Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / экспорт / санкции / товарооборот / цифровизация / логистика / риски / foreign economic activity / exports / sanctions / trade turnover / digitalization / logistics / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовский Михаил Александрович, Маргиев Марат Едуардович

В данной статье рассматриваются логистические риски, с которыми сталкиваются российские экспортные компании в условиях санкционного давления. Также описываются приемы и методы, которыми компании минимизируют влияние данных рисков на свою внешнеэкономическую деятельность. Анализируется влияние антироссийских санкций, введенных Евросоюзом и США начиная с 2014 года и по настоящее время, на внешнеэкономическую деятельность российских компаний и их контрагентов. Учитывая продолжение Специальной военной операции, существует значительный риск введения новых антироссийских санкций, которые могут создать дополнительные угрозы для российских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Отмечается, что помимо негативного воздействия на логистические процессы отечественных компаний, введенные санкции также оказали положительное влияние. Они стимулировали российские организации к укреплению сотрудничества с "дружественными странами", такими как Иран, Белоруссия, Китай, Индия, ОАЭ. В результате чего происходит переориентация внешнеэкономической деятельности России с Запада на Восток, что выражается в увеличении товарооборота со странами Азии. Целью статьи является обзор имеющихся на данный момент тенденций в управлении логистическими рисками российских экспортных компаний. В результате обзора делается вывод о формировании новых трендов в логистической деятельности и создании механизмов государственной поддержки российских экспортеров, таких как национальные проекты. Также отмечается адаптация российских компаний к новым реалиям ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN LOGISTICS RISK MANAGEMENT IN RUSSIAN EXPORT COMPANIES

This article examines the logistical risks faced by Russian export companies under the conditions of sanctions pressure. It also describes the techniques and methods by which companies minimize the impact of these risks on their foreign economic activities. The article analyzes the impact of anti-Russian sanctions imposed by the European Union and the United States from 2014 to the present on the foreign economic activities of Russian companies and their counterparties. Given the continuation of the Special Military Operation, there is a significant risk of the introduction of new anti-Russian sanctions, which may create additional threats to Russian companies engaged in foreign economic activity. It is noted that in addition to the negative impact on the logistics processes of domestic companies, the imposed sanctions also had a positive impact. They stimulated Russian organizations to strengthen cooperation with "friendly countries" such as Iran, Belarus, China, India, and the United Arab Emirates. As a result, Russia's foreign economic activity is being reoriented from the West to the East, which is reflected in an increase in trade turnover with Asian countries. The purpose of the article is to review the current trends in the management of logistics risks of Russian export companies. As a result of the review, a conclusion is drawn about the formation of new trends in logistics activities and the creation of mechanisms for state support of Russian exporters, such as national projects. The adaptation of Russian companies to the new realities of doing business is also noted.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ»

УДК: 339.564.2

ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ

Садовский М.А., Маргиев М.Е., студенты

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected], [email protected] Научный руководитель Шальнева М.С., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются логистические риски, с которыми сталкиваются российские экспортные компании в условиях санкционного давления. Также описываются приемы и методы, которыми компании минимизируют влияние данных рисков на свою внешнеэкономическую деятельность. Анализируется влияние антироссийских санкций, введенных Евросоюзом и США начиная с 2014 года и по настоящее время, на внешнеэкономическую деятельность российских компаний и их контрагентов. Учитывая продолжение Специальной военной операции, существует значительный риск введения новых антироссийских санкций, которые могут создать дополнительные угрозы для российских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Отмечается, что помимо негативного воздействия на логистические процессы отечественных компаний, введенные санкции также оказали положительное влияние. Они стимулировали российские организации к укреплению сотрудничества с "дружественными странами", такими как Иран, Белоруссия, Китай, Индия, ОАЭ. В результате чего происходит переориентация внешнеэкономической деятельности России с Запада на Восток, что выражается в увеличении товарооборота со странами Азии. Целью статьи является обзор имеющихся на данный момент тенденций в управлении логистическими рисками российских экспортных компаний. В результате обзора делается вывод о формировании новых трендов в логистической деятельности и создании механизмов государственной поддержки российских экспортеров, таких как национальные проекты. Также отмечается адаптация российских компаний к новым реалиям ведения бизнеса.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт, санкции, товарооборот, цифровизация, логистика, риски.

TRENDS IN LOGISTICS RISK MANAGEMENT IN RUSSIAN EXPORT

COMPANIES

M.A. Sadovsky, M.E. Margiev, students

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected], [email protected] Scientific supervisor M.S. Shalneva, Candidate of Economics, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. This article examines the logistical risks faced by Russian export companies under the conditions of sanctions pressure. It also describes the techniques and methods by which companies minimize the impact of these risks on their foreign economic activities. The article analyzes the impact of anti-Russian sanctions imposed by the European Union and the United States from 2014 to the present on the foreign economic activities of Russian companies and their counterparties. Given the continuation of the Special Military Operation, there is a significant risk of the introduction of new anti-Russian sanctions, which may create additional threats to Russian companies engaged in foreign economic activity. It is noted that in addition to the negative impact on the logistics processes of domestic companies, the imposed sanctions also had a positive impact. They stimulated Russian organizations to strengthen cooperation with "friendly countries" such as Iran, Belarus, China, India, and the United Arab Emirates. As a result, Russia's foreign economic activity is being reoriented from the West to the East, which is reflected in an increase in trade turnover with Asian countries. The purpose of the article is to review the current trends in the management of logistics risks of Russian export companies. As a result of the review, a conclusion is drawn about the formation of new trends in logistics activities and the creation of mechanisms for state support of Russian exporters, such as national projects. The adaptation of Russian companies to the new realities of doing business is also noted.

Keywords: foreign economic activity, exports, sanctions, trade turnover, digitalization, logistics, risks.

1. ВВЕДЕНИЕ фирм очень часто влечет немалые риски. Такая

Актуальность работы проявляется в том, что причина объясняется необходимостью внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) преодоления таможенной границы другого

70

государства, где действует отличное от нашего законодательство. В добавок к уже существующим рискам, в современном мире добавляется и санкционное давление. Так в пример 2014 год, когда в первый раз введены санкции против РФ после вхождения территорий Республики Крым к России. Однако в связи с началом СВО (специальная военная операция) на территориях ЛНР и ДНР в 2022 году санкции, примененные в сторону нашей страны, носили более серьезный характер.

Так, достаточно оперативно грузовые автомобили с российской регистрацией перестали пропускать в страны Европы, а также большое количество западных и не только держав закрыли воздушное пространство. Стоимость перевозки грузов увеличилась и стала достаточно проблематичной или вовсе невозможной по объективным причинам. Более того, контрагенты в немалом количестве обрубили связь с российскими компаниями.

В свете текущей геополитической обстановки, компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, сталкиваются с высокими логистическими рисками. Они должны принять набор мер, направленных на уменьшение вероятности возникновения таких рисков.

Все это безусловно оказало влияние не только на отечественный логистический рынок, но и на мировой [1]. Все эти события ведут к возрастанию уровня логистических рисков, в связи с этим российским экспортным компаниям следует перейти к действиям, направленным на снижение вероятности наступления таких рисков.

Целью исследования является обзор приемов и технологий, применяемых в российских компаниях для управления логистическими рисками в условиях геополитической нестабильности.

2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование базируется на экономико-статистических, абстрактно-логических методах, сравнительном анализе. Теоретико-

информационная основа состоит из работ отечественных и зарубежных экспертов и

ученых, статистических отчетов и прогнозов, ресурсов организаций в Интернете.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Применение экономических санкций со стороны недружественных стран против России имеет отрицательные последствия для ее внутренней политики и экономики. Это приводит к ухудшению жизненного уровня населения, возникновению экономических и политических проблем, а также вызывает высокую степень общественной недовольства. В результате экономических санкций может быть введен полный или частичный запрет на экспорт и импорт определенных товаров [2, С 83]. Поставщики вынуждены возвращать часть товаров на склады из-за невозможности доставки до пункта назначения. Транспортные компании понесли значительные убытки и вынуждены перестраиваться на работу на российском и азиатском рынках [3, С49]. В результате этого намечаются новые логистические тенденции в России, которые помогают управлять рисками в свете глобальной ситуации.

Антироссийские санкции повлияли на экспортную логистику во многих аспектах. Само собой, это вызвало риски, связанные с географией перевозок. Транспортные компании не могли не начать поиск новых путей и маршрутов.

Сейчас активно используются следующие маршруты:

• Коридор «Север-Юг» и по Транскаспийскому маршруту, через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан.

• Ранее использовались ограниченные объемы маршрутов грузоперевозок в Китай через Благовещенск, Владивосток, Наушки, Гродеково, а также через казахстанские границы в пунктах Достык и Алтынколь. Однако, сейчас эти маршруты применяются с увеличенными объемами грузоперевозок.

• Доставка различными видами транспорта, затрагивающие такие страны как: Иран, Белоруссия, Казахстан, Турция, Таджикистан, Грузия, морские перевозки из портов России в Индию, Китай, Турцию, ОАЭ, Вьетнам и в

обратном направлении. Ожидается активное использование СМП.

Говоря об отношениях между Россией и Китаем, следует сказать, что оборот товаров показал рост 26% в 2023 г. (рис. 1,2) [4]. Россия заметно нарастила объем торговли с азиатскими и африканскими странами. Так по данным ФТС, экспорт в Азию вырос с $205,4 млрд до $226,6 млрд (плюс 10%), а в Африку — в 1,5 раза, с $10,1 до $15,6 млрд. Это может говорить о том, что компании сейчас активно рассматривают партнеров из Азии, и это поможет фирмам выйти на новые мировые рынки.

Рис. 1 - Объем внешней торговли РФ с КНР, млрд

36% 35»,ь

N 26%

« 24%

Ч>11

/

2018 2019 N.211 2021 2022 2023

-6%

Рис. 2 - Темп роста объема внешней торговли РФ с КНР. Источник: [5]

Сейчас существует необходимость в улучшении перевозочной инфраструктуры, контроль за состоянием авто и железнодорожных дорог. Чем оперативнее будут решены эти задачи, тем быстрее можно будет наблюдать результат.

Политика создает условия для развития экономического взаимодействия с

представителями из других стран. Однако, несмотря на положительный пример, это также показывает, что политика государства может внезапно измениться, что представляет высокие риски в логистике и других областях, поэтому

необходимо совершенствование логистических процессов [6, С. 23].

Российские корпорации практически полностью перестали проводить международные расчеты в долларах [7]. Сегодня можно начать управление валютными операциями в наиболее эффективном ключе. Специальное внимание необходимо уделить правильной документации операций, чтобы избежать блокировки излишков валюты, а также настроить систему перевода платежей для получения качественных результатов.

С целью упрощения международного документооборота, партнеры, такие как Китай, Кыргызстан, Казахстан, Грузия и другие, в настоящее время активно обсуждают и внедряют меры по сокращению бюрократических процедур, цифровизации и улучшению логистических и таможенных процессов.

Развитие и внедрение элементов цифровизации в логистику, цифровых платформ в структуру поставок, цифровых сервисов в ТЛУ (транспортно-логистические услуги) будут необходимыми новшествами, которые стабилизируют и укрепят суверенитет страны в транспортной сфере, а также сделают приграничную логистику более устойчивой [8, С. 133].

В общем, логистика активно применяет инновационные решения, такие как автоматизация и роботизация. Транспортные компании все больше используют автоматизированные системы для оптимизации перевозок. Внедрение искусственного интеллекта помогает обрабатывать большие объемы информации и обеспечивает более точное прогнозирование. В результате, клиенты могут наслаждаться улучшенной скоростью доставки и качеством обслуживания. Автоматизация также помогает улучшить складские операции, уменьшая физическую нагрузку на работников и снижая риски травм. Внедрение этих инноваций позволяет сократить затраты и повысить эффективность логистических процессов.

Инновационные программы способствуют эффективному взаимодействию между

партнерами в логистической отрасли, что имеет важное значение для всех участников рынка. Облачные системы обеспечивают хранение данных от разных транспортных компаний и обеспечивают доступ к необходимой информации и координацию операций в логистической цепи поставок. Такая модель сотрудничества становится все более неотъемлемой для транспортных предприятий. С использованием специализированных

приложений можно визуализировать

логистические процессы, что позволяет выявить потенциальные риски и принять меры для их устранения. Облачные сервисы значительно упрощают выполнение повседневных задач и операций - от управления складской деятельностью до экспедирования грузов.

В рамках цифровизации логистической деятельности «рождение» цифровой платформы "Мой экспорт» (Национальный проект «Международная кооперация и экспорт») является событием большего масштаба [9]. Платформа предоставляет возможность справиться с огромным количеством задач при экспортном обороте. Кроме того, в рамках программы была разработана система "Навигатор", которая предоставляет возможность провести анализ и выделить требования внутренних и внешних рынков с учетом определенных критериев.

Цифровая транспортная логистика, а именно ее экосистема, которая дает в пользование интерактивные веб-технологии, которые дают возможность интегрировать транспортно-складской системой, а также планировать ресурсы компании и воплощать всевозможные взаимодействия с контрагентами.

Использование цифровых технологий в области топливно-энергетических товаров за первый квартал 2022 г. увеличилось в полтора раза по сравнению с 2021 г. [10, С. 300].

В процессе логистики, различные сенсоры играют важную роль, обеспечивая связь между различными элементами. Они собирают необходимую информацию и обмениваются данными, позволяя выполнить задачи без участия человека. На крупных предприятиях,

транспортные средства и контейнеры обычно оснащаются специальными датчиками, которые помогают настроить параметры для создания оптимальных маршрутов и обеспечения бесперебойной работы. Эти сенсоры также полезны для контроля транспортных потоков и предварительного обнаружения возможных проблем, что повышает точность, прозрачность и предсказуемость логистических операций. Также стоит отметить, что в курьерской доставке все больше используются беспилотные системы доставки, которые со временем могут заменить человеческий фактор.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, антироссийские санкции стали причиной серьезных трудностей для российских экспортных компаний. Они вынуждены были пересмотреть своих торговых партнеров и переориентироваться на азиатские страны, где существуют более дружественные условия. Это привело к изменению мировых цепочек поставок и сформировало новую реальность для российской экономики.

Однако, несмотря на все сложности, российские компании продолжают находить пути для успешного экспорта своих товаров и находят новые возможности для развития. Вместе с тем, это также стимулирует страну к развитию собственных производственных мощностей и поиску новых экономических партнеров в других регионах мира. В итоге, антироссийские санкции, несмотря на значимое влияние, стали катализатором для изменений и развития российской экономики в новых геополитических реалиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Официальный сайт BBC NEWS. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-60833598 (Дата обращения: 31.01.2024)

[2] Журавков, А.А. Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности российских компаний в условиях санкционных мер/ А.А. Журавков// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 8(102). - С. 81-85. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-8-81-85. - EDN YBGURC.

[3] Оленичева, Я.В. Управление логистическими рисками в условиях внешнеэкономических санкций / Я.В. Оленичева// Человек. Социум. Общество. - 2022. - № 5. - С. 47-52. - EDN WJTEDE.

[4] Товарооборот Китая с Россией вырос на 26%. -URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ (Дата обращения: 01.02.2024)

[5] Официальный сайт Главного таможенного управления Китайской Народной Республики (GACC). - URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/ (Дата обращения: 01.02.2024)

[6] Еремин, А.А. К вопросу об анализе таможенных рисков во внешнеэкономической деятельности / А.А. Еремин, О.Д. Фальченко// Теория и практика мировой науки. - 2022. - № 6. - С. 21-25.

[7] В Минфине сообщили о практически полном уходе РФ от расчета в долларах. - URL:

https://iz.ru/1505221/2023-04-27/ (Дата обращения: 03.02.2024)

[8] Болгова, Е. В. Актуальные тенденции и перспективы развития транспортно-логистического комплекса России в условиях международных ограничений/ Е.В. Болгова// Наука и образование транспорту. - 2023. - № 1. - С. 133135.

[9] Международная кооперация и экспорт// Национальные проекты РФ: официальный сайт. -URL: https://национальныепроекты.рф/projects/ eksport (Дата обращения: 04.02.2024)

[10] Савлаев, Д.В. Цифровые технологии как механизм повышения объемов экспорта российских товаров / Д.В. Савлаев // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года. - Казань: Издательство "Познание", 2022. - С. 298-301. - EDN IDMPYZ.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.