Е.И. Иншакова, 2004
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР
ИНТЕГРАЦИИ В СНГ
Е.И. Иншакова
«Скрытые» («ненаблюдаемые») экономические процессы, понимаемые как деятельность за рамками «общественного договора», получили распространение практически во всех сферах жизни государств Содружества. К ненаблюдаемым относятся явления в теневом и в неформальном сегментах неофициального сектора экономики СНГ (см. рис. 1). В соответствии с макроэкономическими статистическими подходами из них исключаются нелегальные, криминальные явления По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, самая высокая доля ненаблюдаемой экономики характерна для стран СНГ — до 48 % ВВП.
По данным Госкомстата РФ, в 2003 г. в ненаблюдаемом секторе экономики России было произведено 22,5 % ВВП. В Казахстане этот показатель оценивается в 26,8 %, в Киргизии — 47,9 %, в Узбекистане он превысил 50 %. Для сравнения, в бывших социалистических странах Восточной и Центральной Европы он составляет 22 %, а в развитых странах — всего 5 %2. Наибольшая доля валовой ненаблюдаемой стоимости в российской экономике приходится на сельское хозяйство (сектор домашних хозяйств), торговлю и общественное питание (нерегистрируемые операции юридических лиц).
Рис. 1. Теневая экономика в хозяйственной системе СНГ
Развитие теневой (ненаблюдаемой) экономики непосредственно связано с предшествующим экономическим, правовым, культурным развитием и текущим состоянием социума. Чем ниже уровень социально-экономического развития страны, чем ниже институциональная зрелость ее хозяйственного пространства, тем выше удельный вес его теневого сектора.
Теневые (ненаблюдаемые) процессы являются прежде всего отражением противоречий, накопленных предшествующей командно-административной системой, проявлявшихся в условиях СССР в таких теневых экономических явлениях, как бартерные обмены; несанкционированная дополнительная занятость; поставки продукции неприкрепленным потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции; коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность фарцовщиков; оказание бесплатных услуг за плату или «по блату»; валютные операции и др.
Серьезный импульс развитию ненаблюдаемых экономических отношений придали в постсоветский период негативные следствия рыночного реформирования экономик новых независимых государств (правовая, экономическая и социальная нестабильность; относительно высокий уровень налогообложения; незащищенность прав собственности; недоверие населения к государству и т. д.). В результате в рамках теневого сегмента неофициального сектора национальных экономик СНГ стали создаваться подпольные производства, официально не зарегистрированные предприятия; распространяются неоприходование наличной выручки, фиктивные операции, неэквивалентные обмены; неправомерно используются льготные режимы налогообложения, искусственные неплатежи или задержки платежей и т. д. В неформальном сегменте неофициального сектора членов Содружества в сельском хозяйстве, торговле, строительстве значительное развитие получила деятельность индивидуальных производителей и домашних хозяйств, не оформленная в установленном порядке и часто основанная на вторичной занятости.
Рост ненаблюдаемых отношений провоцируют также попытки наладить экономическое интеграционное взаимодействие между бывшими союзными республиками нерыночными, неэкономическими методами, фак-
тически без достижения такого уровня международного обобществления производства, когда национальные процессы воспроизводства уже не могут осуществляться автономно и органически вплетаются в другие национальные воспроизводственные процессы; меж-страновые экономические отношения превращаются в неотъемлемый элемент функционирования национальных хозяйств стран такого региона; а их регулирование требует тесной координации национальных хозяйственных политик3.
Форсирование интеграции «на бумаге»; декларирование целей, не соответствующих интересам хозяйственных субъектов стран СНГ; попытки реализовать эти цели неадекватными им правовыми, административными, налоговыми, ценовыми, бюджетно-финансовыми, кредитно-банковски-ми, другими методами и инструментами, наряду с национальными социально-экономическими и правовыми причинами, неизбежно активизируют стремление переводить «в тень» и межстрановое экономическое взаимодействие4.
Поэтому в системе интефационных отношений возникли такие негативные явления, как:
- невозвращение (сокрытие в иностранных банках) экспортной выручки в результате занижения экспортных цен по сравнению с мировыми, осуществления экспорта конечной продукции под видом сырья;
- неуплата таможенных платежей, незаконное возмещение НДС по лжеэкспорту; уклонение от налогообложения доходов от внешнеэкономической деятельности;
- осуществление за пределами национальных банковских систем все большей части денежных операций между экономическими субъектами СНГ. В странах Содружества около 90% предприятий в тех или иных размерах обналичивают деньги, переводя безналичные денежные средства во «внебанков-ские» наличные;
- незаконный вывоз капитала путем использования фиктивных импортных контрактов, продажи за рубежом ценных бумаг (акций, облигаций) ниже рыночной стоимости; создания фиктивной задолженности перед иностранными подконтрольными юридическими лицами; валютных операций, включая форвардные, для вывода из банков активов; выдачи заведомо невозвратных кредитов, в том числе вексельных платежных документов;
- хищение или нецелевое использование кредитных ресурсов;
- использование труда нелегальных мигрантов; занижение размеров и выплата наличными заработной платы без необходимых начислений;
- нарушение государственных стандартов, санитарно-гигиенических и экологических нормативов при производстве экспортируемой продукции;
- неэквивалентные, бартерные операции и др.
Серьезной проблемой является также усиление взаимопереплетения скрытого и нелегального (криминального) сегментов неофициального сектора экономики СНГ по мере его развития, способного превратиться в самостоятельную угрозу национальным (включая экономические) интересам государств Содружества. Отчетливо это прослеживается на примере негативных последствий нелегальной миграции в постсоветском экономическом пространстве. Так, на международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», проходившей в ноябре 2003 г. в Минске, особо подчеркивалось, что современная нелегальная миграция приобретает в том числе и черты высокоорганизованной, высокодоходной и часто хорошо законспирированной международной преступной деятельности, становится фактором, способствующим росту контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний. Это влечет за собой усиление напряженности в межгосударственных отношениях и реально угрожает национальной безопасности стран СНГ5.
Увеличение масштабов нерегистрируемо-го сектора на макроуровне обедняет официальные результаты сотрудничества в рамках мегаэкономического пространства интеграционного объединения. В то же время участие в интеграционных процессах должно быть экономически выгодно для стран-участниц, а результаты интеграции — выражаться в совместном продукте. Функционирование теневой экономики приводит к неадекватному экономическим интересам стран СНГ реаллокации производственных факторов (часто вопреки следованию,принципу факторного замещения и дополнения), недополучению на-
циональными бюджетами разных уровней доходов от легализованного сотрудничества между хозяйственными субъектами СНГ, перераспределению этих доходов в пользу ненаблюдаемого сектора экономик Содружества. Вследствие этого имеет место недопроизводство интеграционного продукта. Другими словами, можно говорить об «упущенной выгоде» от неиспользования интеграционных отношений в результате развития теневой деятельности.
Значительный удельный вес в официально ненаблюдаемых межгосударственных взаимосвязях (как и в системе межгосударственных отношений в Содружестве, и в мировом хозяйстве в целом) приходится на крупные корпоративные структуры, зачастую занимающие монопольное положение в избранной сфере деятельности и пользующиеся поддержкой высших коррумпированных эшелонов власти, лоббирующей их интересы. Поэтому можно утверждать, что для тех и других выгоден и, соответственно, должен постоянно расширенно воспроизводиться «теневой» механизм существенной части деятельности экономических субъектов на национальном и межнациональном уровне. Теневая экономика постепенно формирует экономическую, институциональную, социальную среду, которая благоприятствует ей и стимулирует дальнейшее развитие хозяйственной системы по заданной теневыми процессами траектории.
«Упущенная выгода» от неиспользования механизма интеграции будет равна сумме ущерба, наносимого интеграционному объединению действиями хозяйственных субъектов стран-участниц в рамках «скрытых» отношений. Используя подходы А.И. Татар-кина, А.Ф. Яковлева и других исследователей Уральского отделения РАН к определению ущерба от функционирования теневой экономики 6, при оценке упущенной выгоды от неиспользования потенциала интеграционного взаимодействия целесообразно учитывать (суммировать) показатели:
- уклонения от уплаты (в том числе путем занижения суммы доходов), искусственных неплатежей, задержек платежей налогов на доходы от различных видов внешнеэкономической деятельности;
- незаконного экспорта-импорта товаров (уклонения от уплаты таможенных платежей; лжеэкспорта; контрабанды; торговли контрафактной продукцией; недобросовестной электронной торговли; подделки товар-
но-транспортных документов; сбыта товаров неофициального производства; неучтенного импорта; сбыта сомнительных или некачественных товаров путем введения в заблуждение относительно их потребительских свойств или качества и др.);
- незаконного экспорта-импорта услуг (предоставления фиктивных услуг — маркетинговых, консалтинговых и др.; оказания услуг без официального оформления — транспортных, лизинговых, брокерских и др.; предоставления некачественных услуг, в том числе недостоверной, искаженной или устаревшей деловой информации);
- незаконного экспорта-импорта технологий и научно-технической информации в сфере предпринимательства (незаконного доступа к технологиям, высокотехнологичным товарам либо получения соответствующей информации, охраняемым патентами, лицензиями и составляющим коммерческую тайну, в том числе путем научного и промышленного «шпионажа»);
- незаконного экспорта-импорта предпринимательского и ссудного капитала (например, завышения стоимостной оценки вклада в уставный капитал при учреждении совместного предприятия в форме акционерного общества; нарушений при выпуске ценных бумаг; обмена акциями разной степени ликвидности; незаконного получения кредитов; выдачи кредитов под завышенные проценты; уклонения от выплаты процентов и основной суммы долга по кредиту);
- использования вместо нормальных механизмов расчетных отношений бартера, взаимозачетов, неэквивалентного обмена, векселей в фиктивных операциях; использования услуг неплатежеспособных банков;
- невозврата экспортной выручки, размещения ее в иностранных банках и использования за рубежом в личных целях;
- неучтенного межстранового оборота наличных денежных средств в национальных валютах стран СНГ и ключевых международных валютах (долларах США, евро и др.);
- нелегальной трудовой миграции, теневой занятости нелегальных иммигрантов (с нарушениями правил безопасности, трудовых, санитарных норм и др.), скрытой заниженной оплаты их труда.
Важно осознавать, что достижение показателем удельного веса скрытого сектора величины 60 % становится критическим для отдельных экономик СНГ и Содружества в целом. Происходит резкое усиление воздей-
ствия теневых факторов на экономику, противоречия между официальным и скрытым укладами проявляются практически во всех сферах хозяйственной деятельности общества. Существенно снижается эффективность реализации мер монетарной и валютной политики в результате утраты прямой связи растущего теневого бизнеса с банковской системой и финансовыми рынками, перехода теневой экономики на бартер, использования во взаиморасчетах иностранной валюты. Кроме того, из-за недоучета показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов официальными статистическими органами искажаются прогнозируемые макроэкономические показатели. В таких условиях достижение и поддержание макроэкономической стабильности становятся все более и более сложно решаемыми задачами.
Поэтому консолидированный выход стран СНГ на траекторию стабильного, динамически равновесного, поддерживаемого и направляемого, гармонично сбалансированного, расширенно воспроизводящего окружающую природную среду, обеспечивающего непрерывный прогресс Содружества совместного устойчивого развития требует выявления причин возникновения, конкретных форм проявления и разработки механизма нейтрализации негативного действия скрытых и нелегальных процессов в экономике СНГ, сокращения их масштабов и сфер.
Система мер по нейтрализации негативных эффектов функционирования скрытой экономики стран СНГ и ее разумного перевода в официальную должна включать:
- сведение к минимуму издержек (политических, правовых, экономических, организационных, институциональных, информационных, социальных и др.) официальной (легальной) экономики, т. е. обеспечение политической и экономической стабильности, совершенствование законодательной базы осуществления внешнеэкономической деятельности, гарантирование безопасности легальной хозяйственной деятельности, рост социальной защищенности граждан, обеспечение доступа хозяйственных субъектов к деловой, научной, культурной информации о партнерах и т. д.;
- содействие переориентации скрытых потоков товаров и факторов производства в третьи страны на территорию хозяйственного пространства Содружества с перспективой их трансформации в легальные;
- развитие организационно-экономических факторов реального интеграционного взаимодействия между участниками объединения с соблюдением принципов добровольности, эффективности, дополнения и замещения, синергии и кумулятивного эффекта;
- формирование такой институциональной основы осуществления межгосударственных экономических связей, при которой издержки отказа от норм и правил легальной деятельности превышали бы выгоду от следования нормам и правилам неофициальной;
- эффективное совместное (усилиями всех стран СНГ) противодействие развитию транснациональной преступности путем профилактики и пресечения правонарушений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. А.И. Татар-кина, В.Ф. Яковлева; РАН. УрО, Институт экономики. М., 2004. С. 8,14—19.
2 Бляхман Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2003. № 3/4. С. 61-62.
3 Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. М., 1978. С. 76—77.
4 См.: Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М., 2001. С. 190-206.
5 Кубасова И.А., Лобанова Е.В. Международная конференция «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств» // Проблемы современной экономики... С. 208.
6 См.: Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации.