Научная статья на тему 'Теоретические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках физического воспитания'

Теоретические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / CONTINUITY / LEVELS OF EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL FITNESS / УСЛОВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / КАДРОВЫЕ / МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / CONDITIONS OF NORMATIVE AND LEGAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL / PERSONNEL / MATERIAL AND TECHNICAL / INFORMATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрук Елена Николаевна, Зюрин Эдуард Адольфович

В статье рассмотрены теоретические основы преемственности, ее принципы и условия, определены параметры реализации преемственности различных уровней образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольников и младших школьников. Рассмотрены условия работы по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание которых будет способствовать систематизации образовательного процесса, что в свою очередь позволит детям успешно освоить образовательные программы по разделу «Физическое воспитание» и способствовать переходу на новый уровень развития и безболезненной адаптации детей к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрук Елена Николаевна, Зюрин Эдуард Адольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION

The theoretical bases of continuity, its principles and conditions are considered in the article, parameters of realization of continuity of various levels of education realized within the framework of educational programs of preschool children and younger schoolboys are determined. The conditions of work on continuity between preschool and primary general education are considered, the creation of which will facilitate the systematization of the educational process, which in turn will allow children to successfully master educational programs in the field of physical education and facilitate the transition to a new level of development and painless adaptation of children to school.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках физического воспитания»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Е.Н. ПЕТРУК, УMЦ, г. Балашиха, Россия;

Э.А. ЗЮРИН,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы преемственности, ее принципы и условия, определены параметры реализации преемственности различных уровней образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольников и младших школьников. Рассмотрены условия работы по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание которых будет способствовать систематизации образовательного процесса, что в свою очередь позволит детям успешно освоить образовательные программы по разделу «Физическое воспитание» и способствовать переходу на новый уровень развития и безболезненной адаптации детей к школе.

Ключевые слова: преемственность; уровни образования; условия нормативно-правовые, психолого-педагогические, кадровые, материально технические, информационные; физическое воспитание; двигательная активность;

физическая подготовленность.

THEORETICAL ASPECTS OF CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION

E.N. PETRUK, E&MC, Balashikha city, Russia;

E.A. ZYURIN, FSBIFSC VNIIFK, Moscow, Russia

Abstract

The theoretical bases of continuity, its principles and conditions are considered in the article, parameters of realization of continuity of various levels of education realized within the framework of educational programs of preschool children and younger schoolboys are determined. The conditions of work on continuity between preschool and primary general education are considered, the creation of which will facilitate the systematization of the educational process, which in turn will allow children to successfully master educational programs in the field of physical education and facilitate the transition to a new

level of development and painless adaptation of children to school.

Keywords: continuity; levels of education; conditions of normative and legal, psychological and pedagogical, personnel, material and technical, informational; physical education; motor activity; physical fitness.

Актуальность

Одной из наиболее главных проблем нашего общества является формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Значение физической культуры в старшем дошкольном возрасте заключается в создании фундамента для всестороннего развития, в том числе физического, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

С позиции сохранения полноценного физического и психического здоровья личности как основы охраны

и наращивания ресурсов в контексте непрерывного образования, актуализировалась проблема преемственности образовательных программ по физическому воспитанию дошкольников и младших школьников.

Цель исследования

Проанализировать условия реализации образовательных программ по разделу «Физическое воспитание» в рамках преемственности двух уровней образования -дошкольного и начального общего образования, обес-

печивающих непрерывность и эффективность учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых актов в области образования и физической культуры, педагогические наблюдения, экспертная оценка.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрев определение преемственности, ее условия, мы сможем определить параметры реализации принципа преемственности по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и в младшей школе в рамках начального общего образования (НОО). Раскрывая сущность и закономерность преемственности в культуре, мы видим, что преемственность обеспечивается на основе сохранения и переноса наиболее существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития [1].

В системе образования преемственность образовательного процесса может осуществляться в различных видах [11]:

1) целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития;

2) содержательная - обеспечение «сквозных» линий в содержании и повторении, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего освоения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики путем обеспечения «сквозных» линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей;

3) психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей;

4) административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база: устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников;

5) технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения;

6) создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования;

7) взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения, направленных на достижение целевых ориентиров дошкольного уровня и предметных результов освоения основной образовательной программы НОО. Практическим обеспечением преемственных связей может стать создание системы технологической преемственности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). В рамках реализации федерального государственного стандарта начального общего

образования (далее - ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, предполагающий обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования [8, 9].

При реализации данного направления деятельности эмпирическим путем было выявлено ряд противоречий:

- во-первых, - в отечественном образовании традиционно сложилось жесткое разделение дошкольного и школьного образования, опирающееся на представление о разных периодах детства, где в основе деления лежит представление о ведущих видах деятельности, характерных для каждого периода развития, а также специфике социальной ситуации развития, форм и средств общения и учебной деятельности. Это жесткое разделение дошкольного и школьного образования приводит к выраженным проблемам адаптации детей к школе, что проявляется в повышении тревожности, эмоциональной нестабильности, снижении учебной успешности и т.д.;

- во-вторых, - в психологии существует представление об эпохах развития [12], в соответствии с которым дошкольный и младший школьный возраст принадлежит к одной эпохе - детства. Следовательно, внутри этой эпохи существует взаимодействие и специфическое единство образовательных целей, средств и форм организации образования. Этот переход от дошкольного к школьному образованию в системе «детский сад - школа», может быть более успешным и конструктивным при условии единства концептуального подхода в организации образования на разных этапах развития детей;

- в-третьих, - разработанные государственные требования к уровню физической подготовленности комплекса ГТО определил возраст 6-8 лет как I ступень ГТО, в батарею тестов вошли виды испытаний, нормативы которых не учитывают требований ФГОС ДО и сложившихся традиций образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Решение задач в рамках выделенных противоречий возможно при условии организации образования в формах детской субкультуры, что предполагает организацию жизни детей в формах ведущей деятельности [3, 12] средствами, соответствующими специфике детской картины мира [4], в контексте общечеловеческих ценностей, конкретизированных в соответствии с этническим типом культуры и возрастным типом субкультуры (в соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского и взглядами на развитие субъектности С.Л. Рубинштейна) [2, 6]. В этом случае возможно обеспечить оптимальное развитие психических процессов и физических качеств ребенка, сопровождающихся освоением необходимых в данном возрасте знаний, умений и навыков, что будет способствовать развитию личности, индивидуальности и субъектности обучающегося.

В системе дошкольного образования задачи физического воспитания направлены на достижение целевых ориентиров: развитие крупной и мелкой моторики; формирование умения произвольного движения в жизненно необходимых двигательных действиях и двигательного контроля. В то же время ФГОС НОО определяет

задачи физического воспитания как укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры [8, 9]. Реализация данных задач - в урочной форме в начальной школе через овладение жизненно важных двигательных умений и навыков, а также приобретение необходимых знаний в области физической культуры [7]. Из чего следует, что на стратегическом уровне организации образовательного процесса в дошкольном и начальном общем образовании просматривается преемственность физического развития детей. Это создает базу для эффективного перехода ребенка на следующий этап двигательного развития. В свою очередь двигательное развитие становится основой общего развития ребенка.

Обеспечение полноценных преемственных связей между уровнями образования будет способствовать более быстрой адаптации детей к школе, что в свою очередь позволит повысить успеваемость по дисциплине «Физическая культура» и снизить уровень заболеваемости благодаря положительному эмоциональному фону [5]. В случае если такие связи носят формальный характер, то результата достигнуть не удастся. Формирование преемственных связей между уровнями образования будет осуществляться более целенаправленно при создании ряда условий. К ним относятся: нормативно-правовые, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, информационные.

Нормативно-правовые условия. Ст. 11 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что федеральные государственные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ. Стандарт дошкольного образования определяет преемственные линии в виде целевых ориентиров, интегральных характеристик развития ребенка, являющихся необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования [8, 10].

Установление преемственных связей должно осуществляться на основе договора между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, включающими предмет деятельности, цель и задачи взаимодействия. Отдельные локальные акты образовательных учреждений должны включать вопросы преемственности. Прежде всего речь идет о программах развития учреждений двух уровней. Получается, что каждое образовательное учреждение самостоятельно в постановке задач, определении направлений преемственности с учетом исходных данных деятельности каждого образовательного учреждения, проблем и достижений, данных входной диагностики. Реализация технологического маршрута в решении задачи преемственности образовательных программ ДО и НОО позволяет рассматривать результаты реализации предложенной нами технологии как постановку проблем, как задачи на начало учебного года с учетом выявленных проблем и возможности внесения своевременных корректив в образовательную работу с дошкольниками.

Исходя их этого, в программы развития образовательного учреждения вносятся дополнения, определяющие стратегические задачи преемственности, детализирующие их. Например: совместное изучение стандартов двух уровней; определение форм взаимодействия педагогов двух уровней образования через традиционные формы - педсоветы, семинары и нетрадиционные - гостиные, шефство, гостевание; включения родителей в преемственные связи.

На следующем уровне реализации детализируется система мероприятий по преемственности двух уровней образования в годовых планах учреждений, также определяя достижения, проблемы и пути их решения через конкретные мероприятия.

Психолого-педагогические условия. Прежде всего, должны рассматриваться проблемы преемственности основных образовательных программ - преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Должна повыситься ответственность первого уровня образования за качество образовательной работы. Важно, чтобы на этапе дошкольного образования каждый ребенок достиг в своем развитии тех характеристик, которые прописаны целевыми ориентирами в стандарте дошкольного образования, и являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности. Педагоги двух уровней образования должны понимать, что степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. В данной группе условий необходимо создавать и совершенствовать развивающуюся предметно-пространственную среду в группах детского сада, в ДОУ в целом.

Кадровые условия преемственности. В этом контексте возрастает роль и значимость кадровых условий в обеспечении преемственности двух уровней образования. Образовательные учреждения двух уровней образования должны закрепить ответственность за обеспечение преемственности за конкретными работниками. Задача контроля качества реализации основной образовательной программы в подготовительной к школе группе - основное направление мониторинга образовательного процесса старшего воспитателя в детском саду. Требует особого внимания подбор кадров на воспитательские ставки -это должны быть высококвалифицированные работники. Направление преемственной работы следует включить в действующие должностные инструкции, а в дальнейшем в трудовые действия в рамках профессионального стандарта педагога следующим категориям: в ДОУ -воспитателю старших дошкольных групп, инструктору по физическому воспитанию, старшему воспитателю; в школе - завучу, курирующему работу начальной школы, учителям начальных классов и учителю по физической культуре.

Материально-технические условия - выполнение требований по обеспечению реализации программы -учебно-методические комплекты, спортивный инвентарь и оборудование, спортивные сооружения на игровых площадках, дистанции для бега на 30 и 400 м.

Информационные условия - отражение преемственных связей в отчетах, докладах, демонстрирование на стендах

для родительской общественности, создание страничек на сайтах образовательных учреждений с показателями физической подготовленности воспитанников. Формирование информационной карты выпускника с его уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья, которая передается на следующий уровень образования и сопровождает учащегося до перехода в старшую школу.

Выводы

Таким образом, реализация условий по созданию преемственных связей в решении задач физического воспитания в дошкольном образовании и начальном общем образовании предусматривает реализацию целостного комплекса мер, направленного на совершенствование образовательного процесса, в том числе по предмету

«Физическая культура». Построение системы на единой основе будет способствовать успешному освоению программ обучающимися дошкольных учреждений и начальных классов по физическому воспитанию и создаст базу для эффективного перехода ребенка на следующий этап двигательного развития.

Литература

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс. - 1999. - 536 с.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986. - 240 с.

4. Зеньковский, В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 347 с.

5. Рубанов, В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323. - № 6. - С. 102-110.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.

7. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом / Т.Ю. Тороч-кова, Н.Ю. Аристова, А.И. Дёмина и др.; под ред. Т.Ю. То-рочковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский Центр «Академия». - 2015. - С. 31-44.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение. - 2013. - 32 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение. - 2010. - 32 с.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

11. Шаровская, С.Ф. Технологическая преемственность как условие обеспечения непрерывности образования и развития личности // Педагогическое обозрение. -2011. - № 9. - 6 с.

12. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 265 с.

References

1. Baller, E.A. (1969), Continuity in the development of culture, Moscow, Nauka, 294 p.

2. Vygotsky, L.S. (1999), Pedagogical psychology, Moscow, Pedagogics-press, 536 p.

3. Davydov, V.V. (1986), Problems of developing education, Moscow, 240 p.

4. Zenkovsky, V.V. (1995), Psychology of childhood, Yekaterinburg, Business book, 347 p.

5. Rubanov, V.G. (2013), The Concept of "continuity" and its social dimension, Izvestiya Tomskogo Polytechnichesk-ogo Universiteta, vol. 323, no. 6, pp. 102-110.

6. Rubinstein, S.L. (2000), Basics of General psychology, St. Petersburg, Publishing House "Peter", 712 p.

7. Torochkova, T.Y., Aristova, N.Yu., Demina, A.I. et al. (2015), Theory and methodology of physical education of children of younger school age with workshop, under the editorship of T.Yu. Torochkova, 2nd ed., stereotype, Moscow, Publishing Center "Academy", pp. 31-44.

8. Ministry of education and science of the Russian Federation, (2013), Federal state educational standard of preschool education, Moscow, Prosveschenie, 32 p.

9. Ministry of education and science of the Russian Federation, (2010), Federal state educational standard of primary General education, Moscow, Prosveschenie, 32 p.

10. Government of Russian Federation, (2012), Federal law No. 273-FZ of 29 December 2012 "On education in the Russian Federation".

11. Sharovskaya, S.F. (2011), Technological continuity as a condition for ensuring continuity of education and personal development, Pedagogicheskoye obozrenie, no. 9, p. 6.

12. Elkonin, D.B. (1974), Psychology of learning in Junior school child, Moscow, 265 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.