Научная статья на тему 'Распространение шафиитского мазхаба в Йемене'

Распространение шафиитского мазхаба в Йемене Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1022
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ / ХАДИС / ФИКХ / МАЗХАБ / FIQH / SHAFIITMAZKHAB / KHADITH / ANALOGY / MAZKHAB

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муати Ф.

В статье делаются попытки показать влияние имама аш-Шафии на мусульманское общество во время его пребывания в Йемене, а также последующее распространение его школы среди жителей Йемена.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mam Ash-Shafi'sinfluence on the Muslim community during his stay in Yemen and the following distribution of his school among Yemen people is shown in the paper.

Текст научной работы на тему «Распространение шафиитского мазхаба в Йемене»

Муати Ф.

УДК 94(533/534):348.97 Ф. Муати

Распространение шафиитского мазхаба в Йемене

Дагестанский государственный университет; tanagar1303@mail.ru

В статье делаются попытки показать влияние имама аш-Шафии на мусульманское общество во время его пребывания в Йемене, а также последующее распространение его школы среди жителей Йемена.

Ключевые слова: шафиитский мазхаб, хадис, фикх, мазхаб.

Imam Ash-Shafi’s influence on the Muslim community during his stay in Yemen and the following distribution of his school among Yemen people is shown in the paper.

Keywords: ShafiitMazkhab, Khadith, Fiqh, analogy, Mazkhab.

В то время когда границы исламского халифата расширились и ислам распространился на обширных территориях, у новообращённых жителей этого региона возникло большое количество вопросов правового характера, связанных с новой религией, на которые не было ответов ни в Коране, ни в Сунне Пророка, ни в основных источниках правовых решений. Это вынудило мусульманских учёных прибегнуть к рациональному истолкованию этих источников и принимать решения [15, с. 427-428; 8, с. 413]. Так появилась наука, изучавшая мусульманское право и известная под названием «‘илм аль-фикх», которая регламентировала нормы поведения мусульман в обществе [20, с. 173; 1, с. 19].

Известно также, что первые мусульманские факихи (богословы) по своим приёмам «извлечения» правовых решений разделились на две школы: хиджазскую - сторонников преданий (ахл аль-хадис) и иракскую - сторонников независимого суждения (ахл ар-рай‘) [10, с. 151-162]. Иракскую школу представлял имам Абу Ханифа [18, с. 23-30], школу хадиса представлял имам аль-Авзаи [21, т. 3, с. 320], который не позволял использовать методику Абу Ханифы, имеющую слегка философский уклон [8, с. 413].

Имам Малик воссоединил эти две школы имама аль-Авзаи и имама Абу Ханифы, в которых использовал кыяс (суждение по аналогии). Имам Малик наряду с основными источниками мусульманского права - Кораном и Сунной - придавал особое значение аль-иджма‘ (единогласное мнение, консенсус) жителей Медины в некоторых вопросах, но к «независимому суждению» прибегал только в крайних случаях [8, с. 414].

По сведениям Ибн Сумры [21, т. 5, с. 55], суннитов в Йемене во втором веке Хиджры представляли либо маликиты, либо ханафиты, последних было большинство [14, с. 74, 79]. Они и господствовали до последней четверти третьего века по Хиджре в Йемене. Однако после третьего столетия мусульманского летоисчисления мазхабу Абу Ханифы не суждено было распространиться среди жителей Йемена, господствующую позицию теперь занял мазхаб имама аш-Шафии, особенно в тех землях, которые принято называть Нижним Йеменом.

Возникает вопрос - почему мазхаб аш-Шафии утвердился в Йемене и что привело к этому?

Существует много причин, но одной из главных и важнейших является то, что мазхаб у имама аш-Шафии представлял собой золотую середину, он позаимствовал самые ценные принципы у двух предыдущих школ: у ханафитов кийас - метод анализа и сравнения и рай - метод самостоятельного суждения; у маликитов - опору на священные тексты (Коран и Сунну) и иджма - единогласное мнение ученых.

38

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

Муати Ф.

В результате при вынесении шариатских решений он опирался на Коран и Сунну, на иджму и кийас. Это зафиксировано в двух его важнейших книгах: «ар-Рисала1 и «Китаб аль-‘Умм» [8, c. 414].

Более того, применение метода кийас наряду с другими упомянутыми источниками мусульманской юриспруденции положило начало особому направлению фикха -«‘Усул аль-фикх», изучающему источники, методы их толкования и применяющему их для решения конкретных правовых вопросов» [19, с. 187].

Но то, что пришло от ханафитов, маликитов, школы «Ахл аль-хадис», не имело такого сильного влияния на учёных Йемена и его население, как мазхаб имама аш-Шафии. Всё это подготовило почву для проникновения шафиизма. Появились его проповедники, поборники, противники, которые переписывали книги по шафиизму и распространяли мазхаб [11, с. 1675-1676]. Кроме того, само появление в Йемене имама аш-Шафии способствовало распространению там его мазхаба [12, с. 58].

Как сообщается в Йеменской энциклопедии, «... имам аш-Шафии был связан с Йеменом задолго до того, как его мазхаб стал главенствующим, так как он обучался у некоторых йеменских ученых».

Ещё большую роль в распространении его мазхаба в Йемене сыграло назначение его судьей в Наджране [6, с. 1674]. Он судил людей по справедливости, не делая различия между бедным и богатым. Будучи судьей и великим имамом, он был ярым противником гнета народа со стороны власть имущих и ставленников халифа. Сильной критике с его стороны подвергся ставленник Харуна ар-Рашида в Йемене, т. к. тот правил не по справедливости. Правитель Йемена отправил халифу письмо с жалобой на имама аш-Шафии, где говорилось, что он своим языком делает то, что другие не могут сделать своими мечами. В конце концов, он добился того, что аш-Шафии был отозван из Йемена [17, с. 316]. Имам уехал из Йемена, но свои идеи, свои знания, своих последователей оставил там.

В Йеменской энциклопедии приводятся факты из личной жизни аш-Шафии, он был женат на уроженке г. Саны, что способствовало его отношению к Йемену как к своей второй родине. Очевидно, что это явилось одной из причин распространения там его мазхаба [11, с. 1674-1675], а также то, что последние годы своей жизни он провел в Египте, где и похоронен [6, с. 1675].

В течение третьего столетия мусульманского летоисчисления многие выходцы из Йемена отправлялись в поисках знаний в Мекку и Египет к последователям имама аш-Шафии. В четвертом веке они основали первое медресе шафиитского мазхаба - медресе Мусы б. ‘Имрана аль-Маафири в окрестностях аль-Маафира [17, с. 318]. Он считается первым ученым, распространявшим шафиитский мазхаб в Йемене.

Аль-Маафири и его ученик ‘Абдалазиз б. Райхи из Хараза обучали по книге «аль-Мунтака мин ас-сунан» Ибн аль-Джаруда [21, т. 4, с. 104]. ‘Абдаллахом б. ‘Али из рода Заракана из района Мурад [14, с. 80-83], было основано медресе ‘Абдаллах б. Заракана аль-Муради в селе Зу Ашраф из владений Джафара, сообщается, что это медресе (школа) и медресе Хусайна б. Джафара аль-Мараги, расположенное в местности Сахфана,

'ар-Рисала: книга по основам фикха, написал её аш-Шафии по просьбе ‘Абдаррахима б. Махди. Когда тот попросил его охарактеризовать книгу, он сказал: «В ней [содержится] толкование Корана, самые лучшие предания, приводится аргументация (доказательства) о единогласном мнении ученых (иджма‘), и объяснение «ан-Насих ва-л-Мансух» из Корана и Сунны» [7, с. 6465]. А по основам фикха - книга «Китаб аль-‘Умм», направленная на изучение разветвлений фикха (основ мусульманского права).

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

39

Муати Ф.

являлись одними из первых учебных заведений, выпускавших специалистов по шафи-итскому мазхабу [17, c. 318].

Есть и другие ученые, которые способствовали распространению мазхаба имама аш-Шафии в Йемене и писали книги, всех их не счесть, они упомянуты в специальной биографической литературе. Мы же назовём тех, которые были первыми и которые способствовали укоренению мазхаба в Йемене. Это прежде всего имам аль-Касим б. Мухаммад б. ‘Абдаллах аль-Джахами ас-Сахфани (умер в 437/1045 г.)1, который получил свои знания по фикху у учёных четвёртого столетия мусульманского летоисчисления, когда мазхаб стал только-только укореняться и привлекать в свои ряды множество сторонников. Сначала он учился у Мухаммада Абдаллаха б. ‘Али аз-Заракани, у одного из великих имамов Йемена, потом переехал в Зебид, там на тот момент знали и практиковали мазхаб имама аш-Шафии. Затем он переехал в Мекку в 388/998 г., где встретился с некоторыми учеными, проповедовавшими шафиитский мазхаб [14, с. 88-89]. Благодаря этому факиху мазхаб аш-Шафии распространился в округе аль-Джанад, в Сане и Адене, где совершенствовали свои знания факихи этого толка. В его медресе в Сахфане стремились получить знания учащиеся со всех концов Йемена, а именно: шафииты Ма‘афира, Лахиджа, Абйана, жители аль-Джанада, ас-Сухуля, Ахаза, ‘Анна и Зиба.

Аль-Джанади сообщает, что ни у кого из прежних жителей Йемена не было стольких последователей, сколько было у него [14, с. 91].

Мы уже упоминали тот факт, что шафиитский мазхаб, в частности, был признан в Зебиде, который в течение нескольких веков был центром шафиизма и важнейшим очагом науки и мусульманского образования. Мазхаб имама аш-Шафии был признан и в Тихаме благодаря усилиям ученых из рода Абу Укама [14, с. 240; 9, т. 7, с. 130].

Крупными учеными шафиитского мазхаба в Йемене, кроме аль-Джахами, были: Джафар б. ‘Абдаррахим аль-Махаби (умер в 460/1067 г.), который написал свою известную работу «Аль-Джами‘»; хадисовед и знаток Корана Абдалмалик б. Мухаммад б. Аби Майсара (умер в 493/1099 г.); имам аль-‘Имрани, который написал книгу «Байан», и его сын Абу Тайиб б. Тахир б. Йахйа аль-‘Имрани, который был судьей в местности Зу Джибла (умер в 587/1191 г.). Именно их ученики сыграли большую роль в распространении шафиитского мазхаба в Йемене, они также выезжали в Хиджаз и Египет в поисках книг и знаний шафиитского мазхаба.

Мазхаб аш-Шафии, который был распространен в Тухаме и южных областях Йемена, благодаря стараниям последователей этой школы утвердился там и распространялся дальше.

Кроме того, большая роль в распространении шафиитского мазхаба в данных местностях в течение пятого-одиннадцатого веков мусульманского летоисчисления принадлежит правящим династиям, ставшим приверженцами имама аш-Шафии. Такими являлись род Наджах (наджахиды, 1021-1159) в Зебиде, род Расуль (расулиды, 1229-1454) в Таизе, род Тахир (тахириды, 1454-1517) в Рада‘ и Микране. Правители и султаны этих государств поощряли учёных и литераторов (адибов), приближали их к себе, награждали их подарками за их сочинения, при них процветали центры наук и медресе, о возведении которых они заботились, такие как аль-Ашрафийа в Таизе и аль-‘Амирийа в Рада‘ и другие многочисленные медресе в Зебиде, Адене, в аль-Джанаде и в городах Хадрамаута [6, с. 1676].

За распространением шафиитского мазхаба в Йемене последовало изучение его основ и правовых нормативов - фикха - через книги самых известных шейхов мазхаба.

1 Здесь и далее первая дата отсылает к годам по хиджре, а вторая - к григорианскому летоисчислению.

40

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

Муати Ф.

Среди распространенных в Йемене книг по шафиитскому мазхабу, которые изучались в это время, числятся «Сунан аль-Музани»; «Сунан ар-Раби‘»; а также работы кадия Муслима б. Аби Бакра б. Ахмада аль-Мараги по догматическому богословию с комментариями (шарх) [14, с. 90, 124]. Самым известным в Йемене оказался комментарий имама Абу аль-Футуха Йахйи б. ‘Иса б. Муламис, по мнению неоднократно упоминаемого нами средневекового историка аль-Джанади, «очень полезный и познавательный» [5, с. 75]. Ибн Муламис считается одним из первых больших ученых, благодаря которому мазхаб имама аш-Шафии укоренился в Йемене и занял почетное господствующее место. Он умер в местечке Джафар приблизительно в 420/1029 г. [14, c. 93].

В пятом веке по Хиджре мусульманское право перешло в руки следующего поколения факихов, большая часть которых была представлена сподвижниками (последователями) аль-Касима б. Мухаммада аль-Караши. Самые известные среди них: Джафар б. ‘Абдаррахим аль-Махаби, который написал книгу «аль-Джами‘» (умер в 460/1067 г.) [14, с. 94-95; 5, с. 76; 11, с. 46]; шейх, хадисовед, хафиз, знаток фикха и приверженец шафиитского мазхаба ‘Абдалмалик б. Мухаммад б. Аби Майсара аль-Йафии (умер в 493/1099 г.) [14, с. 99]. Он много путешествовал в поисках знаний и изучал книгу аш-Шафии «Ар-Рисала аль-Джадида» у известного ученого Абу Бакра Мухаммада аль-Йазди в 438/1045 году в Адене [12, т. 2, с. 126].

Шафиитский мазхаб в Йемене стал мазхабом правящих династий суннитских государств. Правители и султаны государств, которые сформировались на территориях так называемого Нижнего Йемена, стремились приобщить своих детей к данному мазхабу и изучению его основ [12, т. 2, с. 46]. В этот период предпочитаемыми книгами по мусульманскому праву, кроме «ар-Рисала» по основам фикха самого имама аш-Шафии, были книги его последователей, такие как «аль-Мухтасар аль-Музани» кадия Абу Таййиба Тахир Абдалллах б. Тахир б. ‘Усман ат-Табари (умер в 450/1058 г.) [7, т. 2,

с. 358]; «Шарах мухтасар аль-музани» [21, т. 3, с. 222] шейха Абу Хамида Ахмада аль-Исфара’ини (ум. в 406/1015 г.) [7, т. 4, с. 365]; книги Абу ‘Али аль-Хасан б. Мухаммад

б. аль-‘Аббас ат-Табари аз-Зуджажи (умер до четвертого века по мусульманскому летоисчислению) [9, т. 4, с. 331]; книги Ахмада б. Мухаммада аль-Каттана ат-Табари (ум. в 359/969 г.) [7, т. 4, с. 365; 16, т. 1, с. 74]; «аль-Маджму‘», автором которой является Абу аль-Хасан Ахмад б. Мухаммад ад-Дабби аль-Махамили [7, т. 4, с. 372]; известные комментарии (шарх) аль-Музни; книги по «аль-Фуру‘» Абу Салима б. Аййуба б. Салима ар-Рази (умер в 447/1055 г.) [16, т. 2, с. 397; 9, т. 4, с. 388].

Эти книги были очень востребованы и читались в Йемене в данный период времени, и их дополнила другая книга «аль-Мухаззаб», автором которой является имам Абу Исхак Ибрахим б. ‘Али б. Йусуф аль-Фирузабади аш-Ширази (умер в Багдаде в 446/1083 г.). Он был великим имамом шафиитского мазхаба и имамом-ашаритом по вероубеждению. Он автор работ, признанных шафиитами; родился в 393/1002-1003 г. [9, т. 4, с. 218], его взял на обучение к себе Мухаммад ‘Абдавайхи, один из непосредственных учеников Абу Исхака в Багдаде. Абу Абдаллах Мухаммад б. аль-Хасан б. ‘Абдавайхи аль-Махрубани получил знания в Багдаде у своего учителя Абу Исхака, под его руководством завершил изучение книги «аль-Мухаззаб» 16 мая 1079 г. (12 числа месяца зуль-хиджа 471 г. по мусульманскому летоисчислению). Он достиг Йемена уже в начале пятого века по Хиджре, зашел в Аден, потом достиг Зебида. Когда в Зебид пришел Муфаддал б. Аби аль-Баракат, подарил ему большую часть своих книг и переехал на остров Камаран в 505/1111-1112 г., где и умер 17 ноября 1108 г. (10 числа месяца раби‘ аль-ахир 502 г.) [14, с. 144-148; 5, с. 101-102; 12, т. 2, с. 207-209; 3, с. 206; 13,

т. 6, с. 76].

Книга «аль-Мухаззаб» - одна из важных и значимых работ по шафиитскому мазхабу. У шафиитов она занимает такое же место, как книга «аль-Кади» Мухаммада б.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

41

Муати Ф.

‘Ауфа аз-Забиди у ханафитов Йемена, Ирака и Шама [14, с. 103, 249]. Имам аль-Джанади про «аль-Мухаззаб» сказал следующее: «В Йемене очень много работ ученых извне, но они не вобрали в себя то, что вобрала в себя книга «аль-Мухаззаб» и остальные книги имама Абу Исхака, все фетвы и диспуты в Йемене давались и велись, опираясь на работы имама Абу Исхака...» [5, с. 95]. Многие ученые Йемена написали комментарии и истолкования (талик) на книги Абу Исхака.

Во второй половине пятого века и в течение шестого века мусульманского летоисчисления мазхаб имама аш-Шафии продвигали известные ученые, которые получили свои знания по фикху у авторитетных шейхов, таких как кадий аль-Хусайн б. ‘Али ат-Табари, автор книги «аль-‘Удда», шейх Абу Наср Мухаммад б. Хибатуллах аль-Банданиджи и шейх Абу Абдаллах б. ‘Абдавайхи аль-Махрубани.

Самый известный среди этих учёных - факих Зайд б. ‘Абдаллах аль-Йафа‘и [14, с. 119-122; 5, с. 90; 9, т. 7, с. 86-87]. У него учился имам Йахйа б. Абу аль-Хайр б. Салим б. Асад б. Абдаллах аль-‘Имрани - крупный учёный и знаток шафиитского права, который внес большой вклад в распространение мазхаба имама аш-Шафии в Йемене [5,

с. 109]. Про него пишут, что, ещё не достигнув 13-летнего возраста, он уже выучил наизусть Коран и прочитал «аль-Мухаззаб», «ат-Танбих» и «аль-Фара’ид» [5, с. 108]. Он автор книги «аль-Байан» - 10-томного произведения, над которым он начал работать в 528/1133 году и которое считается одним из самых авторитетных трудов по ша-фиитскому мазхабу [4, т. 1, с. 212].

Композиционная структура сочинения соответствовала структуре «аль-Мухаззаб» [5, с. 109-110] ,и, когда в 533/1138 году он закончил свою работу [14, с. 177], его ученик, факих Мухаммад б. Муфлах аль-Хадрами, попросил аль-‘Имрани выделить в «аль-Мухаззабе» положения, сложные для понимания, и дать их разъяснения. В ответ на эту просьбу в 549/1155 году [5, с. 109-110] аль-‘Имрани написал новую книгу под названием «ас-Су’аль ‘ала ма фи аль-Мухаззаб мин аль-ишкал» (букв. вопрос о том, что [является] в «аль-Мухаззаб» трудным для понимания). Одним из авторов, на которых он ссылался в «аль-Байан», был факих Мухаммад б. ‘Абдарраббихи б. аль Хасан аль-Адани, который в своё время отправился в поисках знаний в Багдад и обучался мусульманскому праву у шейха Абу Исхака аш-Ширази и других, а после своего возвращения из Багдада начал обучать хадисам жителей Йемена. Аль-‘Имрани цитирует его в своей первой книге «аль-Ихтиразат» (букв. меры предосторожности ) [12, т. 2, с. 256].

К известным ученым Йемена шестого столетия относится также факих Абу Мухаммад аль-Хасан б. Аби Бакр б. Аби Ихтийар аш-Шайбани [12, т. 2, с. 256], который, как говорят, был сведущ в хадисах и законоведении, что подтверждается его книгой «аль-Мушкил ‘ала аль-Мухаззаб». Он славился своей научной эрудицией, о чём также свидетельствуют другие его работы. Умер в 583/1187 г. [14, с. 246].

Среди хадисоведов этого периода можно назвать факиха Абу аль-Хасана ‘Али б. Аби Бакра б. Химйара б. Тубба‘ б. Йусуфа аль-Фадли - имама, учёного, особенно сведущего в области хадисоведения и совершившего с целью обучения множество путешествий [12, т. 2, с. 136]. Бамахрама про него сказал: «Не было ни одного современника, который разбирался бы в хадисах так, как он, различал бы достоверные и недостоверные, знал бы передатчиков их и решённые и нерешённые вопросы» [14, с. 171; 12,

т. 2, с. 136]. К нему стремились попасть знатоки хадисов со всех концов Йемена, желая получить дополнительные знания и обогатиться ими. Чуть ли не в каждом городке Йемена у него появились свои последователи. Известно, что он преподавал хадисы в мечети ‘Аршан [12, т. 2, с. 136]. Среди книг, обращавшихся в это время в Йемене, можно отметить «аль-Мустафа фи сунан аль-Мустафа» и «Мухтасар аль-Ихйа’», автором которых является Мухаммад б. Саид аль-Курайзи, который умер в 576/1180-81 г. [14, с. 225].

42

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

Муати Ф.

Следы шафиитской правовой школы в Йемене многочисленны, и хотя они не выходят, с одной стороны, за рамки традиционного круга литературы, использовавшейся в Египте, с другой стороны среди них обнаруживается несколько оригинальных сочинений, востребованных и распространённых, которые принадлежали перу йеменских авторов. Например, книга историка, ученого Ибн ад-Дайба‘ (ум. в 942/1536 г.) «Тайсир аль-вусул ила джами‘ аль-Усул», в которой дано сокращённое изложение книги Ибн аль-Асира «Джами‘ аль-усул». Она была издана в Индии в 1301/1884 г., а также в Египте в 1331/1913 г., получила распространение и использовалась во всех уголках исламского мира. Ею занималась целая группа учёных Йемена, а именно: корифей Мухаммад б. Исмаил аль-Амир, а также корифей, факих, лексикограф Мухаммад Муртада аз-Забиди (умер в 1205/1791), автор словаря «Тадж аль-‘арус», который отказался от мыслей о нововведениях, господствовавших в то время в Йемене, когда обратился к книге Абу Хамида аль-Газали «Ихйа’ ‘улум ад-дин» и составил к ней комментарий [6, с. 1677].

В итоге мы можем выделить несколько причин распространения мазхаба имама аш-Шафии в Йемене:

1) первые правовые школы - маликитская и ханифитская - не оказали глубокого влияния на жителей Йемена, но подготовили почву для восприятия религиозноправовых норм;

2) пребывание аш-Шафии в Йемене, родственные связи, которые привязывали его к Йемену;

3) высокие нравственные качества аш-Шафии, снискавшие ему авторитет и увеличившие число его учеников;

4) мазхаб аш-Шафии вобрал в себя самое ценное из предыдущих правовых школ;

5) оживленные связи между жителями Йемена и факихами Мекки и Египта, где они изучали мусульманское право у учеников имама аш-Шафии;

6) распространение специальной литературы, имевшей хождение в Египте и в Йемене;

7) творческое усвоение литературы по шафиитскому мазхабу;

8) содействие правящих кругов Йемена, которые сами придерживались этого мазхаба и основывали медресе.

До III в. по Хиджре жители Йемена достаточно безразлично относились к новым юридическим нормам, которые были представлены маликитами и ханифитами, привычно используя местные обычаи, которые регулировали социальную жизнь населения историко-географической области Йемен. Появление шафиизма совпало по времени с возникновением государства. Как известно, в настоящее время мусульмане суннитского толка придерживаются одного из четырех известных мазхабов. И все эти мазхабы решают разные вопросы на основе Корана и Сунны.

Литература

1. А-духисать, Хайал Халифа Ибрахим. Аль-Харакати аль-исмалиати аль-курматаиати фи аль-Йемен (168-303х/881-915 г.), - Аден, 2001. - C. 19.

2. Айман Фу’ад ас-Саййид. Та’рих аль-мазахиб ад-динийа фи билад аль-Йаман хата нихайат аль-карн ас-садис аль-хиджри: ад-Дар аль-мисрийа аль-лубнанийа, 1988. -С. 58.

3. Аль-‘Айдарус Мухйиддин ‘Абдалкадир б. Шейх б. ‘Абдаллах. Ан-Нур ас-сафир ‘ан ахбар аль-карн аль-‘ашира. Тасхих: Мухаммад Рашид ас-Саффар. - Багдад, 1934. -С. 206.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

43

Муати Ф.

4. Аль-Аснави Джамаладдин ‘Абдаррахим б. аль-Хасан. Табакат аш-шафи‘ийа. 1-2. Тахкик: ‘Абдаллах аль-Джабури. - Багдад: Ри’асат диван аль-авкаф, 1391/1971. - Т. 1. -С. 212.

5. Аль-Джанади Баха’аддин Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Йусуф. Ас-Сулук фи та’рих аль-‘улама’ ва аль-мулук. Ма‘хад аль-махтутат аль-‘арабийа. - С. 75, 76, 101102, 95, 90, 108, 109-110.

6. Аль-Мавсу‘а аль-Йаманийа. 1-4. - 2-е изд. - Сан‘а: Му‘ассасат аль-‘афиф ас-сакафийа, 2004. - С. 1674-1677.

7. Аль-Хатиб аль-Багдади Абу Бакр Ахмад б. Сабит. Та’рих Багдад. 1-14. Аль-Кахира, 1349/1931. - Т. 2. - С. 64-65, 358. Т. 4. - С. 365, 372.

8. Angel Gonzalez Palencia. Historia de la Literatura Arabigo- espanola. (Coleccion labor no. 164-165) 2a edicion. - Madrid, 1945. - С. 413, 414.

9. Ас-Субки Таджаддин Абу Наср ‘Абдалваххабб. ’Али. Табакат аш-шафи’иййа аль-кубра. 1-10. Тахкик: Мухаммад ат-Танахи ва ‘Абдалфаттах Мухаммад аль-Хилв. Аль-Кахира: ‘Иса аль-Халаби, 1963-1976. - Т. 7. - С. 130, 86-87. Т. 4. - С. 388, 218.

10. Ахмад Амин. Духа аль-ислам. Аль-Кахира, Дж. 2, 1935. - С. 151-162.

11. Аш-Шараджи Шихабаддин Абу аль- ‘Аббас Ахмад б. Ахмад. Табакат аль-хавасс ахл ас-Сидк ва аль-ихлас. Аль-Кахира: аль-Матба‘а аль-майманийа, 1321/1903-04. -С. 46.

12. Бамахрама Абу Мухаммад ‘Абдаллах ат-Таййиб б. ‘Абдаллах. Та’рих Сагр ‘Адан. 1-3. Тахкик: Оскар Лофгрин. - Лейден, 1936. - Т. 2.

13. Ибн аль-Имад ‘Абдалхайй б. Ахмад б. Мухаммад аль-Ханбали. Шазарат аз-захаб фи ахбар мин захаб. 1-8. Нашир: Хусам Хусайн. - Т. 6. - С. 76.

14. Ибн Сумра ‘Умар б. ‘Али б. Сумра аль-Джа‘ади. Табакат фукаха’ аль-Йаман. Тахкик. Фу’ад Саййид. Аль-Кахира: ас-Сунна ал мухаммадийа, 1957.

15. Ибн Халдун Абу Заид, Абдул Рахман. Аль-мукадима. - Байрут: Дар аль-фекр, 1424/2003 г. - С. 427-428.

16. Ибн Халликан Шамсаддин Абу аль-‘Аббас Ахмад б. Мухаммад. Вафайаат аль-а‘йан ва анба’ абна’ аз-заман. 1-8. Тахкик: Ихсан ‘Аббас. Байрут: Дар ас-сакафа, 19691972. - Т. 1. - С. 74; Т. 2. - С. 397.

17. Исамаддин ‘Абдарра’уф аль-Факи. Аль-Йаман фи зилл аль-ислам мунзу фаджрихи хата кийам давлат бани Расул. Дар аль-фикр аль-‘арабийй, 1981. - С. 316, 318.

18. Исмаилов А.Ш. Мазхабы в исламе // Исламоведение. - Махачкала, 2009. № 2. -С. 23-30.

19. Новая философская энциклопедия. Т. 3. - М., 2010. - С. 187.

20. Ташкубра-заде. Мифтах ас-са‘ада ва мисбах ас-сийада фи мавду‘ат аль-‘улум. Т. 2. - Байрут: Дар аль-кутуб, 1985. - С. 173.

21. Хайр аддаин аз-Заркали. 1-8. Аль-Аллам. - 15-е изд. - Байрут: Дар аль-малайн, 2002. - Т. 3. - С. 320. Т. 5. - С. 55. Т. 4. - С. 104.

Поступила в редакцию 1 декабря 2013 г

44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.