Научная статья на тему 'Коммуникативная деятельность подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития'

Коммуникативная деятельность подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADOLESCENCE / ANXIETY / EMOTIONAL ADVERSITY OF PERSON / SOCIALIZATION / ADAPTATION / MIGRATION / COMMUNICATION ACTIVITY / COMMUNICATIVE CULTURE / SPEECH DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаакян Оксана Викторовна, Лукьяненко Марина Алексеевна

Проблемы коммуникативной деятельности подростков из семей мигрантов обусловлены увеличением процессов миграции на территории России. Развитие процессов миграции обострили проблемы адаптации детей и подростков в инокультурной среде. Проведение ряда социально-психологических исследований особенностей подростков из семей мигрантов показало, что проблема социальной адаптации и интеграции в обществе подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития считается наиболее сложной. Подростковый возраст остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. Для формирования личности подростка очень важна оценка референтной группы, которой является школьный коллектив. Если у подростка трудности в речевом развитии, он будет испытывать проблемы в коммуникативной деятельности. Это повлечет за собой не только проблемы в учебной деятельности, но и в определении статуса подростка в группе сверстников. Определение уровней успешности коммуникативного и речевого развития подростков из семей мигрантов необходимо для формирования тренинговой группы и последующей коррекционной работы. Это позволит повысить у подростков из семей мигрантов адаптацию и социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исаакян Оксана Викторовна, Лукьяненко Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ACTIVITY OF ADOLESCENTS WITH DIFFICULTIES OF THE SPEECH AND COMMUNICATION DEVELOPMENTS FROM MIGRANT FAMILIES

The problems of communicative activity of teenagers from migrant families are conditioned to increasing migration processes on the territory of Russia. The development of migration processes exacerbated the problem of children’s and adolescents’ adaptation in the environment of the other cultures. The conducting a series of socio-psychological research of characteristics of adolescents from migrant families has shown that the problem of social adaptation and integration in society of adolescents from migrant families with difficulties of speech and communicative development is considered to be the most difficult. Adolescence age is acutely flowing transition from childhood to adulthood, which are interwoven contradictory trends. For this difficult stage it is indicative as positive (self-growth, improving the social relationships, expanding the scope of activities) and negative (disharmony in the structure of personality, folding before-established system of interests, protester behavior) manifestation. At this time, the appearance of those patterns of behavior that will affect the physical and mental health, all further public and private life is ending. For the formation of adolescent's personality an evaluation of the reference group which is a school team is very important. If a teenager has some difficulties in speech development, it will have problems in communication activities. This will entail not only the problems in the educational activity, but also in determining the status of the adolescent peer group. It is necessity to determine the success level of the communicative and speech development of adolescents from migrant families for the making a training group and the subsequent remedial work. This may increase adapt and the socializing of adolescents from immigrant families.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная деятельность подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития»

УДК 159.9

ИСААКЯН Оксана Викторовна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

ЛУКЬЯНЕНКО Марина Алексеевна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ С ТРУДНОСТЯМИ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Oksana V. ISAAKYAN, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Marina A. LUKYANENKO, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

COMMUNICATIVE ACTIVITY OF ADOLESCENTS WITH DIFFICULTIES OF THE SPEECH AND COMMUNICATION DEVELOPMENTS FROM MIGRANT

FAMILIES

Проблемы коммуникативной деятельности подростков из семей мигрантов обусловлены увеличением процессов миграции на территории России. Развитие процессов миграции обострили проблемы адаптации детей и подростков в инокультурной среде. Проведение ряда социально-психологических исследований особенностей подростков из семей мигрантов показало, что проблема социальной адаптации и интеграции в обществе подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития считается наиболее сложной. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. Для формирования личности подростка очень важна оценка референтной группы, которой является школьный коллектив. Если у подростка трудности в речевом развитии, он будет испытывать проблемы в коммуникативной деятельности. Это повлечет за собой не только проблемы в учебной деятельности, но и в определении статуса подростка в группе сверстников. Определение уровней успешности коммуникативного и речевого развития подростков из семей мигрантов необходимо для формирования тренинговой группы и последующей коррекцион-ной работы. Это позволит повысить у подростков из семей мигрантов адаптацию и социализацию.

Ключевые слова: подростковый возраст, тревожность, эмоциональное неблагополучие личности, социализация, адаптация, миграция, коммуникативная деятельность, коммуникативная культура, речевое развитие, коммуникативная компетентность

The problems of communicative activity of teenagers from migrant families are conditioned to increasing migration processes on the territory of Russia. The development of migration processes exacerbated the problem of children's and adolescents' adaptation in the environment of the other cultures. The conducting a series of socio-psychological research of characteristics of adolescents from migrant families has shown that the problem of social adaptation and integration in society of adolescents from migrant families with difficulties of speech and communicative development is considered to be the most difficult. Adolescence age is acutely flowing transition from childhood to adulthood, which are interwoven contradictory trends. For this difficult stage it is indicative as positive (self-growth, improving the social relationships, expanding the scope of activities) and negative (disharmony in the structure of personality, folding before-established system of interests, protester behavior) manifestation. At this time, the appearance of those patterns of behavior that will affect the physical and mental health, all further public and private life is ending. For the formation of adolescent's personality an evaluation of the reference group which is a school team is very important. If a teenager has some difficulties in speech development, it will have problems in communication activities. This will entail not only the problems in the educational activity, but also in determining the status of the adolescent peer group. It is necessity to determine the success level of the communicative and speech development of adolescents from migrant families for the making a training group and the subsequent remedial work. This may increase adapt and the socializing of adolescents from immigrant families.

Keywords: adolescence, anxiety, emotional adversity of person, socialization, adaptation, migration, communication activity, communicative culture, speech development, communicative competence

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В последние десятилетия отмечается рост числа экстремальных ситуаций, которые характеризуется нарастанием социального неблагополучия и разрушением базовой потребности человека в безопасности. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потери веры в себя и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного человека, но и целых социальных групп [1; 7].

Сложная жизненная ситуация может представлять угрозу как физической, так и психической безопасности детей и подростков. Некоторые из них являются свидетелями смерти близких, другие получают физические ранения или увечья, некоторых насильно разлучают с близкими родственниками; некоторые активно участвуют в военных действиях [7; 14].

Подростковый возраст считается наиболее сензитивным для становления всех структур личности, так как выбор пути вхождения во взрослую жизнь определяется именно в этот период. Но без речевого общения и взаимодействия невозможна социальная адаптация развивающейся личности. При отставании в развитии связной речи или других ее нарушениях у подростка могут возникнуть проблемы, связанные с общением, проявиться - трудности в построении коммуникативного поведения и оказаться расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Проблемы учащихся-мигрантов - это и социокультурные, и языковые, и психологические, в первую очередь они выражаются в процессе обучения [2; 4].

Миграционное переселение часто носит характер семейного, на территориях России резко возросло число детей и подростков из семей мигрантов, что породило серьезную проблему для российской системы образования, т. к. встала задача обучения этих детей в российских школах. При этом обнаружилось, что подавляющее большинство детей-мигрантов плохо владеет русским языком и не может быть успешно включено в учебный процесс массовой школы без соответствующей предварительной языковой подготовки. Чем раньше дети из семей мигрантов овладеют языком межнационального общения, тем свободнее и комфортнее они будут себя чувствовать в социуме, тем лучше они будут подготовлены к обучению в школе [2; 13]. Школьная система должна учитывать положение, рубежи, потребности, физические способности, темперамент, скорость реакции, способности учащегося-мигранта, плохое знание языка и психологии, на которые этот язык опирается [5].

Содержательные компоненты коммуникативной деятельности, выступающие в виде ее мотивов, целей, способов, средств реализации и результатов, оказываются нарушенными в большинстве случаев сложной речевой патологии (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. В. Руденский и др.) [3].

Анализ научной литературы по проблеме коммуникативной деятельности детей из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития выявил, что в настоящее время недостаточно серьезных исследований по данной тематике, хотя необходимость таких исследований давно назрела. В этой связи нам представляется важным уточнение специфики и взаимозависимости речевого, коммуникативного и личностного развития подростков из семей мигрантов, учащихся 7-9 классов как субъектов социального взаимодействия, а также определение психолого-педагогических условий для формирования у них основ коммуникативной культуры.

Целью нашей диагностической работы являлось исследование и формирование основ коммуникативной компетентности у подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития, выявление состояния и соотношения речевых средств общения, индивидуально-психологических и их личностных особенностей как субъектов общения, уровня их коммуникативной компетенции.

Методологической основой исследования стали культурно-историческая концепция развития личности Л. С. Выготского, теория речевой деятельности и общения (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т. Н. Ушакова и др.), принципы анализа нарушений речи, критерии построения психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р. Е. Левина).

Выстраивая схему исследования, мы исходили из теоретического анализа компонентов общения как коммуникативной деятельности. Учитывая ее состав, в которой выделяется по-требностно-мотивационная, формирующая и реализующая фазы коммуникации, нами сделан акцент на основу выбора необходимых для конструктивного общения подростков-мигрантов речевых и невербальных средств с учетом ситуации общения, а также психологических, социальных, информационных обстоятельств [6].

Диагностической частью исследования, проведенного на базе общеобразовательных школ № 3, № 4 № 16 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края было охвачено 90 учащихся 7 - 9 классов, из них 50 (20 девушек и 30 юношей) имеющих ниже среднего уровня успешности речевого и коммуникативного развития.

Психолого-педагогическое изучение строилось с охватом наиболее значимых сфер психосоциальной активности подростков-мигрантов (учебная деятельность, взаимоотношения с окружающими, особенности поведения в разных условиях общения и др.). Проведенное исследова-

ние позволило выявить конкретные проблемы подростков с трудностями речевого и коммуникативного развития и определить приоритеты в организации дифференцированной коррекционно-психологической работы [8; 9].

Использование материалов психолого-педагогической схемы изучения школьника в общении В. С. Грехнева с помощью экспертных оценок педагогов, способствовало определению особенностей общения подростков-мигрантов. В данной схеме, помимо анкетных данных, предлагалось отметить особенности эмоционально-чувственной сферы, направленность личности, отношение к учебе, активность в проведении досуга, особенности межличностного общения, отношение к себе и другим людям, двигательные и речевые особенности, склад ума и дарования [12; 13].

На уроках гуманитарного цикла обращалось внимание на особенности устной речи учащихся в условиях диалога, монолога, при использовании разновидностей речи по типовому значению (повествование, описание, рассуждение, оценка); также изучалась специфика вербального и невербального коммуникативного поведения подростков из семей мигрантов в различных ситуациях общения. По мнению В. М. Русалова можно получить важную информацию! о1 коммуникативных! шкалах! темперамента,! если! основываться! на! особенностях! речевого! поведения! подростков.! Поэтому,! в! нашем! исследовании! фиксировались! такие! формальные! аспекты! речевого! поведения,! как:! частота! обращений! к! партнеру,! изменение! интонации,! длительность! высказываний,! легкость! включения! в! разговор,! громкость! голоса,! плавность! речи,! персеверации,! быстрота! реакции! (ответов),! паузы-остановки,! междометия,! явные! аграмматизмы! и! новообразования.! Также! в! процессе! специально! организованного! наблюдения! обращалось! внимание! на! использование! невербальных! средств! в! межличностном! взаимодействии! учащихся.! Полученные! результаты! сопоставлялись! с! данными! изучения! индивидуально-типологических! особенностей! подростков! из! семей! мигрантов! с! низким! уровнем! успешности! речевого! и! коммуникативного! развития! как! субъектов! общения! [15].

Учитывая! положения! аспектной! модели! возрастного! коммуникативного! поведения,! разработанной! И.! А.! Стерниным! в! процессе! наблюдения! за! учащимися! изучались! особенности! их! коммуникативного! поведения! как! совокупности! норм! и! традиций! общения.! В! данной! модели! представлены! параметры! коммуникативного! поведения! индивида! в! нормативном! аспекте! (отношение! к! нормам! речи! и! поведения! в! процессе! коммуникации);! в! реактивном! аспекте! (особенности! реагирования! на! коммуникативные! действия! окружающих);! в! рецептивном! аспекте! (особенности! восприятия! собственной! коммуникативной! практики! и! практики! других! людей)! и! в! продуктивном! аспекте! (речевые! средства! и! невербальное! поведение! в! момент! общения)! [11].

При! изучении! особенностей! коммуникативной! деятельности! подростков-мигрантов! нами! использовались! методы! тестирования! и! аутопсиходиагностики! (самотестирования).! С! помощью! тестирования! мы! рассчитывали! выявить! основные! тенденции! в! общении,! основные! коммуникативные! качества! личности! подростков.! Но,! принимая! во! внимание,! что! тестирование,! особенно! с! помощью! «прямых»! диагностических! методов,! как! правило,! не! дает! высокой! степени! точности,! мы! использовали! следующие! вербальные! методики:! тест! В.! Ф.! Ряховского! для! определения! уровня! общительности! [12];! опросники! для! изучения! потребностей! в! общении! и! потребностей! в! достижении! [10];! методика! оценки! коммуникативных! и! организаторских! способностей! (КОС)! В.! В.! Снявского,! Б.! А.! Феодоришина! [12];! тест! В.! Маклени! для! самопроверки! навыков! слушания! [8]! .

Отобранные! нами! тестовые! методики! являются! доступными! для! понимания! подростков! из! семей! мигрантов! с! трудностями! речевого! и! коммуникативного! развития,! достаточно! информативны,! не! требуют! специальных! условий! в! организации! и! проведении! и! одновременно! характеризуются! высокими! показателями! надежности! и! валидности.

Предметом! количественного! и! качественного! анализа! явились! результаты! диагностики! подростков-мигрантов! с! трудностями! речевого! и! коммуникативного! развития.! Состояние! различных! компонентов! языковой! системы! у! подростков! из! семей! мигрантов! в! контрольной! и! экспериментальной! группах! примерно! оказалось! одинаковым.! Нарушения! речи! у! 70%! подростков! в! первую! очередь! относились! к! лексико-грамматической! стороне! речи! и! обусловливались! проявлениями! различного! рода! аграмматизма! в! устной! речи.! В! частности! у! 55! из! 90! обследованных! (61! %)! отмечались! ошибки! и! затруднения! при! выполнении! заданий! на! лексическую! сочетаемость! слов.! Также! у! большинства! испытуемых! отмечались! трудности! в! понимании! слов,! имеющих! абстрактное! значение,! что! явно! проявилось! при! подборе! слов-синонимов! и! слов-антонимов.

При! выявлении! навыков! словообразования:! при! суффиксальном! образовании! имен! прилагательных! от! существительных,! при! суффиксальном! способах! образования! существительных,! глаголов! и! прилагательных.

К! основным! видам! затруднений! в! овладении! грамматическим! строем! речи! нами! были! отнесены! аграмматизмы:! а)! нарушение! словоизменения,! употребления! предложных! конструкций! и! др.;! б)! на! уровне! отдельного! предложения! (нарушение! порядка! слов! в! предложении,! ошибки! в! верификации! предложений,! пропуск! значимых! элементов! и! др.);! в)! на! уровне! связного! текста! (нарушение! логической! последовательности,! полноты! изображения,! искажение! структуры,! смысла).

Результаты! исследования! состояния! импрессивной! речи! выявили! 12! из! 90! подростков-мигрантов! (13,3%)! нарушения! фонематического! восприятия,! в! частности,! при! воспроизведении! серий! слогов,! понимании! значений! некоторых! слов,! сложных! инструкций,! отношений! между! словами,! логико-грамматических! структур.

У! 62! подростков! из! семей! мигрантов! (68,8! %)! отмечались! значительные! затруднения! в! диалогической! речи,! связанные! с! низким! уровнем! речевой! активности,! недостаточным! владением! навыками! диалогического! взаимодействия,! как! известно,! состояние! которой! влияет! на! реализацию! коммуникативной! функции! речевой! деятельности! и! когнитивного! развития! подростков.! У! большинства! обследованных! уровень! развития! диалогической! речи! не! отвечал! критериям! связности,! т.е.! достаточному! раскрытию! темы! беседы,! смысловой! законченности! и! структурному! единству,! определяемым! в! конкретной! ситуации! общения! адекватным! использованием! языковых! и! неязыковых! средств.

К! особенностям! диалогического! коммуникативного! поведения! подростков! с! низким! речевым! и! коммуникативным! развитием! мы! отнесли:! трудности! вступления! начать! диалог,! его! непродолжительность,! однообразие! речевого! выражения,! недостаточное! соблюдение! норм! речевого! этикета,! слабую! интенсивность! мимики,! жестикуляции,! низкую! эмоциональность! дискурса,! неумение! устанавливать! визуальный! контакт! с! собеседником,! отсутствие! или! недостаточность! коммуникативной! приветливости,! зависимость! от! коммуникативного! поведения! собеседника! и! т.д.

В! различных! видах! монологической! речи-при! пересказе,! рассказах! по! серии! картин,! на! заданную! тему! наиболее! отчетливо! проявились! лексико-грамматические! недостатки.

Обследование! состояния! монологической! речи! показало,! что! не! сохраняются! такие! основные! ее! характеристики! как! связность,! произвольность,! контекстность,! развернутость,! односторонний! и! непрерывный! характер! высказывания.

Логическая! последовательность! изложения,! адекватное! употребление! невербальных! средств! передачи! информации.! В! процессе! логико-смысловой! организации! высказывания! на! уровне! текста! (смысловые! пропуски,! фрагментарность,! необоснованная! ситуативность)! у! большинства! испытуемых! возникли! серьезные! затруднения.! При! чем! для! многих! оказалась! сложной! как! предметно-смысловая! организация! высказывания! (отражение! предметов! реальной! действительности,! их! связей! и! отношений),! так! и! отражение! хода! изложения! самой! мысли,! т.е.! его! логическая! организация.! В! результате! чего! страдали! осознанность! и! произвольность! речевого! высказывания.

При! обследовании! монологической! связной! речи! в! процессе! пересказа! текста! и! в! рассказах! на! основе! личного! опыта! на! заданную! тему! у! 40! подростков-мигрантов! (44,4! %)! были! отмечены! наибольшие! затруднения.! Испытуемые! в! монологах! преимущественно! употребляли! простые! распространенные! и! нераспространенные! предложения! и! значительно! реже! сложносочиненные! конструкции.

Результаты! тестирования,! в! частности! теста! В.! Ф.! Ряховского,! показали,! что! недостаточный! уровень! общительности! (низкий! и! ниже! среднего)! был! отмечен! у! 21! из! 90! обследованных! (23,3! %).

Результаты! теста! для! самопроверки! навыков! слушания! В.! Маклени! показали,! что! 41! подросток-мигрант! (45,5! %)! оказались! плохими! собеседниками! с! низкими! значениями! навыков! слушания.

Средний! уровень! развития! навыков! слушания! с! присущими! ему! некоторыми! недостатками! как,! критическое! отношение! к! высказываниям! собеседника,! неумение! понять! скрытый! смысл! сказанного,! поспешные! выводы! и! др.)! показали! 27! подростков-мигрантов! (30! %).

Хорошими! собеседниками! можно! считать! 11! подростков-мигрантов! (12,2! %),! но! и! им! не! всегда! удается! достичь! полного! понимания! партнеров! по! общению.! Отличных! собеседников! выявлено! не! было.

Bi результатеi дешифрирования! и обработкиi полученных! данных! noi методикеi KOC-1i yi 49i исследуемых! пoдрoсткoв-мигрантoвi (54,4i %)i были выявлены! низкийi иi нижеi среднегoi уровни коммуникативных! спoсoбнoстейi и! yi 45i (50i %)i испытyемыхi -i аналoгичныеi пoказателиi noi ор-ганизатoрскимi склонностям.

Такимi образом,i резyльтатыi диагнoстическoйi части исследoванияi речевoгoi и! коммуникативного! развитияi пoдрoсткoв-мигрантoвi пoказалиi yi 49i из! 90i oбследoванныхi подростков! (низкого! или! ниже! среднего! уровней! успешности! речевого! и! коммуникативного! развития,! что! значительно! препятствует! их! становлению! как! полноценных! субъектов! активного! речевого! взаимодействия! и! негативно! влияет! на! эффективность! их! социальной! адаптации.

Bi ходе! исследования! нам! удалось! выяснить,! что! коммуникативная! деятельность! подростков-мигрантов! с! трудностями! i речевого! и! коммуникативного! развития! имеет! свою! специфику! в! зависимости! от! сложности! ситуации! взаимодействия,! что! проявляется! в! различном! содержании! внешних! (особенности! межличностных! отношений! в! социальных! системах:! «ребенок! -i родители»,! «ребенок! -i ребенок»! «ребенок! -i сверстники»,! «ребенок! -i учителя»)! и! внутренних! (индивидуально-типологические! особенности! личности)! детерминант! процесса! адаптации.

Учет! нарушений! структурных! звеньев! речевых! и! неречевых! сфер! коммуникативной! деятельности! подростков-мигрантов! способствует! их! дифференцированному! изучению! и! разработке! системного! коррекционного! воздействия.! Одна! из! главных! проблем,! с! которой! сталкиваются! мигранты! на! новом! месте! жительства,! это! -i проблема! социокультурной! адаптации,! представляющая! собой! сложный,! многоаспектный! и! часто! длительный! процесс,! связанный! с! переменами! культурных! различий! и! в! некоторой! степени! изоляции! от! общества.

Результаты! анализа! состояния! коммуникативной! деятельности! подростков! из! семей! мигрантов! с! трудностями! речевого! и! коммуникативного! развития! в! полном! объеме! учитывались! нами! при! обосновании! дифференцированного! подхода! к! коррекции! выявленных! недостатков,! формирования! основ! коммуникативной! культуры! у! подростков! из! семей! мигрантов! с! целью! повышения! их! адаптации! и! социализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 220 с.

2. Виноградова, Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды школы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Виноградова Екатерина Львовна. - Нижний Новгород, 2011. - 26 с. - URL: http://dlib.rsl.ru/Viewer/01005003753#?page=1.

3. Десятникова, Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С. 83-91.

4. Ефимова, Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, как необходимое и эффективное условие ресоциализации [Электронный ресурс] / Г. А. Ефимова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 3. - С. 73-82. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22014519

5. Исаакян, О. В. Психологические особенности формирования безопасной дизайн-среды общеобразовательной школы [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Исаакян Оксана Викторовна. - Ростов н/Д., 2009. - 194 с. : ил.

6. Ковалева, Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения [Текст] : монография / Н. И. Ковалева, Е. Ю. Пряжникова, Л. Г. Юрченко. - Сла-вянск-на-Кубани : [Алев], 2009. - 128 с.

7. Ковалева, Н. И., Лукьяненко М. А., Исаакян О. В. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [Текст] : монография / Н. И. Ковалева, М. А. Лукьяненко, О. В. Исаакян - Славянск-на-Кубани : [Изд.центр филиала], 2015. - 157 с.

8. Касимова, Э. Г. Психология и педагогика общения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э. Г. Касимова ; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса». - 2-е изд. - Уфа : Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2013. -112 с. : табл. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272485.

9. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании [Текст] : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 424 с.

10. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Г. Осухова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 320 с.

11. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков. Программы. Групповые занятия. Проектная деятельность [Текст] / авт.-сост.: С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. - Волгоград : Учитель, 2013. - 123 с.

12. Социальный педагог в школе [Текст]. Вып.2 / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. -254 с.

13. Хухлаева, О. В. Работа психолога в многонациональной школе [Текст] : учеб. пособие / О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисова. - М.: ФОРУМ, 2011. - 176 с.

14. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Щербатых. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2012. - 256 с.: ил.

15. Юдина, А. И. Оценка эффективности педагогического сопровождения социализации подростков в условиях трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 24. - С. 244-264. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20256139

REFERENCES

1. Akmalova A.A. Social'naja rabota s migrantami i bezhencami [The social work with migrants and refugees], textbook for university students. Moscow, INFRA-M Publ., 2012. 220 p.

2. Vinogradova E.L. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa socializacii starshih podrostkov v uslovijah ob-shheobrazovatel'noj sredy shkoly [The psycho-pedagogical support of the process of socialization of the senior teenagers in the conditions of a comprehensive school environment]: abstract of dissertation of candidate of Psychological Science: 19.00.07. Nizhny Novgorod, 2011. 26 p. Available at: URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005003753#?page=1 (accessed 2 March 2016)

3. Desyatnikova Y.M. The psychological state school students changing social environment [Psihologicheskoe sostojanie starsheklassnikov pri izmenenii social'nogo okruzhenija]. Voprosy psihologii - Questions of psychology, 2005, no. 5, pp. 83-91. (in Russ.).

4. Efimova G.A. Psycho-pedagogical support of juveniles in a socially dangerous situation, as a necessary condition and an effective re-socialization [Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie nesovershennoletnih, nahodjashhihsja v so-cial'no opasnom polozhenii, kak neobhodimoe i jeffektivnoe uslovie resocializacii]. Aktual'nye problemy psiholog-icheskogo znanija - Actual problems of psychological knowledge, 2014, no. 3, pp.73-82. Available at: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22014519 (accessed 5 March 2016)

5. Isahakyan O.V. Psihologicheskie osobennosti formirovanija bezopasnoj dizajn-sredy obshheobrazovatel'noj shkoly [The psychological features of the formation of a comprehensive school safe environment design], dissertation of candidate of Psychological Science: 19.00.07. Rostov n/D, 2009. 194 p.

6. Kovaleva N.I. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie processa adaptacii detej-migrantov v uslovijah obra-zovatel'nogo uchrezhdenija [The social and psychological support of the process of adaptation of migrant children in an educational institution], monograph by N.I. Kovaleva, E.Y. Pryazhnikova, L.G. Yurchenko. Slavyansk-on-Kuban, Alev Publ., 2009. 128 p.

7. Kovaleva N.I., Lukyanenko M.A, Isaakyan O.V. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie detej i podrostkov, oka-zavshihsja v slozhnoj zhiznennoj situacii [The social and psychological support for children and adolescents who find themselves in difficult life situations]: monograph by N.I. Kovaleva, M.A. Lukyanenko, O.V. Isaakyan. Slavyansk-on-Kuban. University Branch Publishing Center Publ., 2015. 157 p.

8. Gasimova E.G. Psihologija i pedagogika obshhenija [Psychology and Pedagogy of communication] a student book. Ufa, Ufa State University of Economics and Service Publ., 2013. 112 p. with a table. Available at: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272485 (accessed 6 March 2016)

9. Maralov, V.G. Pedagogika i psihologija nenasilija v obrazovanii [The pedagogy and the Psychology of non-violence in education], a textbook for undergraduate and graduate, 2th edition revised and enlarged. Moscow, Yurayt Publ., 2015. 424 p.

10. Osuhova N.G. Psihologicheskaja pomoshh' v trudnyh i jekstremal'nyh situacijah [The psychological help in difficult and extreme conditions], a textbook for students of higher education institutions, 5th edition revised and enlarged. Moscow, Akademia Publ., 2012. 320 p.

11. Pyrochkina S.A., Pogorelova O.P. Psihologo-pedagogicheskaja i social'naja podderzhka podrostkov. Programmy. Gruppovye zanjatija. Proektnaja dejatel'nost' [Psycho-pedagogical and social support for adolescents. Programs. Group classes. Project activity]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2013. 123 p.

12. Fominicheva I.Y. [and others]. Social'nyj pedagog v shkole [The social trainer at the school], 2th edition. Volgograd, Uchitel' Publ., 2011. 254 p.

13. Khukhlaeva O.V. Rabota psihologa v mnogonacional'noj shkole [The psychologist work in a multinational school], a textbook. Moscow, FORUM Publ., 2011. 176 p.

14. Shcherbatyh, Yu. V. Psihologija stressa i metody korrekcii [Stress Psychology and correction methods], a student book, 2th edition. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. 256 p. with ill.

15. Yudina A.I. Ocenka jeffektivnosti pedagogicheskogo soprovozhdenija socializacii podrostkov v uslovijah trudnoj zhiznennoj situacii [Evaluation of pedagogical support of teenagers socializing in a difficult situation]. Vestnik Kemerov-skogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2013. no. 24. pp. 244-264. Available at: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20256139 (accessed 5 March 2016)

Информация об авторе

Исаакян Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Лукьяненко Марина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Получена: 10.05.2016

Для цитирования статьи: Исаакян О.В., Лукья-ненко М.А. Коммуникативная деятельность подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 72-78

Information about the author

Oksana V. Isaakyan, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Marina A. Lukyanenko, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Received: 10.05.2016

For article citation: Isaakyan O.V., Lukyanenko M.A. Kommunikativnaya deyatel'nost' po-drostkov iz semey migrantov s trudnostyami re-chevogo i kommunikativnogo razvitiya. [Communicative activity of adolescents with difficulties of the speech and communication developments from migrant families]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 72-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.