ЭКОНОМИКА
УДК 331.5 (045)
Л. М. Бабенкова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА КАК СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В статье показано, что рынок труда представляет собой сложно организованную систему отношений его элементов, а формирование и развитие рынка труда является процессом появления и наращивания рыночных потенций посредством образования качественно новых структурных отношений.
В обширном потоке развития научного знания о рынке труда системный подход приобретает актуальность и практическую значимость, т.к. позволяет представить рынок труда как одновременно сложно организованное, целостное, открытое, динамично развивающееся системное явление, направленное на содействие занятости населения по найму и получение в связи с наемной трудовой деятельностью доходов.
На сегодняшний день яркие исследования с опорой на системные принципы в анализе рынка труда прослеживаются в системно-эволюционном (С. Михнева), системно-институциональном (Л. Киян), системно-управленческом (Е. Буйная, И. Сычева, В. Афанасьева) и других подходах (Ю. Черняк, Л. Чистов). В свою очередь, ученые отмечают одновременно внутренние противоречия во взаимоотношениях участников рынка труда и направленное стремление системы к устойчивости через рациональные связи согласованного взаимодействия элементов.
Мы разделяем точку зрения о том, что потенциальные возможности к развитию рынка труда заложены в специфике организации его внутренней среды, где общий потенциал рынка труда складывается из потенциала его составляющих, а его развитие происходит через изменения внутренней структуры, рядорасположения и качества элементов, которые расширяют возможности трудоустройства и повышают эффективность отношений найма, оплаты труда, подготовки кадров, рабочих мест и т.д. [1]. С этих позиций формирование рынка труда представляется процессом появления и наращивания рыночных потенций посредством образования качественно новых структурных отношений (в данном исследовании виртуальных отношений).
Таким образом, в целях анализа сложной структуры рынка труда, включающей элементы и совокупность их разнокачественных отношений, проведем моделирование его внутренней структуры и вычленим внутрисистемные отношения, конституирующие рынок труда (рис. 1).
Рынок труда является сложной системой социально-экономических отношений между наемными работниками и работодателями по поводу привлечения и оказания услуг труда, посредством рыночного и регулятивноуправленческого механизмов их взаимодействия, принадлежащих определенной институциональной среде.
Структурные слои взаимоотношений
Рис. 1 Структура отношений системы рынка труда:
1 - функционально-экономический; 2 - социально-трудовой;
3 - регулятивно-управленческий; 4 - организационно-экономический;
5 - социально-экономический; 6 - институциональный; 7 - информационный
На качество функционирования рынка труда влияет как среда рыночной системы, частью которой он является, так и внутренняя среда самого рынка труда в виде сложно организованного единства соподчиненных элементов, согласованно функционирующих и связанных отношениями в стройную структуру [2].
Внутреннюю среду системы рынка труда можно считать сложно организованной, т.к. составляющие его элементы (спрос на трудовые услуги, предложение трудовых услуг, трудовые посредники, профсоюзы и союзы работодателей, институт государственного регулирования) имеют собственное содержание: структуру, свойства, функции, индивидуальную траекторию движения и развития.
Система отношений элементов рынка труда входит в плоскость хозяйственного организма общества, представленного как собственно социальноэкономическими отношениями, так и способами их организации.
Социально-экономические отношения между элементами рынка труда складываются как в сфере обращения (внешний рынок труда), так и в сфере производства (внутренний рынок труда), сопровождают все фазы движения способностей человека к труду, начиная с подготовки специалистов, их распределения, обмена и заканчивая потреблением трудовых услуг, оказываемых наемным работником работодателю за определенную плату.
Широкий взгляд позволяет представить систему социально-экономических отношений рынка труда как интеграцию и переплетение экономических, социальных, регулятивных, управленческих и организационных отношений его элементов в сложную многослойную конструкцию, состоящую из функционально-экономических, социально-трудовых, организационно-экономических и регулятивно-управленческих слоев.
Структура отношений рынка труда не стационарна и находится в постоянном развитии, в ее ткань (как в процессе самоорганизации под влиянием внешней среды, так и сознательной организации поведения субъектов) включаются новые элементы и, соответственно, отношения между ними. Связано это с тем, что в основе действий субъектов лежит конкурентный характер отношений за выгодные условия трансакции, который не всегда приводит к согласованию позиций сторон. Поэтому субъекты отношений постоянно ищут наиболее эффективные способы коммуникации, что придает системе рынка труда внутреннюю динамику, а влияние внешних факторов превращает рынок труда в сложное развивающееся явление.
Итак, основываясь на вышеуказанных позициях, первостепенно в системе социально-экономических отношений рынка труда следует выделять функционально-экономический структурный слой, субъектные отношения которого принадлежат среде внешнего рынка труда. Под внешним рынком труда нами понимается подсистема рынка труда, в институциональной среде которого складываются взаимоотношения между наемными работниками и работодателями по поводу подготовки, поиска, распределения и купли-продажи трудовых услуг и посредством рыночного и регулятивно-управленческого механизмов их взаимодействия с целью заключения трудового договора и достижения занятости.
В функционально-экономическом слое на основе рыночного механизма системно увязываются в структуру рынка труда отношения между наемными работниками, предлагающими трудовые услуги на рынке труда, и работодателями, формирующими спрос на трудовые услуги, институтами инфраструктуры (трудовыми посредниками, социальными фондами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров и др.) и регулирования (профсоюзы, союзы работодателей и др.) по поводу купли-продажи трудовых услуг.
Важно отметить, что в настоящее время целый ряд авторов (И. Соболева, С. Брагинский, Л. Киян, И. Корогодин, С. Михнева, Н. Завельский, С. Вечканов, И. Липсиц и др.) считают, что с точки зрения перераспределения прав собственности акт купли-продажи, при котором происходит обмен объектами собственности на рынке труда, имеет особый характер, т.к. собственность работника (способности к труду, рабочая сила, а следовательно, и труд) неотделимы (неотчуждаемы) от живой личности человека. Поэтому в условиях наемного труда объектом купли-продажи являются не труд или рабочая сила, а услуги, результат труда, т.к. он переходит из собственности одного владельца в собственность другого.
Если продать или купить неотчуждаемую собственность наемного работника невозможно, то только путем трудового соглашения между наемным работником и работодателем рабочая сила включается в производственный процесс, организованный и управляемый работодателем, с целью выполнения конкретных трудовых функций и обязанностей за определенную плату. В процессе выполнения работы с использованием средств и условий труда, предложенных работодателем, наемный работник производит продукты труда, которые отчуждаемы от него, оценены и оплачены работодателем. Следовательно, наемный работник, включаясь в трудовой процесс, оказывает работодателю трудовую услугу, результаты которой принадлежат работодателю.
В детальном плане к отношениям функционально-экономического слоя можно отнести отношения элементов по поводу поиска контрагентов; отношения трудового посредничества; отношения спроса и предложения трудовых услуг; отношения прав собственности; отношения конкуренции и оплаты труда.
Основной фазой движения способностей к труду является подготовка рабочей силы, от которой зависят состояние рынка труда, отношения найма и качество производства в целом. Так, подготовка специалистов происходит, во-первых, на уровне межсистемного взаимодействия системы рынка труда и системы образования (посредством рыночной среды рынок труда проводит информацию о предъявляемых требованиях к профессиональным и личностным качествам работников со стороны работодателей), во-вторых, на уровне инфраструктуры рынка труда (например, трудовых посредников) и собственно на уровне работодателей (в виде инструктажа, повышения квалификации) в процессе производства в форме совершенствования трудовых профессиональных навыков работников.
На рыночный способ взаимодействия субъектов рынка труда оказывают влияние разнообразные внешние и внутренние факторы, особенно политика государственного регулирования, контроля и управления занятостью и безработицей, что отражается в исследуемой модели переплетением функциональноэкономического структурного слоя с регулятивно-управленческим.
Важно отметит, что в координатах субъектного взаимодействия принадлежность государства к множеству сочленений рынка труда (как крупного работодателя, органа социальной поддержки, подготовки кадров и регулирования, арбитра в отношениях между социальными партнерами и т.п.) выдвигает его в число приоритетно значимых. С ним связано общественное признание уникальной ценности человеческого труда, равенство сторон в производственном отношении «работник-работодатель», развитие стабильности трудовых отношений, зафиксированное в соответствующих правовых и социальных институтах.
Весь комплекс отношений внешнего рынка труда между владельцем способностей к труду и владельцем вакантного рабочего места выражается в отношениях найма, система отношений которого реализуется через конкретные процедуры предпринимаемых работодателем действий: набора, отбора претендентов, процедуры переговоров и заключения трудового договора.
Сущностным содержанием процедуры отбора является спецификация универсальных способностей к труду, т.е. выявление из числа кандидатов на занятие вакантных рабочих мест тех, чьи способности в наибольшей степени соответствуют конкретному предприятию, конкретному рабочему месту,
конкретным условиям. Если в процессе конкурентного поиска выгодных условий найма участники рынка труда удовлетворены информацией друг о друге, то их отношения становятся более определенными и приобретают характер переговоров по поводу заключения трансакции.
Определенность отношений участников рынка труда порождает структурный слой социально-трудовых отношений. Все количество информации, которой владеют стороны друг о друге, создает у работника определенный настрой на труд в данной фирме, на его качество и конечный результат, а у работодателя складывается определенная позиция о месте и роли работника в кадровой структуре предприятия.
Стороны социально-трудовых отношений, конкурируя за лучшие условия найма, уравновешивают свои интересы и требования. В данный процесс подключаются независимые представители сторон - профсоюзы, объединения, ассоциации и институты государственного регулирования, которые на основе заключения коллективных договоров и отношений социального партнерства способствуют заключению трудовой сделки. Государственное вмешательство в отношения социального партнерства отражает переплетение двух структурных слоев взаимоотношений - социально-трудового с регулятивно-управленческим.
Через процедуру переговоров специфицированные способности человека к труду принимают в отношениях найма форму трудовой услуги как предмета сделки. Услуга труда как товар имеет конкретное вещественное и стоимостное содержание, реально отделима от человека и свободно обменивается на рынке труда между наемными работниками и работодателями. Она обладает стоимостью и потребительной стоимостью, которые выражаются посредством рыночной цены. Цена услуги труда отражает, с одной стороны, стоимость рабочей силы наемного работника, т.е. издержки, идущие на ее воспроизводство, с другой стороны, потребительную стоимость, созданную трудом в виде полезного результата, удовлетворяющего потребность работодателя. Следовательно, услуга труда - это полученный конкретный результат трудовой деятельности наемного работника, полезный эффект, который можно оценить и который покупается работодателем, обменивается на деньги (заработную плату).
Сделка (трансакция) на рынке труда оформляется подписанием трудового договора и завершает отношения внешнего рынка труда.
Следующая фаза движения способностей к труду, отношений найма реализуется в сфере производства или в среде внутреннего рынка труда, под которым понимается подсистема рынка труда, часть внешнего рынка труда, система взаимоотношений между занятыми наемными работниками и работодателями посредством механизма централизованной организации трудовых отношений в конкретной институциональной среде работодателя с целью реализации интересов сторон в процессе занятости по найму.
Взаимосвязь отношений внешнего и внутреннего рынков труда обозначает непрерывный информационный контакт их сред. Внутрифирменный рынок труда резюмирует завязавшиеся отношения на внешнем рынке труда. Только в сфере производства контрагенты могут сделать окончательный вывод, насколько верный они сделали выбор на внешнем рынке труда относительно друг друга, и, соответственно, сопоставить как настоящие, так и будущие выгоды и издержки найма.
В условиях внутрифирменного рынка труда доминируют организационно-экономические отношения, специфика которых, в свою очередь, накладывает отпечаток на трудовые отношения, включающие в свою ткань экономическую, собственно трудовую, социальную, правовую, организационную составляющие. Это объясняется тем, что в зависимости от организационноправовой формы предприятия, ее миссии, долгосрочных целей и стратегий, превалирующих институтов и корпоративной культуры трудовая деятельность работников определенным образом организована.
Трудовой процесс имеет свое начало тогда, когда рабочая сила соединяется со средствами производства, а наемный работник превращается в непосредственного производителя товаров и услуг. В условиях наемного труда работодателю как собственнику условий труда и средств труда (а от работника они, следовательно, отчуждены) принадлежит право организовывать и управлять процессом труда, в то время как работник - собственник способностей к труду, рабочей силы, а следовательно, и своего труда - оказывает работодателю услугу, трудовое действие за определенную оплату и подчиняется его внутрифирменному распорядку, режиму труда и отдыха. Полученный эффект от оказания трудовой услуги, выраженный в продукте труда, обменивается на заработную плату и дополнительные премии и бонусы, в зависимости от производительности и интенсивности труда.
Сохраняется внутрифирменная конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занимаемых вакансий, а главным мотивирующим фактором различного рода стремлений остаются более высокие доходы, заработная плата. Поэтому на внутреннем рынке труда складывается ситуация, подобная монопсонии, при которой работодатель имеет возможности отбора необходимых кадров как на внутреннем, так и внешнем рынке труда и контроля цены услуг труда, а занятый работник - ограниченные альтернативы трудоустройства и желаемого повышения оплаты труда в фирме.
Таким образом, результатом отношений внутреннего рынка труда или конечной целью производства для работодателя выступает произведенный продукт и доход от его реализации, а для работника - занятость по найму, материальный доход и пополнение человеческого капитала от оказания трудовых услуг работодателю и функционирования в трудовом коллективе.
Конструируя модель отношений системы рынка труда, следует обратиться к теории институциональной экономики и отметить в структуре рынка труда наличие институционального слоя (Л. Киян, Х. Кресс, Н. Завельский, Р. Нуреев, А. Шаститко и др.) [3-6].
Так, закрепленные в институтах устойчивые отношения элементов рынка труда выстраивают его институциональную структуру, которая, во-первых, обеспечивает сосуществование рыночной среды и среды внутрифирменной организации, во-вторых, создает рамочные условия оптимизации соотношения спроса и предложения на рынке, совершенствуя на этой основе профессионально-квалификационную и территориально-отраслевую структуру занятости.
В настоящее время особого внимания со стороны ученых заслуживает представление системы рынка труда как структуры, элементы которой являются своего рода носителями информации, а их отношения своеобразной информационной коммуникацией. Поэтому в целях достижения эффективного информационного взаимодействия между элементами рынка труда нашло место внедрение информационных технологий и средств коммуникации.
Влияние информационного пространства Интернета внесло изменения в трудовую сферу (Л. Орлов, С. Коул, Р. Рейнхард, В. Федоров, Т. Мельникова, М. Сухарев, С. Сазонов, А. Еленин, Ю. Тюшев, Ш. Абрамович и др.), усложнило систему социально-экономических отношений элементов рынка труда, оформило информационный структурный слой, который пронизал и переплелся со всеми другими слоями взаимоотношений элементов рынка труда.
Появление виртуальных представительств реальных элементов рынка труда, их сетевые взаимоотношения в среде Интернет показали эффективность сетевых способов организации отношений найма в среде внешнего и внутреннего рынков труда, сетевого способа оказания трудовых услуг (телеработа) по производству различного рода информации и ее трансляции [7-10].
Информационные технологии значительно снизили издержки поиска участников рынка труда, установления и поддержания их взаимодействия, а развитие институтов виртуального посредничества существенно уменьшили риски агентов в процессе самостоятельного установления новых связей.
Если исходить из оригинального подхода в понимании сущности отношений (и в том числе институтов), которые состоят из трех составляющих: ресурсной, информационной и доверительной [11], то виртуальные отношения на российском рынке труда показывают существенно слабые ресурсную сторону и составляющую доверительных отношений.
Первая детерминирует масштабы распространения телеработы как альтернативы реальному труду и связана, прежде всего, с развитием информационной культуры российского общества, уровнем благосостояния и обеспеченностью компьютерным оборудованием российских семей, преодоления психологических барьеров перед новой средой трудовой деятельности (особенно лиц пожилого возраста), сетевого способа организации трудового коллектива.
Доверительные отношения остаются большой ценностью в глобальном пространстве сети Интернет, т.к. на фоне существенно ослабленной социальной функции, связанной с отсутствием нормативно-правовой регламентациии виртуальных отношений рынка труда и дистанционной трудовой деятельностью, одновременно развивается волюнтаризм работодателей, процветает мошенничество в виртуальной трудовой сфере.
Хотя процесс популярности и инновационности дистанционных трудовых отношений имеет место, все проблемы в комплексе отражают несформи-рованность виртуальных институтов, без которых невозможно достигнуть системной целостности рынка труда в целом.
Таким образом, теория и методология системного познания рынка труда позволяет увидеть четкую структуру отношений элементов рынка труда, теоретически обосновать место, влияние и причины появления новых процессов и явлений на рынке труда, стимулирует дальнейший поиск оптимального взаимодействия элементов рынка труда как на абстрактном, так и на эмпирическом уровнях с учетом требований новых механизмов хозяйствования.
Список литературы
1. Киян, Л. П. Экономическая теория рынка труда / Л. П. Киян ; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж : Б.и., 2004. - С. 159.
2. Михнева, С. Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход) [Электронный ресурс] / С. Г. Михнева. -Режим доступа: http://www.cis2000.ru/publish/ Ьоокз/ Ьоок_39ЛШто^№1
3. Киян, Л. П. Институциональная среда процесса труда / Л. П. Киян // Современные социально-экономические проблемы труда : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж : ВГУ, 2005. - С. 10-13.
4. Шаститко, А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) / А. Шаститко // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. -С. 65-76.
5. Кр есс, Х. Институциональная структура рынка труда в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Х. Кресс. - М., 2001. - 24 с.
6. Завельский, М. Г. Экономика и социология труда. Курс лекций / М. Г. За-вельский. - М. : Палеотип, 2001. - 208 с.
7. Orlov, L. Skills Marketplace Emerge / L Orlov., S. Cole, A. Reinhard. - N. Y. : Forrester Research, 1999. - 317 p.
8. Еленин, А. Телеработа: факты без комментариев [Электронный ресурс] / А. Еленин. - Режим доступа: http://www.i2r.ru/article.shtml?id=5808
9. Абрамович, Ш. Я. Интернет, виртуальная реальность и человеческий фактор [Электронный ресурс] / Ш. Я. Абрамович. - Режим доступа:
http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_99.html.
10. Сухарев, М. Реальный труд в виртуальном мире [Электронный ресурс] / М. Сухарев. - Режим доступа: http://suharev.narod.ru
11. Кузьминов, Я. Как наука о рынках становится наукой об обществе / Я. Кузь-минов, К. Бендукидзе, М. Юдкевич // Вопросы экономики. - 2005. - № 12. - С. 72.