Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников'

Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Н. А.

In the condition of modern ecological crisis there stands an urgent task before the pedagogic science and school to form the growing generation of high ecological culture of life and labour. Such culture will allow even at present to overcome the consequences of negative actions of a man in the nature, will help careful treatment of the nature in the future. In this article the theoretical aspects of forming the ecological culture of pupils are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников»

• интерес к событиям в окружающем мире, людям, природной среде; они наблюдают за окружающим, размышляют о происходящем, о причинах и возможных последствиях, делятся с окружающими впечатлениями, активно участвуют в разрешении конфликтных экологических ситуаций;

• интерес к самому процессу эколого-педагогичес-кой деятельности: желание организовать какое-либо дело (экологическую операцию), оказаться в позиции разъясняющего или убеждающего, обсуждать, способность испытывать вдохновение в процессе эколого-пе-дагогического взаимодействия с учениками;

• интерес к информационному воздействию (экологическому просвещению): стремление поделиться тем, что узнал, что знает, систематизировать, преобразовывать, использовать в разных формах, ориентируясь на условия сложившейся педагогической ситуации и особенности и стремления учеников, обязательно проводить проверку уровня усвоения знаний и умений экологически сообразной деятельности;

• личностная значимая ценность взаимодействия с учениками, становления их жизненных установок ( ценностей жизни);

• среди интеллектуальных качеств необходимо отметить высокий уровень общей эрудиции, хотя некоторые педагоги, считающие себя лишь учителями экологии, полагают, что им достаточно на первых порах хорошего знания основ экологии.

Однако большинство считают, что им нужен значительно больший и широкий багаж знаний, включающий и психологические и методические аспекты, и владение основами общей культуры. Необходимыми для педагога-эколога в процессе решения основной цели экологического образования являются гибкость в подборе средств решения поставленных задач, яркая образность, оригинальность.

Уровень подготовки педагога-эколога к выполнению профессиональных функций рассматривается с точки зрения основных профессиональных ролей: воспитателя, предметника, методиста.

Уровень знаний учителя отражается в форме понятий, суждений, умозаключений, требованиях основных структурных компонентов педагогической деятельности. Система знаний педагога включает в себя социально-экономические, специальные в области экологии, методические, психологические и педагогические знания.

Гностические умения- группа качеств, позволяющих учителю управлять педагогической системой, в частности познавать психику ребенка, понимать его психическое состояние, изучать и отбирать необходимые для учебно-воспитательного процесса средства, формы, методы, изучать свою деятельность и личность с целью ее совершенствования (педагог-методист, воспитатель).

Проектировочные и конструктивные умения- профессиональные качества, необходимые педагогу для планирования и проектирования различных видов педагогической и учебной деятельности, для построения содержания учебной информации и образа конечного результата учебно-педагогической деятельности (педагог-методист, воспитатель).

Организаторские умения - группа качеств, характеризующая способность учителя организовать классный коллектив и целенаправленно управлять его и своей деятельностью по реализации намеченных планов и разработанных проектов в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса (педагог-воспитатель).

Коммуникативные умения-качества, позволяющие устанавливать и развивать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками педагогического

процесса, создавать благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе (общепедагогические, вне зависимости от профессиональной роли).

На основе разработанных критериев возникает возможность разработки характеристик уровней сформиро-ванности готовности педагогов-экологов к осуществлению экологического образования детей.

Н.А. Соколова

Курганский государственный университет, кафедра педагогики

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

In the condition of modern ecological crisis there stands an urgent task before the pedagogic science and school - to form the growing generation of high ecological culture of life and labour. Such culture will allow even at present to overcome the consequences of negative actions of a man in the nature, will help careful treatment of the nature in the future. In this article the theoretical aspects of forming the ecological culture of pupils are considered.

В условиях современного кризиса решение экологических проблем рассматривается с различных позиций, в том числе технологической и гуманитарной. Первая концепция предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основным средством её реализации является экологическое образование, которое стоит в ряду первоочередных мер по предотвращению экологической катастрофы и гибели человечества и поэтому является общепризнанным приоритетным направлением развития и совершенствования современной образовательной системы.

Необходимость всеобщего экологического образования стала осознаваться мировой общественностью с 70-х гг. как одно из возможных условий предотвращения грозящего современному человечеству глобального кризиса.

В настоящее время в исследованиях выделяют следующие цели экологического образования, основными из которых являются:

• обеспечение школьникам системы знаний по основам экологии;

• обучение школьников принятию экологически грамотных решений в области природопользования;

• формирование ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию;

• развитие представлений о взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы;

• убеждение учащихся, что потребности человека должны удовлетворяться с учётом свойств биосферы и современных научно обоснованных технологий рационального природопользования.

Главной задачей экологического образования детей является формирование экологической культуры, под которой понимается часть общечеловеческой культуры, отражающая взаимосвязи человека, общества и природы во всех видах деятельности человека. По мнению Н.Е. Щурковой, установление взаимосвязей между экологией и культурой, культурой и воспитанием, определение сущности человека в свете экологических представлений позволяют сделать вывод о том, что целью воспи-

тания, которое должно быть экологичным, является "освоение, усвоение, присвоение" культуры, которая в результате коррекции должна стать экологичной [6].

В концепции воспитания, разработанной под руководством Б.Т. Лихачева, экологическая культура рассматривается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой [4]. Великий русский педагог К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребёнка с природой и удивлялся тому, что "воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике" [5]. Исследователи С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Д.И. Зверев, М.Н. Мамедов, Л.И. Моисеева, И.Т. Суравеги-на и другие отмечают необходимость экологической культуры школьников. Они определяют сущность экологической культуры как:

- осознание общих закономерностей развития природы и общества;

- понимание того, что история общества есть следствие истории природы, что природа составляет первооснову становления и существования человека;

- осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой;

-. предвидение последствий влияния человека на природную среду, ограничение потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;

- подчинение всех видов деятельности человека требованиям рационального природопользования, забота об улучшении окружающей среды.

Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе [3].

Современный этап исследования экологического образования строится на методологии марксистско-ленинского учения о единстве природы и общества, их исторической взаимосвязи, социальной обусловленности отношений человека к природе, полной гармонии этих отношений в современном обществе. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования. Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие принципы экологического образования [7].

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры личности. Процесс формирования экологической культуры будет происходить более эффективно, если различные аспекты экологического образования раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Весь коллектив школьных педагогов должен принимать активное участие в формировании экологической культуры школьников. В рамках каждого предмета рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

Биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география - о целостности мира природы, химия - о загрязнении природной среды, физика - об энергетическом взаимодействии с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему "природа - человек - общество", демонстрировать пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

Большим потенциалом формирования экологической культуры личности обладает ряд школьных предметов гуманитарного цикла: литература, история, изобразительное искусство, музыкальное воспитание, однако до сих пор он недостаточно используется педагогами для целей экологического образования [2].

Реализация междисциплинарного подхода требует решения таких проблем как определение функции каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов.

Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. В 80-х гг. важным обобщением идей экологического образования стала концепция непрерывного экологического образования, охватывающая всю систему обучения: дошкольного-школьного-вузовского-послевузовского. При этом на все формы всеобщего среднего образования возлагается функция воспитания экологической культуры учащейся молодёжи.

Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Особенно важно это учитывать учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным её восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания с художественно-образным, с учётом непосредственного общения с природой.

Необходимым условием экологического образования также является экологизация педагогической среды: как школьных интерьеров, так и пришкольных территорий.

Итак, успех в экологической работе всех звеньев школы возможен только на основе принципов преемственности, непрерывности и последовательности, а также в тесной взаимосвязи и взаимодействии школ с природоохранными организациями и учреждениями дополнительного образования.

Формирование экологической культуры зависит от того, в какой мере педагогам удаётся донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек - часть природы и потому зависим от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности и т.п. Отсюда следует, что педагоги, как одна из определяющих социальных страт через формирование экологического сознания в значительной мере определяют будущее общества, и, следовательно, чрезвычайно существенной становится работа по повышению квалификации учителей предметов различных циклов.

На современном этапе большое внимание уделяется использованию новых технологий (форм, методов и средств воспитания), основывающихся на желании детей сотрудничать и отвечающих их возрастным и индивидуальным особенностям. Формирование экологической культуры школьников с помощью данных технологий происходит путём обогащения деятельности детей за счёт связи экологического воспитания с экономическим; вклю-

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

141

чения туристско-краеведческой деятельности в воспитательный процесс; насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством; раскрытия личности через участие во внеклассных мероприятиях [1].

Проведённый теоретический анализ позволяет выделить, что за годы существования экологического образования в стране много сделано по отбору содержания; созданы концепции развития экологического образования в общеобразовательной, профессиональной школах и внешкольных учреждениях; доказано, что основной задачей экологического образования выступает формирование экологической культуры личности. Кроме того, сформулированы идеи о взаимосвязях предмета "Экология" с другими школьными курсами, определены роль и место экологического образования в системе дополнительного образования.

Однако в последнее время состояние экологического образования молодёжи в школе вызывает серьёзное опасение. Это связано с тем, что курс экологии на федеральном уровне не введён в базисный учебный план школ и общеобразовательных учреждений иного типа (лицеев, гимназий и др.). Следовательно, авторские учебники и программы не обеспечивают необходимого общеобразовательного и культурного уровня подготовки учащихся по экологии. Подобные обстоятельства значительно снижают уровень экологической подготовленности учащихся, затрудняют развитие экологического образования, снижают интерес преподавателей к его осуществлению.

Данная ситуация наблюдается в практике обучения и воспитания учащихся в соответствии с концепцией 11-летней школы. В концепции новой 12-летней школы отношение к экологическому образованию, по всей видимости, ещё более усугубится, так как при экологизации всего содержания образования сокращается количество часов, отводимых на биологию, которая теперь будет изучаться лишь в VII, VIII, IX классах 12-летней школы.

Таким образом, задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально ориентированного экологического образования, содержание которого должно быть доступным для учащихся и достаточным для формирования экологической культуры личности школьника.

Список литературы

1. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2001.- 96 с.

2. Дерево С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на- Дону: Издательство "Феникс", 1996. - 480 с.

3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

4. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования. -Рязань, 1999.

5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т.- М., 1948. т. 11.

6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Просвещение, 2000. - 182 с.

7. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева,

И. Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.

В.А. Федоров

Курганский государственный университет

ЦЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

К.Маркс

1. «Сугубо современный человек отделен от земли множеством посредников и бесчисленными механическими приспособлениями» (О. Леопольд). В условиях не-

прерывного и стремительного роста городов и городского населения, напряженности их ритма у городских жителей обостряется чувство естественной природы, растет интерес к ней и потребность общения с ней. Неслучайно поэтому общение с природой становится неотъемлемой стороной жизнедеятельности большинства горожан, о чем говорит их стремление все чаще проводить свободное время в соприкосновении с элементами естественной природы в самом городе и за его пределами. О том, какие ценности общения с природой привлекают при этом те или иные группы городского населения, показывает отчасти конкретно-социологическое исследование среди учащихся 9 и 10 классов г. Кургана, проведенное осенью 1996 года студентами 544 группы естественно-географического факультета КГУ. Из всего количества опрошенных старшеклассников для представленного здесь анализа были использованы результаты опроса учащихся в трех десятых (школы 31, 27, 15) и трех девятых (школы 42, 30, 12) классах, всего 121 учащийся.

2. «Придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком» (М. Пришвин). Наиболее ценным в общении с природой для учащихся является активный отдых -«прогулка, движение», что отметили 49,2% опрошенных. Это связано прежде всего с тем, что активный отдых во многом компенсирует психофизические и социальные недостатки городской жизни. Его сущность заключается в воспроизводстве физических и психических сил человека. Как показывают медицинские исследования, активный отдых наполовину снижает уровень сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания - на 40%, нервной и костно-мышечной систем - на 30% органов пищеварения - на 20%, предупреждает появление психических расстройств [1].

3. «В природе происходит нечто изумительное, трогательное, что окупает своей поэзией и новизною все неудобства жизни» (А. Чехов). Следующими по значению ценностями в общении с природой для учащихся являются стремления просто «отдохнуть» (44,3%), «отвлечься от повседневной жизни, суеты, забот» (41,0%), а также обрести «уединение, тишину, покой» (17,2%). Во время такого отдыха человек не ставит перед собой каких-то серьезных, достаточно определенных целей. Главное здесь для него - компенсировать опять-таки многие отрицательные стороны городского образа жизни: сменить обстановку, среду обитания, обрести новые каналы взаимодействия с окружающим миром, снять усталость, уйти в «безвременье», восстановить спокойствие и т.д., то есть способствовать своей психологической и социальной реабилитации. Такой отдых, как правило, заполняется случайной, поверхностной, но, как видим, очень важной для человека деятельностью. Даже будучи кратковременным, он восстанавливает нормальную жизнедеятельность, предупреждает развитие ряда заболеваний, способствует их излечению.

4. «Вышел на закат вечером и заплакал от радости благодарной - за жизнь» (Л. Толстой). Очень значимой для учащихся ценностью природы является ее «красота, гармония» (41,0%), то есть ее эстетическое качество. Нет такой природной среды, которая с эстетической точки зрения удовлетворяла бы всех, но нет и природной среды, которая бы не вызывала никакой эстетической реакции. Эстетическое богатство природы неисчерпаемо в своих проявлениях и раскрывается в соответствующих чувственных образах. Это эстетическое восприятие природы обусловлено способностью личности «очеловечивать» мир, бессознательно переносить на него чувства, свойственные ей самой. Духовная жизнь человека немыслима без эстетических ресурсов природы. Неслучай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.