Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/124EVN515.pdf DOI: 10.15862/124EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/124EVN515)
УДК 33
Крохичева Галина Егоровна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Заведующий кафедрой «Экономическая безопасность, учет и право»
Доктор экономических наук Профессор
E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru
Архипов Эдуард Леонидович
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Кандидат экономических наук E-mail: AEL55555@mail.ru
Баздикян Манушак Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Студент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
E-mail: bazdikyan@yandex.ru
Аудит в системе экономической безопасности
346816, Ростовская обл., Мясниковский р-он, село Большие Салы, ул. Советская, 19
Аннотация. Аудит в системе экономической безопасности позволяет максимизировать функцию полезности двух служб, а именно службы экономической безопасности и внутреннего аудита. Гармонично сочетаясь на субъекте правоотношения и взаимно дополняя друг друга они способны нивелировать как внешние, так и внутренние угрозы, а также добиться удовлетворения интересов в экономической сфере. Так как под экономической безопасностью можно понимать некое экономическое состояние при котором субъект правоотношения получает релевантный механизм обеспечивающий решение двусторонней проблемы «редкости (спроса) и выпуска (предложения)», с особым учетом и использованием внешних и внутренних факторов позволяющих нивелировать угрозы и при этом обеспечить максимальную эффективность в операционных, тактических и стратегических аспектах, то именно аудит позволяет получать и предоставлять те факторы которые необходимы для оптимизации экономической системы в целом. В данной статье представлены некоторые угрозы, связанные с внешним и внутренним аудитом, а также предложены меры по их устранению, определено место аудита в системе экономической безопасности и структуре субъекта правоотношения, раскрыта структура функциональных составляющих экономической безопасности, представлен принцип отнесения всех расходов и потерь на виновных лиц, объяснена важность резервной системы и конгруэнтности должностных лиц и владельцев субъектов правоотношений.
Ключевые слова: экономическая безопасность; аудит; резервы; угрозы; финансы; налоги; имущество; правоотношения; система; функциональные составляющие.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю. Аудит в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/124EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/124EVN515
В настоящее время вопросы аудита в системе экономической безопасности являются одними из самых актуальных, так как от их решения напрямую зависит обеспечение условий экономического роста всех субъектов правоотношений.
Релевантное функционирование предприятий и организаций, максимизирующих функцию полезности как для общества в целом, так и для них в частности требует все большего искусства управления и контроля.
Непосредственным и значимым элементом контроля и важным составляющим любого оперативного, тактического и стратегического управленческого решения является внутренний аудит.
С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности субъект правоотношения должен следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей деятельности.
При этом примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности как правило состоит из:
• финансовой;
• интеллектуальной и кадровой;
• технико-технологической;
• политико-правовой;
• информационной;
• экологической;
• силовой.
Каждая из вышеизложенных функциональных составляющих экономической безопасности характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.
Основной причиной необходимости обеспечения экономической безопасности является стоящая перед каждым субъектом правоотношения задача достижения максимизации функции полезности.
В целях создания оптимальной системы экономической безопасности субъекта правоотношения необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий учитывающий, как внешнюю, так и внутреннюю конъектуру рынка.
Контроль всех видов документации имеет огромное значение для обеспечения эффективной защиты данных и стабильного развития компании. Для проверки бухгалтерской, финансово-хозяйственной и прочей документации руководством компании, как правило, совместно со службой безопасности проводятся аудиторские проверки в довесок к обязательным проверкам внешними аудиторами [7].
Одним из инструментов экономической безопасности является аудит, который можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится согласно законодательству исключительно аудиторской фирмой. Внутренний аудит компания проводит самостоятельно. И именно этот инструмент (внутренний аудит) является эффективным способом предупреждения негативных тенденций, выявления нарушений и принятия своевременных мер [9].
Внутренний аудит по сравнению с внешним имеет одно существенное преимущество: его результаты остаются известны узкому кругу лиц в компании и являются конфиденциальной информацией, за сохранность которой несет ответственность аудитор или группа аудиторов. Кроме того, после такой проверки можно не бояться санкций со стороны государственных органов, так как они будут нивелированы.
Непосредственное влияние на экономическую безопасность предприятия оказывает именно финансово-хозяйственная деятельность, а именно ее количественные и качественные показатели [8].
Значение аудита для обеспечения экономической безопасности предприятия достаточно велико при этом стоит отметить, что аудит может быть как мощным средством обеспечения экономической безопасности, так и угрозой безопасности.
Если угрозы, возникающие при проведении аудиторской проверки откровенно недобросовестной аудиторской компанией, достаточно понятны, то угрозы добросовестной и действующей в целом в соответствии с законодательством и правилами (стандартами) аудиторской деятельности у многих вызывают недоумения. Так при проведении аудиторской проверки большинство аудиторских компаний ориентируется на пожелания должностных лиц заказчика, а именно лица, обратившегося к ним с просьбой о проведении аудита или лица, принимающего решение о проведении аудита. Позиция и пожелания (рекомендации) этих лиц играют большую роль при проведении аудита и написании аудиторского заключения. Отметим, что интересы заказчика-юридического лица и личные интересы представляющих его должностных лиц могут не совпадать. Это обстоятельство создает ряд угроз, а значит, для их нивелирования необходимо обеспечить конгруэнтность целей должностных лиц представляющих фирму с владельцами фирмы.
Реализация угрозы подтверждения бухгалтерской отчетности, не соответствующей действительности, наиболее ярко проявляется при громких скандалах, связанных с крахом крупнейших компаний с мировым именем. Все разорившиеся компании вплоть до самого своего краха имели хорошую отчетность, подтвержденную лучшими аудиторскими фирмами мира. Довольно часто менеджмент предприятия имеет причины скрыть тем или иным способом отдельные сделки (ряд сделок) от генерального директора или учредителей предприятия. Внутри любого предприятия всегда ведутся так называемые «офисные войны». Удачное прохождение аудиторской проверки всегда укрепляет положение главного бухгалтера и финансовой службы в целом, а плохие результаты чаще всего будут основанием для увольнения. Таким образом, крайне полезно воспользоваться таким инструментом контроля как внутренний аудит в системе экономической безопасности.
Положительных моментов в аудите гораздо больше, чем отрицательных. Профессиональное сообщество аудиторов и регулирующий орган (Минфин РФ) постоянно предпринимают усилия, чтобы обеспечить высокое качество аудита. Непрерывно совершенствуются законодательная база и методологическое обеспечение, в том числе процедуры контроля качества аудиторской деятельности.
Аудит можно использовать для обеспечения экономической безопасности предприятия в разрезе различных рисков, стоит отметить, что организация деятельности по противодействию рискам носит исключительно комплексный характер.
Так под налоговыми рисками целесообразно понимаются риски нанесения ущерба предприятию вследствие доначисления и взыскания налогов, штрафов, пеней. Налоговое законодательство РФ отличается сложностью и неоднозначностью применения, а оптимизация налогообложения стала неотъемлемой частью финансово-хозяйственной
деятельности. В результате любое предприятие практически всегда имеет налоговые риски. Кроме того, налоговые риски могут создаваться умышленно [10].
Наличие налоговых рисков в свою очередь может быть использовано заинтересованными лицами для оказания давления на предприятие, а также его владельцев и менеджеров в самых различных целях вплоть до перехода собственности и уголовного преследования. Поэтому противодействие налоговым рискам является обязательным для любого предприятия и должно обязательно входить в зону внимания службы безопасности предприятия.
Высокую эффективность имеют мероприятия превентивного характера, например, такие как предварительная проверка новых схем финансово-хозяйственной деятельности, аудиторской компанией. Она позволяет резко снизить риск возникновения ошибки, носящей системный характер, еще до начала деятельности, и предотвратить само появление угрозы. Такую проверку целесообразно проводить по разовым схемам высокой важности и по повторяющимся схемам основной деятельности.
Очень важной является и проверка итоговой отчетности за отчетный период (обычно год). Здесь очень важно правильно сформулировать задачу аудиторам. Немаловажно, чтобы аудиторы особое внимание уделили налоговому учету, начислению и уплате налогов.
Достаточно часто для того, чтобы реализовать свои интересы, идущие вразрез с интересами предприятия, топ-менеджеры предприятия вносят изменения в организационную структуру предприятия, осуществляют кадровые перестановки, искажают бизнес-процессы. Это позволяет в ряде случаев успешно осуществлять и скрывать следы внутреннего мошенничества [6].
Вовремя проведенный управленческий консалтинг позволит эффективно противодействовать ряду рисков, еще на самой ранней стадии их развития.
Экономико-правовые риски можно условно разделить на два уровня: корпоративный уровень и уровень текущей деятельности. Оба они чрезвычайно важны для предприятия, основными сложностями выступает создание релевантной системы внутренних правовых актов. Главными критериями для правовых актов должны быть: релевантность (их полезность в пространственно-временном интервале), структурность, системность, унификация и стандартизация, непротиворечие нормативно-правовым актам [3].
Все экономические процессы проходят через правоотношения, как на самой фирме, так и между различными субъектами правоотношений, а значит все эти процессы должны неукоснительно регулироваться правовыми и нормативно-правовыми актами в целях обеспечения экономической безопасности.
Все финансовые риски в свою очередь должны проходить через систему внутреннего аудита, это обеспечит осознанность принимаемых решений, а так же понимание правовых последствий влекущих за ними [2].
Имущественный потенциал предприятия так же зависит от службы внутреннего аудита, так как именно она позволяет с помощью ревизий и инвентаризаций бороться с хищениями и кражами. Для внутреннего аудита инвентаризация является обязательным и нормальным процессом при трансформации отчетностей к международным стандартам, так как, выявляются расхождения в учете по российским стандартам с международным. Для этого, в частности, проводится: инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость; инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов; инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного
моральным и физическим износом функционирующих активов; оценка долгосрочных финансовых инвестиций по рыночной стоимости с последующим начислением резерва переоценки этих активов. Данные процедуры можно избежать ведя параллельный учет, что требует дополнительных затрат и не всегда целесообразно для фирмы [5]. Сотрудничество службы внутреннего аудита с службой экономической безопасности в идеале позволит исполнять правило отнесения всех расходов и потерь на виновных лиц [4].
Апогей службы внутреннего аудита в системе экономической безопасности заключается в релевантном использовании резервной системы субъекта правоотношения, которая обеспечит идентификацию потенциальных резервов, оптимизацию экономический процессов приведших к дополнительным резервам и полезное использование самих резервов обеспечивающих реинвестиционные процессы с максимизацией рентабельности [1].
Таким образом, использование аудита для обеспечения экономической безопасности субъекта правоотношений обладает большим потенциалом. В случае если служба экономической безопасности имеет основания полагать, что в экономическом блоке фирмы есть проблемы, необходимо безотлагательно обращаться к помощи специализированных организаций, либо совершенствовать внутренний аудит.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов Э.Л. Виртуальный управленческий учет резервной системы сетевого предприятия. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012. http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Архипов Э.Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013. http ://www. sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23 6:nauchnoe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9_(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е. Маржа безопасности в сфере экономической безопасности. Интернет-журнал «Научное обозрение» №10 (3) 2014. http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=323:nauchn
oe-obozrenie-10-3-2014&catid=43&limitstart=5_(доступ свободный). Загл. с
экрана. Яз. рус.
4. Архипов Э.Л. Хеджирование в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620127 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
5. Архипов Э.Л. Экономическая безопасность, учет и анализ. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620125 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
6. Архипов Э.Л., Дворник А.В. Коррупция и экономическая безопасность. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620124 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.
7. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011. http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 (25) 2014.
9. Шумилин П.Е. Особенности аудиторской модели контроля реорганизационных процедур. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012. http://naukovedenie.ru/PDF/97ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Щаулина Г.А. Аудит налогообложения торговых организаций. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 2013. http://naukovedenie.ru/PDF/69EVN613.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
Рецензент: Макеев Владимир Александрович, заведующий кафедрой «Экономики и предпринимательства», доктор экономических наук, «Ростовский государственный университет путей сообщения».
Krokhicheva Galina Egorovna
Rostov State University of Civil Engineering Russia, Rostov-on-don E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru
Arhipov Edward Leonidovich
Rostov State University of Civil Engineering Russia, Rostov-on-don E-mail: AEL55555@mail.ru
Bazdikyan Manushak Yurievna
Rostov State University of Civil Engineering Russia, Rostov-on-don E-mail: bazdikyan@yandex.ru
Audit in the system of economic security
Abstract. Audit in the system of economic security allows one to maximize the utility function of two services, namely the service of economic security and that of internal audit. Harmoniously combining on the subject of legal relations and mutually complementing each other they are able to neutralize both external and internal threats and achieve satisfaction of interests in the economic sphere. As by the economic security one can mean as a certain economic status, wherein a subject of the legal relations gets a relevant mechanism providing the solution of bilateral problem of "rarity (of request) and output (of offer)," with a special accounting and use of external and internal factors enabling to neutralize threats and at the same time to ensure the maximum effectiveness of the operating, tactical and strategic aspects, it is the audit allows one to obtain and provide the factors that are necessary to optimize the economic system as a whole. This article presents some of the threats connected with the external and internal audit, as well as proposes measures to remove them, identifies the site of audit in the system of economic security and the structure of the legal relation subject, discloses the structure of the functional components of economic security, represents a principle of attribution of all expenses and losses on the guilty persons and explains the importance of reserve system and congruence of officials and owners of legal relation subjects.
Keywords: economic security; audit; reserves; threats; finances; taxes; property; legal relations; system; functional components.
REFERENCES
1. Arkhipov E.L. Virtual'nyy upravlencheskiy uchet rezervnoy sistemy setevogo predpriyatiya. Internet-zhurnal Instituta Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsi onnykh tekhnologiy (IGUPIT) «NAUKOVEDENIE» №4 2012. http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
2. Arkhipov E.L. Model' povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v finansovoy sfere. Internet-zhurnal «Nauchnoe obozrenie» №12 2013. http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn oe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9 (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
3. Arkhipov E.L., Krokhicheva G.E. Marzha bezopasnosti v sfere ekonomicheskoy bezopasnosti. Internet-zhurnal «Nauchnoe obozrenie» №10 (3) 2014. http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=323:nauchn oe-obozrenie-10-3-2014&catid=43&limitstart=5 (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
4. Arkhipov E.L. Khedzhirovanie v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti. Svidetel'stvo
0 gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh № 2015620127 ot 26 yanvarya 2015 g. Ofitsial'nyy byulleten' federal'noy sluzhby po intellektual'noy sobstvennosti, patentam
1 tovarnym znakam. Programma dlya EVM bazy dannykh topologii integral'nykh mikroskhem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
5. Arkhipov E.L. Ekonomicheskaya bezopasnost', uchet i analiz. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh № 2015620125 ot 26 yanvarya 2015 g. Ofitsial'nyy byulleten' federal'noy sluzhby po intellektual'noy sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programma dlya EVM bazy dannykh topologii integral'nykh mikroskhem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
6. Arkhipov E.L., Dvornik A.V. Korruptsiya i ekonomicheskaya bezopasnost'. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh № 2015620124 ot 26 yanvarya 2015 g. Ofitsial'nyy byulleten' federal'noy sluzhby po intellektual'noy sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam. Programma dlya EVM bazy dannykh topologii integral'nykh mikroskhem. Moskva: FGU FIPS, 2015 g.
7. Korneva G.V. Organizatsiya vnutrennego kontrolya: tseli, zadachi i printsipy postroeniya. Internet-zhurnal Instituta Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsi onnykh tekhnologiy (IGUPIT) «NAUKOVEDENIE» №4 2011. http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
8. Feofilova T.Yu. Model' upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu regiona. Internet-zhurnal Instituta Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsionnykh tekhnologiy (IGUPIT) «NAUKOVEDENIE» №6 (25) 2014.
9. Shumilin P.E. Osobennosti auditorskoy modeli kontrolya reorganizatsionnykh protsedur. Internet-zhurnal Instituta Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsi onnykh tekhnologiy (IGUPIT) «NAUKOVEDENIE» №4 2012. http://naukovedenie.ru/PDF/97ergsu412.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
10. Shchaulina G.A. Audit nalogooblozheniya torgovykh organizatsiy. Internet-zhurnal Instituta Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsionnykh tekhnologiy (IGUPIT) «NAUKOVEDENIE» №6 2013. http://naukovedenie.ru/PDF/69EVN613.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus.