Self-education as a factor of Acme-personality and its organizational system model Annakulov A.1, Munarova R.2, Rozikova M.3, Abdumuminova M.4,
Alimkulov S.5
Самовоспитание как фактор формирования акме-личности и его организаторская системная модель
12 3
Аннакулов А. А. , Мунарова Р. У. , Розикова М. Д. , Абдумуминова М. А.4, Алимкулов С. О.5
1Аннакулов Акмирза Абдумуминович /Annakulov Akmirza - преподаватель;
2Мунарова Раъно Усаровна /Munarova Rano - преподаватель;
3Розикова Мунзира Додоевна /Rozikova Munzira - преподаватель;
4Абдумуминова Махлиё Акмирза кызи /Abdumuminova Makhliy - студент, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;
5Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin - студент,
кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается роль и значение самовоспитания в формировании акме-личности. Даётся организаторская системная модель формировании акме-личности.
Abstract: this paper discusses the role and importance of self-education in the formation of Acme - personality. We give organizational system model of the formation of Acme -personality.
Ключевые слова: самовоспитание, личность акме, акмеология, акме-личность. Keywords: self-education, Acme personality, Psychology, Acme - personality.
В разных периодах, в различных обществах невозможно воспитать человека, использовав силу или принудив его. Процесс, который поведёт человека до совершенства - это самовоспитание и старание, учитывая его желания, интересы и стремления. Человек сможет найти своё место в обществе, достигать определённых достижений в какой-то сфере, только если сам захочет этого.
В данный период одним из важных задач является самовоспитание личности. Решение этой задачи зависит не только от педагогов и воспитателей, но и от стараний, желаний и стремлений личности.
Сначала можем привести в качестве примера отношение педагогов к процессу воспитания.
Самовоспитание - это деятельность, направленная на выработку в себе положительных качеств, общественно-моральных способностей, поступков и самоанализа личности.
Личность может заняться самовоспитанием в разных периодах своей жизни.
Под понятием самовоспитание понимается умственная и планированная работа над собой. Выработать в себе навыки самоконтроля - это один из важных условий самовоспитания. Умение оценить свои качества, анализировать их с точки зрения требований общества - это важный аспект. Достижение самовоспитания больше всего зависит от волевых качеств; эти качества, в свою очередь, развиваются и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Самовоспитание обычно направлено на совершенствование положительных качеств и уничтожение в себе отрицательные свойства характера личности.
Самовоспитание характеризуется в качестве внутренней деятельности, направленной на выработку в себе достоинств, являющиеся основой становления и развития социального кадра и на уничтожение в себе негативных качеств.
Самовоспитание - это процесс, отвечающий на умственные, системные и развитые требования общества, и влияющий на собственноличный идеал личности. В результате самовоспитания личность развивает в себе те достоинства, которые важны для труда и личности, и уничтожает в себе недостатки, которые станут впоследствии преградой на жизненном пути.
Самовоспитание - это естественный процесс, который реализует в человеке навыки в сфере социальных условий и требований общества.
Самовоспитание - это педагогический процесс, направленный не формирование гармонично-развитой личности, с опорой на жизненный опыт, знания, обучение, навыки, желания, волю и смелость, выработанные в жизнедеятельности личности, улаживающий негативные качества, мешающие ему в достижениях духовного обогащения.
Самовоспитание - это непрерывный и разносторонний процесс. Его непрерывность в том, что оно продолжается с детства до последних дней жизни человека. А разносторонность проявляется в том, что самовоспитание можно подразделить на следующие виды:
- моральное самовоспитание;
- экономическое самовоспитание;
- трудовое самовоспитание;
- политическое самовоспитание;
- духовное самовоспитание;
- правовое самовоспитание;
- психологическое самовоспитание;
- экологическое самовоспитание;
- эстетическое самовоспитание;
- интеллектуальное самовоспитание;
- физическое самовоспитание.
Самовоспитание - это сложный процесс, в котором личность изменяет в себе недостатки, существующие пороки, мешающие человеку в формировании. Самовоспитание реализуется поэтапно в следующем порядке:
1. Отделить положительные качества от негативных в характере личности, развивать положительные качества, а негативные - уничтожать, принять решение о занятии самовоспитанием и находить в себе силы ради этого процесса.
2. Ставить цели перед собой, для реализации их разработать план, систему и различные задачи.
3. Определить методы, формы и принципы самовоспитания.
4. Определить средства, необходимые в процессе самовоспитания.
5. Осуществление процесса самовоспитания.
Основная цель самовоспитания - формировать гармонично-развитую личность. При осуществлении самовоспитания важное значение приобретают типы данного процесса. Задача морального самовоспитания - это развивать в талантливых студентах положительные достоинства и уничтожать негативные качества.
В истории нам известно, что в некоторых гениальных людях существовали негативные качества, и они беспрерывно работали над собой для уничтожения их. Например, русский писатель Л. Н. Толстой писал о себе, что он получил плохое воспитание и образование, но в результате беспрерывного труда над собой смог уничтожить в себе лень, лживость, высокомерие и несколько других недостатков и смог развивать в себе человечность, заботливость к народу, наблюдательность и работоспособность.
«Мы должны...- писал П. П. Блонский, - воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться -значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его» [1]. Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С. Л. Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять» [2].
В последнее время в педагогических и психологических статьях, касающихся педагогики, часто встречаются термины акме, акмелогия.
Акме (от греч. расцвет, вершина) - соматическое, физиологическое, психологичское и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Главной проблемой акме является не отрезок жизненного времени, а состояние духа самого творца, которое может превратить любой период в «период расцвета» [3].
Акмелогия - это наука, изучающая на пути достижения к высоким этапам процессы профессионализации человека.
Понятие «Акме-человек» мы применили в смысле «Гармонично-развитый человек», «Совершенный человек», «Полноценный человек». Понятие «личность» в сегодняшнее время считается высококачественным, интеллектуальным, с огромными возможностями, активный объект - это понятие назвали «акме-личностью».
Важным элементом или средством интеллектуального самовоспитания является самостоятельное обучение.
Известный немецкий педагог А. Дистервег пишет так: «Ученик должен самостоятельно обучаться, исследовать, показать себя, развивать в себе способности, формировать в себе образованность».
Можно делать вывод о том, что в формировании личности особое место занимает самостоятельное мышление и развитие творческой деятельности. Для этого владелец таланта должен быть связанным и близким с жизнью, углублять знания, стремиться к добрым целям.
Можно делать вывод, что для того, чтобы формировать развитое поколение, т. е. акме-личность, и, основываясь на его организаторскую системную модель, можно охарактеризовать этапы умственной деятельности человека в следующем порядке:
Общество
Национальная идеологии
МОЛОДЁЖНаЯ организация Камелот
высшее
лицей н колледжи
школа
детский сад
семья, наследственность
Рис. 1. Этапы умственной деятельности человека Литература
1. Блонский П. П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 42.
2. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. - С. 111.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник Минск.: Харвест, 2007. - стр. 15-16.
Test as a didactic material in the teaching of the Russian language
Sakhatova G.
Тест как дидактический материал в обучении русскому языку
Сахатова Г. Г.
Сахатова Галина Геннадьевна /Sakhatova Galina - учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 г. Санкт- Петербург
Аннотация: происхождение слова «текст», основные задачи образования в школе, работа с текстом на уроках, пример работы с текстом.
Abstract: origin of the word "text", the main objectives of education in the school, working with the text at the lessons, the example of working with a text.