Международные финансы
УДК 339.7
ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматривается влияние существующей мировой валютной системы на международные финансовые отношения и экономику страны - эмитента ведущей резервной валюты. Анализируются возможные пути реформирования Ямайской валютной системы. Оцениваются деятельность МВФ в области валютного регулирования и преодоления кризисов, опыт внедрения стандарта Специальных прав заимствований (SDR). Сделан вывод, что в настоящее время возможно создание новой международной структуры, действующей параллельно с МВФ, и введение в обращение наднациональной денежной единицы, способной создать альтернативу как доллару, так и евро.
Ключевые слова: мировая валютная система, резервная валюта, валютное регулирование, Международный валютный фонд.
Современный глобальный кризис выявил неэффективность существующей мировой валютной системы и способствовал возобновлению дискуссий о ее возможном реформировании. Сохранение моновалютной системы, основанной на стандарте доллара США, затрудняет стабилизацию мирового денежного обращения и преодоление экономическо-
А. В. ИШХАНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: [email protected]
Е. Ф. ЛИНКЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-шиИ: [email protected] Кубанский государственный университет
го кризиса в глобальном масштабе. Использование в качестве мировой денежной единицы доллара привело к возникновению определенных диспропорций как в национальной экономике страны-эмитента, так и в мировом хозяйстве.
Государство, национальная валюта которого выполняет функции мировых денег, обладает определенными экономическими преимуществами. В частности, за счет эмиссии может быть профинансирован дефицит платежного баланса. Так, за последние тридцать лет (1980-2010 гг.) сальдо текущего счета платежного баланса Соединенных Штатов практически всегда оставалось отрицательным (исключение составил только 1991 г.) [6]. При таких обстоятельствах отток капитала может быть компенсирован дополнительной эмиссией. Товарный импорт страны за рассматриваемый период каждый год значительно превышал экспорт [5]. В результате структура экономики США в 1980-2010 гг. значительно изменилась. Доля производства товаров в общем объеме ВВП снизилась с 30,2 до 18,0 %; а различных видов услуг - возросла с 56,0 до 68,5 %. Ведущая экономика мира постепенно меняет свою направленность: приоритетным
Таблица 1
сопоставление роста мирового экспорта финансовых услуг, экспорта и импорта финансовых услуг США в 2001-2011 гг., млрд долл. [2]
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Мировой экспорт финансовых услуг 96,7 104,6 121,3 151,6 178,7 222,6 295,8 299,3 258,3 275,9 310,3
Экспорт финансовых услуг США 21,8 24,5 27,8 36,4 39,9 47,9 61,3 63,0 62,4 66,4 73,0
Импорт финансовых услуг США 10,2 9,0 8 11,2 12,1 14,7 19,2 17,2 13,6 13,8 15,1
Доля США в мировом экспорте финансовых услуг, % 22,5 23,4 22,9 24 22,3 21,5 20,7 21 24,2 24,1 23,5
направлением становится производство услуг. Особую значимость при этом приобретает финансовый сектор. За 1980-2010 гг. его доля в ВВП страны увеличилась с 16,0 до 20,7 % [4]. Вклад США в мировой экспорт финансовых услуг очень значителен (табл. 1). Финансовый экспорт Соединенных Штатов за 2001-2011 гг. вырос на 234,9 %. При этом импорт увеличился всего на 48 %. Развитие финансовой сферы США опережает рост реального производства. Таким образом, экономика этой страны становится ориентированной на производство добавленной стоимости за счет финансовой сферы, в том числе - ее экспорта.
Противоречия между функциями доллара США как национальной и мировой валюты в настоящее время проявляются особенно остро. В условиях кризиса мировая валюта должна оставаться стабильной, выполняя функции защиты сбережений от инфляции и сохранения стоимости. Но, как известно, результатом политики количественного смягчения, проводимой правительством Соединенных Штатов с целью стимулирования деловой активности в экономике страны, стало перепроизводство денег, что способствует их обесценению. Таким образом, монетарная политика США не учитывает интересы мирового сообщества и негативно влияет на состояние мировой валютной системы.
В настоящее время обсуждаются наиболее вероятные пути реформирования мировой валютной системы. В их числе:
- создание двухвалютной системы, основанной на стандарте доллара США и евро;
- формирование многовалютной системы на базе национальных денежных единиц, наиболее востребованных мировым сообществом в качестве средств платежа и резервирования;
- введение многотоварного стандарта; расширение использования СДР1 до мировой валюты;
- поиск нового валютного эквивалента вместо золота;
- внедрение новой единой наднациональной денежной единицы [2].
Безусловно, доллар и евро в среднесрочной перспективе останутся ведущими международными валютами. В настоящее время денежная единица еврозоны является единственной валютой, способной составить альтернативу доллару. Потенциал экономики еврозо-ны на современном этапе уступает только Соединенным Штатам. Совокупный ВВП стран зоны евро на протяжении последних десяти лет составлял около 20 % мирового, экспорт товаров и услуг (за пределы еврозоны) превышал 13 % объема международной торговли [6]. Доля евро в мировых валютных резервах за 2002-2011 гг. колебалась от 24,2 до 27,6 % [3].
Однако современный глобальный финансовый кризис обнаружил определенные изъяны Европейской валютной системы. Совместная экономическая политика предусматривает создание равных условий для всех стран-членов на территории еврозоны. На внутреннем рынке устранены многие тарифные и количественные ограничения, запрещена налоговая дискриминация в отношении товаров, произведенных странами ЕС. При этом конкурентоспособность товаропроизводителей государств - членов еврозоны значительно различается. Страны с более низким уровнем развития не имеют возможности создавать дополнительные конкурентные преимущества для своих производителей путем валютного регулирования (в частности, за счет девальвации национальных валют).
1СДР - эмитируемые Международным валютным фондом (МВФ) международные резервные и платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов.
Несовершенство механизмов финансового регулирования способствует перераспределению капитала внутри еврозоны в страны с более высоким уровнем экономического развития. В 2002-2011 гг. сальдо платежного баланса оставалось положительным только в четырех странах еврозоны: Германии, Австрии, Нидерландах и Люксембурге (табл. 2).
Платежные балансы Греции, Испании, Италии и Португалии на протяжении данного периода оставались дефицитными. Нельзя назвать стабильным также положение Ирландии, Кипра, Мальты, Словакии, Словении и Эстонии. Для восстановления равновесия платежного баланса страны - члены еврозоны не могут применять традиционные инструменты тарифного и валютного регулирования. Покрытие пассивного сальдо платежного баланса в данной ситуации в основном осуществляется за счет привлечения иностранных кредитов, что обостряет проблему урегулирования внешней задолженности.
Обеспечение стабильности евро возможно только при устранении существующих дисбалансов в национальных экономиках стран - членов валютного союза. Для восстановления равновесия во внутренних экономиках еврозоны Германия рекомендует странам-должникам применять следующие меры:
- ужесточение бюджетной политики;
- сокращение социальных расходов;
- контроль над заработной платой.
Однако в условиях кризиса такие меры могут привести к усугублению рецессии и росту безработицы. Экономическая нестабильность в еврозоне способствует снижению доверия к ее валюте. В 2009-2011 гг. доля евро в мировых валютных резервах снизилась с 27,6 до 25 % [3]. Укрепление позиций евро на мировом валютном рынке в среднесрочной перспективе маловероятно. Кроме того, практика показала, что внедрение новой международной валюты, способной даже конкурировать с долларом США, не помогло стабилизировать мировую валютную систему. Более того, замена национальных денежных единиц единой валютой явилась причиной экономической стагнации в некоторых странах - членах еврозоны.
Учеными различных экономических школ и направлений в последнее время также активно обсуждается возможность увеличения количества резервных валют. Перспектива многовалютного стандарта обусловлена рядом преимуществ.
Во-первых, укрепление на международных рынках позиций валют - конкурентов доллара США, формирование новых мировых финансовых центров будут способствовать стабилизации международного денежного обращения в глобальном масштабе. Понижение роли доллара США в мировой валютной системе уменьшает зависимость мирового хозяйства от геополитических интересов одной страны.
Во-вторых, снизится риск перераспределения кризисных явлений из экономики страны - эмитен-
Таблица 2
Сальдо платежных балансов стран зоны евро в 2002-2011 гг., млн долл. [6]
Страна еврозоны 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Австрия 5 463,6 4 186,7 6 073,9 6 245,0 9 042,1 13 189,5 20 127,2 10 290,9 11 671,4 7 987,7
Бельгия 11 611,3 10 790,1 11 425,5 7 702,6 7 545,1 7 041,3 -7 109,6 -7 308,9 6 131,6 -4 839,0
Германия 40 816,3 46 487,2 127 424,3 140 216,3 182 352,1 248 783,1 226 272,3 198 096,2 200 708,0 202 725,2
Греция -9 581,5 -12 803,5 -13 476,1 -18 233,2 -29 565,3 -44 587,3 -51 312,8 -35 912,6 -30 897,2 -29 227,0
Ирландия -1 100,5 89,0 -1 080,6 -7 150,4 -7 858,8 -13 850,4 -15 297,0 -6 293,1 954,5 144,1
Испания -22 239,4 -30 885,5 -54 865,4 -83 388,2 -110 875,2 -144 540,0 -154 529,1 -69 774,8 -63 129,4 -51 918,6
Италия -9 369,1 -19 406,9 -16 454,6 -29 743,9 -47 828,0 -51 574,3 -66 252,3 -41 003,8 -72 015,0 -71 873,8
Кипр -379,2 92,1 -826,8 -970,9 -1 279,4 -1 830,9 -3 877,6 -2 480,1 -2 309,2 -2 545,7
Люксембург 2 305,5 2 408,5 4 088,4 4 406,4 4 396,6 5 214,6 3 040,0 3 307,2 4 121,7 4 185,2
Мальта 106,2 -156,3 -337,6 -523,5 -625,1 -347,5 -431,3 -604,4 -487,4 -116,5
Нидерланды 11 017,5 29 866,7 46 099,6 46 618,2 63 068,3 52 525,7 38 035,6 32 931,3 55 393,3 70 634,4
Португалия -10 856,3 -10 476,8 -15 498,7 -19 821,3 -21 534,4 -23 516,5 -31 852,0 -25 596,4 -22 813,3 -15 437,4
Словакия -1 955,0 -281,9 -3 296,1 -4 004,7 -3 937,5 -4 102,6 -6 185,5 -3 161,1 -3 008,9 12,4
Словения 243,8 -215,7 -892,5 -680,5 -1 088,3 -2 298,0 -3 351,9 -330,9 -270,1 4,3
Финляндия 12 077,7 8 534,2 12 542,4 6 468,6 8 664,6 10 634,2 6 929,9 4 549,0 3 495,3 -1 859,6
Франция 18 007,4 12 860,1 11 030,4 -10 260,2 -12 988,2 -26 610,5 -49 877,0 -35 439,4 -39 788,8 -54 437,0
Эстония -779,3 -1 115,3 -1 369,2 -1 386,4 -2 585,5 -3 503,2 -2 216,6 682,2 549,5 477,0
та доминирующей валюты в другие страны. Как известно, проблемы в Соединенных Штатах стали одной из основных причин финансового кризиса мирового масштаба.
В-третьих, сохранится независимость отдельных государств в сфере национального валютно-финансового регулирования, что дает возможность принимать своевременные меры по стабилизации их финансовых систем. Практика показала, что ограничение суверенитета стран еврозоны в проведении финансовой политики привело к долговому кризису.
Однако формирование мировой валютной системы, основанной на корзине национальных денежных единиц, не является эффективным средством преодоления настоящего валютно-финансового кризиса. Как известно, достижение международного статуса национальной валютой должно осуществляться на основе предпочтений участников международных финансовых отношений. Доверие к международной денежной единице определяется:
- ее стабильностью;
- состоянием экономики страны-эмитента;
- либеральностью валютного режима и т. д.
Проблемы в экономике страны снижают
эффективность выполнения ее национальной денежной единицей основных функций мировых денег (интернациональной меры стоимости, международного платежного и резервного средства), что должно способствовать уменьшению доли такой валюты в международных расчетах и иностранных валютных резервах. Однако на практике отказ от международной валюты даже при ослаблении экономики страны-эмитента происходит со значительным лагом запаздывания. Так, доля доллара США в международных валютных резервах в 2007-2011 гг. сократилась лишь на 2 % [3], а в обороте мирового валютного рынка - на 1,4 %. В то же время укрепление позиций юаня в валютной сфере происходит достаточно медленно и не соответствует экономическим достижениям Китая на современном этапе.
Таким образом, состояние экономики страны-эмитента может влиять на статус национальной валюты, ее долю в международных расчетах и резервах только в долгосрочной перспективе. Национальная денежная единица страны, пораженной экономическим кризисом, может еще долго оставаться одной из ведущих международных валют, создавая дополнительные валютно-финансовые риски.
Учеными-экономистами также рассматривается возможность создания новой мировой валютной системы на основе многотоварного стандарта. Однако следует учитывать, что эмиссия наднациональной денежной единицы, обеспеченной материальными активами, будет ограничена. Следовательно, денежной массы такой валюты может быть недостаточно для обслуживания мировой торговли и международного движения капитала [1]. Эмиссия наднациональной валюты должна соответствовать потребностям мирового сообщества в денежных средствах. Но в этом случае сам факт ее материальной обеспеченности может быть поставлен под сомнение. Более того, такой расчетный инструмент будет подвержен обесценению как любая национальная валюта.
В дискуссиях о перспективе внедрения новой наднациональной валюты часто рассматривается возможность расширения использования СДР, что в определенной степени соответствует актуальной в настоящее время идее введения наднациональной условной единицы на основе корзины валют. Однако следует учитывать неудачный опыт стандарта СДР. Как известно, качество условной денежной единицы определяется ее способностью реализовать основные функции мировых денег:
- интернациональной меры стоимости,
- средства обращения,
- средства сбережения.
Как показывает практика, СДР не осуществляет ни одной из указанных функций в полном объеме. Политические противоречия Ямайской валютной системы привели к возникновению ряда проблем, препятствующих превращению СДР в мировые деньги.
Во-первых, использование СДР в качестве платежного средства остается незначительным вследствие жесткого ограничения их эмиссии. Общая сумма выпуска СДР к 2012 г. составляла около 238,4 млрд ед. (примерно 360 млрд долл.) [3]. Очевидно, что данного актива просто недостаточно для обслуживания значительной части международных торговых сделок и валютно-кредитных операций.
Во-вторых, возникают вопросы по поводу определения курса СДР. Условная стоимость этой «валюты» рассчитывается на основе корзины валют, в состав которой в настоящее время входят доллар, евро, иена и фунт стерлингов. Процентное соотношение валют в корзине СДР определяется с учетом доли каждой страны-эмитента в междуна-
родной торговле и в мировых валютных резервах. Согласно данным международной статистики, страны - эмитенты валют, составляющих корзину СДР, остаются ведущими мировыми экспортерами товаров и услуг даже в условиях кризиса (табл. 3). Кроме того, в официальных валютных запасах многих государств доли доллара, евро, фунта стерлингов и иены по-прежнему значительны. Анализ данных табл. 3 показывает, что существенных изменений в структуре мировых валютных резервов за 2002-2011 гг. не произошло.
Однако при формировании корзины мировой валюты целесообразно учитывать следующие факторы:
- изменение доли страны в мировом ВВП;
- размеры внешнего долга;
- хронический дефицит платежного баланса.
Проблемы в национальной экономике страны-
эмитента должны автоматически снижать долю ее валюты в корзине наднациональной условной единицы. Кроме того, следует предусмотреть возможность расширения базовой корзины за счет
национальных денежных единиц стран с более стабильным экономическим развитием. Предложения о внесении подобных изменений в методику расчета условной стоимости СДР неоднократно выносились на обсуждение как учеными-экономистами, так главами государств. Однако страны - эмитенты резервных валют всячески препятствуют такому развитию событий.
В-третьих, серьезной проблемой остается обеспечение СДР, которым в настоящее время выступают валюты, предоставляемые странами-членами в качестве взносов при вступлении в МВФ. Такое обеспечение ставит под сомнение надежность специальных прав заимствования. В условиях финансового кризиса, систематических конкурентных девальваций доверие участников международных отношений по отношению к национальным валютам (в том числе - резервным) значительно снизилось. Международная условная единица, созданная на основе таких валют, не может быть широко востребованной в качестве платежного и резервного средства.
Таблица 3
Сопоставление экспорта товаров и услуг стран - эмитентов свободно используемых валют и долей в мировых валютных резервах доллара, евро, иены и британского фунта в 2002-2011 гг. [3, 6].
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
США
Экспорт товаров и услуг, 1 003 1 041 1 180 1 305 1 471 1 662 1 847 1 583 1 840 2 094
млрд долл.
Доля в мировом экспорте, % 13,8 11,0 10,3 10,1 9,9 9,6 9,4 10,1 9,8 9,4
Доля в мировых валютных 66,5 65,8 65,9 66,4 65,7 64,1 64,1 62,1 61,8 62,1
резервах, %
Зона евро
Экспорт товаров и услуг, 2 274 2 813 3 243 3 488 3 913 5 034 5 591 4 534 4 918 5 706
млрд долл.
Доля в мировом экспорте, % 31,2 29,8 28,4 26,9 26,2 29,0 28,3 28,8 26,1 25,0
Доля в мировых валютных 24,2 25,3 24,9 24,3 25,2 26,3 26,4 27,6 26,0 25,0
резервах, %
Япония
Экспорт товаров и услуг, 448,0 510,9 615 654,4 704,6 773,1 858,9 639,2 833,7 893,0
млрд долл.
Доля в мировом экспорте, % 6,1 5,4 5,4 5,0 4,7 4,5 4,4 4,1 4,4 4,0
Доля в мировых валютных 4,5 4,1 3,9 3,7 3,2 2,9 3,1 2,9 3,7 3,7
резервах, %
Великобритания
Экспорт товаров и услуг, 420,3 473,8 555,9 601,9 697,5 748,4 777,4 616,3 678,3 794,5
млрд долл.
Доля в мировом экспорте, % 5,8 5,0 4,9 4,6 4,7 4,3 3,9 3,9 3,6 3,6
Доля в мировых валютных 2,9 2,6 3,3 3,6 4,2 4,7 4,0 4,3 3,9 3,9
резервах, %
Идея формирования мировой валютной системы на основе наднациональной условной единицы должна быть адаптирована к изменившимся условиям. Для стабилизации мировой сферы финансов необходим новый наднациональный институт, так как стратегия МВФ не может обеспечить преодоление глобальных финансовых дисбалансов. Во многом это объясняется тем, что возможности фонда воздействовать на валютно-экономическую политику отдельных стран существенно ограничены. Влияние МВФ распространяется в большей степени на государства, являющиеся его заемщиками. В основном это страны с развивающимися экономиками. При этом МВФ практически не может регулировать монетарную политику развитых стран, в частности, США. Более того, размеры квот обеспечивают США и ЕС возможность налагать вето на стратегические решения МВФ, т. е. позволяют контролировать деятельность фонда.
Кроме того, для осуществления наднационального валютного регулирования, стабилизации международных отношений, воздействия на товарные и финансовые рынки необходимы не только денежные средства, но и товарно-сырьевые активы. Уставный капитал наднационального института, в отличие от МВФ, в основном должен быть сформирован из резервных валют (перечень которых следует расширить) и стратегических запасов сырья. Соответственно, обеспечением новой наднациональной денежной единицы могут стать национальные валюты, имеющие статус международных и востребованные мировым сообществом в качестве оборотного и резервного средства, а также материальные активы. Такая условная единица будет пользоваться большим доверием, чем резервные валюты по отдельности. Кроме того, значительные финансовые и сырьевые ресурсы, находящиеся в
распоряжении новой наднациональной структуры, позволят контролировать динамику международных валютных и товарно-сырьевых рынков.
Следует признать, что в ближайшее время нельзя ожидать перехода на новую мировую денежную единицу, так как у многих стран имеются значительные резервы, а также инвестиции в инструменты, номинированные в долларах и других резервных валютах. Отказ от их использования может привести к серьезным финансовым потерям. Однако уже сейчас возможны:
- формирование новых наднациональных структур, действующих вне МВФ;
- внедрение новой условной денежной единицы, используемой в качестве средства сбережения и платежа параллельно с действующими международными валютами.
В дальнейшем это создаст альтернативу МФВ и условия для реформирования Ямайской валютной системы.
Список литературы
1. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Зависимость валютных показателей Российской финансовой системы от мировых цен на нефть // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2010. № 4.
2. Линкевич Е. Ф., Малахова Т. С. Реорганизация мировой валютной системы: косметические изменения или глобальный передел. Теория и практика модернизации России: материалы Международной научно-практической конференции. Сочи. 26-28 января 2011 г.
3. URL: http://www.imf.org/external/index.htm.
4. URL: http://www.bea.gov/.
5. URL: http://www.wto.org.
6. URL: http://data.worldbank.org.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]