«ш^шздим-^оигм&ь^щжщшш / PEDAGOGICAL SCIENCES_3J_
УДК 378
Латипова В. А. Научный руководитель: Землякова Г. М.
Место учебы: Тольяттинский государственный университет Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования, г. Тольятти
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК» для студентов направления подготовки Педагогическое образование, Художественное образование
Latipova V. A. Supervisor: Zemlyakova G. M.
Place of study: Togliatti State University Place of work: Municipal budgetary educational institution of additional education, Togliatti
THEORETICAL ASPECTS THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON DISCIPLINE
"PICTURE" for students training directions Pedagogical education, Art education
Abstract:
The article aims to consider the topic of the formation and development of independent work skills of first-year students of the magistracy. The author gives a generalized description of the theoretical aspects of the organization of independent work in the "Drawing" discipline. Considered various teaching methods on the example of tasks in the discipline "Drawing". Based on the analysis of the topic, tasks and components, it is established that the multidimensionality of classroom independent work has a positive effect on the development not only of artistic abilities, but also on the formation of skills to independently navigate in the information space and the ability to self-education.
Аннотация:
В статье ставится задача рассмотреть тему формирования и развития навыка самостоятельной работы студентов первого курса магистратуры. Автор дает обобщенную характеристику теоретических аспектов организации самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок». Рассмотрены различные методы обучения на примере заданий по дисциплине «Рисунок». На основании анализа темы, задач и компонентов устанавливается, что многоаспектность аудиторной самостоятельной работы положительно влияет на развитие не только художественных способностей, но и на формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и способности к самообразованию.
Keywords: classroom independent work, independent work of students, teaching methods, organization of independent work on drawing.
Ключевые слова: аудиторная самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, методы обучения, организация самостоятельной работы по рисунку.
Самостоятельная работа студентов магистратуры представляет собой один из основных элементов учебного процесса, в результате которого у обучаемого формируются умения и навыки самостоятельного учебного, учебно-исследовательского и творческого направлений.
Темой организации и разработки структуры самостоятельной работы студентов занимались отечественные исследователи теории педагогики (С.И. Архангельский, Р.А. Низамов, И.И. Ильясов, А.Г. Молибог). Исследователи рассматривают термин «самостоятельная работа» как организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных цели и задач в определенный временной промежуток.
В настоящее время в теоретической педагогике существует ряд исследований по данной теме. Так, О. Ю. Поляничко в своей работе предлагает модель системы аудиторно-внеаудиторной само-
стоятельной работы по рисунку студентов с позиции компетентностного подхода. С точки зрения исследователя, необходимо актуализовать образование для студентов так, чтобы оно стало лич-ностно значимой деятельностью.
В научном труде Е. Н. Трущенко определяется компетентностный подход, способствующий мотивации к профессиональной деятельности, следующими положениями: 1) содействие мотивационно-ценностного отношения студентов к самостоятельной работе по рисунку; 2) создание учебных материалов, способствующих постепенному переходу от учебной деятельности к профессиональной; 3) предлагается использовать дополнительные методические материалы (программы, балльно-рейтин-говая карта, фонд оценочных средств).
О. Е. Лебедев представил основные аспекты компетентностного подхода: 1) главенствующая цель образования - развитие умения самостоятельно решать учебные и творческие затруднения;
РШАШШ&Ак ЮЖМЭЖ! / <<ШУШШ1УМ-ШУГМа1>>#Щ27)),2©1]9
32_
2) содержательные линии образования обуславливают методический и дидактический, а также социальный опыт решения проблем разного уровня; 3) организация процесса образования включает в себя соблюдение психолого-педагогических и учебно-методических требований; 4) оценивание результатов учащихся определяется уровнем образованности, достигнутом на определенном этапе обучения.
Н. В. Бордовская считает, что увеличение внеаудиторных занятий не дает ожидаемых результатов по следующим причинам: 1) содержательные линии методических разработок не связаны с целями формирования и развития конкретных знаний, умений и навыков; 2) больший объем заданий выполняется студентами формально; 3) методические разработки по самостоятельной работе не могут обеспечить качественное выполнение задания.
Проведенный анализ теоретических аспектов организации самостоятельной работы показал лишь некоторые мнения исследователей. На наш взгляд рассматриваемая проблема является лишь частично решенной и требует дальнейшей предметной разработки. Исходя из этого, делаем вывод о необходимости создания комплекта учебно-методических материалов по рисунку для студентов первого курса магистратуры, содержание которого необходимо направить на мотивационную сторону (использование различных методов обучения, в том числе и активных; разнообразие заданий и материалов) для лучшего освоения учебного материала, а также успешных и качественных результатов в рамках изучаемой дисциплины.
В подготовке преподавателей изобразительного искусства основополагающим видом специальной деятельности является рисование объектов действительности. Учебная дисциплина «Рисунок» реализуется в форме аудиторной работы и в форме самостоятельной работы. В самостоятельную деятельность студентов первого курса магистратуры по дисциплине «Рисунок» включается: поиск учебной информации, её аналитическое восприятие, практическое закрепление, обобщение и использование полученных знаний и умений для решения учебно-творческих практических задач. Значимая роль в организации этого процесса отводится методической деятельности преподавателя по разработке и структурированию содержания самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов по рисунку содержит, как исследование теоретических аспектов рисунка, так и практическое исполнение заданий.
Для того, чтобы самостоятельность выполняемой работы студентов была более эффективна, необходимо выполнить ряд условий:
1) сформировать оптимальное пропорциональное сочетание задач аудиторной и самостоятельной работы. Определяя объем и содержание самостоятельной работы, необходимо учитывать, что успешность выполнения будет прямо пропорционально объяснениям педагога на аудиторном занятии по данной теме. Также необходимо учитывать
уровень сложности изучаемой темы (чем задание труднее, тем часов на неё больше);
2) структурировать учебный материал в соответствии с задачами и подобрать форму его выполнения. Преподавателю необходимо менять дидактические задачи, материалы исполнения, методы обучения для подкрепления внимания со стороны студентов. Положительный эффект также возможен при нестандартной форме самостоятельной работы (разработка мастер-класса по интересующей теме, выполнение работы на конкурсы различных масштабов и т.д.);
3) разработать комплект учебно-методических материалов и рекомендации по их использованию для теоретического изучения и практического выполнения самостоятельных заданий, имеющих системообразующее значение в процессе формировании и развитии компетенций;
4) организовать формы контроля за ходом самостоятельной работы. В рамках самостоятельной работы, прежде всего, приемлем самоконтроль. Однако, он проявляется на последних стадиях формирования навыка самостоятельной работы по рисунку, поскольку наибольшее количество поступающих абитуриентов в рамках магистратуры не имеют профильного образования, и, следовательно, им необходим контроль за аудиторной и самостоятельной работой (индивидуальный, фронтальный, групповой и т.д.).
Для достижения высокого уровня внеаудиторной самостоятельной работы студентов первого курса магистратуры необходимо придерживаться определенных требований, а именно:
1)разработать методы организации внеаудиторной работы магистранта. Методы могут быть весьма разнообразны (в соответствующей последовательности происходит сдвиг в выборе методов обучения: от преобладания объяснительно-иллюстративного и репродуктивного в начале до метода проблемного изложения на завершающих этапах):
- Объяснительно-иллюстративный метод. Особенности деятельности студентов в процессе обучения посредством данного метода заключается в восприятии знаний, их осознании и запоминании. Примеры использования объяснительно-иллюстративного метода: просмотр и анализ картин, кинофильмов, чтение. Также метод используется в распознающем наблюдении, включающем формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений (структура, форма, тон) и др.
- Репродуктивный метод. Особенности деятельности студентов: воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. Например, копирование графического листа художника с заданной техникой и приёмами выполнения.
- Метод проблемного изложения: деятельность педагога состоит в формулировке проблемы и показа пути ее решения. Нужно так поставить проблемную ситуацию, чтобы, во-первых, она была доступной для студентов, во-вторых, проблема не должна решаться с помощью уже имеющихся зна-
ний, в-третьих, должна содержать в себе противоречия. Особенности деятельности студентов: восприятие и осознание знаний, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. Пример задания: изображение бытового предмета и наложение штриховых линий по форме. Задачи: уловить характеристику линий в зависимости от формы предмета, развивать умение анализировать; изученные прямые линии не придадут объема, например, круглому предмету. Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, студенты приходят к выводу о необходимости их соответствия.
- Частично-поисковый метод. Задача преподавателя определяется постановкой проблемы, предъявлением заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планированием последовательного пути решения, руководством деятельностью студентов. Деятельность студентов заключается в восприятии и осмыслении задания, в самостоятельном выполнении отдельных шагов задания. Например, упражнения на перенос освоенного способа действия на новое содержание. Практическое задание: выполнение светотеневой раскладки. Задачи: научить тональному видению, закрепление пройденных тем.
- Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. Примеры применения: творческие упражнения, экспериментирование. Практическое задание: иллюстрация к классическим произведениям литературы посредством штриха. Задачи: развитие и закрепление навыка штрихования, самостоятельное создание выразительного образа.
2) разработать специальные учебно-методические материалы по изучаемым темам (статьи, педагогические рисунки, рисунки-схемы, учебные пособия и т.п.).
При составлении методических разработок для самостоятельной работы студентов первого курса магистратуры по дисциплине «Рисунок» необходимо учитывать различные показатели уровня развития художественных умений (технические умения, умение перевода реального объекта в графический образ и т. д.).
В самостоятельной работе студентам ставятся задачи:
- изучение содержания теоретических трудов и разработок известных деятелей художественной
33
педагогики, в которых обоснованы и исторически проверены графические средства формообразования, построения форм в пространстве, средств графической выразительности;
- с использованием полученных знаний достичь необходимого уровня понимания и готовности к свободному использованию разнообразных графических средств выражения в учебно-творческих работах.
- содействие развитию профессиональных и коммуникативных умений и навыков (исполнение изображений различными материалами; теоретическое и практическое владение методами обучения; умение донести учебный материал и т.д.).
При решении данных задач можно говорить о профессиональной подготовленности студента к решению поставленных задач.
Данные компоненты дают положительное влияние на качество выполняемой работы и усвоения материала в процессе обучения рисунку. Критерии оценки выполненной студентом работы оцениваются в зависимости от: 1) своевременного выполнения учебной задачи; 2) степени решения композиции, масштаба изображения; 3) соблюдение пропорций предметов; 4) правильность построения конструкций предметов; 5) грамотное тоновое решение.
Контроль по выполнению самостоятельной работы в процессе обучения рисунку для студентов первого курса магистратуры должен проводиться преподавателем только в аудитории.
Студентам магистратуры необходима самостоятельная работа, обуславливающая одну из форм учебно-воспитательного процесса, способствующую формированию умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и способности к самообразованию.
Список использованных источников
1. Тихонов С. В. Рисунок / С. В. Тихонов. - М. Архитектура, 2004.
2. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 1997.
3. Лаптев О. Ю. Сборник методических пособий по рисунку натюрморта / О. Ю. Лаптев. - М. ТПК, 2008.
4. Лаптев О. Ю. Сборник методических пособий по рисунку архитектурных деталей / О. Ю. Лаптев. - М. ТПК, 2008.
5. Лаптев О. Ю. Сборник методических пособий по живописи натюрморта / О. Ю. Лаптев. - М. ТПК, 2008.