А. С. Пашкова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор К. П. Матвеева
Статья посвящена проблеме общения как важнейшего фактора психического развития личности, как необходимого условия бытия людей, как процесса передачи информации и воздействия с ее помощью на личность, а также как неотъемлемой части любого вида деятельности. Общение рассматривается в статье как сложный, многогранный процесс, включающий различные аспекты человеческой деятельности. Автором выявляются теоретические аспекты проблемы общения в целом, анализируются навыки общения и способы их формирования в процессе музыкальной деятельности в частности.
Ключевые слова: общение, вербальная коммуникация, коммуникативные навыки, социальные установки, музыкальная деятельность.
The given article is dedicated to the matter of communication as the most important factor of the psychic development of personality, as a necessary condition of the people's life, as a process of the information transmission and influences thereof on personality, as well as integral part of any type of activity. In this article, communication is considered as a complex, polyhedral process, including different aspects of human activity. The author reveals theoretical aspects of the problem communication as a whole, analyzes communication skills and ways of their shaping during the process of music activity in particular.
Key words: communication, speech communication, communication skills, social attitude, music activity.
Общение - важнейший фактор психического развития личности. Ребенок, по справедливому утверждению М. И. Лисиной, становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его'. Межличностное общение выступает, по Бодалеву, «необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и
2
свойств человека, но и личности в целом» .
Традиционно общение принято рассматривать как процесс передачи информации и
3
воздействия с ее помощью на личность . Психологи выделяют в общении три основных аспекта: содержание, цель и средства.
Однако общение - это не просто действие, а, прежде всего, процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляе-
мый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мо-тивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении
4
лиц . Таким образом, общение - это сложный, многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс
сопереживания и взаимного понимания 5
другдруга .
Межличностное общение почти всегда оказывается «вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения» . Вне общения немыслимы процессы труда, учения, игры. Таким образом, общение и деятельность неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому
успех конкретной деятельности напрямую зависит от успешного общения. Взаимодействуя с людьми, человек одновременно выступает и как субъект, и как объект общения.
В социологии понятию «общение» также близко понятие «взаимодействие», на основе чего выделяют следующие его
виды: ролевое, деловое, доверительное, 7
этикетное и т. д.
Существует несколько классификаций функций общения.
В. Г. Крысько, например, выделяет 6 функций общения .
1. Прагматическая функция отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; при этом само общение часто выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.
3. Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.
6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога).
Г. М. Андреева в свою очередь выделяет следующие функции общения :
1) коммуникативную - как обмен информацией между людьми;
2) интерактивную - как процесс взаимодействия;
3) перцептивную - как восприятие людьми друг друга.
Интересна точка зренияМ . И. Лисиной и Т. А. Репиной, преобладающая в дошкольной педагогике, согласно которой понятие «общение» рассматривается как синоним понятия «коммуникативная деятельность»: «Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но
и на установление личностных отношений
10
и познание другого человека» .
В структуре общения как коммуникативной деятельности выделяются следующие компоненты:
Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.
Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.
Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.
Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения".
По мнению многих исследователей, процесс коммуникативной деятельности строится как система сопряженных актов, содержанием которых является восприятие, воспроизведение и передача (донесение) информации до собеседника. Он имеет циклический характер. Существенным моментом является наличие обратной связи коммуникатора и реципиента во всех звеньях
12
коммуникативного процесса .
Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).
Вербальная коммуникация использует в
качестве знаковой системы человеческую
речь. В структуру речевого общения, по 13
Е. Е. Смирновой , входят:
• Язык - «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выраже-
14 тт
ния самосознания личности» . При этом играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
• Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, дикция, интонация. Интонация - это совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Именно интонация выражает наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация - явление комплексное: в ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т. д.
• Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возника-
ющие при общении (например, смех, «хмыканье», плач, шепот, вздохи, паузы).
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи чувств и отношений.
Однако учеными установлено, что в общении лишь 35% информации передается путем вербальных средств (включая речь, тембр, интонацию голоса, силу звука), а 65% информации передается с помощью не-
« 15
вербальных средств .
Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты, предполагающие получение тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений от другого лица. Совершенство приемов невербального общения способствует развитию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения.
К невербальным средствам общения отно-
16
сятся следующие компоненты :
• позы, походка, жесты («язык тела»); жест - это движения рук или кистей, он несет в себе информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания;
• мимика (координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное состояние);
• визуальный контакт;
• межличностная дистанция.
В педагогической деятельности общение также является первичным, ведь без непосредственного общения, коммуникации учителя с учащимися и учащихся между собой невозможен сам процесс обучения, воспитания и развития личности.
В процессе музыкальной деятельности у учащихся происходит развитие вербальных и невербальных способов общения: при пении формируются речевые звуковые явления и выразительные качества голоса, ведь интонация в музыке первична, а речевая интонация по своей природе близка музыкальной интонации и также служит способом выражения мыслей и чувств говорящего; на музыкальных занятиях происходит и развитие речи, языка ребенка (обогащается словарный запас, расширяется его эрудиция и кругозор), а также невербальных средств общения (мимики, жестикуляции, визуального контакта).
В музыке как виде искусства изначально заложена эмоциональность, в ее основе -художественное переживание, и через музыкальное произведение ребенок находит адекватные способы поведения в различных жизненных ситуациях. Восприятие музыки основано на эмоционально-образном постижении звучащего материала, что предполагает возникновение ответного отклика со стороны обучаемых, установление эмоциональной взаимосвязи ученика и преподавателя.
Любая музыкально-исполнительская деятельность, в том числе хормейстерская, имеет публичный характер и всегда осуществляется в режиме диалога со слушателями, а учебно-репетиционная работа над музыкальным произведением, как правило, реализуется в процессе общения учащегося с преподавателем, учащегося с учащимся (солист - хор, сопрано - альты и т. д.), учащегося с композитором (через музыкальное произведение) и предполагает коллективное творчество. Умело организованные хоровые занятия придают детям уверенность в своих силах (каждый участник коллекти-
ва чувствует себя частью одного целого), создают общую ситуацию успеха, повышают самооценку учащихся, воспитывают ответственность за общее дело.
В психолого-педагогической литературе признается, что условием успешного общения как коммуникативной деятельности является наличие у учащихся коммуникативных умений и навыков, которые, в свою очередь, могут быть сформированы на основе коммуникативных способностей и психических качеств личности.
Коммуникативными называются способности, связанные с установлением, поддержанием и сохранением хороших личностных и деловых взаимоотношений челове-
17
ка с окружающими людьми .
Структура коммуникативных способностей отражает структуру коммуникативной деятельности и складывается из трех взаимосвязанных подструктур: гностических,
экспрессивных и интеракционных способ-
„18
ностей .
1. Гностические способности - это способности понимать других людей и воспринимать информацию. Они включают умение слушать партнера по общению, психологическую наблюдательность, способность к идентификации.
2. Экспрессивные способности - это способности к самовыражению своей личности, которые включают стремление быть понятым другими, эмоциональность, открытость и доверие по отношению к партнерам коммуникации.
3. Интеракционные способности - это способности адекватно влиять на партнеров общения и предполагают направленность на коллективную деятельность, чувство партнера, убедительность в общении.
На основе коммуникативных способностей формируются коммуникативные качества личности - устойчивые доминантные свойства, проявляющиеся в типичных для нее активности в коммуникативной деятельности, отношении к окружающему миру и самому себе.
В. Н. Куницына подчеркивает, что важнейшим коммуникативным качеством является основанная на подвижности нервной системы экстравертностъ, то есть направленность психических процессов «во вне», в противовес интровертности, предполагающей психологическую обращенность «во 19
внутрь» .
На основе коммуникативных способностей и качеств в процессе общения формируются и развиваются коммуникативные умения и навыки, которые также отражают структуру коммуникативной деятельности и включают навыки восприятия информации (перцептивно-рефлексивные), воспроизведения и передачи информации (вербальные и невербальные), реализации коллективного общения (межличностного взаимодействия)20.
В. Д. Ширшов под коммуникативными умениями подразумевает «комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности» и позволяющий творчески использовать коммуникативные знания для точного и полного отражения окружающей действительности; коммуникативные навыки же - это «автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на
него» в процессе коммуникативной дея-21
тельности .
Специфика музыкальной деятельности в целом и хоровой деятельности в частности заключается в коллективном характере музыкального творчества, что изначально ставит учащихся в ситуацию межличностного взаимодействия, предполагает использование разнообразных форм вербального и невербального общения, а также способствует формированию коммуникативных способностей учащихся.
Так, гностические способности развиваются в процессе слушания и слышания другой партии (как партнера по музыкальному общению) в процессе исполнения музыкального произведения (например, способность исполнять полифонию) и в восприятии исполняемого произведения в целом; экспрессивные способности развиваются при собственном исполнении музыкального произведения (при пении, игре, дирижировании), т. е. происходит своеобразное самовыражение учащегося; интеракцион-ные же способности (как направленность на коллективную деятельность) развиваются непосредственно в процессе хоровой деятельности, которая априори носит коллективный характер.
Таким образом, в музыкальной деятельности заложены потенциальные возможности для развития навыков общения учащихся. Задача педагога заключается в том, чтобы своевременно раскрыть эти возможности и адекватно использовать их для реализации поставленных педагогических задач, ведь от уровня сформированное™ коммуникативных умений и навыков напрямую зависит реализация их социальных установок, которые определяют впоследствии поведение школьника как субъекта общения.
Социальные установки - это целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к проявлению активности по отношению к социальным объектам, что
предполагает психологическое пережива-
22
ние их социальной ценности .
Важнейшей установкой школьника как субъекта общения является «образ Я» (самоуважение личности). Уровень его самоуважения самым непосредственным образом влияет на то, как он реализует себя как субъект общения, определяет его поведение в процессе общения, выбор партнеров по общению, отношение к ним.
Отношение к партнерам по общению, в свою очередь, во многом зависит от степе-
ни сформированности у школьника установки на общительность (сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления), аттракции -социальной установки на другого человека (альтруистическое отношение и позитивная оценка партнера по общению, в повседневной жизни аттракция проявляется в виде симпатии, в дружбе, любви) и го-
товности к эмпатии (т. е. к сопережива-23
нию, сочувствию) .
Все вышесказанное позволяет говорить о важности развития навыков общения у детей, особенно у учащихся младшего школьного возраста, так как в данном возрастном периоде происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности ребенка.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
2 БодалевА. А. Психология общения: Избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Мое. психолого-соц. ин-та, 2002. С. 9.
3Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. С. 87. 4Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 73. 5Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 6Бодалев А. А. Указ. соч. С. 10.
1 Крюкова И. А. Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
"Крысько В Г. Указ. соч. С. 74-75.
9Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998.
10Репина Т. А., Лисина М. И. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. С. 54. "Там же. С. 231. 12Андреева Г. М. Указ. соч.
"^мирнова Е. Е. Психология общения. СПб.: КАРО, 2005. С. 143. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. С. 419.
Смирнова Е. Е. Указ. соч. С. 144. Там же. С. 147.
"Немое Р. С. Практическая психология. М.: Владос, 1998. С. 71.
18 Сафронова О. Г. Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. "Куницына В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 20 Сафронова О. Г. Указ. соч.
6
С А2'(
чиРШОв В . Педагогическая
коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург, 1994.
"Куницына В. Н. Указ. соч.
1ЪМудрикА. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. общ-во России, 2001.