экономические науки
Никифорова Елена Владимировна ЭЛЕМЕНТЫ СТЕЙКХОЛДЕР ...
УДК 330:658
ЭЛЕМЕНТЫ СТЕЙКХОЛДЕР-АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
© 2018
Никифорова Елена Владимировна, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (25993, Россия, Москва, улица Верхняя Масловка 15, e-mail: nicki.lena@yandex.ru)
Аннотация. В статье затрагиваются актуальные вопросы значимости стейкхолдер-анализа экономических субъектов. В свою очередь стейкхолдерский подход основан на концепции устойчивого развития экономических субъектов. Устойчивость развития определяется не только по финансовым показателям, но и по социальным и экологическим составляющим. Владея информацией о финансовых и нефинансовых показателях экономического субъекта разрабатываются стратегические планы устойчивого развития. В свою очередь стейкхолдер-анализ дает достоверную оценку деловой репутации, конкурентоспособности и, конечно же, устойчивого развития экономического субъекта. Стейкхолдер-анализ можно использовать как на микроуровне, так и на макроуровне, что указывает на его уникальность и востребованность в современных условиях ведения бизнеса. Стейкхолдер-анализ позволяет дать оценку удовлетворенности взаимодействующих сторон, он нацелен на устойчивость развития, способствует выявлению отрицательных направлений финансово-хозяйственной деятельности, выявляет цепочки взаимодействия и риски отношений. Результатом проведения экономическим субъектом стейкхолдер-анализа является создание двух инструментов: реестра стейкхолдеров и плана коммуникаций. Дискуссионность вопросов методики стейк-холдер-анализа определяет актуальность и своевременность исследования проблемы уровня поддержки и уровня противодействия между участниками взаимодействия. Единой методики способствующей определению и оценки уровня поддержки и уровня противодействия стейкхолдеров и экономических субъектов на данный момент не существует. Сложность вопроса обусловлена и тем, что применить методику стейкхолдер-анализа к разноуровневым экономическим субъектам однотипно не представляется возможным, так как достоверность такого анализа будет под сомнением. Методика стейкхолдер-анализа должна быть уникальной для каждого экономического субъекта и учитывать его финансовую и нефинансовую составляющую, масштабность и специфику деятельности, риски сопровождающие бизнес, территориальную расположенность и многое другое.
Ключевые слова: стейкхолдер-анализ, стратегические планы, устойчивость развития, взаимодействие, экономический субъект, стейкхолдеры, оценка, анализ, информация, финансовые показатели, социальная составляющая, экологическая составляющая, нефинансовые показатели, план коммуникаций, бизнес.
ELEMENTS OF STEAKHOLDER ANALYSIS OF ECONOMIC SUBJECTS
© 2018
Nikiforova Elena Vladimirovna, Doctor of Economics, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (25993, Russia, Moscow, Upper Maslivka Street 15, e-mail: nicki.lena@yandex.ru)
Abstract. The article addresses topical issues of the importance of stakeholder analysis of economic entities. In turn, the stakeholder approach is based on the concept of sustainable development of economic entities. The sustainability of development is determined not only by financial indicators, but also by social and environmental components. Possessing information on financial and non-financial indicators of an economic entity, strategic plans for sustainable development are being developed. In turn, stakeholder analysis provides a reliable assessment of business reputation, competitiveness and, of course, sustainable development of the economic entity. The steakholder analysis can be used both at the microlevel and at the macro level, which indicates its uniqueness and relevance in the current business environment. The stakeholder analysis allows assessing the satisfaction of the interacting parties, aims at sustainability of development, facilitates the identification of negative directions of financial and economic activity, identifies the chains of interaction and the risks of relations. The result of the economic entity conducting stakeholder analysis is the creation of two tools: the stakeholders register and the communication plan. Discussion of questions of the methodology of stakeholder analysis determines the relevance and timeliness of the study of the problem of the level of support and the level of opposition between the participants in the interaction. A single methodology that facilitates the identification and assessment of the level of support and the level of counteraction between stakeholders and economic entities does not currently exist. The complexity of the issue is due to the fact that it is not possible to apply the methodology of stakeholder analysis to different economic entities uniformly, since the reliability of such an analysis will be in doubt. The methodology of stakeholder analysis should be unique for each economic entity and take into account its financial and non-financial component, the scale and specificity of the activities, the risks accompanying business, territorial location and much more.
Keywords: stakeholder analysis, strategic plans, sustainability of development, interaction, economic entity, stakeholders, evaluation, analysis, information, financial indicators, social component, environmental component, non-financial indicators, communication plan, business.
Стейкхолдерский подход впервые был описан и сформулированн Эдвардом Фрименом [1, 2].
Теория стейкхолдеров или теория заинтересованных сторон определяет универсальный подход к ведению бизнеса.
Стейкхолдерский подход целевой установкой деятельности экономического субъекта определяет многообразные интересы различных сторон.
Механизм взаимодействия экономических субъектов и стейкхолдеров своей целью определяет информационное удовлетворение последних, а реализация данного механизма осуществляется через определенные этапы.
Первым этапом данного механизма является разработка политики устойчивого развития, стратегических
целей и задач экономического субъекта привлекательного для стейкхолдеров с учетом отраслевой спецификации его функционирования.
Второй этап определяет необходимость проведения стейкхолдер-анализа с целью выявления всех заинтересованных сторон.
В соответствии с ISO 26000 (ISO 26000 - Руководство по социальной ответственности) [3] «выявление стейк-холдеров и взаимодействие с ними являются базовым элементом реализации социальной ответственности компании».
Необходимо отметить, что единого и статичного списка стейкхолдеров не существует.
Список имеет определенную индивидуальность по
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)
213
Nikiforova Elena Vladimirovna ELEMENTS OF STEAKHOLDER ..
economic sceinces
конкретной отрасли, экономического субъекта, региона, условий ведения бизнеса, наличия ресурсов, определенного круга конкурентов.
Список стейкхолдеров способен меняться с течением времени и изменением контекста деятельности.
Определение списка стейкхолдеров проводится по основным важным направлениям:
- определяется круг юридических обязательств экономического субъекта;
- устанавливается положительное влияние экономического субъекта на другие субъекты;
- устанавливается отрицательное влияние экономического субъекта на другие субъекты;
- обуславливаются стейкхолдеры обеспокоенные деятельностью и решениями экономического субъекта;
- обуславливаются стейкхолдеры вовлеченные в деятельность экономического субъекта в прошлом;
- определяется круг стейкхолдеров имеющих возможность оказать помощь экономическому субъекту в решении проблем негативного воздействия на его финансово-хозяйственную деятельность;
- определяется круг стейкхолдеров имеющих возможность повлиять на выполнение обязательств;
- определяется круг стейкхолдеров находящихся в группе риска - риска невыгодного положения в случае их исключения из взаимодействия;
- определяется цепочка взаимодействия со стейкхол-дерами, которые оказывают влияние на создание стоимости экономического субъекта.
Третьему этапу взаимодействия с ключевыми стейк-холдерами свойственна классификационная группировка и приоритизация стейкхолдеров и их ожиданий.
Определение группы ключевых стейкхолдеров и расстановка приоритетов лежат в основе эффективной системы управления экономическим субъектом при взаимодействии со стейкхолдерами, являясь основополагающим элементом в выстраивании продуктивных и взаимовыгодных отношений с ними.
Четвертый этап обуславливает круг существенных вопросов для выбранных стейкхолдеров.
Пятый этап определяет цели взаимодействия. Стратегические цели взаимодействия экономического субъекта со стейкхолдерами направлены на решение не одной, а сразу нескольких проблем.
На шестом этапе разрабатывается план и график взаимодействия экономического субъекта со стейкхолде-рами, что поможет экономическому субъекту показать, каким образом он намерен реализовывать стратегию взаимодействия со стейкхолдерами.
На седьмом этапе определяются наиболее оптимальные для экономического субъекта методы и формы взаимодействия и инструменты работы с ключевыми стейк-холдерами.
Восьмой этап позволяет изучить взаимное влияние экономического субъекта и стейкхолдеров, проводится анализ всестороннего влияния на устойчивость экономического субъекта в средне- и долгосрочном периоде с учетом существующих условиях.
Комплекс мероприятий для достижения баланса интересов экономического субъекта со стейкхолдерами разрабатывается на девятом этапе.
На десятом этапе происходит анализ потребностей и ожиданий стейкхолдеров. При этом результат взаимодействия необходимо соотнести со стратегическими целями экономического субъекта, определенными заранее в ходе взаимовлияния со стейкхолдерами.
Одиннадцатый этап позволяет дать оценку взаимодействия экономического субъекта со стейкхолдерами. Проводится анализ и оценка баланса объемов мероприятий в области ответственности между стейкхолдерами и экономическим субъектом.
Завершающим этапом можно считать этап предполагающий актуализацию информации в части перечне
стейкхолдеров экономических субъектов в составе их требований с последующим переходом на первый этап.
Важным моментом стекхолдерского подхода является стейкхолдер-анализ.
Суть стейкхолдер-анализа определяется тем, что экономическим субъектом индивидуально выбирается подход и метод, соответствующий его целям, возможностям и специфике деятельности в части определения своих заинтересованных сторон.
В практике ведения бизнеса выделяют два подхода. Первый подход позволяет определить заинтересованных сторон централизованно в целом по экономическому субъекту.
Второй подход позволяет провести анализа в отдельных подразделениях с последующей консолидацией полученных результатов.
При реализации стейкхолдер-анализа проводится:
- оценка экономического субъекта за корпоративную социальную ответственность или внешние и внутренние коммуникации;
- формирование рабочей группы из представителей подразделений, вовлеченных во взаимодействие с заинтересованными сторонами;
- проведение опроса руководства;
- привлечение внешних консультантов.
Результатом проведения экономическим субъектом
стейкхолдер-анализа является создание двух инструментов: реестра стейкхолдеров и плана коммуникаций.
Реестр стейкхолдеров. В реестре описываются характеристики стейкхолдеров представленные на рисунке 1.
Г-1
СТОЙКХОЛШР
у
Ключевые интересы
:
Уровень Еюллержки 4-5
Уровень противодействия 5
•-'
Уронен Ер в.] нянин (глаоое, ередЕ1ее, сильное)
> (
Уровень интереса Оппкий, средвнП, высокий)
Рисунок 1 - Реестр стейкхолдеров экономического субъекта
2. План коммуникаций. В плане коммуникаций описывается круг стейкхолдеров, их информационные потребности и способы удовлетворения данных потребностей.
Ключевые интересы стейкхолдера прослеживаются при ответе на вопрос «Почему стейкхолдеру важно взаимодействие с экономическим субъектом?»
Российской и зарубежной практикой стейкхолдер-ского подхода предполагается определение уровня поддержки и уровня противодействия. Уровень поддержки имеет максимальное значение в плюс 5, а уровень противодействия формируется по шкале до минус 5.
Ряд стейкхолдеров могут оказать и поддержку, и противодействие экономическому субъекту в ведении бизнеса.
В таком случае в зависимости от направленности действий определяется интервал значений, которые отражаются в оценочной форме.
Уровень влияния и уровень интересов формируется в табличной оценочной форме, и представляют степень зависимости экономического субъекта от интересов
У
экономические науки
Никифорова Елена Владимировна ЭЛЕМЕНТЫ СТЕЙКХОЛДЕР ...
стейкхолдера и степень заинтересованности во взаимоотношениях.
Взаимодействие экономических субъектов со стейк-холдерами удобно представить в табличной форме.
Табличная форма сравнения уровня поддержки и уровня противодействия позволяет обобщить ключевые факторы взаимодействия в едином формате доступном для сравнительной характеристики.
Основные формы и методы взаимодействия экономических субъектов со стейкхолдерами представлены таблице 1.
Таблица 1 - Формы и методы взаимодействия экономических субъектов со стейкхолдерами
№ п/п Формы взаимодействия Методы (механизмы) взаимодействия
1 Информирование стейкхолдеров Публикация пресс-релизов, отчетов, ведение регулярных разделов корпоративного сайта, информационные письма и т.д.
2 Диалог со стейкхолдерами Обмен мнениями со стейкхолде-рами, организация переговоров, консультаций, общественных слушаний, круглых столов, мастер -классов
3 Изучение мнений и интересов стейкхол-деров Регулярное проведение опросов, анкетирование, ответы на запросы стейкхолдеров
4 Участие в мероприятиях, проводимых стейкхолдерами Участие в дискуссиях, различных мероприятиях, проводимых стейк-холдерами
5 Экспертные обсуждения Организация работы консультативных и экспертных комитетов, рабочих групп.
6 Совместная деятельность Вовлечение стейкхолдеров в: рекламные проекты, проводимые акции и мероприятия, выработку общих позиций по значимым вопросам деятельности экономических субъектов
и информировать стейкхолдеров о дальнейших планах.
К формам обратной связи относятся: личные встречи, телефонные конференции, круглые столы, скайп-переговоры с подведением итогов и изложением планов на будущее.
Формой обратной связи со стейкхолдерами считается регулярная подготовка финансовых и нефинансовых отчетов, формирующих доверие, повышающих взаимодействие и ответственность стейкхолдеров по отношению к экономическому субъекту.
Немаловажным в определении стейкхолдерского подхода является индивидуальный подход в выборе форм, средств и методов взаимодействия между участниками [8-14].
Теория заинтересованных сторон, или управление заинтересованными группами, или подход к стратегическому управлению на основе учета интересов стейк-холдеров, предполагает, что менеджеры должны определить и реализовать те процессы и те группы, которые заинтересованы в данном бизнесе [4].
Практикой стейкхолдерского подхода к анализу публичной отчетности экономических субъектов и результатам ведения бизнеса установлена наиболее популярная форма взаимодействия между экономическим субъектом и стейкхолдерами. Такой формой определен диалог между его участниками.
С.Д. Фурта, Т.Б. Соломатина, Т. Хоппл утверждают «этот процесс даёт чёткий практичный план взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта» [5, 6, 7].
Свободное обсуждение темы корпоративной социальной ответственности экономических субъектов определяется диалогом, являясь привлекательным и представителям экономических субъектов и стейкхолдерам.
Наиболее популярны и эффективны мультистейк-холдерские диалоги.
В реализации мультистейкхолдерских диалогов должны принимать участие представители нескольких групп стейкхолдеров, интересы которых объединены вокруг конкретной проблемы.
Основные вопросы мультистейкхолдерского диалога отражены на рисунке 2.
Следующим по популярности механизмом взаимодействия со стейкхолдерами является механизм фокус-группы (опрос экспертов или анкетирование).
Укрепление взаимодействия со стейкхолдерами экономическим субъектом достигается за счет обратной связи, позволяющей выстроить его программу развития
Рисунок 2 - Круг основных вопросов мультистейк-холдерского диалога
Также стоит отметить, что в современных условиях ведения бизнеса использование стейкхолдерских приемов и методов обусловлено потребностью в достоверной и оперативной информации, как на уровне ее предоставления, так и на уровне ее потребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. - Boston: Pitman, 1984
2. Freeman R.E. Strategic Management: a Stakeholder Approach. — Boston:Pitman, 1982.
3. ISO 26000 — Руководство по социальной ответственности. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ ISO_26000
4. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В. Анализ стейкхолде-ров на примере российских предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http:// naukovedenie.ru/PDF/42EVN316.pdf (доступ свободный).
5. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б., Хоппл Т. Управление стейкхолдерами проекта: ревизия 5-го издания PMBOK® Guide // Наука управления 02/2014
6. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б. Карта заинтересованных сторон — инструмент анализа окружения бизнеса // Инициативы XXI века. — 2010. — №1. — С. 22.
7. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б., Хоппл Т. Управление стейкхолдерами проекта: ревизия 5-го издания PMBOK® Guide (I часть) // Инициативы XXI века. — 2013. — № 4. — С. 15.
8. Бариленко В.И. Основы бизнес-анализа: учебное пособие/ В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Р.П. Булыга [и др.]; под ред. В.И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2014 - 272 с.
9. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход //Экономический анализ: теория и практика. 2013 № 45 (348).
10. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. Теоретические аспекты бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 89-90.
11. Рзун И.Г., Старкова Н.О. Формирование модели управления брендом региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 54-64.
12. Ефимова О.В. Стейкхолдерский подход к анализу устойчивого развития компании [Текст] / О.В. Ефимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. -№45.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)
215
Abbasova STRESSOV .
economic sceinces
13. Гугля А.А. Стейкхолдерский подход к обеспечению устойчивого развития бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 33-37.
14. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36-47.
Статья поступила в редакцию 01.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018