Научная статья на тему 'Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе'

Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
795
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / EMOTIONS / INTELLIGENCE / COMPETENCE / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев О. Н.

Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллекта инженера и выделен важный его элемент эмоциональная компетентность. Разработана теоретическая модель развития эмоциональной компетентности на основе выполняемых эмоциями функций. Раскрыты уровни развития межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций и социальных навыков. Представлен содержательный блок теоретической модели: мотивационный, социальный и биологический. А также выявлены принципы, составляющие педагогическую основу повышения эмоциональной компетентности студентов в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of psihologo-pedagogical researches on a problem of development of intelligence of the engineer is carried out and its important element emotional competence is allocated. The theoretical model of development of emotional competence on the basis of functions carried out by emotions is developed. Levels of development interpersonal both intrapersonal emotional competence and social skills are opened. The substantial block of theoretical model is presented: motivational, social and biological. And also the principles making a pedagogical basis of increase of emotional competence of students in technical college are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 152

О. Н. Тимофеев

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: эмоции, интеллект, компетентность, лидерство.

Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллекта инженера и выделен важный его элемент - эмоциональная компетентность. Разработана теоретическая модель развития эмоциональной компетентности на основе выполняемых эмоциями функций. Раскрыты уровни развития межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций и социальных навыков. Представлен содержательный блок теоретической модели: мотивационный, социальный и биологический. А также выявлены принципы, составляющие педагогическую основу повышения эмоциональной компетентности студентов в техническом вузе.

Keywords: emotions, intelligence, competence, leadership.

The analysis of psihologo-pedagogical researches on a problem of development of intelligence of the engineer is carried out and its important element - emotional competence is allocated. The theoretical model of development of emotional competence on the basis of functions carried out by emotions is developed. Levels of development interpersonal both intrapersonal emotional competence and social skills are opened. The substantial block of theoretical model is presented: motivational, social and biological. And also the principles making a pedagogical basis of increase of emotional competence of students in technical college are revealed.

Прогресс общества зависит от количества образованных, интеллектуальных людей. В свою очередь формирование нового качества высшего образования так же связано с качеством человеческих ресурсов - интеллекта. Статус инженера в постиндустриальном обществе и его принадлежность к классу «интеллектуалов» определяется не только познавательным уровнем, сколько тем, в какой степени в тот или иной момент, он превосходит аналогичный показатель среднего инженера. Признаками класса «интеллектуалов» являются: уровень образования; востребованность в разных структурных элементах социальной иерархии и экономике; исключительная мобильность, интеллигентность, высокая конкурентоспособность. Следует отметить, что в основе построения современного образовательного процесса в технических вузах, направленного на формирование интеллекта инженера лежит в основном принцип интеллектуализации. Интеллектуализация - защитный механизм, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем характеризующийся чрезмерным преувеличением роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих.

Однако, синдром игнорирования свидетельствует о правополушарном поражении мозга. Так В.П. Дружинин приводит следующие фак-

торы различия в развитии обществ в России и США: 1) войны, 2) алкоголизм, 3) отличие в структуре интеллекта. Также следует отметить, что интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как «изоляция», однако если при «изоляции» человек, обычно, считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации, он признает за собой некоторые эмоции (хотя недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек бессознательно переводит свои эмоции на абстрактный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует и, как следствие, человек теряет возможность дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (мать детально и «равнодушно» рассказывает о гибели ребенка). Интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя своё предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства страха, гнева и печали. Если человек склонен

использовать эту защиту повсеместно, во всех эмоционально насыщенных ситуациях то у него возникают проблемы в межличностном взаимодействии (основной вид взаимодействия в постиндустриальном обществе), когда он игнорирует проявление интереса, симпатии, нежности, любви и радости, не может полноценно обсудить свой гнев, страхи, горе и печали. Интеллектуализация искажает восприятие реальности и деформирует личность.

Традиционное толкование феномена интеллекта в педагогике и психологии имеет определенные границы в рамках академических достижений. На современном этапе необходима не конкуренция идей, а методология, ориентированная на полипарадигмальное видение проблемы интеллекта, основанная на принципе амплификации, как обогащение, усиление и углубление интеллектуального развития личности через различные виды деятельности и технологии. Интеллектуальное развитие - диалектическое единство прогрессивных преобразований личности, в том числе основанное на осознанном понимании и управлении своими и чужими эмоциями.

Стратегическая задача высшего образования - это интеграция общетехнических и естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и циклов общественных гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.

Эмоции - это часть сложнейшего аппарата, который помогает оценивать ситуации и обстоятельства. Они мотивируют к действию и помогают гибко реагировать на новые требования жизни и способствуют социальной адаптации личности. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин занимался изучением эмоций и их функций. Тезис его работы «Выражение эмоций у человека и животных» опубликованной еще в 1872 г. заключается в том, что развитие эмоций человека во многом способствовало его выживанию. Сегодня большинство исследователей разделяют это мнение Ч.С.Дарвина, а также считают, что эмоции помогают быстро вызывать в памяти накопленный опыт, мобилизовать в организме необходимую энергию для преодоления сложных социальных ситуаций и дают мотивы к действию, помогают оценить новые ситуации и людей. Эмоции помогают нам ориентироваться в сложной действительности и дополняют тем самым работу мозга, который пытается сделать то же самое при помощи логики. Таким образом, в ситуациях, требующих быстрого принятия решений, эмоции являются важной инстанцией, они влияют на наши решения посредством сигналов. Эмоции сопровождают нас, когда мы представ-

ляем себе различные сценарии будущего, и помогают выбрать наиболее подходящий. Согласно последним научным исследованиям, эмоции не являются ни исключительно качеством романтических натур и привилегией женского пола, ни ошибкой природы: в плане своих разрушительных последствий. Эмоции реагируют на опасные для жизни ситуации быстрее, чем рассудок. В считанные доли секунды они мобилизуют энергию и побуждают организм защищаться - в зависимости от типа опасности - уклонением, оцепенением, бегством или нападением и агрессией. Основные эмоции присущи всем людям и имеются даже у животных, к числу таких относятся радость, страх, гнев, удивление и отвращение. Эмоции сопровождаются определенными физическими симптомами и таким образом, они тесно связаны с нашим телом.

Португальский невролог и известный исследователь А. Дамасио описывает эмоции в первую очередь как физический феномен. Он считает, что эмоции являются отображением внутренних состояний организма, имеющих определенный образец. При этом в организме автоматически изменяются определенные показатели, такие как пульс, мышечное напряжение, кровоснабжение, работа мозга и др. При страхе в теле происходят иные процессы, чем при радости, при гневе - иные, чем при печали. Если эмоциональная реакция тела становится настолько явной, что вы ее ощущаете, А.Дамасио называет её «чувством». Согласно ему, чувства - это осознанные эмоции, но даже не осознаваемые нами эмоциональные процессы влияют на наше тело и поступки. Благодаря способности осознанно воспринимать эмоции, мысленно обрабатывать их и адаптировать к ситуации, человек располагает множеством возможных реакций. Именно в этом видит современная наука ключ к эмоциональному развитию личности. Если человек полностью отдается во власть своих эмоций, он непременно - особенно в современных профессиональных условиях - попадает в крайне проблематичные ситуации, которые могут иметь негативные последствия для его карьеры. Если же человек вовремя дифференцирует свои эмоции, то сможет их осмыслить, уравновесить и изменить, изменив, таким образом, свои привычные реакции. Мы не можем помешать раздражителю, вызывать наши эмоции, этот процесс происходит автоматически, но их восприятие и осмысление оказывают решающее влияние на нашу реакцию.

Социальные эмоции - это эмоции, которые имеют отношение к общественному контексту: стыд, вина, интерес, печаль и смущение. В социальных условиях мы обучаемся «правилам

чувств» (feeling rules) у окружающих людей. Доктор Э. Деринг-Зайпель из института психологии Кесселя описывает людей, обладающих эмоциональным интеллектом, следующим образом: «Они могут соотносить чувства и мышление. Это означает, что каждый из них в отдельности может осознавать, дифференцировать и выражать собственные чувства и соотносить их со своими мыслями и решениями. В общем, они достаточно много знают об эмоциональных ситуациях и процессах и поэтому могут управлять собственными эмоциями». Это важно во всех сферах профессиональной деятельности. Поскольку, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже уровень влияния эмоциональности человека на принятые им решения. Факт, что эмоциональное обучение является социальным, основывается на опыте и примерах для подражания. Какое влияние имеет генетическая предрасположенность на эмоциональное обучение и эмоциональный интеллект, а такое влияние предполагается, в настоящий момент мы все еще не знаем. Поэтому большинство исследователей отдает предпочтение понятию «эмоциональная компетентность», которое в центр внимания ставит аспект способностей. Они исходят из того, что основные части эмоциональ-Таблица 1 - Уровни развития эмоциональных комп

ной компетентности базируются на определенных способностях, которые можно открыть в себе и совершенствовать. Несмотря на то, что эмоциональная система в человеке заложена природой, можно научиться управлять ею. Обращение с эмоциями изучаемо, а следовательно, изменяемо, здесь используются все меры для развития социальной, эмоциональной и личностной компетенций.

Несмотря на многообразие исследовательских подходов, большинство ученых рассматривает определенные элементы как постоянные части эмоциональной компетентности (табл. 1).

Эмоциональные компетенции:

1. способность распознавать и понимать собственные чувства (внутриличностное понимание (ВП));

2. умение переживать и выражать свои чувства (внутриличностная экспрессия (ВЭ));

3. способность управлять собственными чувствами (внутриличностное управление (ВУ));

4. способность распознавать и понимать чувства окружающих (межличностное понимание (МП));

5. способность управлять чувствами окружающих и социальные установки (межличностное управление (МУ)).

Уровни развития компетен- ций ВП ВЭ ВУ МП МУ Социальные установки

1 2 3 4 5 6 7

Оптималь- ный В большинстве случаев знает, как он себя чувствует, внимателен к физическим изменениям, осознает их взаимосвязь с чувствами, замечает чувства на ранней стадии, может передать свои ощущения словами. Может проявлять чувства, может облекать чувства в слова и делать их понятными для других, может говорить с другими о своих чувствах, может демонстрировать позитивные и стимулирующие отношения чувства. Распознаёт чувства на ранней стадии и может их модифицировать, может оставаться спокойным в сложных ситуациях, успешно контролирует приступы гнева, может восстановить эмоциональный баланс после стрессовой ситуации, не «застревает» в негативных чувствах, может от них освободиться Внимателен к физическим сигналам и их изменениям, может вчувствоваться в других, знает, как он чувствовал бы себя в подобной ситуации, способен понимать чувства непохожих на него людей. Акцентирует даже сильные проявления чувств со стороны других, владея при этом собой, способен выслушать и помочь другим осознать их чувства, может помочь собеседнику успокоиться и обрести эмоциональный баланс, обладает развитой эмоциональной компетентностью Важно осознавать свои чувства и чувства окружающих, я считаю важным уметь выражать свои чувства, я хочу знать, почему иногда меняется мое настроение, важно понимать себя, я хочу понимать других людей

Продолжение табл. 1

і 2 3 4 5 6 7

До- пус- ти- мый В большинстве случаев понимает, от чего изменяется его настроение, может распознавать взаимосвязь между событиями и собственными чувствами, распознает чувства прежде, чем они вызовут психосоматические осложнения. Может говорить о гнетущих его вещах и связанных с этим чувствах, может адекватно выражать и негативные чувства (например, гнев), рассматривает возможность рассказать о своих чувствах как помощь, может говорить и рассказывать оживленно, в большинстве случаев обретает духовнофизическое равновесие Не поддается на провокации, находит продуктивные способы редуцирования страха, может улучшить собственное настроение, знает как он может себя мотивировать. По различным признакам может сделать вывод о чувствах другого человека; может выдвигать гипотезы о причинах возникновения чувств у других людей; может по формулировкам понимать чувство окружающих Использует чувства для анализа проблем и нахождения решения; знает, как воздействуют чувства, и владеет конструктивными стратегиями по преодолению сложных ситуаций; владеет эффективными речевыми техниками Я считаю, что для принятия решений в равной степени важны как разум, так и чувство; чувства дают мне важную информацию, как для самопознания, так и в общении с другими; я хочу научиться демонстрировать свои чувства

Кри- ти- чес- кий Часто не знает, как он себя чувствует, воспринимает физические изменения, но не может их объяснить, замечает чувства только тогда, когда они становятся сильными, наблюдаются частые перепады настроения, которые не может объяснить. Едва ли может проявлять чувства, не находит подходящих слов для выражения своих чувств, не говорит о своих чувствах, создает впечатление бездушного, даже недружелюбного, ворчливого, отталкивающего человека. Подчинен собственным чувствам, которые во многом определяют его поведение, не может самостоятельно редуцировать нервозность/страх, подвержен приступам гнева и их последствиям, сильные чувства вызывают длительные последствия и трудности. Критичен по отношению к людям, которые смотрят на вещи не так как он; не задумывается о том, как кто-то чувствует себя в определенной ситуации; не обращает внимания на реакцию собеседника; часто не понимает других. Слабая компетенция в восприятии собственных чувств и обращении с ними; становится раздраженным, изможденным, защищается и переходит к упрекам, если окружающие реагирует эмоционально; концентрируется на содержании вопроса и не замечает чувства других; не способен помочь другим при эмоциональных проблемах Не имеет смысла уделять внимание чувствам и настроениям; настроения приходят и уходят, лучше их игнорировать; чувства приводят к безрассудным поступкам; меня интересуют больше факты нежели люди; чувства усложняют принятие решений.

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Не допустимый Вместо чувств ощущает скорее физическое недомогание, боль или что-то подобное, не может описать собственные ощущения, воспринимает чувства, но часто не понимает причин их возникновения, чувственная слепота (алекси-ти-мия) Склонен к психосоматическим осложнениям, склонен к монотонной рассудительной речи, боится рассказать о своих чувствах, выражает свои чувства только на поздней стадии, зачастую очень сильно и оскорбительно, не может поделиться с кем-то гнетущими его проблемами и чувствами Рассматривает мотивацию как данность: «либо есть, либо нет», подвержен частым перепадам настроения, избегает вызывающих страх ситуаций, вместо того чтобы активно их преодолевать, в гневе реагирует мгновенно и необдуманно, постоянно мысленно возвращается к стрессовой ситуации, может надолго «застревать» в негативных чувствах Уделяет внимание исключительно деловым вопросам; из-за этого многого не понимает; не понимает причин поведения других, демонстрирует непонимание, не воспринимает невербальные сигналы собеседника или игнорирует их Пытается игнорировать чувства, поэтому не может использовать их как источник информации; мало знает о чувствах и обращении с ними; склонен к рациональному преодолению проблем; усложняет ситуацию своей реакцией и тоном В профессиональной сфере чувствам не место; меня нервируют люди, которые демонстрируют свои чувства; размышлять о своих чувствах или чувствах других - значит просто терять время; мои чувства ни кого не касаются

На основе функций, которые выполняют эмоции, а именно - мотивационная, социальная и биологическая, разработана теоретическая модель развития эмоциональной компетентности, содержательный компонент которой основан на мотивационном, социальном и биологическом блоках.

Теоретическая модель развития эмоциональной компетентности

___________________ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ_______________________

___________________ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ_______________________

___________________ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ__________________________

ПРИНЦИПЫ:

Амплификации, гармонизации, аутентичности, медиации, интеграции, гуманизма, фундаментализации.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Цель: развитие эмоциональной компетентности

Формирование системы знаний в эмоциональной сфере Освоение практических эмоционально-ориентированных умений и навыков Формирование профессионально-важных качеств личности

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: Эмоциональные компетенции

Мотивационный блок (ВП+ВЭ) Социальный блок (Социальные навыки+МУ) Биологический блок (МП+ВУ)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

270

Ориентационно-теоретический этап Учебная деятельность академического типа Информационная лекция, традиционный семинар

Формирующий этап Квазипрофессиональная деятельность Психологические тренинги, ролевые и деловые игры, проблемные лекции

Преобразующий этап Учебно-профессиональная деятельность УИРС, НИРС, производственная практика

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Результат: развитие эмоциональных компетенций

Когнитивный аспект Регулятивный аспект Личностный аспект

Способность распознавать и понимать свои и чужие эмоции Способность управлять собственными чувствами и чувствами окружающих Совокупность способов интра-персонального и интерперсонального взаимодействия

Литература

1. Гоулман, Д. С чего начинается лидер/ Д.Гоулман. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- С. 9-36.

2. Кенитц, А. EQ. Управление эмоциями /А.Кенитц. Пер. с нем. - М.: Издательство ОМЕГА-Л: Sment Book, 2008. - 128с.

3. Изард, K.-Э. Психология эмоций / К.Э.Изард.-Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.

4. Юсупова, Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: автореф. ... канд. псих. наук / Г.В.Юсупова. — Казань: КГУ, 2006.-26 с..

5. Гончарук, Н.П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов техниче-

ских вузов: Дис. ... д-ра пед. наук

/Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002.-184с.

6. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования /М.А.Холодная. - Томск: изд-во Том. Ун-та. М.: Изд-во «Барс». -1997.392 с.

7. Тимофеев, О.Н. Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность/ О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011.- №2.-С. 318-323.

8. Тимофеев, О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета. - 2011. - Т. 14, №2. - С. 312-318.

© О. Н. Тимофеев - доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования ЦППКП КНИТУ, [email protected].

27і

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.