Научная статья на тему 'Теологические труды и деятельность исламских ученых в Судане в XVII-XVIII вв. (по произведению ибн Дайфаллаха «Табакат»)'

Теологические труды и деятельность исламских ученых в Судане в XVII-XVIII вв. (по произведению ибн Дайфаллаха «Табакат») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДАН / ИБН ДАЙФАЛЛАХ / "ТАБАКАТ" / СУФИЙСКИЕ БРАТСТВА / ТЕОЛОГИЯ / ФАКИХ / "TABAQAT" / SUDAN / IBN DAIFALLAH / SUFI BROTHERHOODS / THEOLOGY / FAKIH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимов Игорь Вячеславович

В статье представлен разбор теологических трудов арабских ученых cредневековья, оказавших наиболее существенное влияние на религиозную мысль Судана XVII-XVIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes theological treatises of the Medieval Arab scholars whose works had a great impact on the Sudanese religious thought in the 17th and 18th centuries

Текст научной работы на тему «Теологические труды и деятельность исламских ученых в Судане в XVII-XVIII вв. (по произведению ибн Дайфаллаха «Табакат»)»

ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

И. В. Герасимов

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ УЧЕНЫХ В СУДАНЕ В ХУН-ХУШ вв.

(ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ИБН ДАЙФАЛЛАХА «ТАБАКАТ»)1

Этап суданской истории ХУН-ХУШ вв. оставил существенно больше информации обо всех сторонах жизни суданцев по сравнению с периодом «темного времени» (XIV-ХУ вв.). В отличие от прежних веков собственно суданская информация об этом времени была зафиксирована в письменных источниках. До настоящего времени дошло несколько произведений, центральным из которых является памятник Ибн Дайфалла-ха «Табакат».

Наряду с ценнейшими историко-культурными, литературно-художественными и этнографическими сведениями в нем содержатся крайне интересные свидетельства активной религиозно-правовой и теологической деятельности большого числа ученых, шейхов суфийских братств, отдельных факихов. Результаты их труда, насколько это становится известным из произведения Ибн Дайфаллаха, были воплощены в комментариях к уже известным произведениям крупнейших богословов мусульманского средневековья, а также вылились в собственные оригинальные работы по теологии. Они были написаны на арабском языке, содержавшем элементы местной лексики, и отражали местную языковую специфику.

Наряду с Кораном изучение ряда произведений, посвященных различным аспектам богословия, было обязательным у суфиев Судана практически повсеместно.

Наиболее популярным и распространенным среди них был («Мухтасар»)2,

или, как его часто называет автор «Табакат», ^ * («Мухтасар Халила»). Его ав-

тором был Халил ибн Исхак ибн Муса Диа ад-Дин ал-Джунди (ум. 1374 г.). Сведения об авторе этого произведения приводятся в биографическом словаре аз-Зиракли [1]. Там

1Материал подготовлен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 08-03-12129в, проект «Создания научно-образовательного информационного ресурса “Современное востоковедение” и сети дистанционного обучения восточным языкам и дисциплинам востоковедения» (2008-2010 годы).

2Слово «Мухтасар» может переводиться как «конспект».

© И. В. Герасимов, 2010

говорится, что Халил ибн Исхак «был факихом маликитского мазхаба, жил в Египте и носил одежду военных3». Он обучался в Каире и получил возможность издавать фетвы в рамках маликитской правовой школы. У него вышло сочинение которое было

переведено на французский язык и посвящалось фикху. Помимо этого из-под его пера вышли («Разъяснение»), в котором содержится комментарий на ^1

(«Мухтасар Ибн ал-Хаджиба»), («Достоинства ал-Мануфи») и др. [1, с. 364].

Вторым, а может быть, и равным по значению «Мухтасару Халила» для суданской религиозной аудитории и последователей братств было произведение *“«^1 («Послание»), принадлежавшее перу Ибн Абу Зайада ал-Кайруани, полное имя которого Абдаллах Абу Мухаммад Ибн Абу Зайд ан-Нафзи ал-Кайруани (928 или 932-996).

Ал-Кайруани был, так же как и вышеназванный автор, одним из самых выдающихся представителей маликитского мазхаба. Именно он стремился к популяризации мали-китской правовой школы, сплочению ее сторонников и единомышленников. Ему принадлежат многочисленные сочинения, среди которых: ^ 3 («Диковинки и посещения в записях»), ^с. ^7 («Книга примкнувшего к малики-

скому мазхабу»), 3 («Книга знания и достоверной истины»), 51^1

(«Книга послания»). Последнее из указанных произведений, часто называемое просто («Послание»), было распространено везде, где появлялись последователи малики-

тов.

Характерно, что произведение самого создателя маликитской школы Малика ибн Анаса ^ упомянуто в «Табакат» Ибн Дайфаллаха всего один раз в тексте

биографии Хилали ибн шейх Мухаммад ибн Иса Сувар аз-Захаб [2, с. 184]. Малику ибн Анасу удалось собрать в этом труде первоначально четыре тысячи хадисов. Ко многим из них были подготовлены комментарии. Оно считается одним из самых ранних сочинений в области хадисов и исламского права.

Первыми распространителями и поборниками идей Малика ибн Анаса в Судане считаются Махмуд ал-Араки и Ибрахим ал-Булад ибн Джабир. Перед тем как прибыть в Судан, они прошли курс обучения в Египте, в том числе у преподавателей-сторонни-ков маликитской школы ал-Азхара.

Позднее вместе со своими учениками и последователями эти ученые сами закладывали ту идейную основу, которая до сих пор определяет особенности суданского ислама. Они распространяли в Судане труды египетских религиозных авторов и тем самым побудили местных суданских теологов активнее заниматься собственными изысканиями. Это нашло практическое выражение во включении произведений арабских ученых в обиход местных хальв.

Если говорить о жанровой принадлежности произведений теологов-малики-тов, то в подавляющем большинстве это были комментарии (мухтасар) и разъяснения-примечания (хашийа) к уже известным трактатам. В период государства фонгов в Судане, возникшем в начале XVI в., широкое распространение получил труд («Победа ал-Джалила над комментарием Халила»), автором которого был Мухаммад ибн Ибрахим ат-Титаи.

В Судане пользовался известностью комментарий Али ибн Мухаммада ал-Аджхури на произведение Халила ибн Исхака под названием ^ цИМ1

(«Разъяснение Абд ал-Баки аз-Зиркани по поводу “Комментария Халила”»), попавший

3Это, очевидно, послужило причиной включения в полное имя ал-Джунди.

в Судан из Египта. Этому же автору принадлежит ^ ^ 4>Э-э. («Приме-

чание по поводу комментария ат-Титаи к ар-Рисала»).

Два комментария оставил после себя Абу Абдаллах ал-Хараши:

^ («Мухтасар ал-Ахдари по поводу поклонения»),

ЦК («Примечание по поводу конспекта Халила»).

В Судане был также известен трактат ^ ^^ («Разъяснение аш-

Шабрахти по поводу ал-Ашмавийа»), который туда впервые доставил факих Хамид ал-Лаййин. Этот же факих познакомил суданцев с упоминавшимся ранее трактатом «Разъяснение Абд ал-Баки аз-Зиркани по поводу “Комментария Халила”».

Вот что сообщает Ибн Дайфаллах об этом факихе и доставленных им произведениях: «Он был первым, кто доставил [Разъяснение Абд ал-Баки4 на «Мухтасар Халила»] из Египта и “Разъяснение аш-Шабрахити5 на ал-Ашмавийа”. У него была с моим отцом Дайфаллахом дружба. Он рассказал: “Я сообщил ему: “Люди говорят: “У факиха четыре вааба6 мухаллакат7”. Тот ответил: “Истинно так. Это мое богатство. Мои сыновья взяли жен и унесли его от меня. Я отдал раба моему ученику Макки ибн Сираджу и сказал: “Принеси мне “Комментарий аш-Шибрахити на Халила”. Тот продал его, отдав выручку совершавшим хадж людям”» [2, с. 183].

Суданские авторы брались за выполнение комментариев и разъяснений по поводу произведения «Мухтасар Халила». Известны сочинения Мухтара ибн Джавдаталлаха и Дайфаллаха ибн Али, посвященные этому трактату. Суданский историк и исследователь текста произведения Ибн Дайфаллаха «Табакат» Йусуф Фадл Хасан высказывает предположение, что также Мухаммад ибн Абдаллах ибн Хамад ал-Агбаш подготовил свой вариант комментария к «Мухтасару Халила» [4, с. 6]. О степени оригинальности этих текстов сложно судить из-за их отсутствия в книгохранилищах, но можно допустить, что в них могли находиться элементы подражания более ранним авторам-ма-ликитам.

Говоря о степени воздействия египетских ученых-теологов на Ибн Дайфаллаха нельзя обойти вниманием Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани (1492-1565), подарившего сюжетные линии и идеи, которые получили развитие в «Табакат» Ибн Дайфаллаха, о чем говорит сам автор трактата в биографии Мухаммада ибн Дауд ал-Агарр ал-Ауди. Сюжет, изложенный в биографии на странице 324, связан с передачей символов наследования власти в братстве. В тексте «Табакат» Ибн Дайфаллаха приводится рассказ о передаче власти, в котором указывается на описание подобной ситуации в произведении Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани под названием .^¥1 («Оплодотворяющие

[лучи] света о разрядах лучших руководителей»).

Это произведение аш-Шаарани, как видно из предисловия к изданному памятнику Ибн Дайфаллаха, вошло в суданскую историографию еще и как &гЛиИп!) — «Величайшие разряды» [2, с. 10].

4Это Абд ал-Баки ибн Йусуф ибн Мухаммад ибн Алван аз-Заркани ал-Малики (1611-1688), крупный ученый, разрабатывавший проблемы фикха. Он родился и умер в Египте. В течение жизни преподавал в ал-Азхаре, активно сотрудничал с ал-Аджхури — ученым-факихом. Аз-Заркани ал-Малики написал много книг, среди которых «Комментарий на “Мухтасар Халила”». Комментарий (мухтасар), выполненный Абд ал-Баки, был напечатан в Булаке в шести томах.

5Мухаммад ибн Салам аш-Шибрахити — один из средневековых ученых ал-Азхара.

6Вааб — мера емкости, один вааб составляет 33 литра.

7Махаллакат — вид монет, имевших круглую форму. Подробнее см.: [3, с. 175].

Вот этот отрывок:

«И занял Мухаммад ибн Дауд ал-Агарр ал-Ауди место своего шейха Абдаллаха ибн Дафааллаха ал-Араки в преподавании “Мухтасара Халила ибн Исхака”8 и прочих наук, а также в воспитании мюридов. Так было до тех пор, пока не прибыл аш-Шейх Дафаал-лах ибн Абдаллах ал-Араки из ал-Кауза. Мухаммад ибн Дауд ал-Агарр ал-Ауди принес “инструменты” (‘аШ) и передал их ему, сказав: “Твои предки передали их мне на хранение до тех пор, пока ты не вырастишь и не выучишься. Мы сберегли их для тебя”.

Такая же история упоминалась у господина моего Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани в (“Книга о разрядах ученых и святых”)9. Господин мой Мухаммад10 Вафа аш-Шазили, когда приблизилась его кончина, оставил нам свою шапочку (|;Ц1уа) и созерцательное знание, не излагаемое в книгах11. Он передал их на хранение одному из своих учеников, до тех пор, пока не вырастет его сын — мой господин Али. Когда же тот вырос, он передал их ему. Этот ученик вел себя так, как будто он ничего не знал. Я завершаю» [2, с. 324].

Как видно из приведенной цитаты, Ибн Дайфаллах находился под влиянием более раннего памятника, схожего по характеру и жанру. Многое из поразившего его авторское воображение, а также наиболее яркие примеры благочестия, мудрости нашли отражение в суданском памятнике, который по своему масштабу и значимости для Судана не имеет себе равных.

Судя по всему, авторитет Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани был настолько высоким, что, ссылаясь на содержание его произведений, автор «Табакат» мог поднять авторитет собственного труда, а факты, приводимые в нем, сделать более убедительными и достоверными в глазах читателей. Можно сказать, что его предшественник являлся для него в определенном смысле учителем.

Крайне интересным выглядит отрывок из текста на странице 319 «Табакат» Ибн Дайфаллаха, где рассказывается о жизни и заслугах шейха Мухаммада ал-Хамима ибн Абд ас-Садика ибн Малика ибн Машира ар-Рикаби:

«И шейх Идрис говорил: “Шейх Мухаммад жених для “чернооких”12.

Шейх Мухаммад, да будет доволен им Аллах, был из ал-маламатийи13, а это община суфиев, которая порождает упрек и противоречит шариату. люди не одобряют их. Не-

8Речь идет, конечно, о трудах Халила ибн Искхака, важнейшим из которых является «Мухтасар».

9В своем произведении «Табакат» Ибн Дайфаллах иногда дает сокращенные или несколько измененные названия оригинальных произведений. В тексте перевода мы сохраняем названия, приведенные Ибн Дай-фаллахом, но в сносках и комментариях пользуемся устоявшимися и общепринятыми.

10Мухаммад ибн Мухаммад ан-Наджм ибн Мухаммад ас-Сакандари (ал-Искандари), прозванный Вафа (букв. «верность, исполнение обещания»). Он был известен, как ас-Сейид Мухаммад Вафа аш-Шазили и имел магрибинские корни. Принадлежал к сторонникам маликитского мазхаба. Родился и вырос в Александрии и встал на путь вслед за шейхом Абу ал-Хасаном аш-Шазили (ум. 1258 г.). Затем переехал в Ахмим и там женился. Впоследствии у него появились ученики и мюриды. Оттуда он перебрался в Каир, где занимался проповедованием с большим успехом. У аш-Шейха Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани есть книга о его достоинствах. Он жил в период 1302-1364 гг. См.: [5, 7/267].

“Относительно термина ■’лЖ* см.: [6, с. 129; 5, с. 96, 362].

120^1 — «жених для гурий». Имеется в виду тот, кто попадет в рай, т. е. праведник.

13Ал-Маламатийа — одно из суфийских братств, которое приобрело известность в Нишапуре и Хорасане начиная с третьего века хиджры. Этот орден опирается на две основы: ри*4 — подъем/поправление души и ее очищение от всей скверны и утаивание/скрывание того, чем одарил ее Аллах из ценностей и духовных даров.

которые из них губят тех, кто порицает их, а для некоторых из них порицание [людей] становится целью. При этом попираются права душ, и возникает опасность приобрести такую же известность, какая была у шейха Ибрахима14 ал-Хауаса, который утащил одежду у людей, пока те находились в бане, и одел, поверх надетой на себя украденной одежды, свою джуббу. Ибрахим ал-Хаууас горделиво ушел, пока люди не заметили содеянного. Затем они избили его и отобрали свою одежду. Упоминал об этом господин мой Абд ал-Ваххаб аш-Шаарани в «Табакат ал-улама уа-л-аулиаа» [2, с. 319].

Необходимо оговориться, что в самом произведении Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани подобного сюжета Йусуфом фадлем Хасаном не было найдено.

Несмотря на то что в своем тексте Ибн Дайфаллах неоднократно упоминает произведение «Табакат» аш-Шаарани и ссылается на сюжеты, имеющие сходство с изложенными им, в действительности они могли находиться в другом произведении Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани, известного под названием ^ ^ ^ 3 1

(«Благие дары и нравы в объяснение безусловной необходимости говорить во всеуслышание о милостях божиих»). Ибн Дайфаллах не всегда точен в указании используемого им источника.

Отечественный исследователь творчества и жизни Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани А. Э. Шмидт писал об этом произведении следующее: «Это двухтомное сочинение, полное самых разнообразных интересных материалов...» [7, с. 85]. В продолжение сказанного он дал следующую характеристику: «Все сочинение состоит из введения, шестнадцати глав и заключения. Кроме своих собственных достоинств, автор в книге повествует о высоких нравственных качествах трех шейхов: Ибрахима ал-Матбули (ум. 1475 г.), Али ал-Хаууаса (ум. 1532 г.) и Афдаладдина ал-Ахмади (ум. 1535 г.). Выбрал он этих трех шейхов в силу того, что, согласно их заверениям, их шейхи, непосредственно из уст при особых суфиям известных условиях, почерпали свои познания пророка» [7, с. 89]. Относительно датировки этого труда аш-Шаарани имеется расхождение во взглядах исследователей, но не вызывает сомнения, что это середина XVI в.

И. М. фильштинский, как и его предшественник А. Э. Шмидт, писал о произведении «Благие дары и нравы в объяснение безусловной необходимости говорить во всеуслышание о милостях божиих» как об автобиографическом. В то же время И. М. филь-штинский сделал акцент на том, что Абд ал-Ваххаб аш-Шаарани в этом труде «самого себя считал столпом (кутбом) своего времени и в отношении “совершенных суфиев” проявлял в моральных вопросах гораздо большую снисходительность, чем к суфиям рядовым» [8, с. 401].

Как следует из вышеприведенного текста, в ХУ11-ХУ111 вв. Судан переживал период бурного знакомства с произведениями теологического характера, а также теми, которые можно отнести к религиозно-правовым. Вместе с тем суданцы сами включились в создание собственных комментариев к текстам и комментариев к комментариям.

14Ибрахим ибн Ахмад ибн Исмаил ал-Хауас был из величайших суфийских шейхов своего времени. Он родился втайне от взгляда и умер в 904 г. Ему принадлежит высказывание: «Тот, кто испил из кубка обладания властью, уже отошел от чистосердечия в поклонении Всевышнему» [1, 1/22].

1. Аз-Зиракли, Хайр ад-Дин. Имена. Словарь биографий мужчин и женщин из арабов, востоковедов и арабистов. Каир, 1954-1959.

1954 1959. а! у ^уа с'. .-‘.11 J __р IV1 . ;_>?-^

2. Ибн Дайфаллах. Книга разрядов об исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в СуданеТабакат. Хартум, 1974.

4 ул С* ^*-1}' ^ С-’ЬлЪи' ) ^'-уУ. - ^Л1 2 с- '-1! _3 V ' ,_иЭ у -->~у ^ <1 «.1-Л' ■ ^ ^д]1 и->4 у й!.>>

3. Касим Аун аш-Шариф. Словарь суданского диалекта. Хартум, 1972.

1972.4-Г- 4 1а..■ 1 * •* д И' улЛ ^ уС-

4. Хасан, Йусуф Фадл. Предисловие к книге «Табакат» Ибн Дайфаллаха». Хартум, 1974. С. 1-34.

‘ 4 1 _ _| ■ ~* I к** ^ ‘

| •^*э1974* 'I* цй Г ^ у с ■ И > ^ у с Ы ^V1 у ^ ) а^ич . ь<&1 ■ *; - ^

5. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. М.; СПб., 2004.

6. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989.

7. Шмидт А. Э. Абд ал-Ваххаб аш-Шаарани (973/1565 г.) и его «Книга рассыпанных жемчужин». СПб., 1914.

8. Фильштинский И. М. История арабской литературы Х-ХУШ веков. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.