УДК 316.624-057.875:378
Ерохина Ольга Анатольевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Астраханского государственного технического университета, [email protected], Астрахань
Буров Александр Эдуардович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Астраханского государственного технического университета, [email protected], Астрахань
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ I КУРСА
Erohina Olga Anatolevna
Head. teacher kaiedre of physical training Astrakhan State Technical University, Erohina_61.6 l@mai!.ru, Astrakhan
Burov Aleksandr Eduardovich
The candidate of pedagogical science, assistant professor, director kafedre of physical training Astrakhan State Technical University, [email protected], Astrakhan
GENDERS PECULIARITIES DEVIANCIES BEHAVIOUR AMONG THE FIRST YEAR STUDENTS
Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, дискредитация нравственных ценностей активизировали в молодежной среде такие негативные социальные явления, как эгоцентризм, групповой эгоизм, моральную ущербность, комплекс социальной неполноценности, неверие в социальный прогресс, неуверенность и т.д. [5,8]. Это в большей степени относится к университетской молодежи, т.к. в условиях вузовского образования приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, таких как деструкция семейных отношений, хроническая неуспеваемость, безнадзорность, правонарушения, алкоголизм и наркомания, распространение тяжелых психических депрессий и т.д. [3]. Наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста.
Поэтому задачей нашего исследования стало выявление различных форм дезадаптаций и гендерных особенностей их проявлений в психическом состоянии студентов I курса.
Диагностика различных форм поведенческих рисков проводилась с помощью методики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), предложенную А.Н. Орлом, позволяющей измерить готовность (склонность) к реализации различных форм отклоняющегося поведения по следующим показателям: установка на социально-желательные действия; склонность к нарушению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к саморазрушающему и самоповреждающему пове-
дению; склонность к агрессии и насилию; волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к делинквентному поведению.
Было проанкетировано 94 студента I курса, обучающихся в Астраханском государственном техническом университете на факультете морских технологий. Из них 49 юношей и 45 девушек (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели готовности к реализации различных форм отклоняющегося поведения у студентов I курса
Кол-во студентов (п=94)
Виды девиаций юноши девушки
(п=49) (п=45)
% Абс. % Абс.
Нарушения социализации личности 51,0 25 28,9 13
Склонность к нарушению норм и правил 55,1 27 26,7 12
Склонность к аддиктивному поведению 34,7 17 — —
Склонность к саморазрушению 18,4 9 8,9 4
Склонность к агрессии и насилию 36,7 18 15,6 7
Снижение волевого контроля 42,9 21 22,2 10
Склонность к делинквентности 28,6 14 11,1 5
Анализ качественных соотношений готовности к отклоняющемуся поведению показал, что среди опрошенных первокурсников различные формы девиантного поведения характерны как для юношей, так и для девушек, т.е. дезадаптирующие проявления носят гендерный характер. Так, нарушения социализации выявлены более чем у половины (51%) юношей и 28,9% девушек. Склонность к нарушению общепринятых норм и правил, к делинквентности и саморазрушению характерна, соответственно, для 55,1%, 28,6, 18,4% молодых людей и 26,7%, 11,1%, 8,9% студенток. Повышенную агрессию проявляют 36,7% юношей и 15,6% девушек при снижении волевого контроля за эмоциональными реакциями у 42,9% студентов и 22,2% студенток. Склонность к зависимому поведению выявлена у 34,7% юношей, при том, что у девушек таковых обнаружено не было.
Выраженность психических состояний первокурсников оценивалась нами по степени проявления у студентов уровней тревожности, ригидности и локализации контроля. Для этого использовались общепринятые методики, описанные в специальной литературе, применяемые для оценки и характеристики различных аспектов девиантного поведения.
Тревожность как личностное образование существенно влияет на успешность деятельности. При этом большое значение имеет исходный уровень тревожности. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции общения, побуждения к успеху либо к избеганию его, удовлетворения или неудовлетворения потребностей, и, закрепляясь, становится самостоятельным образованием, значительно влияющим на структуру психоэмоциональной сферы человека [6].
Количественный анализ уровней тревожности показал, что высокий уровень ситуативной тревожности характерен для 14,3% выборки, низкий зарегистрирован у 64,3% первокурсников и только 21,4% обладает средним уровнем тревоги. Несколько иная картина получена по показателям личностной тревожности. Так, высокий уровень личностной тревоги обнаружен у тех же 14,3%) студентов, низкий уровень характерен для 7,1% испытуемых, у большинства же студентов (84,6%) выявлен средний уровень личностной тревожности. Полученные данные свидетельствуют, что для части студентов первого курса в условиях обучения характерно состояние тревоги, что выражается в повышенной эмоциональности, напряжении, озабоченности, нервозности.
Способность адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, мобильность поведенческих стереотипов также является важным показателем успешности профессионального обучения в вузе. Исследование степени ригидности испытуемых показало, что для большинства исследуемых студентов (57,1%) характерно ригидное или пограничное состояние.
По мнению ряда исследователей [1,7], локализация контроля является важнейшей интегральным психологическим показателем личности, характеризующим различные проявления социальной незрелости и асоциальное поведение. Локус является устойчивым свойством индивида, показателем взаимосвязи к себе и отношения к окружающему миру.
Изучение уровня локализации контроля первокурсников выявило, что в исследуемой выборке более высокий уровень экстернальности отмечается в группе юношей, который составляет 52,7% от всей выборки в сравнении с группой исследуемых девушек, где данный показатель характерен для 32,3% студенток.
Нас также интересовала адекватность выбора студентами I курса будущей профессии, что, несомненно, является одним из дезадаптирующих факторов в период обучения в вузе [2]. Для этого нами использовалась методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.Л. Климова, позволяющая выявить профессиональные предпочтения личности [4]. Результаты анкетирования студентов представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Профессиональные склонности студентов I курса, %
Группы испытуе- мых Челе при >век- рода Человек- техника Человек- человек Человек-знак. сист. Человек-худ. образ
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
юноши (п=49) 1 2,8 24 68,6 5 14,3 5 14,3 0 0
Девушки (п-45) 1 7,1 8 57,1 1 7Д 2 14,3 2 14,3
* жирным шрифтом выделен преобладающий тип профессий
Как видно из таблицы 2, преобладающим типом профессий в обеих группах исследуемых, является «Человек-техника», соответственно, 68,6% у юношей и 57,1% в группе девушек. Это соответствует профилю выбранной для обучения специальности. Однако следует отметить, что процентный показатель соотношения выбранной специальности профессиональным предпочтениям студенток ниже на 11,7% аналогичного показателя студентов.. Дополнительным типом профессиональных склонностей в обеих группах является «Человек-знаковая система» — по 14,3%, при этом у первокурсниц те же 14,3% респонденток избрали предпочтительном типом «Человек-художественный образ», что абсолютно противоречит направлению изучаемой профессии.
В общем, можно констатировать, что для большинства студентов I курса, избранная специальность является предпочтительной по сравнению с другими типами профессий.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует сделать следующие выводы:
- основными видами девиаций среди студентов I курса являются: нарушения социализации личности; склонность к нарушению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к саморазрушению; склонность к агрессии и насилию; снижение волевого контроля за эмоциональными реакциями; склонность к делинквентности;
- для большинства студентов I курса характерна большая выраженность негативных психических состояний, а именно: высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности обладают 14,3% студентов, высокая степень ригидности отмечен у 57,1% первокурсников, а преобладание экстернальности локуса контроля зарегистрировано у юношей (52,7%), хотя и в группе студенток склонность к приписыванию результатов деятельности внешним причинам довольно высока.
- профессиональные предпочтения большинства первокурсников как у юношей, так и у девушек соответствуют профилю выбранной специальности (68,6% и 57,1%), что свидетельствует об адекватности выбора профессии. При этом следует отметить, что у студенток выявлен высокий процент (14,3%) склонности к профессиям, не соответствующим специфике выбранной для обучения в вузе специальности.
Библиографический список
1 Батаршев, A.B. Диагностика профессионально важных качеств / A.B. Батаршев,— СПб.: Питер, 2007. - С. 8-16; 44-50.
2. Буров, А.Э. Изучение профессиональных предпочтений студентов различных социальных групп / А.Э, Буров // «Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи»: тез. докл. Всероссийской науч. - практич. конф. (Москва - Новочебоксарск, 24 февраля 2009 г.) - М: НОУ РГУФКиС, 2009. -С. 3-4.
3. Кириллова, С.С. Формирование психофизической готовности старшеклассников группы социального риска к обучению в ВУЗе: автореф. ...дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / С.С. Кириллова; ВНИИФК - М., 2008. - 24 с.
4. Климов, Е.А. Информационно-поисковая система «Профессиография»: метод, рекомендации / Е.А. Климов - JL, 1972. - 297 с,
5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова, Л.Д. Столяренко; под ред. М.В. Булановой-Топорковой. -3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 312-339.
6. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - С. 208-221.
7. Реан, A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля / A.A. Реан. - 1998. - №4. - С. 43-52.
8. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -С. 139-156.