Научная статья на тему 'Теоретическая организация педагогически-эстетических факторов для развития творческого мышления учащихся начальных классов'

Теоретическая организация педагогически-эстетических факторов для развития творческого мышления учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ / АРТИСТИЗМ / ГАРМОНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВИД / SUBJECTIVITY / OBJECTIVITY / AESTHETICS THINKING / ARTISTRY / HARMONY / AESTHETIC APPEARANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Шохида Мухтаровна, Сиддикова Санобар Хайдаровна, Мунарова Раьно Усаровна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

В статье анализируются роль субъективных и объективных факторов, принципы и типы общественного воспитания, процессы развития творческого мышления учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Шохида Мухтаровна, Сиддикова Санобар Хайдаровна, Мунарова Раьно Усаровна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая организация педагогически-эстетических факторов для развития творческого мышления учащихся начальных классов»

Литература

1. Булатов М.С. Национальное наследие и день сегодняшний \\ Архитектура Узбекистана. Альманах. Т.: Изд-во лит и искусства, 1985, с.18

2. Булатов М.С. Национальное наследие и день сегодняшний \\ Архитектура Узбекистана. Альманах. Т.: Изд-во лит и искусства, 1985, с.21-24

3. Булатов М.С. Ибн Сина и некоторые вопросы теории архитектуры и градостроительства. Общественные науки в Узбекистане, № 7, 1986,с.26-32

4. Булатов М.С. Национальное наследие и день сегодняшний \\ Архитектура Узбекистана. Альманах. Т.: Изд-во лит и искусства, 1985, с. 26.

5. [Электронный ресурс]: URL: http://www.orexca.com/rus/monuments_uzbekistan.shtml.

Research organization pedagogically-aesthetic factors for the development of creative thinking of primary school pupils Akhmedova Sh.1, Siddikova S.2, Munarova R.3,

Alimkulov S.4 (Republic of Uzbekistan)

Теоретическая организация педагогически-эстетических факторов для развития творческого мышления учащихся начальных классов

1 2 3

Ахмедова Ш. М. , Сиддикова С. Х. , Мунарова Р. У. , Алимкулов С. О.4 (Республика Узбекистан)

1 Ахмедова Шохида Мухтаровна /Akhmedova Shokhida - преподаватель;

2Сиддикова Санобар Хайдаровна / Siddikova Sanobar - преподаватель;

3Мунарова Раъно Усаровна /Munarova Ra ’no - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;

4Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются роль субъективных и объективных факторов, принципы и типы общественного воспитания, процессы развития творческого мышления учащихся начальных классов.

Abstract: the article analyzes the role of the subjective and objective factors, principles and types ofpublic education, the development of creative thinking processes ofprimary school pupils.

Ключевые слова: субъективность, объективность, эстетика мышления, артистизм, гармония, эстетический вид.

Keywords: subjectivity, objectivity, aesthetics thinking, artistry, harmony, aesthetic appearance.

Мышление - сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность.

Педагогически-эстетические факторы имеют двустороннее строение: педагогические и эстетические.

Педагогические факторы широко освещены в произведениях учёных-педагогов Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, А. Ф. Харламовой, Ю. Б. Бабанского, Ш. А. Амонашвили, Б. П. Никитиной, Дж. Смита и других.

234

Содержанием эстетических факторов являются теория дизайна и эргономические требования к окружающему миру.

Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей. Эта научная и проектировочная дисциплина сформировалась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Эргономика -система «человек - машина».1

Учёные В. П. Зинченко, В. П. Глазычев, И. П. Юров, И. М.Демина, Л. М. Холмянский, а также учёные нашей республики С. Х. Файзулина, С. К. Аннамуратова являются представителями этой сферы науки. Учёным, который внедрил педагогические и эстетические факторы в школьную жизнь - является Р. Штейнер. А учёные В. А. Караковский, Н. А. Аринина, Г. Б. Кобанидзе и С. А. Анасин синтезировали педагогические и эстетические факторы и внедрили их в учебновоспитательный процесс. Научные работы вышеупомянутых учёных составляют теоретическую основу нашего исследования.

Сначала рассмотрим внедрение педагогических факторов в средних общеобразовательных школах и экспериментирование.

Субъективные аспекты, которые помогают развить творческое мышление учащихся начальных классов средних общеобразовательных школ, имеют двустороннюю структуру. Если, с одной стороны, учитываются знание, умение и навыки (ЗУН), а также субъективно-индивидуальные, физиологические и интеллектуальные качества учащихся, то, с другой стороны, в нём заложены индивидуально-психологические качества педагога. Такие условия создаются на эстетической основе различения цвета.

К факторам, развивающим творческое мышление учащихся начальных классов, относятся: память, логическое мышление, сознание, говорение, интуиция, интеллект, чувство, доведение начатого дела до конца и способность оценить его. Таким образом, субъективные факторы, развивающие творческое мышление учащихся начальных классов, ничем не отличаются от других аспектов, которые применяются для общего развития образования и воспитания учащихся. Исходя из этих фактов, можно сказать, что мы можем рассматривать субъективные факторы как творческий фактор, который помогает формировать творческое мышление учащихся. Положительные результаты таких факторов мы можем рассмотреть не только при сотрудничестве учителя и ученика, но и при создании субъективных и объективных условий.

Индивидуальное творческое условие состоит из двух частей: внешний,

эстетический вид учителя и ученика, гармония с окружающим миром, эстетическая гармония, профессионально-моральные качества ученика, развитие творческого мышления, а также формирование личности учащегося. Духовная гармония педагога состоит из трёх частей: моральное качество (доброта, порядочность, честность, воспитанность), эстетическое сознание, эстетическое отношение к окружающему миру, эстетическая вера, любознательность, культура, мировоззрение, мастерство (высокий ум, профессионализм, артистизм, развитие творческого мышления, склонность к творчеству и др.).

Таким образом, педагог является образцом для творческого мышления учащихся, и старание учащихся быть похожим на своих учителей является стимулом для их творческого роста.

Субъективные и объективные факторы позволяют развитию творческой деятельности, дают возможность творческому и положительному сотрудничеству

1 Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. Ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. - 900 с.

235

учителя с учеником. Эти факторы в средних общеобразовательных школах помогают появлению дружеского отношения, а демократический способ общения дает эмоционально-психологическое удобство, позволяя каждому ученику начальных классов свободу творческого выбора.

Эстетические отношения учеников начальных классов проявляются в следующем: волнении, активности, свободе, гармонии действий, ритме, вере, согласии, работе над творческой деятельностью, эстетических отношениях между личностями, этических и эстетических нормах, а также дружбе, уважении друг друга, радости общения, правильности и в других.

Принципы и типы общественного воспитания. Эти принципы и типы воспитания были глубоко изучены и разработаны великим педагогом А. С. Макаренко. Он показал решение воспитательной задачи в обществе детей. Это видно в следующем:

1. Хорошее настроение: веселый приподнятый дух, готовность к действию, повышенное настроение.

2. Чувство самоуважения каждого ребенка.

3. Защищенность от насмешек, глупостей и издевательств.

4. Способность торможения.

5. Красивый вид общества: цвет, костюмы, чистота помещения, чистота обуви.

Вышеуказанные второй и третий примеры порождают некоторые проблемы в

формировании общества. Для того чтобы в обществе все понимали друг друга, учителю придется очень много трудиться над этим. Создание среды, где ученики гордятся коллективными достижениями на уроках, и вообще в учебном процессе учеников начальных классов нужно все время учить и готовить их к дружелюбным отношениям между собой. Все это является субъективно-объективным условием или фактором.

Вышеуказанное служит для развитии сознания учащихся начальных классов активизирующим педагогическим фактором и служит основой творческого разума, а также эта ситуация прослеживается в учебно-воспитательном процессе в школе.

По мнению Д. Б. Никитина, развитие творческой деятельности нужно начинать в дошкольном возрасте. Ученый и исследователь Никитин считает фактором следующие процессы:

- с рождения ребенка нужно готовить почву для развития творческого разума;

- создание среды и условий для творческого развития ребенка;

- исходя из классификации творческого процесса, обратить все внимание на достижение этого;

- дать ребенку свободу творчества и свободу выбора, контролировать периодичность уроков;

- оказать ребенку дружескую помощь.

Вышеуказанные факторы были субъективно-объективными факторами развития и формирования деятельности разума. Эти факторы могут служить эмоциональным фактором в учебном процессе. Создание таких условий основывается на использовании определенных форм и материалов, также кроме традиционных форм и методов в формировании творческой способности разума учитывается многолетний опыт:

- метод наглядности - объяснения - рецензии (лекция, рассказ, объяснение);

- метод при помощи напоминания внедрить в практические знания;

- метод проблемного изложения изучающим материала;

- исследовательский метод: ученики самостоятельно решают проблему.

Академик Ю. К. Бабанский разделяет методы на 3 группы: методы организации и

внедрения учебно-познавательного метода; методы познавательной деятельности и ее стимулирование; метод контроля и самоконтроля. Академик М. И. Махмутов классифицирует методы как три группы:

236

A) Общие методы образования: монологический, образцовый, диалогический, эвристический, проектирующий.

Б) Методы обучения: информационный, объяснительный, инструктивный,

принудительный, стимулирующий.

B) Репродуктивные, практическое исследование, исследовательские, выполняющие методы.

Эти методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность педагога и деятельность учащихся и таким образом охватывают методологию всего учебного процесса.1

К предложенным Ю. К. Бабанским и М. И. Махмутовым методам можно отнести и следующие методы:

- Метод личного-индивидуального творческого примера педагога.

- Эвристический-наглядный метод - в этом методе рассказ, картина, лекция и др. читается не учителем, а презентуется учениками.

- Метод психологического тренинга.

- Метод выражения одновременного действия: эстетическое видение, ощущение. К традиционным формам развития творческого разума учащихся в учебновоспитательном процессе входят: урок, путешествие, факультативы, домашнее задание, внеклассная работа, олимпиады, студии, конкурсы, концерты и другие. Целесообразным будет использование этих форм в активизации и формировании творческого разума. Также, мини урок (5-10-минутный), мини урок творческой фантазии; урок - рассказа; урок - дискуссия, музыкальная и художественно -театральная презентация; игры для развития творческого разума.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Педагогика Москва «Просвещение» 1988, - 398 с.

2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. - 900 с.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knu.znate.ru.

Education of students in spirit national values Jalilov Z. (Republic of Uzbekistan)

Воспитание студентов в духе национальных ценностей Жалилов З. Ж. (Республика Узбекистан)

Жалилов Зарафшон / Jalilov Zarafshon - старший научный сотрудник-исследователь, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы воспитания учащейся

молодежи на основе использования национальных ценностей, раскрыто их содержание и направленность.

Abstract: in this article the questions of education of studying young people are considered on the basis of the use of national values, their maintenance and orientation are exposed.

Ключевые слова: духовно-культурное наследие, национальные ценности,

мировоззрение, мыслители Востока, развитие личности.

Keywords: spiritually cultural heritage, national values, worldview, pedagogical values, thinkers of East, development ofpersonality.

1 Бабанский Ю. К. Педагогика Москва «Просвещение» 1988- 398 с.

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.