Научная статья на тему 'Тенденция полицентризма мировой валютной системы'

Тенденция полицентризма мировой валютной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗОНА ЕВРО / МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / ДОЛЛАР США / ЕВРО / МНОГОПОЛЯРНОСТЬ / ПОЛИЦЕНТРИЗМ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / EURO ZONE / GLOBAL CURRENCY SYSTEM / US DOLLAR / EURO / MULTIPOLARITY / POLYCENTRISM / GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Петр Викторович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы функционирования доллара США и евро в контексте эволюции мировых финансов. Дана характеристика глобального финансово-экономического кризиса и кризиса в зоне евро, а также антикризисных мер, разработанных в Европейском союзе. Раскрывается тенденция полицентризма мировой валютной системы. Автор также рассуждает об интересах и месте России в мире и дает прогноз ее развития в свете мировых финансовых тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polycentrism Trend in the Global Currency System

The article discusses problems and prospects of the USD and euro functioning within the context of global finance evolution. It defines the global financial and economic crisis and the Euro Zone crisis, as well as the anti-crisis measures developed by the European Union. The polycentrism trend within the global currency system is reviewed. The author also discusses global interests and position of Russia and presents a forecast of the country's development within the context of the global financial trends.

Текст научной работы на тему «Тенденция полицентризма мировой валютной системы»

ДИСКУССИИ

Ключевые слова:

зона евро, мировая валютная система, доллар США, евро, многополярность, полицентризм, глобальный финансово-экономический кризис

П. В. Алексеев, к. э. н.,

ст. науч. сотр. Центра исследований МЭО Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (e-mail: [email protected])

Тенденция полицентризма мировой валютной системы

Статья подготовлена по результатам НИР в соответствии

с Тематическим планом прикладных исследований Финансового университета.

Финансовый кризис в зоне евро, пик которого пришелся на 2010-2011 гг., в значительной мере был порождением мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Непосредственными причинами мировой финансовой нестабильности явились: виртуализация капитала, непомерное разрастание рыночного сегмента производных финансовых инструментов, перепроизводство доллара США и его обесценение, удручающее состояние платежного баланса и государственных финансов США и связанные с этим бегство от доллара и паника на мировом финансовом рынке.

В настоящее время мировой финансово-экономический кризис миновал активную фазу, однако нельзя исключать возникновение новых кризисных явлений, что обусловлено общей слабостью и уязвимостью нынешней мировой валютнофинансовой архитектуры.

Как видно из риcунка, экономическая динамика в США и европейском Экономическом и валютном союзе (ЭВС)1 нашла отражение в изменениях обменного курса

1 Европейский Экономический и валютный союз, или зона евро, использующий единую европейскую валюту функционирует с 1 января 1999 г., и по состоянию на 1 августа 2011 г в него входят 17 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония. Из 10 государств — членов Европейского союза, не входящих в зону евро, Великобритания и Дания оговорили за собой право не участвовать в ЭВС. Швеция, не сделав подобной оговорки, воздержалась от вступления в валютный союз. Остальные 7 стран — участниц ЕС приняли на себя обязательство перейти по мере создания необходимых условий на евро.

валютной пары «доллар — евро». В период 2002-2008 гг. и в 2011 г. происходило укрепление евро, в 2008 и 2010 гг. имела место его временная девальвация.

В 2001-2008 гг. евро укрепился по отношению к доллару США вдвое (с $0,81 до $1,6), а начиная с 2008 г. доллар вступил в полосу высокой волатильности. В целом в 2000-х гг. стала очевидной крайняя нестабильность доллара как мировой валюты, что обуславливает неустойчивость и неопределенность перспектив действующей Ямайской валютной системы.

Курс евро к доллару США в 1999-2011 гг.

Источник: сайт Европейского центрального банка (http://sdw.ecb.europa.eu/quickview.do?SERIES_KEY= 120. EXR. D. USD. EUR.SP00.A).

Глобальный финансово-экономический кризис вновь выявил изъяны современной валютной системы, а также проблемы неэффективного финансового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Одной из главных причин кризиса стала ошибочная политика регулирующих органов. В декларации вашингтонского саммита Группы двадцати ^20) (ноябрь 2008 г.) к числу ключевых факторов были отнесены: просчеты властей, а также регулирующих и контрольных инстанций; отсутствие в ряде развитых стран должного учета нараставших на финансовых рынках рисков и борьбы с ними; непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам2.

В современных антикризисных планах, выработанных G20, особая роль отводится двум группам мер. Первая — это меры институционального характера, направленные главным образом на повышение прозрачности информации о состоянии экономики стран и частных компаний. Ко второй группе относятся мероприятия по совершенствованию аналитического аппарата, выработке антикризисных концептуальных установок как для международных организаций (прежде всего МВФ), так и для национальных регулирующих органов.

2 Официальный сайт Группы двадцати (http://www.g20.org/Documents).

ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЗОНЫ ЕВРО

Наряду с внешними факторами финансовый кризис в валютном объединении обусловлен и внутренними причинами, главная из которых — значительные структурные различия между экономическими системами стран — членов зоны евро. Кроме того, действуют и следующие макроэкономические причины.

Во-первых, под влиянием кризиса большинство государств, входящих в еврозону, нарушило маастрихтские критерии по дефициту государственного бюджета, который должен составлять не более 3 % ВВП. Фактически же дефицит бюджетов в целом по еврозоне вырос с 0,6 % ВВП в 2007 г. до 6 % в 2010 г. А в таких проблемных странах, как Греция, Испания, Ирландия и Португалия, показатель бюджетного дефицита оказался еще выше (табл. 1).

Во-вторых, для ряда стран — членов зоны евро характерно наличие огромных долговых обязательств, которое связано со значительным (а порою безудержным) ростом заимствований в течение последних лет. Долгое время они практиковались в широких масштабах на всех уровнях: домашние хозяйства стали весьма склонны к ипотечному и потребительскому кредитованию, банки охотно прибегали к пополнению своих ресурсов за счет внешних источников, а государства все более безответственно относились к соблюдению бюджетной дисциплины. В результате государственный долг в целом по еврозоне повысился с 66,2 % ВВП в 2007 г. до 85,3 % в 2010 г., при том что маастрихтские критерии по уровню государственного долга требуют, чтобы он не превышал 60 % ВВП отдельных стран. Наибольшие проблемы в сфере государственного долга характерны для Греции, Италии, Ирландии, Португалии.

В-третьих, введение евро и изъятие из обращения национальных валют лишило страны — члены ЭВС возможности использовать механизм девальвации в целях повышения конкурентоспособности своего экспорта. Вследствие этого проблемные страны оказались не в состоянии урегулировать вопросы дефицита бюджета и государственного долга.

Таблица 1

Основные показатели государственных финансов проблемных стран еврозоны в 2008-2010 гг., % ВВП

Страна 2008 2009 2010

Дефицит бюджета Гос. долг Дефицит бюджета Гос. долг Дефицит бюджета Гос. долг

Греция -9,4 110,7 -15,4 127,1 -10,5 142,8

Испания -4,2 39,8 -11,1 53,2 -9,2 60,1

Ирландия -7,3 44,3 -14,4 65,5 -32,4 96,2

Португалия -2,9 65,3 -9,3 76,1 -9,1 93,0

Италия -2,7 106,3 -5,4 116,1 -4,6 119,0

Еврозона (16 стран) -2,0 69,8 -6,3 79,2 -6,0 85,3

Источник: официальный сайт Евростата (http://epp.eurostat.ec.europa.eu)

С целью смягчения долговых проблем отдельных стран министры финансов стран ЕС договорились в мае 2010 г. о создании Европейского фонда финансовой стабильности (European Financial Stability Facility — EFSF) общим объемом €440 млрд для оказания поддержки нуждающимся странам. 15 февраля 2011 г. была достигнута договоренность о создании фонда спасения для еврозоны на сумму €500 млрд ($673,2 млрд). Фонд, который будет называться Европейский механизм стабильности (European Stability Mechanism — ESM), в середине 2013 г. заменит собой EFSF.

Главная цель создания EFSF и ESM — преодоление долгового кризиса стран ЕС путем предоставления кредитов и покупки государственных облигаций проблемных стран. Помимо участников ЕС финансовые вливания в новосформированный фонд будет производить МВФ.

По итогам экстренного саммита Евросоюза 21 июля 2011 г. были приняты антикризисные меры, призванные снизить риск неконтролируемого развития европейского финансового кризиса, по крайней мере, на ближайшие месяцы. К основным из них относятся:

• решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ сроком действия 3 года (до середины 2014 г.) и общим объемом €109 млрд;

• увеличение сроков кредитов, которые будут предоставляться в рамках второй программы, до 15-30 лет (для сравнения: по кредитам первой программы — 7,5 лет);

• понижение ставок как по новым, так и по ранее предоставленным кредитам Греции до 3,5 % с текущих 4,5-5,8 %;

• аналогичное понижение ставок по действующим кредитам, предоставленным ЕС и МВФ Ирландии и Португалии;

• предложение четырех схем реструктуризации частным держателям греческих облигаций. Предполагается, что объем дополнительной помощи Греции от частных инвесторов, которая будет получена в результате фактической реструктуризации, составит еще около €50 млрд.

Кроме того, с целью противодействия распространению долговых проблем на другие страны зоны евро, были приняты конкретные решения по повышению гибкости и оперативности EFSF, в частности решение о возможности проведения интервенций данного фонда на вторичном рынке государственных облигаций проблемных стран.

Вероятно, преодолению финансового кризиса в еврозоне и дальнейшему укреплению позиций евро в мировой валютной системе будет способствовать реализация предложений канцлера ФРГ А. Меркель и президента Франции Н. Саркози, сформулированных ими на встрече 16 августа 2011 г. Эти предложения касаются создания единого экономического правительства еврозоны, сокращения бюджетных расходов ее проблемных стран и введения в Евросоюзе общего налога на финансовые операции. Возможно, что в дальнейшем будет создано единое экономическое правительство Европейского союза. По мнению экономистов — лауреатов Нобелевской премии, еврозоне необходима общая финансовая политика, иначе евро угрожает крах3. Так или иначе, в рамках еврозоны целесообразны формирование общего бюджета и проведение единой финансовой политики, и создание единого экономического правительства в перспективе будет служить решению данной задачи.

НОМИНАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ СТРАН -КАНДИДАТОВ НА ВСТУПЛЕНИЕ В ЕВРОЗОНУ

Формирование Экономического и валютного союза опирается на соблюдение требований номинальной конвергенции национальных экономик стран-кандидатов. Базовым условием валютной интеграции является реальная конвергенция, которая предполагает сближение уровней экономического и социального развития, синхронизацию экономических циклов, выравнивание доходов на душу населения.

В настоящее время семь стран — участниц ЕС находятся в стадии подготовки к вступлению в еврозону (табл. 2).

3 Нобелевские лауреаты-экономисты прогнозируют Европе и США длительный кризис // Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия»(http://spravedlivo.ru/news/anews/15878.php).

Таблица 2

Показатели конвергенции в странах — членах ЕС, планирующих присоединиться к зоне евро

Страна Год Темпы инфляции, % Сальдо гос. бюджета, % ВВП Валовый гос. долг, % ВВП Долгосрочная ставка, %

2008 12,0 1,8 14,1 5,4

Болгария 2009 2,5 -3,9 14,8 7,2

2010* 1,7 -2,8 17,4 6,9

2008 6,3 -2,7 30,0 4,6

Чехия 2009 0,6 -5,9 35,4 4,8

2010 0,3 -5,7 39,8 4,7

2008 15,3 -4,1 19,5 6,4

Латвия 2009 3,3 -9,0 36,1 12,4

2010 0,1 -8,6 48,5 12,7

2008 11,1 -3,3 15,6 5,6

Литва 2009 4,2 -8,9 29,3 14,0

2010 2,0 -8,4 38,6 12,1

2008 6,0 -3,8 72,9 8,2

Венгрия 2009 4,0 -4,0 78,3 9,1

2010 4,8 -4,1 78,9 8,4

2008 4,2 -3,7 47,2 6,1

Польша 2009 4,0 -7,1 51,0 6,1

2010 3,9 -7,3 53,9 6,1

2008 7,9 -5,4 13,3 7,7

Румыния 2009 5,6 -8,3 23,7 9,7

2010 5,0 -8,0 30,5 9,4

Нормативные

значения показателей 1,0 -3,0 60,0 6,0

* Данные за 2010 г для всех стран соответствуют периоду с апреля 2009 г по март 2010 г Источник: ECB Convergence Report. May 2010. — European Central Bank, 2010. — P. 33.

Необходимым условием присоединения страны к еврозоне является соблюдение ею требований номинальной конвергенции:

— средний уровень инфляции в течение года должен не более чем на 1,5 % превышать средний невзвешенный уровень инфляции в трех странах Евросоюза с наименьшей инфляцией;

— дефицит консолидированного государственного бюджета — не более 3 % ВВП;

— валовый государственный долг — не более 60 % ВВП;

— номинальные процентные ставки в течение года должны не более чем на 2 процентных пункта превышать средние номинальные процентные ставки трех стран Евросоюза с наименьшей инфляцией;

— участие в механизме обменных курсов ERM II — не менее двух лет.

Под влиянием глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. обострились макроэкономические проблемы стран — кандидатов на вступление в зону евро. Так, темпы прироста реального ВВП в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) либо затормозились, либо сильно уменьшились. На фоне снижения темпов инфляции в условиях падения внутреннего спроса в рассматриваемых странах состояние их государственных бюджетов резко ухудшилось, и премия за страновой риск значительно выросла. Рост данной премии отразился на динамике долгосрочных процентных ставок (см. табл. 2). В настоящее время критерию конвергенции по темпам инфляции удовлетворяют лишь Чехия и Латвия; по уровню бюджетного дефицита — Болгария; по уровню государственного долга — все страны, кроме Венгрии; по уровню долгосрочной процентной ставки — лишь Чехия.

Глобальный кризис и паника на мировом финансовом рынке оказали сильное влияние на большинство стран ЦВЕ, поскольку в предшествующие годы их экономический рост в значительной мере зависел от притока иностранного капитала. Когда доверие инвесторов к региону пошатнулось и условия финансирования ужесточились, макроэкономические проблемы в странах ЦВЕ стали еще острее. В дополнение к этому многие страны региона являются экспортно ориентированными, и на них оказало сильное негативное влияние сокращение зарубежного спроса.

В настоящее время ни одна из семи стран, претендующих на вступление в еврозону, не удовлетворяет всем критериям конвергенции. Очевидно, что странам-канди-датам предстоит большая работа по проведению институциональных и экономических реформ с целью сближения показателей и условий их развития с показателями и условиями стран — членов ЭВС.

ПОЛИЦЕНТРИЗМ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Современная Ямайская мировая валютная система — это система плавающих обменных курсов, применение которых в принципе чревато появлением множества проблем для национальных экономик в частности и мировой экономики в целом. По мнению автора, важнейшей структурной причиной глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. является растущее несоответствие Ямайской валютной системы современным вызовам. В частности, данный режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, вместо этого он увеличил объемы валютных спекуляций и неопределенность в динамике валютных курсов.

Ситуация усугубляется тем, что МВФ не предлагает никаких мероприятий по перестройке Ямайской валютной системы, сохраняя статус-кво 1978 г. Новую философию валютных курсов предлагают лишь ученые. Но в плане практической реализации новых концепций, правда, на региональном уровне, преуспел лишь Европейский союз, сформировавший валютное объединение, основанное на единой европейской валюте.

В последнее время активизировались дискуссии о будущем мировой валютной системы, что вызвано усилившейся неустойчивостью доллара США, которая в свою очередь обусловлена сохраняющимся крупным хроническим дефицитом платежного баланса США по счету текущих операций, увеличением бюджетного дефицита и государственного долга. В 2010 г. дефицит платежного баланса США составил $470,2 млрд (3,2 % ВВП) против $378,4 млрд в 2009 г. (2,7 % ВВП). На конец 2010 г. валовый государственный долг США — 95,7 % ВВП (84,2 % на конец 2009 г.). Дефицит бюджета в 2010 г. — 8 % (11,3 % в 2009 г.) (табл. 3).

Следует согласиться с российским специалистом М. Ю. Головниным, что в обозримом будущем мировая валютная система будет развиваться как система своеобразной «иерархии валют», включающей доллар, конкуренцию которому в рамках отдельных функций будут составлять евро (первый уровень), а также английский фунт, японская иена и швейцарский франк (второй уровень)4. Это означает, по сути, сохранение тенденции полицентризма в мировой валютной системе.

В связи с этим в предложениях российского руководства к лондонскому саммиту G20 говорилось: «На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо

4 Головнин М. Ю. Основные направления развития мировой валютной системы и денежно-кредитная политика России // Международная экономика. — 2011. — № 2. — С. 7.

укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних отношений. Поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов»5.

В настоящее время наряду с США и еврозоной важнейшими центрами соперничества и партнерства в мировой валютной системе выступают Япония и Китай. По итогам 2010 г. экономика Китая заняла второе место в мире как по величине номинального ВВП, обогнав Японию, так и по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности6. Тем не менее китайский юань в обозримом будущем вряд ли может стать мировой резервной валютой и международным платежным средством, поскольку в Китае отсутствуют полноценные валютный и финансовый рынки и сохраняются существенные валютные ограничения.

Несмотря на разрушительные последствия землетрясения в Японии в 2011 г., по-прежнему сильны позиции японской иены, которая особенно широко используется в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако росту влияния японской иены в мировой валютной системе препятствуют как культурная обособленность Японии, так и значительный объем государственного долга, который в конце 2009 г. превысил 180 % ВВП. Суммарный долг центрального правительства и префектур Японии к настоящему времени более чем в два раза превышает ВВП, что значительно больше, чем аналогичные долги любой развитой страны. Вероятно, что государственный долг Японии будет расти в связи с ростом расходов на устранение последствий природных катаклизмов. В настоящее время использование иены в качестве резервной валюты носит весьма ограниченный характер. Так, по состоянию на 1 января 2011 г. доля иены в валютных резервах стран мира составляла лишь 3,8 %7.

Таблица 3

Основные макроэкономические показатели еврозоны, США и Японии в 2007-2010 гг.

Год Реальный ВВП, % Темпы инфляции, % Дефицит гос. бюджета, % ВВП Валовый гос. долг, % ВВП Сальдо текущих операций, % ВВП

Еврозона

2007 2,8 2,1 -0,6 66,2 0,2

2008 0,4 3,3 -2,0 69,9 -0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 -4,1 0,3 -6,3 79,3 -0,2

2010 1,8 1,6 -6,0 85,1 0,1

США

2007 1,9 2,9 -2,9 48,4 -5,1

2008 0,0 3,8 -6,3 56,7 -4,7

2009 -2,6 -0,4 -11,3 84,2 -2,7

2010 2,9 1,6 -8,0 95,7 -3,2

Япония

2007 2,3 0,1 -2,4 156,2 4,8

2008 -1,2 1,4 -2,2 162,0 3,2

2009 -6,3 -1,4 -8,7 180,4 2,8

2010 4,0 -0,7 — — 3,6

Источники: ECB Monthly Bulletin. May 2011. — European Central Bank, 2011. — P 5, 76; официальный сайт Международного валютного фонда (http://www.imf.org); официальный сайт Евростата (http://epp.eurostat ec.europa.eu); сайт Казначейства США (http://www.treasurydirect.gov).

5 Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года) / Официальный сайт Президента России (http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/03/213992.shtml).

6 Интернет-энциклопедия «Википедия»(http://ru.wikipedia.org).

7 Рассчитано по: Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves (COFER) / International Monetary Fund (http://www.imf.org/external/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf).

В обозримом будущем наиболее вероятно сосуществование доллара США и евро в качестве ведущих мировых валют в рамках формирующейся полицентрической валютной системы. Дело в том, что доллар уже глубоко укоренился в мировой экономике как основная валюта, выполняющая функции меры стоимости, средства платежа, сбережений, резервной валюты. Евро в последние годы прочно занял второе по значимости место8.

Доминирование доллара и евро обусловлено большим удельным весом США и ЕС в мировом ВВП. По состоянию на 2008 г. доля Европейского союза в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) составляла 22 %; США — 21 %; Китая — 11 %; Японии — 6 %, России — 3 %9.

При оценке перспектив доллара ряд стран высказывает недовольство его доминированием на финансовых рынках, в международных расчетах, валютных резервах и инвестициях. Подвергается критике негативная роль США и их валюты в формировании разрыва между объемами спекулятивного капитала в мире ($400 трлн, из которых $140 трлн приходится на США) и мировым ВВП ($69 трлн).

В результате современного кризиса повысились риски, связанные с использованием доллара как международного платежного и резервного средства, в связи с его нестабильностью. В настоящее время 2/3 эмитированных Федеральной резервной системой 100-долларовых банкнот обращается за рубежом10. Рост эмиссии денег для финансирования беспрецедентной антикризисной программы увеличивает долларовую лавину в международном обороте и, как следствие, усиливает нестабильность американской валюты.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса и бегства от доллара центральные банки перераспределяют свои валютные резервы в пользу единой европейской валюты. Так, доля доллара в мировых валютных резервах снизилась с 65,5 % на 01.01.2007 до 61,4 % на 01.01.2011, а доля евро за этот период повысилась с 25,1 % до 26,3 %11. В перспективе весьма вероятно дальнейшее ослабление позиций доллара. Так, известный американский экономист Н. Рубини в июне 2009 г. предположил: «Роль доллара США в качестве мировой резервной валюты будет снижаться»12. В последнее время в прессе стали появляться публикации, предсказывающие неизбежный и скорый крах доллара и мировой финансовой системы.

Следует отметить, что, вопреки таким оценкам, в настоящее время крах доллара маловероятен, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, его доминирующая роль подкрепляется высоким экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США. Во-вторых, на современном этапе отсутствует реальная альтернатива доллару: он в любом случае останется ведущей мировой валютой, даже если со временем уступит часть своих позиций евро или будет осуществлен переход к другой валютной системе. В-третьих, это во многом политический выбор, т. к. доллар поддерживается мировым сообществом. Дефолт по суверенному долгу США и обвал доллара означали бы финансовую катастрофу и глубокий затяжной кризис мирового хозяйства.

Позиции евро на мировом валютном рынке во многом будут зависеть от действий Японии и Китая (уже наращивающих свои резервы в этой валюте), на которых

8 The international role of the euro. July 2010. — European Central Bank, 2010. — P 12.

9 Интернет-энциклопедия «Википедия»(http://ru.wikipedia.org).

10 Красавина Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы// Деньги и кредит. — 2010. — № 5. — С. 51.

11 Рассчитано по: Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves (COFER) / International Monetary Fund (http://www.imf.org/external/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf).

12 Перспективы мировой финансовой архитектуры / Информационно-дискуссионный портал Newsland (http://www.newsland.ru/news/detail/id/500720).

ориентируются остальные страны Юго-Восточной Азии. Что касается Латинской Америки, то страны этого региона находятся в зоне экономических и политических интересов США, и поэтому доллар долго еще будет здесь доминировать.

Очевидно, что роль евро на международной арене будет возрастать вслед за возрастанием мощи и влияния Евросоюза как интеграционного объединения, имеющего полувековую историю. Вопреки недавним оценкам некоторых экономистов, выход из еврозоны каких-либо стран-участниц и тем более крах евро представляется маловероятным. При этом укреплению позиций евро будет способствовать реализация антикризисных мер странами — участницами еврозоны, а также предложений Германии и Франции по созданию единого экономического правительства зоны евро.

По мнению Д. В. Смыслова, вряд ли доллар либо евро (не говоря уже об иене) смогут добиться кардинального расширения своих позиций на мировом валютном рынке за счет вытеснения конкурирующих валют. Скорее, вырисовывается перспектива неустойчивой, зигзагообразной траектории изменения соотношения сил между этими денежными единицами13.

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКОЙ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ

Изучение проблемы участия нашей страны в деятельности мировой валютной системы позволяет выделить следующие ее интересы:

1. Россия заинтересована в расширении сферы использования евро, прежде всего в международной торговле и инвестициях, а также как резервной валюты, что обусловлено его меньшей, по сравнению с долларом, волатильностью по отношению к рублю. Это позволит снизить зависимость России от доллара и от экономической политики США.

2. В условиях перехода России к режиму свободного плавания обменного курса рубля и таргетирования инфляции все более очевидной становится необходимость совершенствования инструментария ее валютной политики с целью недопущения резких колебаний курса рубля. В частности, потенциальный интерес представляют беспроцентные резервные требования на приток краткосрочных иностранных капиталов, которые достаточно успешно применялись рядом стран с формирующимися рынками (Чили, Колумбия, Словения). Данный инструмент призван нейтрализовать негативное влияние резких движений спекулятивных капиталов на валютный курс рубля и международные резервы России.

3. Наша страна заинтересована в расширении и развитии международного сотрудничества с другими странами по вопросам реформирования мировой валютнофинансовой системы, прежде всего в формате G20.

Что касается перспектив трансформации российского рубля в региональную резервную валюту, то для достижения этой цели экономика нашей страны должна иметь важные предпосылки: достаточно мощный и сбалансированный экономический базис; решительный переход национальной экономики к инновационному развитию; диверсифицированную на инновационной основе структуру экспорта; преодоление инфляции и достижение макроэкономической устойчивости; поддержание достаточного по мировым меркам объема золотовалютных резервов; использование рубля в качестве валюты российских экспортных контрактов14. По всей видимости, данный процесс — это вопрос не столько политики, сколько эволюции экономического базиса в России, которая может занять немало лет.

13 Смыслов Д. В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — С. 79.

14 Там же, с. 83.

Подводя итоги, следует отметить, что в обозримом будущем мировая валютная система сохранит тенденцию к полицентризму и будет развиваться в условиях борьбы между долларом и евро, при этом свою важную роль сохранят и другие резервные валюты.

В условиях мирового финансового кризиса, перепроизводства долларов США и бегства от доллара возрастает роль евро как второй по значимости валюты, конкурирующей с долларом. Преодолению финансового кризиса в еврозоне и укреплению позиций евро, как предполагается, должна способствовать реализация предложений Германии и Франции по созданию единого экономического правительства в еврозоне и более тесному взаимодействию в сфере финансовой политики.

Интересы России как полноправного участника мировой валютной системы состоят прежде всего в расширении использования евро в международной торговле и инвестициях и как резервной валюты.

Вопреки недавним высказываниям о грядущем крахе доллара или евро и обвале мировой финансовой системы, автор считает такой поворот событий маловероятным, поскольку резкая девальвация ведущих мировых валют имела бы самые разрушительные последствия для мирового хозяйства, в чем отнюдь не заинтересованы его субъекты.

На современном этапе не вызывает сомнений, что монопольное положение доллара как валюты-гегемона после появления евро оказалось окончательно подорвано, и прежде всего конкуренция доллара и евро будет определять будущий облик мировой валютной системы.

Библиография

1. Смыслов, Д. В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990-2000-е годы. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — 123 с.

2. Головнин, М. Ю. Основные направления развития мировой валютной системы и денежно-кредитная политика России // Международная экономика. — 2011. — № 2. — C. 4-11.

3. Красавина, Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Деньги и кредит. — 2010. — № 5. — C. 48-57.

4. ECB Monthly Bulletin. May 2011. — European Central Bank, 2011. — 220 p.

5. The international role of the euro. July 2010. — European Central Bank, 2010. — 230 p.

6. ECB Convergence Report. May 2010. — European Central Bank, 2010. — 273 p.

7. Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года)

[Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ text/docs/2009/03/213992.shtml.

8. Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imf.org.

9. Официальный сайт Группы двадцати [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.g20.org.

10. Официальный сайт Европейского центрального банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecb.int.

11. Официальный сайт Евростата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu.

12. Интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

13. Информационно-дискуссионный портал Newsland [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newsland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.