий тестовый показатель
Пониженный ттытулый показатель
1 Средний ттытулый АБьазаттрь
Рис. 2. Диаграмма полученных результатов по методике «Эмоциональная возбудимость»
Проведённояработапо методике исследования эмецнонапнной устойчивости свидетельствует о следующих резул ьтнтах:
Эмоциональная устойчивость
Пониженный
■ Повышенный
Рис. 3. Диаграмма полученных результатов по методике «Эмоциональная устойчивость»
Проведённая методика по исследованию длительности эмоций свидетельствует о следующих результатах:
45%
46%
1 Низкий тестовый показатель
Пониженный
тестовый
показатель
1 Средний тестовый показатель
9%
Рис. 4. Диаграмма полученных результатов по методике «Длительность эмоций»
Проведенная методика по исследованию интенсивности эмоций свидетельствует о следующих результатах:
■ Низкий тестовый показатель
Пониженный тестовый показатель
■ Средний тестовый показатель
■ Повышенный тестовый показатель
64%.
9%
9%
Рис. 5. Диаграмма полученных результатов по методике «Интенсивностьэмоций»
Анализируя данные рисунков 2 - 5, следует отметить:
• эмоциональная возбудимость - преобладает средний тестовый показатель (46%); следовательно, можно трактовать как то, что респонденты наполовину подготовлены в эмоциональном контроле на значимые для них раздражители;
• длительность эмоций - преобладают два тестовых показателя: низкий уровень (46%), средний уровень (45%); важно отметить, что студенты готовы контролировать себя в длительности негативных эмоций и потребности находиться всостояниинеудовлетворённости;
• пниенсиэно сттэоосий -йреоСлатаес повдшцнней тестовый эоказ атель (64%), у студентов с повышенным показателем отмечаются сильные пережива-
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Свойства личности
"80"
-Н-64-
56_■_ _
~~4Т--Щ -40—
Ипохондрии Д-пр-ссии Истерии Психопатии Психоаст-н Г (Ш) тЕТ) (НУ) (Рф ии (Р)
24
1
8
и
40 40
шш
Психоаст-н ии (Р^)
Гипомании (Ма)
I Низки- оценки
56
40
80
24
32
40
Ср-дни- оц-нки
24
48
64
40
I Высоки- оц-нки
16
40
Низкий
9%
9%
8
8
0
0
Рис. 6. Диаграмма полученных результатов по опроснику «Свойства личности»
ния и вспыльчивость, которые сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями;
• эмоциональная устойчивость - большое количество студентов с низким тестовым показателем (64%), это можно проинтерпретировать так, что такие студенты не способны преодолевать состояние сильного эмоционального возбуждения при выполнении деятельности, связанной с определёнными трудностями, что подтверждается природной предрасположенностью женского пола к эмоциональным реакциям, а в нашей выборке в основном девушки.
Проведённый опросник на исследование личности свидетельствует о следующих результатах (Рис. 6):
Анализ результатов по опроснику «Свойства личности» показывает, что большинство студентов не склонны к истерии и ипохондрии. Следует обратить внимание на шкалы с повышенным тестовым показателем «Психоастения» - 16 человек, «Гипомания» - 40 человек.
Проведённая методика на исследование индивидуальной модели здоровья личности свидетельствует о следующих результатах:
Анализ данных по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» показал, что самыми развитыми показателями психологического здоровья у студентов являются: стратегический вектор и духовный вектор. Благодаря стратегическому вектору студенты выбирают цели и пути их достижения, интересуются новой информацией и анализируют её. Духовный вектор обогащает личность ростом чистой и высокой радости в сердце, достижениями и позитивными результатами, в идеале во всех сферах жизни. Низкие показатели у семейного и гуманистического вектора. Основу данных векторов составляют коммуникации между людьми. Предполагается, что с развитием новых технологий и большой информационной нагрузки, у студентов не остаётся достаточного времени для непосредственного межличностного общения и развития коммуникативной компетентности.
На основе полученных результатов были представлены рекомендации для сохранения психологического здоровья, которые были доведены в качестве просветительской информации всем участникам, участвующим в исследовании в форме беседы.
Уметь управлять своим внутренним состоянием, развивать и сохранять психологическое здоровье - это то, к чему должен стремиться современный человек [10].
Теоретический анализ научной литературы позволяет прийти к выводу, что главным для психологически здорового человека является внутренняя гармония с самим собой и окружающим миром - баланс между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, между окружающими людьми и человеком, а также между человеком и природой.
Анализ описанных в литературе исследований позволил выделить три основные группы психологических факторов, смежных со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы.
Основными критериями психологического здоровья являются: адекватное восприятие окружающей среды; осознанное совершение поступков; активность, работоспособность, целеустремлённость; способность устанавливать близкие
Библиографический список
контакты, полноценная семейная жизнь; чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям; способность составлять и осуществлять свой жизненный план; ориентация на саморазвитие; целостность личности.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, выделены доминирующие подходы к определению здоровья:
1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
■ эмоциональная возбудимость - преобладает средний тестовый показатель (46%); следовательно, можно трактовать, что респонденты наполовину подготовлены в эмоциональном контроле на значимые для них раздражители;
■ длительность эмоций - преобладают два тестовых показателя: низкий уровень (46%), средний уровень (45%); важно отметить, что студенты готовы контролировать себя в длительности негативных эмоций и потребности находиться в состоянии неудовлетворённости;
■ интенсивность эмоций - преобладает повышенный тестовый показатель (64%), у студентов с повышенным показателем отмечаются сильные переживания и вспыльчивость; которые сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями;
■ эмоциональная устойчивость - большое количество студентов с низким тестовым показателем (64%), это можно проинтерпретировать так, что такие студенты не способны преодолевать состояние сильного эмоционального возбуждения при выполнении деятельности, связанной с определёнными трудностями, что подтверждается природной предрасположенностью женского пола к эмоциональным реакциям, а в нашей выборке в основном девушки.
Результаты методики «Свойства личности»: большинство студентов не склонны к истерии и ипохондрии. Следует обратить внимание на шкалы с повышенным тестовым показателем «Психоастения», «Гипомания».
Анализ данных по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» показал, что самыми развитыми показателями психологического здоровья у студентов являются: стратегический вектор и духовный вектор. Благодаря стратегическому вектору студенты выбирают цели и пути их достижения, интересуются новой информацией и анализируют её. Низкие показатели у семейного и гуманистического вектора. Основу данных векторов составляют коммуникации между людьми. Предполагается, что с развитием новых технологий и большой информационной нагрузки, у студентов не остается достаточного времени для непосредственного межличностного общения и развития коммуникативной компетентности.
Уровень Стены СтВ ПВ ЯВ ТВ ДВ ИВ СВ ГВ
Низкий 1 0 16 16 16 8 8 16 8
2 0 0 0 0 0 16 16 16
3 16 8 8 8 0 8 0 0
Средний 4 8 16 16 0 0 16 0 8
5 0 8 0 0 8 4 8 8
6 16 0 8 0 16 0 32 0
7 8 0 32 32 32 0 16 4
Высокий 8 40 24 0 24 16 0 0 0
9 0 16 8 8 8 0 0 0
10 0 4 0 0 0 0 0 0
Процентное соотношение векторов, входящих в структуру индивидуальной Анализ методик показал, какие характеристики эмоциональности личности
модели психологического здоровья. фиксируются у студентов:
Уровень СтВ ПВ ЯВ ТВ ДВ ИВ СВ ГВ
Процентное соотношение
Низкий 18% 18% 27% 27% 9% 36% 36% 27%
Средний 36% 27% 64% 36% 64% 67% 67% 73%
Высокий 45,5% 54,5% 9% 36% 27% 0% 0% 0%
1. Аманова И.К. Теоретико-методологические основы психологии. Алматы: Нурай-принт, 2009.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Санкт-Петербург: БПА, 1998.
3. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. Москва: «БЕРЕЗИН ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ», 2011.
4. Водопьянова Н.В., Ходырева Н.В. Психология здоровья. Вестник ЛГУ. 1991; 6: 165 - 174.
5. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Санкт-Петербург: СПбГУ 1999.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
7. Калью П.И. Основы научной медицинской информации. 1979.
8. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход. Вестник Харьковского национального университета. 2011; 937: 130 - 134 .
9. Никифоров ГС. Психология здоровья. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
10. Ревич Б.А. Введение в экологическую эпидемиологию. Москва: МНЭПУ 2001.
11. Регуш Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
12. Рыбалка В.В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике. Киев: ЖГУ им. И. Франко, 2015.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
References
1. Amanova I.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovy psihologii. Almaty: Nuraj-print, 2009.
2. Anan'ev V.A. Vvedenie v psihologiyu zdorov'ya. Sankt-Peterburg: BpA, 1998.
3. Berezin F.B. Metodika mnogostoronnego issledovaniya lichnosti. Moskva: «BEREZIN FELIKS BORISOVICh», 2011.
4. Vodop'yanova N.V., Hodyreva N.V. Psihologiya zdorov'ya. VestnikLGU. 1991; 6: 165 - 174.
5. Gurvich I.N. Social'naya psihologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: SPbGU, 1999.
6. Il'in E.P. 'Emociiichuvstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
7. Kal'yu P.I. Osnovynauchnojmedicinskojinformacii. 1979.
8. Kozlov A.V. Struktura psihologicheskogo zdorov'ya: psihosemanticheskij podhod. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta. 2011; 937: 130 - 134 .
9. Nikiforov G.S. Psihologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
10. Revich B.A. Vvedenie v 'ekologicheskuyu 'epidemiologiyu. Moskva: MN'EPU, 2001.
11. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
12. Rybalka V.V. Teorii lichnosti v otechestvennoj filosofii, psihologii ipedagogike. Kiev: ZhGU im. I. Franko, 2015.
13. Stolyarenko L.D. Osnovy psihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1999.
Статья поступила в редакцию 22.11.18
УДК 159.9
Goncharova N.V., Senior Lecturer, Department of History and Philology, branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPACT OF PROFESSIONAL REFLECTION ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONAL SPHERE OF A STUDENT AS A FUTURE TEACHER. The
article is dedicated to a problem of formation of professional reflection of students as future teachers in the period of study at a university. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining the stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere and the interpretation of the data are carried out. Key words: reflection, professional reflection, future teachers.
Н.В. Гончарова, ст. преп. каф. историко-филологических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Железноводске, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов - будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных. Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, будущие педагоги.
Одной из ведущих целей современного педагогического образования является развитие у будущего педагога желания и умения учиться на протяжении всей своей жизни, системно пополняя и обогащая профессиональные знания и умения, полученные в процессе обучения в высшем учебном заведении. Умение учиться с целью самосовершенствования является фундаментальной в профессии учителя. Педагог должен уметь обращаться к себе, к своему внутреннему миру, понимать мотивы собственных действий. Процесс самопознания и анализа себя как субъекта педагогической деятельности возможен для учителя только при условии высокого уровня развития рефлексии. Данная тенденция характеризует глубокую связь между рефлексией и развитием качеств, значимых для профессиональной деятельности педагога.
В современной психолого-педагогической науке проблематика рефлексии, педагогических способностей и их взаимосвязи является одной из актуальных и поэтому требует глубокого осмысления и развития. Многочисленными исследованиями доказана необходимость рефлексии, современные исследования посвящены пониманию е' внутренней природы, структуре, возможностям развития. Изучение особенностей рефлексии ведётся на различных уровнях (теоретическом, методическом, практическом), при этом выявляется специфика её проявления у разных категорий специалистов. В различных сферах деятельности рефлексия является определяющей в профессиональных качествах специалиста. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами, поэтому сформированность его рефлексивных умений влияет на осуществление анализа поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекцию конфликтного общения и др. (Н.П Алексеев, А.В.
Карпов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, ПП. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин). Тем самым рефлексия во многом связана с педагогическими способностями [1].
Феномен «профессиональная рефлексия» рассматривался исследователями с различных ракурсов и поэтому имеет множество определений, видов и классификаций. Определения рефлексии, так или иначе, зависят от контекста, в котором она рассматривается. В самом общем смысле профессиональная рефлексия - это самоанализ и самопонимание.
Профессиональная рефлексия является одним из решающих условий успешности личности в профессиональной деятельности (А.В. Карпов, В.Д. Ша-дриков, И.Н. Семенов и др.) [2].
Профессиональная рефлексия педагога, на наш взгляд, представляет собой анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и её отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности.
Профессиональная рефлексия педагога в большинстве случаев определяется как соотнесение своих возможностей с требованиями к педагогической профессии, с представлениями о профессии, которые обязательно развиваются в процессе накопления профессионального опыта. Рефлексивность позволяет педагогу зафиксировать получаемые результаты, наметить план коррекции своей деятельности или с наибольшей точностью определить цели дальнейшей работы.
Теоретический анализ изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии позволил нам уточнить понятие «профессиональная реф-