Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN216.pdf
DOI: 10.15862/64EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/64EVN216)
Статья опубликована 21.04.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова А.С., Иванчук Д.А. Теневая экономика в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/64EVN216
УДК 33
Крохичева Галина Егоровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону1 Заведующий кафедрой «Экономическая безопасность, учет и право»
Профессор Доктор экономических наук E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru
Архипов Эдуард Леонидович
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Кандидат экономических наук E-mail: доцентAEL55555@mail.ru
Восканова Ася Суреновна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Студент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
E-mail: asyavoskanova@gmail.com
Иванчук Дарья Александровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону
Студент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
E-mail: Ivan4uck.daria@yandex.ru
Теневая экономика в системе экономической безопасности
Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности и последствий развития теневой экономики в России. Так существенным экономическим признаком теневой экономики является её деструктивность, то есть непосредственно негативное влияние субъекта правоотношения на экономику страны, отрасли, региона. Несмотря на это сохраняется значительная доля теневой экономики, что является одной из приоритетных угроз национальной безопасности страны. Объем теневой экономики тесно взаимосвязан с количеством рабочих мест, а также с уровнями коррупции и преступности. Структура теневой экономики включает неформальную, фиктивную и подпольную составляющие экономики. Теневая экономика является тем риском, который сложно рассчитать, так как официальные источники не имеют точных данных. Авторами представлена классификация видов теневой экономики в системе экономической безопасности, раскрыты причины её появления и
1 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский 21, кв. 8
процветания, проанализированы факторы, препятствующие «обелению» экономики России и предложены рекомендации по борьбе с теневой экономикой. В статье дано теоретическое обоснование значимости теневой экономики в системе экономической безопасности. Рекомендуемые обоснования позволяют воспринимать теневую экономику в системе экономической безопасности не как основополагающий фактор, а как определенный аспект, нивелирование которого возможно посредством определенных релевантных методов и механизмов экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность; теневая экономика; структура; ресурсы; последствия; развитие; рентабельность
В настоящее время вопросы влияния теневого сектора на экономическую безопасность России являются одними из самых злободневных, так как от их решения зависит как нивелирование внешних и внутренних угроз субъектов правоотношений, так и перспективы их экономического роста.
Вопросы теневой экономики в системе экономической безопасности занимаются с попеременным успехом во всех странах мира, так отличительными признаками ее классификации выступают: объем, формы, аспекты реализации, уровень социально-правового контроля. Существенный экономический признак теневой экономики - её деструктивность, то есть непосредственно негативное влияние субъекта правоотношения на экономику страны, отрасли, региона [3].
По статистическим данным за 2014-2015 г. неформальная и теневая экономика в России не имеет тенденции к снижению.
Объем теневой экономики тесно взаимосвязан с количеством рабочих мест, а также с уровнями коррупции и преступности. В стране с неразвитой промышленностью, с высокой реальной безработицей, с острой недостаточностью в экономике рабочих мест, не обеспечивающих потребности населения, большая по доле в ВВП теневая экономика неизбежна. Обделенные законной работой люди вынуждены приспосабливаться и потому занимаются любой деятельностью, которая приносит доход [8].
В государстве с высокими налогами теневая экономика помогает бизнесу выживать. Таким образом, несет и положительную функцию, снижая официальную безработицу и предоставляя населению нелегальные рабочие места. Несмотря на данный положительный (краткосрочный) момент, пагубные последствия (в долгосрочной перспективе) для экономики неизбежны [7].
Структура теневой экономики включает неформальную, фиктивную и подпольную составляющие экономики [10].
Неформальная экономика включает разрешенные законодательством виды деятельности, участники которых не платят налоги. Неформальная экономика тесно переплетена в РФ с легальной экономикой и составляет большую часть всей теневой экономики по числу занятых в ней. В отличие от фиктивной и подпольной, неформальная экономика учитывается официальной статистикой в показателях страны и регионов [6].
Фиктивная экономика напрямую связана с коррупцией и вытекает из нее. Это экономика взяток, откатов, приписок, мошенничества, незаконных преференций, льгот и выгод для «своих», включая аффилированных лиц, таким образом только система контроля в сфере экономической безопасности обеспечит ее нивелирование [2].
Подпольная экономика включает запрещенные законодательством виды деятельности: производство и торговля наркотиками, оружием, рэкет, убийства и насилие по заказам,
контрабанда, содержание притонов, проституция и другие, что решается в свою очередь релевантным управлением экономической безопасностью региона [11].
В неформальной экономике РФ в 2014 году, по данным Росстата, было занято 14,4 млн чел, из них 7,9 млн - мужчин и 6,5 млн - женщин. Что составляет 20,1% от общего числа занятых в экономике страны. Из них в торговле - 4670 тыс. чел, в сельском хозяйстве - 3325 тыс. чел, в строительстве - 1667 тыс. чел, на транспорте и связи - 1314 тыс. чел, в обрабатывающих производствах - 1270 тыс. чел, в сфере социальных, персональных и других услуг - 751 тыс. чел, в операциях с недвижимым имуществом - 569 тыс. чел, в гостиницах и ресторанах - 437 тыс. чел.
В особо кризисном 2015 году численность занятых в неформальной экономике РФ выросла во втором квартале на 900 тыс. чел до 21,2% от общего числа занятых в экономике (15,3 млн чел).
Теневая экономика является тем риском, который сложно рассчитать, так как официальные источники не имеют точных данных, к примеру, Росстат Российской Федерации не имеет возможности указать ее конкретную.
Разновидности теневой экономики в системе экономической безопасности целесообразно условно разделить на следующие виды:
1) «беловоротничковая» - связанная с системой государственного заказа и государственным производством, а так же прочим управлением бюджетными средствами, здесь важным аспектом выступает система релевантного внутреннего контроля [9]. Как правило, на подкуп заказчика (распорядителя бюджетных средств) коммерческие структуры тратят от 10% до 30% суммы по сделке;
2) «серая» - сфера невидимой экономики, нелегальный рынок товаров и услуг потребительского и промышленного назначения, так называемое подпольное производство контрафактной продукции, контрабандный ввоз и реализация на территории страны. Приоритетом здесь выступает позиция отказа нести расходы, связанные с уплатой налогов, социальных выплат, получением лицензии, обеспечением безопасности работников и т.д.;
3) «чёрная» - сфера теневой экономики - криминал. Здесь самая большая доля принадлежит наркобизнесу.
Теневым бизнесом буквально пронизаны все сферы деятельности, причем масштабы его и характер является плавающим и зависит от сложности получения прибыли, многогранности механизма реализации миссии субъекта правоотношения, и реальности контроля и надзора за ним. Важным аспектом при этом выступает хеджирование как самого субъекта правоотношений, так и его сферы деятельности [5].
Полемичность теневой экономики обусловлена комплексом причин существования теневого бизнеса.
В целом развитию теневой экономики в системе экономической безопасности способствуют следующие факторы:
1) Финансово-экономические:
• несовершенство налоговой системы (налоговые асимметрии, сложность законодательства, соотношение эффекта выгоды и наказания и другие);
• крупномасштабные хищения бюджетных средств (как прямое, так и нецелесообразное и незаконное их использование);
• архаичная структура финансов.
2) Правовые:
• противоречия и пробелы в законодательстве;
• лоббирование законов и законопроектов;
• слабая, коррумпированная система правоохранительных и судебных органов;
• нерелевантное выполнение государственной программы системной борьбы с организованной профессиональной преступностью из-за конфликта интересов и неявной подведомственности дел;
• недостаточная защищенность частного бизнеса внешних вмешательств и захватов.
3) Административные:
• сложность бюрократических процедур и их нежизнеспособность (малоэффективность);
• слабая развитость института обращения граждан;
• недостаточная заинтересованность в релевантности решений административного аппарата, а так же незначительная ответственность за их катастрофические ошибки.
4) Общественно-политические:
• нестабильная конъюнктура рынка, приводящая к отсутствию стабильного развития и должной идеологии инвесторов и предпринимателей;
• деградация культуры посредством неофициальной оплаты услуг работников бюджетных организаций за их оплачиваемый труд;
• низкий уровень социальных благ, получаемых наемными работниками в легальной экономической деятельности. Это определяет формирование необходимых теневой экономике трудовых ресурсов.
На формирование материальных ресурсов действует возможность неучтенного их использования в сфере производства и обращения в организациях легальной экономики, либо их нелегального создания.
Пагубные последствия теневой экономической деятельности для субъектов правоотношений проявляются посредством: налоговой, бюджетной, кредитно-денежной систем и деформация структуры потребления.
Также, под влияние теневого сектора попадают: экономический рост, инвестиционный и инновационный процесс, конкуренция в чистом виде, эффективность самого рыночного механизма, а так же условия воспроизводства рабочей силы.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль теневого сектора в экономике страны велика и, при этом, совершенно неоднозначна, но непосредственно является негативным моментом экономической деятельности, защитой от которого может стать виртуальный управленческий учет резервной системы субъектов правоотношений [1].
Теневая экономика ещё долго будет неотъемлемой частью нашей жизни, пытаться её уничтожить - бесполезно и бессмысленно. Разумнее будет направить усилия на снижение её масштабов, а для этого необходимо совершенствовать не только законодательную базу, но и методы анализа, поскольку «владеть информацией - значит, владеть миром».
Работа с теневой экономикой посредством маржи безопасности в сфере экономической безопасности обеспечит иные приоритеты субъектов правоотношений, что в будущем
нивелирует масштабы теневой экономики в целом, а так же будет являться дополнительным инструментом экономической безопасности в данной сфере. [4].
Так, чтобы добиться положительных аспектов в борьбе с теневой экономикой, перевести большую часть в легальный сектор, минимизировать негативное влияние, представляется целесообразным реализовать рекомендации и предложения по нивелированию теневой экономики посредством релевантной системы экономической безопасности.
Во-первых, посредством обеспечения экономической безопасности России уделить должное внимание релевантному выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в экономической сфере, что обеспечит реализацию механизма возмещения убытков для любого субъекта правоотношений.
Во-вторых, оптимизация совместных действий всех субъектов правоотношений в целях противодействия теневой экономики, данный механизм взаимодействия правоохранительных органов с предпринимательской средой возможен, если последние увидят в этом дополнительную выгоду (рентабельность). Именно создание условий, при которых предпринимателям будет выгодно выйти из тени (посредством дополнительного стимулирования и ужесточения санкций) обеспечит их реальное желание работать в «чистой экономике», а дополнительные преференции позволят повысить содействие с правоохранительными органами.
В-третьих, налаживание и развитие соответствующей корпоративной культуры, при которой работа в теневом секторе экономики будет немыслима и чужда. Данный способ обуславливает необходимость общественного порицания лиц задействованных в теневом секторе, а так же лишения их всех благ заработанных незаконным путем, посредством их безвозмездного изъятия. Данная мера не только в краткосрочной перспективе будет весомой статьей дохода бюджета страны, но и обеспечит дополнительные средства на целевые государственные программы по развитию экономики страны.
В-четвертых, рассматривать теневую экономику через призму существенности, как для отраслей, так и для регионов. Этот принцип будет являться существенным подспорьем развития конкурентоспособности национальной экономики.
В-пятых, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации прописать не только угрозы (сохранение значительной доли теневой экономики), но и конкретные методы и механизмы, сроки, ответственность и ответственных лиц за их устранение. Таким образом от политических лозунгов появится достаточно действенный экономико-правовой инструмент борьбы с теневой экономикой в системе экономической безопасности.
В целом вышеизложенное позволяет воспринимать теневую экономику в системе экономической безопасности не как основополагающий фактор, а как определенный аспект, нивелирование которого возможно посредством определенных релевантных методов и механизмов экономической безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов Э.Л. Виртуальный управленческий учет резервной системы сетевого предприятия. Интернет журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Ронис А.А. Контроль в сфере экономической безопасности. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 2015 http://naukovedenie.ru/PDF/114EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Архипов Э.Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn ое-оЬо2геше-12-2013&са11ё=39&Нт1181аг1=9_(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е. Маржа безопасности в сфере экономической безопасности. Интернет-журнал «Научное обозрение» №10(3) 2014 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=323:nauchn oe-obozrenie-10-3-2014&catid=43&limitstart=5 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Архипов Э.Л. Хеджирование в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620127 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
6. Архипов Э.Л. Экономическая безопасность, учет и анализ. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620125 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
7. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Восканова А.С. Обеспечение законности в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620961 от 24.06.2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
8. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Иванчук Д.А. Преступления и правонарушения в финансовой сфере в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016620221 от 15.02.2016г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2016 г.
9. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах // Интернет журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
11. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. №6 http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Krokhicheva Galina Egorovna
Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru
Arkhipov Eduard Leonidovich
Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don
E-mail: AEL55555@mail.ru
Voskanova Asya Surenovna
Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don E-mail: asyavoskanova@gmail.com
Ivanchuk Daria Alexandrovna
Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don E-mail: Ivan4uck.daria@yandex.ru
A shadow economy in the system of an economic security
Abstract. Article is devoted to investigation of essence and consequences of a shadow economies in Russia developmen. Disputiveness is an essential economic sign of a shadow economy is its disruptiveness, that is directly negative influence of the subject of legal relationship on national economy, branches, the region.
Despite it the considerable part of a shadow economy remains that is one of the priority threats of national security of the country.
The volume of a shadow economy is closely interconnected with quantity of workplaces, and also with levels of corruption and crime. The structure of a shadow economy includes informal, fictitioonal and underground components of economies. A shadow economy is the risk that it is difficult to calculate as an official sources have no exact data.
In the article the authors succesed in preventation of a shadow economy types within a system of economic security, described the main causes of it, investigated the factrs preventing «a whitewashing» of Russian economy and suggested the seneral recommendation on a shadow economy counteraction.. There is theoretical justification of a shadow economy importance which is given in the article. The recommended justifications allow to perceive a shadow economy in the system of economic security not as a fundamental factor but as a certain aspect which leveling is possible throughout certain relevant methods and mechanisms of economic safety.
Keywords: economic security; shadow economy; structure; resources; consequences; development; profitability
REFERENCES
1. Arhipov Je.L. Virtual'nyj upravlencheskij uchet rezervnoj sistemy setevogo predprijatija. Internet zhurnal «NAUKOVEDENIE» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
2. Arhipov Je.L., Krohicheva G.E., Ronis A.A. Kontrol' v sfere jekonomicheskoj bezopasnosti. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» №6 2015 http://naukovedenie.ru/PDF/114EVN615.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
3. Arhipov Je.L. Model' povyshenija jekonomicheskoj bezopasnosti v finansovoj sfere. Internet-zhurnal «Nauchnoe obozrenie» №12 2013 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn oe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9 (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
4. Arhipov Je.L., Krohicheva G.E. Marzha bezopasnosti v sfere jekonomicheskoj bezopasnosti. Internet-zhurnal «Nauchnoe obozrenie» №10(3) 2014 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=323:nauchn oe-obozrenie-10-3-2014&catid=43&limitstart=5 (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
5. Arhipov Je.L. Hedzhirovanie v sisteme jekonomicheskoj bezopasnosti. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2015620127 ot 26 janvarja 2015 g. Oficial'nyj bjulleten' federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programma dlja JeVM bazy dannyh topologii integral'nyh mikroshem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
6. Arhipov Je.L. Jekonomicheskaja bezopasnost', uchet i analiz. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2015620125 ot 26 janvarja 2015 g. Oficial'nyj bjulleten' federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programma dlja JeVM bazy dannyh topologii integral'nyh mikroshem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
7. Arhipov Je.L., Krohicheva G.E., Voskanova A.S. Obespechenie zakonnosti v sisteme jekonomicheskoj bezopasnosti. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2015620961 ot 24.06.2015 g. Oficial'nyj bjulleten' federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programmy dlja JeVM bazy dannyh topologii integral'nyh mikroshem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
8. Arhipov Je.L., Krohicheva G.E., Ivanchuk D.A. Prestuplenija i pravonarushenija v finansovoj sfere v sisteme jekonomicheskoj bezopasnosti. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2016620221 ot 15.02.2016g. Oficial'nyj bjulleten' federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programmy dlja JeVM bazy dannyh topologii integral'nyh mikroshem. Moskva: FGU FIPS, 2016 g.
9. Korneva G.V. Organizacija vnutrennego kontrolja: celi, zadachi i principy postroenija. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
10. Mezenceva Ju.R. Model' analiza vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti holdingovyh strukturah // Internet zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus., angl. http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus., angl.
11. Feofilova T.Ju. Model' upravlenija jekonomicheskoj bezopasnost'ju regiona // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014. №6 http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus., angl.