экономическое направление
О.В. Шнайдер, П.Ю. Лапаев ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...
УДК 330.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-АНАЛИЗА
© 2014
О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» П.Ю. Лапаев, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Необходимым условием для успешного развития бизнеса на современном этапе экономических отношений является использование бизнес-анализа, а для выживания предприятия в конкурентных условиях нужно использовать анализ соответствующий требованиям стейкхолдеров и являющейся основой для бизнес-анализа.
Ключевые слова: бизнес-анализ, конкурентные условия, эффективность деятельности, экономические методы, прогнозирование деятельности.
На современном этапе развития экономических отношений участники рынка сталкиваются с ситуацией, когда применение традиционных методов анализа, закрепленных десятилетиями и проверенных сотнями ситуаций, не дает полной картины происходящего, когда прогнозирование будущего на основе привычной системы методов экономического анализа является недостаточным и неполным. Следовательно, в настоящее время необходимо выявление тенденций, но еще более важно прогнозирование инноваций. Привычная система «план-факт», использование «типового» предприятия, ориентация на внутренние процессы организации — ни один из этих привычных методов не даст возможности «остаться на плаву» бизнесу, которые не готов реагировать на изменения рынка. Нестабильность и неопределённость экономических отношений показывает необходимость включения бизнес-анализа в инструменте оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности, указывающему топ-менеджерам предприятия на направления деятельности в периоды резких колебаний деловой активности, связанных с изменениями рыночной ситуации, со сменой жизненного цикла предприятия или с макроэкономическими факторами. Появляется необходимость выявить «болевые точки» бизнеса, проанализировать причины их образования, сформировать меры по обеспечению стабилизации предприятия, обозначить стратегию дальнейшего развития вот основные функции бизнес-анализа.
Существующие концепции определения бизнеса, классифицируют его радикально разными формулировками. Критическая концепция гласит, что бизнес обогащает одних людей за счет других, то есть предприниматели извлекают финансовые ресурсы из группы людей в личных целях, любыми методами и средствами. Позитивна концепция утверждает, что бизнес — это благо для общества, что он влечет за собой процветание отдельных индивидуумов и общества в целом. Прагматическая концепция — появление бизнеса неизбежно, это следствие прогресса, экономической «эволюции».
Являясь неизбежным результатом развития общества и экономики бизнес обоснован, логичен, последователен и поддается анализу. Его можно разбить на процессы, части, выявить между ними взаимосвязи, проследить влияние одних частей на другие и так далее, а на основании такого анализа бизнеса всегда можно сделать обоснованные выводы. Всегда есть потребность, спрос — и есть предложение. Их соотношение рождает проблему, решением которой и занимается бизнес-анализ, который удовлетворяет самую главную потребность участников рынка — потребность в информации.
Однозначного трактования понятия бизнес-анализ пока не существует, а наиболее общепринятой трактовкой этого понятия можно считать определение, сформированное в «Руководстве к своду знаний по бизнес-анализу» (A guide to the Business Analysis Body of Knowledge). Бизнес-анализ — это набор задач и методов, используемых как средство для передачи информации между стейкхолдерами в целях понимания структуры, политики и процессов организации и применяемых для
составления плана действий, которые позволят организации достигнуть своих целей. Бизнес-анализ включает в себя понимание того, как функционирует организация для достижения своих задач, а также определяет способность бизнеса удовлетворять потребности стейкхол-деров. Бизнес-анализ обязан определить цели и задачи организации, их взаимосвязь, указывать курс действий, с учетом взаимодействия всех внутренних и внешних факторов [1].
В контексте бизнес-анализа «стейкхолдер» одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых или иных результатах деятельности компании: акционер, кредитор, держатель облигаций, член органов управления, сотрудники компании, клиент, контрагент, общество в целом, в том числе и правительство. Кратко это можно сформулировать как «группы влияния», существующие внутри и вне компании, интересы которых необходимо учитывать в деятельности организации, причем интересы стейкхолдеров могут противоречить друг другу. Некоторые способы классификации стейкхолдеров представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Классификация понятия «стейкхолдер»
На рисунке 1 представлены лишь несколько наиболее очевидных способов разделения стейкхолдеров на группы. Важно уяснить, что независимо от того, как организация определит своих стейкхолдеров по группам, ему все равно придется учитывать их интересы, балансируя противоречащие друг другу компоненты в едином целом. При этом бизнес-аналитик является посредником между всеми этими заинтересованными лицами. Стейкхолдеры — это краеугольный камень для бизнес-анализа, обзор их требований можно выделить как базис, основу для деятельности специалистов этой сферы.
Бизнес-анализ позволяет выявить тенденции и прогнозировать изменения требований ключевых стейкхол-деров в будущем, таким образом отходя от устаревшей линейной системы «один проект» к системному подходу, покрывающему весь комплекс интересов организации. Происходит отход от фокусировки на единичных случаях и примерах к работе по более крупным единицам — формирование бизнес-стратегии, бизнес-модели,
О.В. Шнайдер, П.Ю. Лапаев
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ .
экономическое направление
анализ бизнес-процессов. Сопоставления результатов такого исследования и целей компании в сочетании с влиянием рыночных факторов позволит сформировать четкий список действий для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. Бизнес-анализ встраивается в систему управления, не заменяя, но и не игнорируя ее, а является элементом ее составляющей. Классические аналитические методы можно представить как «плоские таблицы», которые могут дать достаточно полную картину деятельности бизнеса, но при этом их необходимо дополнить «глубиной», ввести новые данные — именно тут логично ввести в уравнение стейкхолдеров, требования которых будут формировать более полную структуру бизнеса. Бизнес-анализ является следующей ступенью эволюции экономического анализа, переходом от «плоских таблиц» к комплексной системе поддержки бизнеса.
Участникам российского сегмента мировой экономики, на современном этапе пришлось столкнуться с внешними конкурентами, которые уже перешли на применения бизнес-анализа в своей деятельности [2-10]. Следовательно, умение приспособиться к изменениям в рыночной среде и перенять лучшее её направление позволит российским предприятиям быть успешными на фоне зарубежных конкурентов. Переход от промышленной экономики к информационной еще больше выделяет бизнес-анализ как одно из ключевых средств обеспечение конкурентного преимущества, являясь основой для способности к адаптации. Далее следует отметить различия в применении бизнес-анализа для функционирующей организации в отличии от новой. Бизнес-анализ современного предприятия предполагает мониторинг изменений требований стейкхолдеров, анализ текущих бизнес-процессов и поиск путей их оптимизации, предложение изменений, поиск возможностей для более оперативного выполнения задач. При бизнес-анализе будущего на первый план выходит моделирование запланированных бизнес-процессов и требований стейк-холдеров, а значит именно точность моделирования будет критическим фактором успешности бизнес-анализа и бизнеса в целом.
В современной практике под бизнес-анализом понимают системный анализ. По сути бизнес-аналитик, занимается решением сложных-организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа. На практике чаще всего системный аналитик работает в сфере информационных технологий и ответственен за анализ интересов заинтересованных лиц создаваемой 1Т-системы на предмет возможности их удовлетворения ее техническим свойствам. Результатом действий такого системного аналитика будет организационно-техническое решение, оформляемое как техническое задание на систему или техническое задание на программное обеспечение.
Как отмечают Гогина Г.Н. и Шнайдер В.В. «Роль бизнес-анализа состоит в том, что он определяет специфичные директивы индивидуально для каждого экономического субъекта [11, с. 313; 12].
В заключении статьи необходимо отметить, что бизнес-анализ и его предшественник — системный анализ, являются необходимым условием для успешного развития бизнеса в целом на современном этапе. Значимость
бизнес-анализа и системного анализа заключается в том, что они удовлетворяют потребность предприятия в информации, выявляя при этом различные бизнес-процессы, определяют слабые и сильные стороны финансово-хозяйственной деятельности, обусловливают пути решения сформированных проблем и моделируют предлагаемые решения для оценки их перспективности, на основе анализа отвечающего требованиям стейкхолдеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK Guide) // International Institute of Business Analysis, 2009.
2. Быстров Г.М. Анализ международного опыта институциональных преобразований сферы услуг в контексте вступления россии в ВТО // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 73-77.
3. Батова Н.С. Вступление России в ВТО. Прогнозы экспертов // Вестник НГИЭИ. 2012. № 2. С. 14-25.
4. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300.
5. Артемьев А.В. ABC-costing как способ повышения эффективности промышленного предприятия в условиях вступления в ВТО // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 6 (32). С. 134-139.
6. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Влияние крупных региональных инвестиционных проектов на инвестиционную привлекательность региона в условиях членства России в ВТО // Вектор науки ТГУ.
2013. № 2 (24). С. 301-306.
7. Ярыгин А.Н., Дудина И.П., Дудин Р.А. Компьютерная модель динамического анализа бизнес-плана // Вектор науки ТГУ. 2013. № 3 (25). С. 466-471.
8. Тимирясова А.В., Крамин М.В., Крамин Т.В. К вопросу о международной конкурентоспособности регионов России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 348-354.
9. Шанцев В.П. Россия и ВТО: риски и перспективы развития промышленности и сельского хозяйства в нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 7 (26). С. 130-144.
10. Тимирясова А.В., Крамин Т.В., Крамин М.В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права.
2014. № 1 (29). С. 156-165
11. Гогина Г.Н., Шнайдер В.В. Роль бизнес-анализа в деятельности экономических субъектов. Инновационные методы учёта, статистики, аудита и анализа бизнеса. Декабрьские чтения имени С.Б. Барнгольц. Сборник трудов Международной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 года Том I.
12. Nikiforova E.V. Paradigm of public reporting of economic entities. World Applied Sciences Journal. 2014. № 29. c.667.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)
THEORETICAL ASPECTS OF BUSINESS ANALYSIS
> 2014
O.V. Schneider, candidate of economic Sciences, Professor of the Department "Accounting, analysis and audit" P.Y. Lapaev, postgraduate student of the Department "Accounting, analysis and audit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation-. A necessary condition for successful business development at the modern stage of economic relations is the use of business analysis, and the survival of the organization in a competitive environment, you need to use the analysis corresponding to the requirements of stakeholders and which is the basis for business analysis.
Keywords. business intelligence, competitive conditions, efficiency, economic methods, forecasting activities.