тенциала во всех регионах России". 16.05.2007 // http://www.undp.ш/mdex.phtml?iso=R U&lid=2&cmd=news&id=389
6. ЖилъцовЕ.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1996.
7. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2-х кн. / Международная ассоциация акад. наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского. М.: Экономика, 2005.
8. ЯкобсонЛ.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ - ВШЭ, 2000.
ПОЛЯКОВА И.А.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В £
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ О --X
С]
Степень развития рыночных отношений, активность государства в регулировании со- ^ циально-трудовых отношений определяет динамику развития национального рынка труда в
любой стране. Очевидно, что специфика развития конкретной страны накладывает отпечаток ^
на процессы формирования и функционирования рынка труда. Как экономическое явление о он не возникает сам по себе в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения
определенного уровня развития этих отношений. Полноценный национальный рынок труда |\
формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны д
в целом, так и отдельных ее подсистем. Ш
Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках .л, реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства - рабочей силы.
Исходя из этого, рынок труда определяет эффективность использования труда наемных ра- £
ботников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе ё
любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизнедеятельности, как отдельного а
человека, так и общества в целом. §
Большинство российских авторов не подвергают сомнению положения теории К. Маркса >
о сущности рабочей силы и труда, о товарности именно рабочей силы, но одновременно отда- £5
ют предпочтение термину «рынок труда». При этом подразумевается, что главным товаром, ^
который обращается на данном рынке, является рабочая сила, способствующая включению $
человека в трудовую деятельность в форме либо самозанятости, либо наемного труда. о
В современной российской экономической науке в целом сформировался взгляд на ры- о
нок труда как на систему социально-экономических (общественных) отношений между его >
субъектами. Например, А. Кашепов определяет рынок труда как систему общественных от- £5
ношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих на 2
основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, ^
зависящей от соотношения спроса и предложения, и использование труда [2, с. 89]. В. Бу- §
ланов определяет рынок труда как товарно-денежные отношения, связанные со спросом о
на рабочую силу, с использованием и вознаграждением работника, отработанным рабочим ^
временем [1, с. 46]. Некоторые авторы (В. Буланов, С. Карташов) вводят в оборот понятия |
«рынок трудовых ресурсов», «рынок рабочей силы», обосновывая необходимость расшире- о
ния терминологической базы сложностью и многогранностью отношений, формирующихся т
в рамках социально-трудовой сферы, а также различиями в содержании терминов «труд», 5
«рабочая сила», «трудовые ресурсы». ^
Нередко встречаются и другие определения рынка труда, базирующиеся на анализе его Е
составных компонентов. Например, А. Котляр трактует рынок труда как совокупный спрос и о
предложение рабочей силы, взаимодействие которых обеспечивает размещение экономичес- о
ки активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, секторальном, 0)
территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах [3, с. 149]. При этом также имеет место факт формирования отношений между работодателями и наемными работниками, способствующих соединению рабочей силы со средствами производства, а также определяющих сущность рынка труда. Таким образом, точкой пересечения различных позиций можно считать признание существования системы социально-экономических отношений между субъектами рынка труда как одного из его ключевых факторов.
На основе сопоставления имеющихся в отечественной экономической литературе позиций проф. Одегов Ю. и Руденко Г. [5] предлагают следующее определение: "рынок труда - система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях ее товарности".
Мы придерживаемся аналогичного мнения и считаем, что данное определение применимо к рынкам труда всех уровней (страны, отрасли, сектора региона, организации), так как сущность социально-трудовых отношений определяется типом экономической системы, в Ш рамках которой функционируют все административно-хозяйственные и территориальные ¡5 образования.
о Из вышеизложенного вытекает, что в более широком смысле рынок труда это совокуп-X ность правовых, экономических и социальных отношений, возникающих между собственни-^ ком рабочей силы и ее покупателем (предпринимателем) по поводу конкретного рабочего ^ места, на котором будет производиться товар или услуга. В данном случае для владельца рабочей силы создается возможность получить рабочее место, на котором он может трудиться, ^ проявлять способности, зарабатывать деньги, необходимые ему, в частности, и для воспроиз-□ водства своей рабочей силы. Для предпринимателя возникают экономические условия получения прибыли, так как труд является необходимым фактором производства. Складываются N экономические отношения занятости, которые и определяют истинное содержание рынка д труда как рынка занятости.
Ш Рынок труда охватывает, все категории трудоспособного населения, претендующего на .л, работу по найму - мужчин и женщин разного возраста, профессий, квалификаций, желающих трудоустроиться не только по найму, но и на условиях предпринимательства. Это специфи-£ ческий механизм распределения и перераспределения трудоспособного населения по регио-ё нам, секторам и отраслям экономики, формам собственности, видам и формам деятельности. а Таким образом, рынок труда - это сфера купли-продажи специфического товара - работе чей силы - в соответствии с конъюнктурой рынка. Термин «рынок труда», по существу, озна-
> чает, что в качестве товара наемный работник предлагает, владельцу рабочего места свой 2 труд, а не рабочую силу, т.е. способность к труду.
Следовательно, рынок труда - важнейший сегмент рыночной экономики, состояние кото-$ рого значительно влияет на социально-экономическое положение страны. о На рынке труда складывается система, которая формирует стоимостную базу взаимо-о отношений между работодателями - собственниками средств производства и наемными
> работниками - владельцами рабочей силы, по поводу удовлетворения спроса. Первых, как 2 предпринимателей на труд, и потребностей вторых в работе по найму, как источнике средств 2 дохода.
^ Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка труда, необходимо обратиться к о дискуссии о том, что продается и покупается на этом рынке: рабочая сила или труд? о Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда ^ продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. | Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается о именно труд, что заработная плата есть плата за труд.
т Еще одна точка зрения заключается в том, что рынок труда является ресурсным рынком. 5 В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель - покупатель труда ^ и юридически свободный и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Е Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупнос-о ти своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, о специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная 00 специфика отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом
рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.
На рынке цена труда выступает в форме ставки заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.
Автор считает, что с точки зрения СНС - последнее определение является более емким и отражающим экономические реалии в контексте понятия социально-экономического потенциала.
Исходя из вышеизложенного, функционирование рынка труда имеет ряд особенностей:
- неотделимость права собственности на товар - труд - от его владельца. Труд представляет собой процесс, расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения собственности;
- значительная продолжительность контакта продавца и. покупателя. Сделка, соверша- Ш емая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и ¡? покупателем; щ
- действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста); СП
- наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым отно- ¡Ё сятся система органов регулирования трудового законодательства, различные учреж- ^ дения и службы регулирования занятости, государственные программы в области тру- ;> да и занятости и т.д.; °
- высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или □ иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков. ^
рынок труда целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: национальном, региональном и местном, учитывая при этом несколько типов рынков труда, тесно между собой взаимосвязанных:
- открытый рынок, внешний по отношению к предприятию;
- внутрифирменный рынок труда;
- скрытый рынок. т
Такое рассмотрение позволяет формировать единые методологические подходы к анали- ^
зу процессов и явлений на рынках труда разных уровней пространственной агрегации. о
Открытый рынок, внешний по отношению к предприятию (фирме), охватывает сферу ° обращения рабочей силы, а именно, всех тех, кто предъявляет спрос на наемный труд. На ш открытом рынке труда обращается трудоспособное население, фактически ищущее работу о или возможности для профориентации, подготовки или переподготовки. На открытом рынке о обращаются вакансии, ученические или временные рабочие места (сезонная работа, нерегу- > лярная занятость) в государственном и негосударственном секторах или отраслях экономи- £5 ки. Официальная часть открытого рынка труда представлена рабочей силой и вакансиями, 2 зарегистрированными в Федеральной службе занятости (ФСЗ), а также ученическими места- ^ ми в системе профобразования. о
Неофициальная часть открытого рынка труда аккумулирует ту его долю, которая не ох- ^ вачена услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования, а ^ потому на сегодняшний день остается малоизученной. 1
Внутрифирменный (текущий) рынок труда образуется за счет естественного и миграци- ^ онного движения рабочей силы и рабочих мест. Он включает следующие элементы:
- открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое
Ш
О о
I—
ш
ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные ш
т
рабочие места во всех отраслях экономики и видах деятельности; - скрытый рынок труда - лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время £ в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высво- ° бождены.
си
Таким образом, внутрифирменный рынок труда охватывает систему отношений между работодателями и нанятыми на работу гражданами по поводу расстановки работников на производстве, организации и охраны труда, продолжительности рабочего времени и оплаты труда, профессионального продвижения и переквалификации, стимулирования за дополнительные результаты и качество работы, регулирования отношений при высвобождении и др. Этот вид рынка является элементом развитой рыночной экономики и цивилизованных рыночных отношений.
К основным элементам внутрифирменного рынка труда относятся - спрос и предложение и их соотношение, которое определяет конъюнктуру рынка, влияние на стоимость рабочей силы, уровень конкуренции.
Спрос на рабочую силу является многомерной категорией, формирующей основополагающие элементы социально-экономической жизни общества, а также важнейшей составляющей социально-экономических отношений, основанных на рыночных принципах. Он характери-
зует объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, обеспеченной реальны-ь ми рабочими местами, фондом оплаты труда и соответствующими социальными условиями. (□ Спрос характеризуется числом и структурой занятых экономической деятельностью, а также
наличием имеющихся вакансий. ГО Данная экономическая категория с одной стороны, охватывает всю сферу труда, про-^ изводительного потребления рабочей силы, включая как укомплектованные работниками, [Л так и свободные, временно незанятые (вакантные) рабочие места. Его количественная ха-2 рактеристика определяется совокупностью политических, социальных и экономических Ь факторов.
С другой стороны, спрос на рабочую силу влияет на воспроизводственные связи всей эко-□ номической системы, формируя свойственную ей организацию занятости и рынка труда. й В своих исследованиях, анализируя излагаемые проблемы, Г.Д. Кулагина [4, с. 56] пред-^ ложила ряд направлений изучения спроса на базе анализа статистической информации, а именно:
2 - выявление объема удовлетворенного спроса;
ё - выявление требований к количеству и качеству работников, что отражает экономичес-о. кое состояние общества;
^ - потребность в рабочей силе, отражающая объективную материально-техническую > обусловленность требований к количеству и качеству работников и не всегда совпадающая со спросом;
^ - выявление спроса на труд в отраслевом, региональном и секторальном разрезах; ф
I—
о Предложение на рынке труда характеризует численность и состав экономически ак-^ тивного населения, заинтересованного и нуждающегося в получении занятия. Это актив-о ный спрос трудоспособного населения на рабочие места, относящийся ко всем отраслям 2 и секторам экономики, основанным на наемном труде. Предложение характеризуется 5 количеством физических лиц, выходящих на рынок труда и обращающихся по вопросам о найма в Федеральную службу занятости или к отдельным частным работодателям.
0 Таким образом, предложение рабочей силы - это объем суммарной потребности различен ных групп населения в получении работы по найму и трудовом источнике средств существо-о_
^ вания и его движение.
£ Данная категория изучается в разрезе группировок рабочей силы по полу, возрасту, проси фессиям и уровню образования, социальному статусу, продолжительности поиска работы и
со
другим признакам.
^ Различия в качественных характеристиках, перечисленных выше социально-экономи-^ ческих показателей, определяют разный уровень конкурентоспособности продавцов рабо-
1 чей силы на рынке труда и их разную степень ценности для нанимателей.
° Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:
о
- выявление скрытой безработицы на разных уровнях экономики;
- отношений между наемными работниками, и работодателями;
- отношений между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
- отношений между субъектами рынка труда и государством.
Функционирование рынка труда предполагает высокую степень свободы перераспределения рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями экономики, предприятиями, организациями, фирмами.
Это означает, что вслед за свободным переливом капитала, сопровождающимся сокращением и ликвидацией старых рабочих мест и созданием новых, происходят изменения в размещении производительных сил в экономике территориальных образований.
в зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:
- трудодефицитная, т.е. рынок труда испытывает недостаток в предложении труда.
- трудоизбыточная, т.е. на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда. ^
- равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению. ь
Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада); ее от- ш
раслевой структуры, уровня развития технической базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров и услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктур; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Ш
Кроме того, на конъюнктуру рынка труда оказывают влияние демографические, этничес- 2 кие, социальные, политические, экономические и другие факторы. При этом, свобода найма Ь
- организация встречи работодателей и наемных работников;
- обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и между на емными работниками;
- установление равновесных ставок заработной платы;
и увольнения работников является основой конкурентоспособности предприятия. Поэтому
N
важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества □ работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой - свобода конкуренции между ра-
ботниками за наиболее привлекательные рабочие места.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.
О о
I—
ф
К основным функциям рынка труда относятся: а
ф
I
>
содействие решению вопросов занятости населения; ЕЕ
о
- осуществление социальной поддержки безработных.
Для полноценного функционирования рынка труда и реализации его функций требуется ^
развитая инфраструктура. Её составляют государственные учреждения, негосударственные о
структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные ор- 2
ганизации и фонды и другие структуры, обеспечивающие наиболее эффективное взаимо- ^
действие между спросом и предложением на рынке труда. о
0
ЛИТЕРАТУРА 8
1. Булгаков В. Экономическая теория. М., 2001. ^
2. Кашепов А. Экономика и занятость. М., 1999. £
3. Котляр А. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной ® экономике. Вып. 1. М., 1996.
4. Кулагина Г. Макроэкономическая статистика. М., 1998. о
5. Одегов Ю.,Руденко Г. Проблемы занятости на российском рынке труда // Российский эко- | номический журнал. 2003. № 3. о
1