В.М. Баранов, Н.В. Киреев
Баранов Владимир Михайлович — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, помощник начальника по инновационному развитию научной деятельности, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудинов-ское шоссе, д. 3)
E-mail: [email protected]
Киреев Николай Владимирович — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)
E-mail: [email protected]
Теневая экономика, теневое право, преступность.
Рецензия на монографию И.С. Нафикова «Теневая экономика и организованная преступность в условиях города» (Казань, 2012. 379 с.)
Рецензируемая монография посвящена криминологическим аспектам теневой экономики и организованной преступности, а ее автор — авторитетный специалист в области криминологии. Рассмотрим эту интересную книгу более широко и междисциплинарно — с позиции экономики и общей теории права.
Экономический материал представлен в монографии весьма обширно и включает в себя экономико-теоретические концепции (параграф 1.1), методологические стандарты в области экономической статистики (параграф 1.1) и статистические данные по теневой экономике (параграф 2.1, отчасти — параграфы 2.2, 2.3 и 3.2). Автор демонстрирует не просто осведомленность, а эрудицию в сложнейших областях экономической науки — концепции теневой экономики, международные статистические стандарты оценки совокупного продукта и дохода. Впечатляет обширное и при этом, как правило, уместное использование статистических данных по теневой экономике крупных городов Татарстана. Некоторые из используемых статистических данных (с. 119—120) являются редкими, может быть даже уникальными (параметры наркорынка в Казани). Благодаря этому научное исследование, проведенное автором, имеет надежную эмпирическую основу, а корректное оперирование статистическими данными позволяет делать обоснованные выводы, имеющие несомненную практическую ценность.
Монография в своей экономической части производит самое положительное общее впечатление, что не исключает определенных недостатков, спорных либо малообоснованных суждений.
Во-первых, неоднократно говоря о системе национальных счетов (СНС), ее показателях и классификациях (разумеется, важных для анализа теневой экономики), автор ссылается лишь на версию СНС 1993 года (с. 22). Однако еще в начале 2009 года Статистическая комиссия ООН утвердила но-
вую версию этого международного статистического стандарта — СНС-2008. Поскольку к настоящему времени ни одна страна (включая Россию) не успела перейти на новый стандарт национальных счетов, было бы корректнее ссылаться в тексте на обе версии СНС.
Кстати, было бы интересно узнать мнение автора об идеальной и реальной взаимосвязи, разумной степени корреляции существующих стандартов национальных счетов с новейшим Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 50 «О введении в действие документа Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»1.
Во-вторых, справедливо критикуя проблемы измерения ненаблюдаемой экономики, не решаемые в СНС-1993 (с. 24—25), автор упускает из виду «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики»2, принятое в 2002 году в дополнение к стандарту СНС-1993. Оно содержит ответы на многие вопросы, поставленные автором.
В-третьих, описывая структуру ненаблюдаемой экономики согласно стандарту СНС-1993 (с. 22—23), автор, к сожалению, не раскрывает это специфическое понятие, не сравнивает его со смежной категорией «неформальная экономика», используемой экономистами Международной организации труда.
Существует острая проблема измерения нерегулируемой и нерегистрируемой экономической деятельности («теневой» в широком смысле) и исправления недостатков статистических обследований с помощью специальных мер. И существуют два подхода к решению этой проблемы, которые имеют общую основу, но направлены на достижение совершенно разных целей. Первая цель заключается в том, чтобы обеспечить измерение всей деятельности, включая ту, которая может быть определена как «скрытая» или «теневая». Вторая
Баранов В.М., Киреев Н.В. Теневая экономика, теневое право, преступность. Рецензия на монографию И.С. Нафикова «Теневая экономика и организованная...
Баранов В.М., Киреев Н.В. Теневая экономика, теневое право, преступность. Рецензия на монографию И.С. Нафикова «Теневая экономика и организованная...
цель состоит в определении совокупности экономических единиц, которые могут рассматриваться как «неформальные», и измерить их деятельность. Именно посредством оценки объема неформального сектора можно определить, насколько выгоды экономического развития доступны, например, людям, живущим в нищете. Первый подход характерен для СНС, второй — для Статистического бюро Международной организации труда.
В рамках СНС отдельное измерение «неформальной» экономики само по себе не так важно. Основное внимание уделяется тому, чтобы обеспечить полное, «всеохватывающее» измерение всей производительной деятельности вне зависимости от ее легальности и наблюдаемости. Специального интереса к неформальной деятельности СНС не проявляет. Поскольку неформальный и ненаблюдаемый сектора не существуют отдельно от формальной и наблюдаемой экономики, а тесно переплетены с ней и представляют собой (образно выражаясь) множество разнородных и отдельно существующих вкраплений,сегментов и «островков» неофициальной деятельности, то СНС учитывает их в контексте оценки деятельности соответствующих институциональных секторов. «Неформальный сектор» и «нелегальный сектор» как таковые СНС не измеряет и такими понятиями не оперирует3.
Поэтому вместо расплывчатых терминов «теневая экономика» (зЬа<Зошесопоту, hiddon есопоту), «неформальная деятельность», «альтернативная», «неофициальная», «параллельная» и т. д., имеющих разные значения и эмоционально нагруженных, методологические статистические стандарты СНС—1993 и СНС—2008 оперируют термином «прямо ненаблюдаемая (скрытая) экономика», демонстрирующим беспристрастное отношение к изучаемому предмету.
Прямо ненаблюдаемая (скрытая) экономика4 (nоn-оbsorvod есопоту, NOE) — это деятельность по производству товаров и услуг, скрытая от прямого статистического наблюдения и, таким образом, не регистрируемая по экономическим или статистическим причинам в регулярных статистических источниках. Речь идет о юридически неоформленной, неофициальной, латентной экономической активности различного рода, тоновой производительной (но распределительной) экономике в самом широком смысле. В отличие от наблюдаемой экономики (оbsorvod есопоту, OE), ненаблюдаемая экономика может быть оценена только косвенными методами, которые опираются на разрозненные и не всегда взаимно согласованные источники.
Впервые согласованные на международном уровне определения ненаблюдаемой экономики были сформулированы в СНС—1993. В 2002 году они получили дальнейшее развитие и более подробно рассмотрены в вышеуказанном «Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанном в дополнение к СНС—1993 ОЭСР (OECD, бывшее UNIDO) совместно с МВФ, Стати-
стическим бюро МОТ и Статкомитетом СНГ. Именно этот статистический стандарт используют в настоящее время национальные статистические службы для измерения ННЭ. Благодаря «Руководству» все дискуссии представителей официальной статистики ведутся в рамках единой терминологии и схожих методик. Однако упомянутый документ нельзя назвать универсальным стандартом измерения ненаблюдаемой экономики, поскольку существует много проблемных областей ее измерения, а ОЭСР и Евростат постоянно дорабатывают рекомендуемые методики.
Измерение ненаблюдаемой экономики представлено также в вышеуказанном новом международном стандарте по национальному счетоводству — СНС—2008.
В соответствии с указанными международными стандартами ненаблюдаемая экономика включает в себя пять основных компонентов, описанных в монографии на страницах 22—23.
Согласно СНС ненаблюдаемая экономика охватывает только производительные экономические операции, связанные с созданием чистого продукта (добавленной стоимости). В этом заключается одно из важнейших отличий ННЭ от иных трактовок теневой экономики, включая понятие неформального сектора в методиках МОТ. Таким образом, в ННЭ не включаются непроизводительные операции, связанные с распределением чистого продукта (добавленной стоимости), к каковым относятся:
— неофициальные трансферты между домашними хозяйствами (как правило, не нарушающие закон);
— криминальные перераспределительные операции (мошенничество, взяточничество, воровство, незаконный вывоз капитала), частью которых является фиктивная экономика (приписки, искусственное «раздувание» смет).
Таким образом, определение ненаблюдаемой экономики в СНС в чем-то шире, а в чем-то уже терминов «теневая экономика», «нелегальная экономика», «неформальная экономика» в их традиционном смысле. Оно шире в том плане, что, помимо прочего, охватывает сферы деятельности, не запрещенные законом. Однако определение ненаблюдаемой экономики имеет относительно узкий характер в том смысле, что не включает целый ряд указанных видов криминальной деятельности, направленных, в основном, на перераспределение доходов и имущества и поэтому не подпадающих под определение ненаблюдаемой экономики, используемое в СНС. И здесь этот феномен «вторгается» в качестве доминирующего фактора в сферу теневого права. Жаль, что автор не попытался «обнаружить» теневые формы воздействия ненаблюдаемой экономики на теневое право5.
Кроме того, в ненаблюдаемую экономику не входит производство некоторых услуг и продуктов, осуществляемое домашними хозяйствами для собственного потребления, поскольку они не включены в концепцию экономического производства, ис-
пользуемую в национальных счетах для исчисления ВВП и его компонентов. Основная причина их исключения заключается в трудностях как получения данных о размерах подобных услуг так и их оценки в стоимостном выражении. Правда, в некоторых странах осуществляются экспериментальные оценки домашних услуг (в частности, в Германии и в США), но они не включаются в официальные данные о ВВП.
Понятие ненаблюдаемой экономики, используемое в СНС, частично пересекается с понятием неформальной экономики, которым оперирует Статистическое бюро Международной организации труда (МОТ). Экономисты и статистики МОТ сформулировали концепции неформальной занятости и неформального сектора и разработали методики их статистического измерения. Согласно методикам МОТ неформальная экономика представляет собой любую неофициальную экономическую активность и с точки зрения природы (мотивации участников) она включает в себя:
— легальную неформальную (неофициальную) экономику, ненаблюдаемую в силу отсутствия юридической регистрации, немонетарного (натурального) характера, дружеского или семейного характера, малых размеров, удаленного местоположения или иных причин;
— нелегальную экономику — «теневую» в узком смысле, нарушающую закон и по этой причине избегающую регистрации. С точки зрения характера правонарушения нелегальная экономика делится (в свою очередь) на уклоняемую от налогов и криминальную. Под криминальной экономикой понимаются запрещенные законом (изначально незаконные) виды деятельности (наркобизнес, притоны, проституция, подпольные игорные дома, нелегальная торговля оружием). Объем производства нелегального сектора экономики составляет в разных странах от малой доли процента до двух третей совокупного выпуска.
В настоящее время понятие ненаблюдаемой экономики, используемое в СНС, и понятие неформальной экономики, которым оперирует Статистическое бюро МОТ, не только не совпадают (не синонимичны), но и не являются полностью согласованными. Это в первую очередь связано с тем вышеуказанным обстоятельством, что в рамках СНС отдельное измерение «неформальной» экономики само по себе не так важно. Кроме того, трудно дать определение неформального сектора, которое было бы полностью сопоставимо между странами с учетом различий в структуре микро— и малых предприятий, национальном законодательстве в отношении регистрации предприятий и трудовом законодательстве. В настоящее время Статистическая комиссия ООН и МОТ ведут работу по постепенному согласованию понятий ненаблюдаемой и неформальной экономики и методик их измерения.
Таким образом, сравнительный анализ понятий «ненаблюдаемая экономика» и «неформальная экономика», используемых соответственно в мето-
диках СНС и МОТ, был бы весьма уместен в параграфе 1. 1 главы 1.
В-четвертых, в монографии обойден молчанием вопрос о методах оценки ненаблюдаемой экономики, что также, по всей видимости, является минусом. Методы оценки ННЭ делятся на прямые и косвенные. Существуют три прямых метода оценки ННЭ: производственный, распределительный и метод конечного использования. Предпочтение обычно отдается производственному методу. Однако для оценки объемов ненаблюдаемой экономики прямые методы подсчета не всегда годятся. Поэтому могут использоваться косвенные методы оценки ННЭ, основанные на анализе макропоказателей:
— метод потребления электроэнергии, предложенный Д. Кауфманом и А. Калибердой (оценка дополнительного расхода электроэнергии сверх официального расхода и нормативов);
— методы спроса на наличные деньги П. Гутмана, Е. Фейга и В. Танзи (оценка дополнительной денежной массы в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок);
— величина статистического расхождения между ВВП по расходам и ВВП по доходам.
Однако указанные косвенные методы оценки ВВП имеют следующие недостатки:
— они дают глобальную оценку без разбивки по видам деятельности;
— в их основе лежат чрезмерно упрощенные предположения;
— результаты расчетов не являются стабильными и изменение исходных данных зачастую приводит к существенно различающимся оценкам;
— разные методики и модели дают сильно отличающиеся результаты6.
Соответственно к величине «официального» ВВП делается поправка путем включения в него экспертных оценок крупных неофициальных экономических операций. В 1993 году в учет ненаблюдаемой экономики внесены два новшества.
Во-первых, в соответствии с рекомендациями СНС—1993 и СНС—2008 в состав ВВП не включается ряд услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления (услуги по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и др.). Какуже отмечалось, это обусловливается в основном практическими и методологическими проблемами определения стоимости данных услуг. Исключение составляют стоимость жилищных услуг, оказываемых владельцами жилья для собственного потребления, строительство и ремонт жилья для собственного потребления, а также объем внутреннего потребления продовольственной продукции крестьянскими и подсобными хозяйствами — эти виды производства внутри домашних хозяйств учитываются в ВВП.
Во-вторых, в отличие от предыдущих версий, стандарты СНС—1993 и СНС—2008 рекомендуют относить к «экономическому производству» и (соответственно) включать в ВВП и результаты кри-
Баранов В.М., Киреев Н.В. Теневая экономика, теневое право, преступность. Рецензия на монографию И.С. Нафикова «Теневая экономика и организованная...
Баранов В.М., Киреев Н.В. Теневая экономика, теневое право, преступность. Рецензия на монографию И.С. Нафикова «Теневая экономика и организованная...
минальной экономической деятельности. Против этого до сих пор возражают эксперты ряда стран, придерживающиеся «моралистического» подхода и полагающие, что асоциальные товары и услуги не могут содействовать повышению благосостояния страны и росту экономического потенциала. В США до сих пор оценки криминальной экономической деятельности не включают в ВВП.
Для достижения полноты охвата показателей Евростатом рекомендован так называемый табличный подход для классификации видов ННЭ. Первоначально применялась табличная основа Т1—Т8 1998 года, в которой ННЭ разбита на 8 видов. В настоящее время большинство стран используют новую табличную основу Ы1—Ы7, где ННЭ классифицируется по следующим семи типам:
N1 — Производители, преднамеренно не зарегистрированные — скрытые (подпольные).
В основном этот тип представлен незарегистрированными физическими лицами, оказывающими различные услуги (репетиторские услуги, транспортные услуги владельцами индивидуальных автомобилей и т. п.).
N2 — Производители, преднамеренно не зарегистрированные — незаконные (нелегальные).
К этому типу относятся: нелегальное производство, продажа, импорт и экспорт наркотиков и оружия; организация и содержание притонов для занятия проституцией; незаконное распространение порнографических материалов или предметов в тех странах, где это законодательно запрещено.
N3 — Производители, которые не обязаны регистрироваться.
К этому типу относятся, например, производство товаров для собственного потребления, строительные или ремонтные работы, производимые силами членов домохозяйства в своей квартире, на даче и т. д.
N4 — Необследованные предприятия (юридические лица).
Перечень необследованных официальными статистическими службами юридических лиц различен в разных странах и зависит от законодательства. В частности, это может быть деятельность некоммерческих организаций, зарегистрированных как общественные организации, но имеющих в своем составе хозяйственные единицы, осуществляющие коммерческую деятельность (например, Русская православная церковь в России).
N5 — Зарегистрированные, но необследованные предприниматели.
Зарегистрированные предприниматели могут быть не включены в регистр предприятий и/или исключены из статистических обследований.
N6 — Производители, намеренно искажающие данные.
Неправильные отчеты представляются предприятиями с целью занижения уплачиваемых налогов. Измерение объема ННЭ этого типа является одной из основных проблем, которые должны быть решены при совершенствовании методик измере-
ния ННЭ. Национальные статистические службы пока не могут ее решить. Этот тип вносит самый существенный вклад в оценку объема ННЭ.
N7 — Прочие статистические недостатки:
Ы7а — Не все требуемые данные отражаются.
Например, зарплата в натуральной форме, неофициальные платежи за услуги: чаевые официантам и др.;
N7b — Отсутствие ответа, неправильный подсчет
Анализ показывает, что главным источником до-счетов на ненаблюдаемую деятельность является неформальная экономика, в котором присутствуют такие малые единицы, как домохозяйства и принадлежащие им некорпорированные предприятия; далее следует подпольная экономика. В этих сегментах ННЭ наиболее часто ненаблюдаемая деятельность присутствует в следующих секторах:
— строительство;
— сельское хозяйство;
— торговля;
— платные услуги в области здравоохранения и образования;
— перевозка грузов и пассажиров;
— доход от сдачи внаем жилых помещений и условно начисленная рента.
Представляется, что данный материал мог бы углубить содержание монографии.
В-пятых, является спорным использование автором термина «валовой территориальный продукт (ВТП)» (с. 116 и далее). Вообще говоря, такой термин отсутствует в международном статистическом стандарте национальных счетов. В данном случае система национальных счетов (в версиях 1993 г и 2008 г.) оперирует термином «валовой региональный продукт, ВРП» (Gmss Яедюпа! Prоduсt, GRP). При этом под ним понимается рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории административно-территориальной единицы. Однако с недавнего времени показатель «валовой территориальный продукт (ВТП)» и его исчисление стали применяться в индикативном управлении экономикой Республики Татарстан. Рассчитывается ВТП по международному стандарту национальных счетов (путем суммирования валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики), но применительно не к крупному региону, а к относительно небольшим административно-территориальным единицам (городам, районам). Таким образом, показатель ВТП отличается от общепринятого показателя ВРП лишь территориальной широтой охвата. Не имея принципиальных возражений против использования показателя ВТП, мы, тем не менее, рекомендуем автору в последующих переизданиях монографии объяснить читателю содержание этого показателя и его связь с системой национальных счетов.
В-шестых, вызывает сомнения такой показатель, как «емкость теневой экономики», введенный автором в начале главы 2. Автор называет этот показатель количественным, но не дает никакой фор-
мулы его расчета. Дается лишь определение этого термина: «...под емкостью теневой экономики мы понимаем ее масштабы, объем, сферы функционирования и параметры оценки» (с. 116). Что именно имеется в виду под этим показателем и как его рассчитывать — остается непонятным.
Кроме того, в тексте встречаются досадные неточности и опечатки.
На с. 26 автор пишет: «С экономической точки зрения экономика. может быть двух видов — производительная либо расточительная». Затем на с. 40 утверждается: «По экономическому критерию можно выделить производительную (...) и фиктивную экономику». На наш взгляд, вместо терминов «расточительная» и «фиктивная» правильнее было бы использовать термин «распределительная», а фиктивную экономику рассматривать как разновидность распределительной экономики. Это тем более важно, что не только экономика в целом, но и теневая экономика так же делится на две указанные разновидности — производительную и распределительную.
На с. 264 вместо термина «антимонополизация» следует по смыслу имеющегося материала употребить понятие «демонополизация».
На с. 302 (в библиографическом списке) позиция 42 «Об утверждении Методики определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности» (Постановление Госкомстата РФ от 25 февраля 2000 г. № 15) дублирует позицию 40, в которой данный нормативный правовой акт уже перечислен (в ряду других Постановлений Госкомстата РФ7).
Следует подчеркнуть, что указанные недостатки и выдвинутые нами рекомендации нисколько не снижают общей высокой научной ценности монографии. Отмеченные недостатки не имеют принципиального значения для общего содержания работы и основных выводов. Отфиксированные изъяны вполне могут быть учтены автором в дальнейшей работе и без особого труда инкорпорированы в существующий текст.
В целом рецензируемая монография отличается высоким научным уровнем и представляет значительный научный, учебно-методический и практический интерес.
Примечания
1. Российская газета. 2013. 12 июля.
2. Меавиппд №е Nоn-Obsеrvеd Есопоту: А ИапбЬоок. Рапэ: ОЕСй, 2002.
3. В термине «неформальный сектор», используемом МОТ, слово «сектор» используется в ином значении, чем в СНС, где оно обозначает группировку однородных институциональных единиц.
4. Далее для краткости — ненаблюдаемая экономика или ННЭ.
5. Подробнее о сущности и социальной опасности теневого права см.: Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород, 2002.
6. См.: Ширяева Я.Д. Ненаблюдаемая экономика и ее оценка // ТЕЯЯА ЕСONOMIСUS (Экономический вестник РГУ). 2009. Т. 7. № 2. С. 82.
7. Ныне — Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) РФ, сокращенно — Росстат.
В.В. Сверчков
Сверчков Владимир Викторович — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)
E-mail: [email protected]
Свобода человека в социальной и политической среде: утопия или реальность? Рецензия на монографию П.Н. Панченко «Свобода и уголовный закон» (Нижний Новгород, 2012. 634 с.)
Отважные люди направляли корабли своих мыслей к счастливому острову утопии. Сопутствовал ли им ветер или бушевал шторм неудач, они верили, что когда-нибудь бросят свой якорь у города солнца. Это суждение прозвучало в одной из книг-размышлений о великих «утопистах» и их идее. Вера в непременное счастье живет, наверное, в каждом из нас. Свобода, справедливость, равенство, братство — вот те ценности, которые спо-
собствуют осознанию человеком себя счастливым, расширяют пространство познания и возможность самореализации.
Только сильное и свободное государство способно защитить своего граждан и на/подданно го. Только единое и свободное общество может создать условия для воспитания сильной духом творческой личности. Только внутренне свободный человек может стать такой личностью. Между тем
Сверчков В.В. Свобода человека в социальной и политической среде: утопия или реальность? Рецензия на монографию П.Н. Панченко «Свобода и уголовный закон»...